КомпьюАрт

5 - 2000

Принтеры-2000

Валерий Мурахвери

Общие тенденции и стратегии производителей

Технологические тенденции

  Ударные технологии

  Электрографические технологии

  Струйные технологии

  Термические технологии

  Itec ColorImage 6000

  EPSON Stylus Pro 9000

  Canon BJC-8500

  Hewlett-Packard ColorJet 8550

  Xerox-Tektronix — Phaser 850

В последние год-полтора на рынке принтеров произошло немало примечательных событий, которые при анализе выстраиваются в определенные линии, отражающие ряд тенденций. Это относится как к поведению участников рынка в самом общем виде, так и к развитию технологий, которое воплощается в конкретных моделях. Попробуем разобраться во всем этом по порядку.

Общие тенденции и стратегии производителей

Главные условия, определяющие ход событий на рынке принтеров, следующие:

  1. Принтер стал важным атрибутом почти каждого вычислительного комплекса и каждого офиса. Аналоговые копиры сходят со сцены. Производство принтеров носит массовый характер, в оборот вовлекаются огромные средства. Это относится и к оборудованию, и к расходным материалам.
  2. Глобализация мирового рынка в целом в полной мере отражается на общем ходе событий на рынке принтеров.
  3. Удельный вес цветной печати становится все более значительным.

Кажется, не так давно (разве 12 лет — большой срок?) в корпорации IBM произошло важное событие: службы и подразделения, занимающиеся проектированием и производством принтеров, выделились в самостоятельную фирму. Так образовалась компания Lexmark. Сегодня подобное практически невозможно. Для текущего момента характерно обратное: фирмы, успешно осваивавшие отдельные ниши и сегменты рынка, в поисках возможностей дальнейшего развития идут на потерю самостоятельности, становясь подразделениями крупных мировых корпораций.

В офисной технике переход к цифровым технологиям вступил в решающую фазу. Производители копировальной техники более не довольствуются ролью изготовителей печатающих узлов для фирм, производящих принтеры, и выходят на рынок с собственными моделями принтеров, а аналоговые копиры постепенно исчезают. Яркий пример — приобретение компанией Minolta фирмы QMS. При этом образованное на базе QMS подразделение существенно расширяется, становясь проектно-исследовательским центром всей корпорации.

Несколько иначе обстоит дело с покупкой принтерного бизнеса Tektronix корпорацией Xerox. Мировой гигант в первую очередь приобрел новую, перспективную технологию, чтобы успешно конкурировать на рынке цветной печати с компанией Hewlett-Packard и другими, не столь опасными соперниками, причем один из главных автоматически устранился. Корпорация Xerox проводит агрессивную политику на рынке принтеров, направленную на то, чтобы спад производства аналоговой техники не уменьшил ее оборота в целом. Это проявляется в интересе к тем сегментам рынка, где ранее особой активности у Xerox не наблюдалось, в частности к устройствам персональной печати — как лазерным, так и струйным. Такую стратегию (наступление по всему фронту) может позволить себе только мощная корпорация, способная рискнуть значительными ресурсами.

Есть ли особенности у россий-ского рынка? Безусловно, есть. Поскольку Россия сама не производит и даже не собирает принтеров, наш внутренний рынок целиком зависит от стратегии производителей и в какой-то мере — от поведения дистрибьюторов в рамках отпущенных им «степеней свободы». Общие мировые тенденции действуют и на нашем рынке, но с некоторым лагом по времени. Это сказывается и на скорости замен модельных рядов, и на динамике цен. Можно сказать, что последствия кризиса 1998 года ощущаются до сих пор, поскольку производители более не испытывают эйфории, связанной с «немереной» перспективностью российского рынка, а дистрибьюторы еще зализывают раны и не так храбро, как раньше, делают вложения в маркетинговые акции. О том, что будет, если август 98-го повторится, лучше не думать.

Технологические тенденции

1. Ударные технологии

Пожалуй, только здесь уже давно не происходит ничего существенного — рынок определен и поделен на годы вперед, возможности технологии вычерпаны практически до дна. Поскольку тема ударных технологий менее всего относится к цифровой студии, поставим здесь точку.

В начало

В начало

2. Электрографические технологии

Происходящие здесь события в значительной степени определяются потребностями корпоративного рынка, поскольку эти технологии лежат в основе прежде всего офисной печати.

Взгляды на печать на корпоративном рынке изменяются. Публикация документов в условиях глобальных и корпоративных сетей становится не самоцелью, а частью распределенного информационного процесса. Решение о печати того или иного документа все чаще принимается не на месте возникновения документа, а на месте его использования. Возникают новые технологии распределенной обработки документов и альтернативные устройства «распространения», то есть рассылки документов в виде готовых электронных публикаций. Эти устройства используются вместо принтеров там, где документы создаются.

В сетевых условиях полноцветный документ стоит практически столько же, сколько черно-белый, вплоть до того момента, когда его требуется воспроизвести на бумаге. А вот действенность его значительно выше. Таким образом, сетевая среда сильно способствует распро-странению именно цветных документов, и не приходится удивляться тому, что офисная цветная печать бурно прогрессирует. Это сказывается и на ценах, и на качестве. Еще два года назад мы писали о том, что психологически важный ценовой рубеж — 2000 долл. — вот-вот будет преодолен, и процесс распространения цветных лазерных принтеров примет лавинообразный характер (рост продаж начнет сильно отражаться на скорости снижения цен, что, в свою очередь, будет способствовать росту продаж и т.д.). Перед наступлением 2000 года в США был преодолен уже новый рубеж — 1000 долл. Ниже этой отметки опустились цены на Minolta-QMS и Kyocera, причем во втором случае речь идет не о распродажах складских остатков (QMS magicolor младших моделей), а о новых принтерах. В североамериканской прессе уже заговорили о начинающемся спросе на такие принтеры на рынке SOHO. Ясно, что лавина понеслась. В перспективе монохромная печать будет все более отступать, кроме, пожалуй, одного направления — недорогих многофункциональных устройств, за которыми сейчас за-крепилась аббревиатура MFP (multifunctional peripherals).

Популярность MFP, совмещающих функции сканера, факса, принтера, копира в различных сочетаниях, неуклонно растет. Противопоставление принтеров и копировальных устройств (в свое время говорили даже о «войнах») на самом деле шло от противостояния производителей и разрешилось без кровопролития. Переход на цифровые копировальные устройства привел к конвергенции — возник новый тип устройств, соединивших в себе достоинства принтеров и копиров. Сегодня трудно себе представить ситуацию, когда большой офисный принтер выпускался бы без возможности его оснащения сканирующей приставкой, хотя бы за дополнительную плату.

Качество цветной лазерной печати достигло такого уровня, что можно всерьез говорить о ее пригодности для отдельных видов графических работ, связанных с дизайном, и даже для специфических случаев препресса. Речь идет, разумеется, не о выпуске художественных альбомов, а опроизводстве упаковок, этикеток, о подготовке массовой книжной продукции и некоторых периодических изданий.

Нужно сказать еще пару слов о светодиодных принтерах, главная заслуга в распространении которых принадлежат Oki. Эти принтеры пользуются успехом, но особого ущерба для продаж лазерных принтеров не наблюдается.

В начало

В начало

3. Струйные технологии

Не перестаешь удивляться бурному прогрессу в области струйной печати, который продолжается невзирая на то, что в описаниях устройства современных моделей нередко можно встретить рассуждения о молекулярном уровне. Последняя важная новость: принтеры, обеспечивающие «приблизительное» соответствие цвета и пригодные разве что для детских изостудий и семейных забав, выпускаться более не будут. В ценовой группе около 100 долл. нормой станет фотореалистическое качество печати, и вопрос лишь в том, насколько быстро пойдет снижение цен до указанного рубежа с сегодняшних 200-250 долл. Это хорошее известие для всех наших читателей.

Большие и дорогие принтеры радуют глаз своей продукцией. Взгляните, например, на шестицветный Roland — это само совершенство. В средних форматах (А3-А4) с высоким качеством печати растет конкуренция — вслед за Epson и Hewlett-Packard сюда устремляются другие производители. Развитие рекламных приложений повысило значение носителей и красок, и в этой сфере образовался новый «центр тяжести», существующий отчасти независимо от разработок принтеров как таковых. Струйная технология — это именно комплексная технология, а не разновидность конструкций принтеров; здесь эта истина выражена нагляднее всего.

Поскольку на базе струйных технологий возможны дешевые и качественные цветные решения, здесь появляется все больше MFP, что, в свою очередь, способствует приобщению офиса к цвету. Правда, расходные материалы дороговаты, и можно лишь надеяться, что эффект «лавины» начнет действовать и для них.

Обработка качественных цветных изображений повышает нагрузку на интерфейс и микропроцессор. В скором времени стандартный параллельный интерфейс Centronix перестанет обеспечивать растущие потребности в скорости передачи данных и станет анахронизмом даже у дешевых моделей.

В начало

В начало

4. Термические технологии

В технологиях принтеров, использующих термоперенос красителя с ленты, в последнее время происходит мало новых событий. Сублимационные принтеры, служащие для цветопробы, начинают испытывать давление со стороны принтеров, основанных на более простых и дешевых технологиях, поскольку различие в качестве отпечатков и, в частности, в воспроизведении цвета заметно уменьшилось, а потребности рынка диверсифицировались, причем в общем объеме полиграфической продукции быстро растет доля цветной печати с прагматическим отношением к качеству цвета.

Технология сухих чернил MicroDry, представленная принтерами Alps, достигла высокого качества печати. Теперь необходимо движение в сторону повышения быстродействия и увеличения форматов. Без него поддерживать популярность таких принтеров на должном уровне будет затруднительно.

Технология SolidInk в твердочернильных принтерах Tektronix выглядит весьма перспективной, и довольно очевидно, что в решении Xerox взять это хозяйство под свою крышу важную роль сыграл именно этот факт. Здесь можно ожидать появления новых моделей различных форматов, предназначенных как для офисной печати (с упором на производительность), так и для ответственных графических приложений (с упором на качество).

КомпьюАрт 5'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства