Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

5 - 2001

Будь готов!

Анатолий Прососов, Александр Шуренков

Что нужно дизайнеру

Где деньги, Зин?

Что такое хорошо и что такое...

За что вы платите

Нажми на кнопку — получишь результат

Скучно, но важно

Эта статья написана авторами «Изософта» — компании, выпускающей готовые изображения для дизайнеров-полиграфистов. Однако это не рекламная статья. Наша реклама помещена на стр. 111. Просто мы хотим, воспользовавшись любезно представленной КомпьюАртом возможностью, начать разговор о современном материале художника-оформителя готовых изображениях. Есть о чем поговорить. Не все так просто, как кажется на первый взгляд.

«Совок» потихоньку уходит. Не сразу, но уходит. Крафт только в магазинах дорогих дизайнерских бумаг, да на почте. Масло в развес — только на памяти у старших. Надо, чтобы покупали. На пачке с молоком не аннотация, а поэма. Видимо, для любопытствующих, чтобы прочитали и как следует запомнили. Что такое краситель Е120, бабушка, изучающая коробку, все равно не знает, а купить и в следующий раз должна. И это очень хорошо. Значит, молоко будет вкусным, а дизайнер не останется без работы. Нужна хорошая упаковка и эффективная реклама.

Дизайнера, пришедшего на выставку, ошеломляют многосекционные многометровые флексографические машины — по миллиону за штуку. Горы железа, каждая — не менее кубометра объемом. Все для тебя, дорогой, чтобы твоя работа достойно выглядела. Чтобы ее заметил покупатель. Чтобы в конкуренции (понимай — в гонке на выбывание) с западными игроками отечественный производитель выиграл. Многомиллионные инвестиции окупились. А у дизайнера в голове: а что тут действительно для него нового, чтобы было с чем работать и что печатать — чтобы и бабушку, и «нового русского» убедить, и самому чтобы стыдно не было?

Что нужно дизайнеру

Дизайнеру нужен заказ. А когда заказ есть, необходимо изображение, чтобы его выполнить. Собственно, больше, как правило, ничего и не нужно. Какое надо изображение, определяет обычно тема работы или заказчик. Требует, например, арахис с листочком, причем именно от арахиса. Попробуйте хотя бы просто найти его изображение, чтобы знать, как он выглядит.

Законных способов приобретения изображения не так уж и много: отрисовать самому, выполнить съемку под заказ или приобрести готовое — с эксклюзивной лицензией либо «свободное от дальнейших отчислений».

Для тех, кто еще не сталкивался с приобретением изображений, поясним. Покупая картинку, самое главное, что вы получаете за свои денежки — это определенное разрешение на использование изображения в коммерческих целях, то есть лицензию. Лицензия «свободная от дальнейших отчислений», как правило, подразумевает, что вы получаете некоторые права на изготовление продукции с приобретенным изображением, и, более того — не выходя за рамки ограничений, наложенных производителем, не должны что-то еще оплачивать. Наряду с этим такая лицензия означает, что производитель вправе разрешить использовать это изображение и другим лицам. Как правило, такой вид лицензии используется для компакт-дисков с готовыми изображениями. Необходимо внимательно прочитать текст лицензионного соглашения на таком диске (оно обязательно должно быть, хотя возможны исключения). Или хотя бы переговорить об этом с продавцом. Если он не может ответить на какой-то из ваших вопросов по лицензии или ее текст вам непонятен, например, из-за того, что она написана на юридическом английском, который и сами-то продавцы далеко не всегда понимают, от покупки лучше воздержаться. Тираж — дело нешуточное, но об этом мы еще поговорим.

Эксклюзивная лицензия, или в терминологии некоторых производителей «традиционная», означает, что только вы один можете использовать данное изображение — разумеется, в течение какого-то времени. Существует много видов лицензий, имеющих ряд особенностей. Но в любом случае, надо разбираться, что именно вам предлагают.

В начало В начало

Где деньги, Зин?

Опытные сотрудники серьезных предприятий прекрасно понимают, что изображения для упаковки или рекламной полосы — это не то же самое, что дизайн. К сожалению, такие заказчики попадаются нечасто. Как правило, заказчик не хочет, да и не должен вникать в эти сложности. Просто требует дизайн с нужным ему изображением, которым все чаще становится фото. Требуются выразительность и качество. Вопрос в том, кто должен платить за изображения: вы или заказчик.

Согласование цены любого заказа, как правило, сопровождается заявлениями платящего о скудности бюджета, желательном снижении цены, невозможности предоплаты — хотя бы до утверждения эскиза, а лучше — до выхода тиража. Не верьте. Как правило, это преувеличение. Полиграфии, а тем более упаковки, без денег не бывает. Возьмем к примеру, коробку конфет. Самая дешевая, из макулатурного картона — не менее 20 центов. Минимальный тираж, определяемый эксплуатацией линии и производственными особенностями, — не менее 50 тыс. долл. Итого только на упаковку — минимум 10 тыс. долл. А с содержимым проект стоит не менее 50 тыс. Естественно, вся реклама и промоушинг — а это ваш дизайн — может увеличить продажи в два раза или, наоборот, уменьшить. Вот и подумайте, много ли для такого проекта 50 долл.?

На наш взгляд, лучшее, что можно посоветовать дизайнерам, работающим с заказчиками, это четко определить финансовые условия. Например, сразу включать в объявляемую цену стоимость диска с качественными изображениями. Во всяком случае, мы считаем, что диск выгодно покупать даже для одного заказа (разумеется, при среднем уровне стоимости работы).

В начало В начало

Что такое хорошо и что такое...

Заказчик готов платить и за вашу работу, и за изображения. Проблема в том, как убедиться, что изображения качественные с технической точки зрения и годятся для полиграфии, во всяком случае — для правильной предпечатной обработки. Как же оценить техническое качество изображения? Советы «знатоков», кочевавшие из статьи в статью по поводу JPEG-ов, оказались сильно «подмоченными», поскольку сразу становилось ясно, что авторы никогда в жизни не сохраняли изображение в JPEG в Photoshop, а если и сохраняли, то использовали параметры «по умолчанию», даже если перед этим готовили картинки для Интернета. А уж вопрос о том, почему Adobe тем не менее использовало JPEG-компрессию в новом PDF-формате, окончательно расставил все точки над i.

Вообще-то лучше всего спросить у тех, чьи работы вам нравятся. Анализ показал, что неизменно и стабильно лидирует не то, что стоит тысячи долларов, а бесплатное и в то же время бесценное — «узнали от знакомых». Спасибо им, знакомым, а мы уж постараемся. Дизайнеры любят беседы на профессиональные темы — очень много полезного узнаешь. К сожалению, в Интернете хорошей тусовочной площадки пока нет. Или мы о ней не знаем. Был отличный, хотя и англоязычный i-us.com, но закрылся — дорогое удовольствие. А на about.com-е общаются в основном студенты, практиков совсем мало.

Второе, что можно посоветовать: внимательно просмотрите любое изображение предварительного просмотра (то есть «превьюшку»), которое вам доступно, даже если вы покупаете изображение через Интернет или у вас в распоряжении только 50 пикселов, или изображение 1ґ1 см на бумаге не лучшего качества. Как ни странно, но имея определенные навыки, по картинке в каталоге можно почти наверняка определить даже тип камеры (узкий или средний формат). Уровень качества видно всегда, и, как правило, оценка по «предварительному просмотру» подтверждается просмотром окончательным.

Третье. Совершенно необходимо, чтобы такие параметры, как JPEG-компресии, размеры открытого файла, разрешение и линейные размеры, были указаны в явном виде. Лучше всего — по каждой картинке. Поясним, почему. Конечно, если вы откроете JPEG в Photoshop, а потом сохраните его как JPEG, то программа предложит вам сохранить его с тем же качеством, которое было использовано при создании файла. Изучая диск одной небезызвестной западной фирмы, мы обнаружили, что, хотя файлы с диска сохранялись с максимальным качеством, их размеры (самих JPEG) были подозрительно малы, а в критичных областях явно просматривалось «лоскутное одеяло», характерное для совсем других параметров сохранения. Дальнейшие эксперименты показали, что в реальности на диске находились JPEG весьма среднего качества (5-7), перед записью на диск «пересохраненные» с максимальным качеством, что, естественно, его ни в коей мере не улучшило. Сделано это по злому умыслу или по недомыслию (на одном из промежуточных этапов), мы не знаем. Но если производитель заявляет о качестве JPEG, то он, по крайней мере, следит за этим. JPEG 11 отличается от TIFF, как правило, не более чем на 3% (по CMYK), что практически невозможно отличить при офсетной печати, имеющей большие параметры допустимых отклонений.

И качество JPEG, и размер открытого файла, и линейные размеры с разрешением или линеатурой — все эти параметры взаимосвязаны и относительны. Абсолютен только один, если, конечно, диск и изображения сделаны грамотно, — размер файла с картинкой на диске. Фактически (да и теоретически, по науке) — это объем информации, который вы получаете от изготовителя. Например, файл в 6 Mбайт на диске может представлять собой и файл меньших линейных размеров, но с высоким качеством JPEG, который можно растянуть до больших размеров, фактически в каком-то смысле уменьшив качество JPEG или уменьшив разрешение. Таким образом, если диск сделан грамотно (то есть информация на диске касается не зерна на пленке, что вам, видимо, не очень-то и нужно), то файл в 6 Мбайт обеспечит вам примерно А3 в 300 dpi. На средней по деталировке сложности объектах. Если на объекте присутствует много деталей (например, четкий снимок дерева, где видна каждая веточка, листочек), то размер JPEG при том же качестве может возрасти примерно в два раза — алгоритму компрессии, работающему по сглаженным переходам цвета или нерезким местам, нечего будет оптимизировать, сокращать. Вывод отсюда простой: спросите у производителя, сколько картинок на диске и каков общий объем информации на нем. Если компрессия — JPEG, то получить первое представление о техническом качестве можно еще до открытия файла.

Четвертое. Если вы еще не имели дела с продукцией данной фирмы, но хотите попробовать, не оценивайте качество по дешевым дискам или изображениям. Качество у любого производителя, как правило, соответствует цене (естественно, в рамках ассортимента). И вообще, может быть, конечно, золушки еще не перевелись, но только не в этой области. Все равно любое изображение, которое вы покупаете, — кот в мешке. Как это ни прискорбно, но до открытия файла на вашем компьютере убедиться в отсутствии «неизлечимых» проблем именно на нужной вам картинке, нет никаких шансов.

Тем же, кого все-таки JPEG пугают, спешим сообщить, что ситуация меняется. У нас на сайте уже имеется 23 картинки, которые поставляются и в PSD. И эти PSD никогда не бывали в процессе обработки JPEG. Только PSD — для гурманов.

В начало В начало

За что вы платите

Собственно, сам JPEG дизайнеру ни к чему, ему нужна картинка с тем, что просит заказчик. Или что-то для оформления. Да и сама техника съемки не всегда так уж и важна. Если производитель серьезный, то оборудование, покупаемое один раз и используемое для многих коллекций, — не самая большая проблема. Проблема в том, что диск должен не только отвечать техническим требованиям, но соответствовать тематике и уровню изобразительности. Не секрет, что многие диски, имеющие широкое хождение по всему миру, сделаны на основе архивов фотографов. Для тех, кто не понял: в коллекциях собрано то, что снято, но либо не понравилось заказчику, либо оказалось ненужным. А сделать диск — затраты невелики, а может, кто-то и купит.

Хороший диск — не просто набор красивых картинок. Это материал, который должен позволить создать целый спектр различных работ на определенную тему, по-своему оригинальных и значительно отличающихся друг от друга. Изучая коллекцию, стоит обратить внимание на построение материала, возможность собрать из него и, может быть, из других источников оригинальный коллаж, который будет соответствовать содержанию и не будет повторять изобразительные решения, используемые в известных работах. По содержанию и подбору изображений достаточно просто определить степень проработки темы авторами — а значит, и определить, будет ли он вам полезен и удобен в работе.

Вид каждой картинки, по существу, зависит от работы стилиста и фотографа, которая начинается с поиска качественного материала для съемки, а заканчивается выдачей слайда для компьютерной обработки. Качество натуры видно на изображениях сразу. Композиционные решения, цвет, даже ракурс — многое может быть поправлено на компьютере. Но что невозможно — так это сделать из увядших листочков свежие. Главная проблема: что снимать, где снимать, как сохранить и довезти или как организовать съемку вне студии. Эта работа является самой важной составляющей цены диска.

В начало В начало

Нажми на кнопку — получишь результат

Итак, результат. Конечный результат покупки изображения — тираж. По тиражу оценивается качество не только изображения, но и всей работы. Хочется получить такие картинки, чтобы и цвет играл, и заказчик доволен остался, и работать было удобно. Часть американских дисков с изображениями рекламируется как содержащие «полностью готовые к печати» изображения в формате CMYK. Звучит заманчиво, особенно для тех, кто никогда не размышлял над установками цветоделения в Fotoshop. И действительно, как было бы хорошо: взял файл с диска — и в печать. Вот только остается сомнение, — уж больно все это просто.

Действительно, если открыть даже не что-то суперсложное, а «книгу знания» для компьютерных художников — справочник по Photoshop (надеемся, из лицензионной поставки), то быстро обнаруживаются два факта. Во-первых, файл в режиме CMYK является цветоделенным, причем с конкретными установками. А по-хорошему (то есть по рекомендациям и учебникам) эти установки должны изменяться в зависимости от печатного процесса, краски и бумаги. И если процесс — вещь достаточно постоянная, то бумага — параметр переменный. Во-вторых, при любом цветоделении происходят потери в цвете, причем в зависимости от установок они различны. При переводе из CMYK с одними установками в CMYK с другими установками потери не компенсируются, а фактически суммируются. Поэтому, во избежание дополнительных потерь качества цвета при делении рекомендуется сразу переводить RGB-файл в CMYK с нужными установками, один раз.

Можно, конечно, этого не делать, а использовать «дефолтные» установки — и вперед, выводить пленки и делать цветопробу. Американцы и так работают. Но, видимо, это только там у них все хорошо. Потому что они... Помните монолог Задорнова? А у нас в результате печатники пытаются компенсировать недостатки цветоделения уже на машине. А это все равно, что дорожным катком брюки выгладить. Чтобы цветоделить файлы, нужно точно знать, в какой типографии и на какой бумаге будет печататься тираж. В идеале, конечно.

А установки «по умолчанию» в Photoshop чего стоят — просто происки империалистов! Ведь там стоит процесс SWOP (Coated). А у нас какой процесс? Печатник ответит — Eurostandard. Вот и доходит до абсурда. Дизайнера на выводе пленок инструктируют: «Дели растр с установками «по умолчанию». Печатники, печатая Eurostandard, уже подстроились к такому цветоделению. Все будет нормально». Действительно, в результате получается вполне пристойно, и трижды подумаешь, стоит ли делить по Eurostandard.

А стоит ли учитывать бумагу, устанавливать параметры? Наш опыт показывает, что для качественной печати, точнее, для печати, которая претендует на называние качественной, необходимо, по крайней мере, учитывать компенсацию растискивания (dot gain). Это существенно повышает качество, причем достаточно просто. Как правило, требуется звонок в типографию технологу: в издательстве могут и не ответить, а технолог, который с этими параметрами мучается, скажет сразу и точно.

Вывод: готовые имиджи на CD ROM в СMYK-режиме не нужны и даже вредны. Иначе может пострадать качество тиража. Кроме того, за якобы имеющееся удобство надо платить — размер CMYK-файла на 25% больше, чем RGB. А вспомните, что мы писали о размерах JPEG. Тем не менее, если, начиная работу в Photoshop, дизайнер создал CMYK-документ с точно выставленными параметрами, то при «перетаскивании» в него RGB-изображения, скажем с компакт-диска, оно автоматически переведется в CMYK с такими же параметрами. Если, конечно, вы еще не успели их изменить. Хорошая предварительная цветокоррекция, по нашему мнению, означает, что в RGB-файле должна быть максимально и без потерь сохранена информация для последующего цветоделения, а при любом процессе печати результатом будет качественное и выразительное изображение, близкое к оригиналу — каким его видит автор. Впрочем, поскольку дизайнер зачастую может и не представлять, какой в точности цвет у исходного объекта, последнее вовсе необязательно.

В начало В начало

Скучно, но важно

Лицензии и договоры — скучная юридическая материя. Для всех. В результате множатся онлайн-фотоархивы, «продающие» снимки без каких-либо лицензионных соглашений, заявляющих, что использование фотографий — дело покупателя, и не дающих никаких рекомендаций по этому поводу. Говорить кратко о юридических аспектах довольно сложно. И все-таки. Если вы готовите коммерческое издание, а не информационное (газету, журнал), или рекламу в любом, в том числе информационном, издании, или упаковку, обратите внимание на следующее. «Продажа» изображения означает передачу вам за плату носителя — компьютерного или слайда, а также определенное разрешение на использование этого изображения в определенной ситуации. При коммерческом использовании изображения должны быть соблюдены права всех правообладателей, определяемых законодательством об авторском праве.

Практически это выливается в следующее. Положить картинку с изображением архитектурного сооружения на коробку конфет без разрешения правообладателя — нельзя. Произведения декоративно-паркового искусства — также под защитой. Виды городов — только с разрешения властей. Музейные экспонаты (зачастую и сами здания) — с разрешения музея. Изображения лиц людей — только при наличии так называемого модельного договора, разрешающего конкретный вид использования.

Если фирма предлагает вам изображения объектов, охраняемых авторским правом, то лицензионное соглашение должно являться для вас документом, разрешающим использование изображений и в случае возникновения спорных ситуаций перекладывающим ответственность на продавца изображения. Не забудьте при этом о тираже вашего заказчика — 50 тыс. долл. (см. расчет выше) могут оказаться «замороженными» вплоть до разрешения этого вопроса в судебном порядке.

Несколько практических советов. Используя изображение, проверьте в Photoshop информацию о файле. Не приобретайте готовые изображения без лицензионных соглашений. Если у вас есть какие-то сомнения, задайте вопрос производителю. Старайтесь работать с производителем или его официальным представителем напрямую. Если вы приобрели диск где-то еще, обязательно зарегистрируйтесь у производителя в качестве официального пользователя.

А вообще-то готовые изображения — дело хорошее. Значительно экономят время, силы и деньги. Повышают авторитет у заказчика. Поэтому покупайте хорошие диски — и, как говорится, наслаждайтесь!

КомпьюАрт 5'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства