КомпьюАрт

5 - 2001

Мелованные бумаги

Несколько слов о бумажниках и печатниках, рекламациях и технологии печати

Ольга Шиванова, Дмитрий Парфенов

Мелованная бумага

Величина pH

Волнистость краев бумажного полотна

Выщипывание

«Партизаны», или «марашки»

Тенение

Встречная резка

Слипание листов

Отставание краски на обрезных краях

Специалисты по вопросам качества и рентабельности печати, справедливо считают, что самой бумаге со стороны полиграфистов уделяется недостаточно внимания. Действительно, профессионалы-полиграфисты интересуются в первую очередь возможностями и уровнем развития в области репродукционной техники, производством печатных форм и клише, а также различными способами копирования и их автоматизацией, а особенно — комплексом проблем, связанных с печатными машинами. Даже печатные краски интересуют печатника больше, чем бумага.

К сожалению, рекомендации поставщиков в большинстве случаев воспринимаются как рекламные ухищрения. Однако это не так, хотя, конечно, коммерческая сторона тоже играет не последнюю роль.

Сегодня оптовый продавец бумаги ставит перед собой задачу комплексного обслуживания клиентов. Это понятие включает как контроль над качеством товара, так и обмен информацией с клиентом. Являясь промежуточным звеном между производителем и потребителем, оптовик неизбежно получает большое количество полезной информации. Таким образом, оптовик не только может, но и заинтересован дать профессиональную консультацию по применению того или иного материала. Обмен информацией является своеобразной гарантией затрат оптовика, в том числе на содержание высокотехнологичных складских комплексов, предназначенных, например, для хранения бумаги в оптимальном режиме влажности и температуры.

Группа компаний «Дубль В» предлагает высококачественную мелованную бумагу. В свою очередь, полиграфисты заинтересованы в безупречном качестве конечной продукции. Возникает вопрос: где искать связующее звено? Ответ прост: в осознанном соблюдении печатных технологий.

Не так давно в практике бумажного оптовика неожиданно появилась рекламация, смысл которой сводился к отставанию краски на обрезных краях печатной продукции. Речь шла о мелованной бумаге, зарекомендовавшей себя как оптимальный качественный материал. Популярность «меловки» и количество положительных отзывов не вызывали сомнений. Высокие показатели при печати и последующей обработке подтверждались гарантиями производителя и испытаниями «Дубль В», произведенными в Москве.

Комиссия выяснила, что предмет рекламации состоял в очевидном несоблюдении типографией технологических требований.

Удивление поставщика сменилось пониманием того, что полиграфист должен обладать безупречным знанием свойств материалов.

Мелованная бумага

Общеизвестно, что бумага подвергается мелованию для улучшения печатных свойств. Это процесс «облагораживания». Обработанная таким образом бумага отвечает очень высоким требованиям: хорошие показатели белизны, высокие печатные свойства, способность к передаче мельчайших растров. Популярность мелованной бумаги обусловлена универсальностью ее практического применения — от печати высокохудожественных изданий до визитных карточек. Соотношение цены и качества мелованной бумаги оптимально. Можно сказать, что это — очень «благодарный» материал.

Однако практика показывает, что чрезвычайное влияние бумаги сказывается на всех этапах — до печати, в процессе печати и после печати. Невнимательное отношение к бумаге может привести к значительной потере качества, на достижение которого затрачивается так много сил и средств.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что рекламации часто становятся не только предметом обсуждения заказчиков и печатников, но и темой семинаров, докладов и научных исследований. Материалы настоящей статьи должны, с одной стороны, способствовать предупреждению ошибок в процессе печати и при дальнейшей обработке печатной продукции, а с другой — содействовать быстрому определению причин технологических неполадок, с тем чтобы сэкономить драгоценное время, затрачиваемое на их поиски.

Для каждого приводимого в статье понятия, обозначающего определенный эффект, дается краткое описание и указываются возможные причины его возникновения.

В начало В начало

Величина рН

Печатнику-офсетчику следует исходить из того, что величину рН можно сравнивать с линейкой, на которую нанесены деления от 0 до 14.

Величина рН увлажняющего раствора в офсетной печати должна составлять от 5 до 6.

Слишком кислый раствор (рН ниже 5) может приводить к следующим негативным последствиям:

  • окислению металлизированных печатных красок, которые в результате этого чернеют и темнеют, образуя пятнистость;
  • плохому затвердеванию красочной пленки, что снижает прочность на истирание, ухудшает высыхание, а следовательно, ведет к сильному отмарыванию;
  • преждевременному износу печатных форм.

Щелочной увлажняющий раствор (рН выше 7) чреват такими негативными последствия, как:

  • тенение, чаще всего проявляющееся в виде сплошной цветной «тени» на печатном поле. Пробельные элементы принимают краску. Дело в том, что мелованные бумаги почти всегда щелочные, что, однако, не означает их автоматическую склонность к тенению. Проблемы возникают при обработке бумаги, чувствительной к увлажняющему раствору, имеющему повышенную щелочность. При этом растворяются некоторые элементы мелованной бумаги, например казеин, в результате чего нарушается баланс между краской и увлажняющим раствором;
  • «омыление» печатной краски в связи с тем, что краска «идет на воду». Растворение печатной краски связано с сильным окрашиванием обтянутых текстилем валиков и увлажняющего раствора. Дефект аналогичен тенению.

Совет. Проверить эластичность краски, то есть при необходимости «укоротить» ее еще в процессе приладки — ввести в краску распылением немного разбавителя. Можно попытаться «разогреть» машину, дав поработать ей на холостом ходу.

Затруднение может возникнуть при слишком большом давлении между офсетным и печатным цилиндрами — в таком случае увеличивается сила тяги захватов, что тоже чревато выщипыванием. Кроме того, имеет смысл проверить липкость резинотканевой пластины, обработать ее спиртом, а при необходимости — заменить.

В начало В начало

Волнистость краев бумажного полотна

  1. Бумага всегда должна быть ровной. Боковые поверхности стопы изменяются из-за впитывания влаги. Волокно на краях бумаги несколько набухает и приподнимает их. Таким образом возникает волнистость краев бумаги.

    Причина волнистости краев бумаги — очень низкая влажность бумаги или очень высокая относительная влажность в складском или в производственном помещении.

    Совет. Необходимо тщательно поддерживать соответствующий микроклимат на складе и в производственном помещении. Идеальные условия: 53% ± 5 % влажности при температуре 21 ± 2 °С. Каждая современная типография должна иметь следующие измерительные приборы: электронный погружной гигрометр (щуп), термогигрограф и аспирационный психометр для регулярной калибровки. К стандартному оборудованию относится также увлажняющая установка с автоматическим управлением.

    Совет. Для предупреждения волнистости влажность воздуха и бумаги должна быть равномерной. Если этого не удается достичь, то бумагу следует развесить или пропустить через машину, без запечатывания («на воду»), особенно это необходимо при работах, требующих точной приводки. При наличии большой разницы равновесной влажности (более 10%) следует обратиться к  поставщику бумаги.

    Совет. Чтобы защитить оттиски от волнистости, стопу необходимо сразу после печати закрыть пластмассовым чехлом.

  2. При распаковке в теплом помещении переохлажденной бумаги на боковых поверхностях стопы конденсируется влага, что также сразу приводит к появлению волнистости.

    Важным условием для устойчивой работы печатной офсетной машины и достижения хорошего качества является безукоризненная плоскостность бумаги. Это означает, что бумажные листы, во-первых, не должны иметь механических повреждений, волнистости, пузырей или царапин, а во-вторых, не должны подвергаться негативному воздействию влаги и температурным колебаниям. Под климатическими условиями в метеорологии принято понимать совокупность всех погодных условий, в то время как в условиях типографии речь идет о микроклимате, то есть о воздушном режиме, искусственно создаваемом в закрытом помещении при помощи нагрева, увлажнения или удаления излишней влаги. Заботиться об этом необходимо потому, что бумага и картон обладают гигроскопичностью — свойством материала впитывать влагу из окружающего воздуха и отдавать ее вновь. Если запечатываемый материал хранится в помещении с определенной относительной влажностью без упаковки, защищающей его от влияния окружающей среды, то он воспринимает влагу из окружающего воздуха (адсорбция) или отдает ее (десорбция) до тех пор, пока не будет достигнута равновесная влажность. Наряду с гигроскопичностью бумаги и картона немаловажное значение имеет и температура. Если в цехе не поддерживаются нужная температура и влажность, то запечатываемые материалы утрачивают в итоге свою первоначальную плоскостность, которая имеет большое значение для бесперебойного печатания тиража. При поглощении бумагой влаги на ее краях образуется более или менее ярко выраженная волнистость. Если бумага отдает влагу, то ее края загибаются (коробление бумаги). Влияние климатических факторов на бумагу и возникающие вследствие этого технические и технологические проблемы легко и наглядно прослеживаются по приведенным ниже таблицам.

    Изменение относительной влажности воздуха под воздейтствием температуры при аналогичном содержании водного пара в воздухе

    Рекомендуемая продолжительность «акклиматизации» бумаги до распаковки поддонов

    Совет. Переохлажденную бумагу нельзя распаковывать до тех пор, пока ее температура не сравняется с температурой помещения. При необходимости запечатывания волнистого материала следует обрезать подложку по краям резинотканевого полотна — во избежание образования морщин. Если позволяет формат, бумагу можно подрезать с четырех сторон.

В начало В начало

Выщипывание

Выщипывание — более или менее сильный отрыв волокон или частиц поверхности бумаги в процессе печатания вследствие механического воздействия на нее. Это явление можно наблюдать как на мелованных, так и на обычных бумагах, когда механическое воздействие на бумагу превышает ее механическую прочность.

Различают отрыв частиц бумажной основы и отрыв частиц меловального слоя. На мелованных бумагах могут вырываться частички бумажной основы, если для производства такой бумаги используется слабая, не устойчивая к выщипыванию основа. Однако надлежащая прочность на выщипывание гарантируется и постоянно проверяется производителями бумаги в эксперементальных типографиях.

В начало В начало

«Партизаны», или «марашки»

  1. Под «партизанами» печатник понимает попадание посторонних частиц на печатную форму, которые вызывают дефекты изображения на оттиске. Эти дефекты называют также «марашками» и «белыми точками».

    Причина дефектов печати может заключаться в бумаге: из поверхности мелованного слоя могут выпадать частицы материала. Для точного определения причины необходимо пролистать отпечатанные листы и найти источник дефекта.

    Совет. Лучше всего пропустить бумагу через машину и освободить ее таким образом от налипших частичек мелованного слоя или других загрязнений. Нужно также чаще смывать резинотканевое полотно. Вначале для пробы пропустить через машину несколько листов и проверить, нет ли на резинотканевом полотне посторонних частиц. Если из поверхности бумаги на резинотканевое полотно попадает много загрязнений, то бумагу лучше всего заменить.

  2. Плохая обрезка краев бумаги также может служить причиной появления «марашек».

    Совет. Внимательно проверить обрезные края бумаги. Шероховатые края бумаги (что встречается довольно часто) протереть тряпкой, смоченной в глицерине. Нельзя чистить края щеткой, поскольку это только усугубляет эффект шероховатости. По возможности подрезать бумагу еще раз. При разрезке больших листов на меньший формат обязательно подрезать бумагу еще раз во встречном направлении. Встречная обрезка означает, что материал обрезается дважды. Обрезанные края бумаги «за ножом» всегда чище и ровнее, чем «перед ножом»!

  3. Источником «марашек» могут быть и валики, если они износились либо если насохшая пленка краски с краев валиков попадает в краску, а оттуда на пластину.

    Совет. Внимательно провертье состояние красочных валиков. Частички резины от крошащихся валиков могут попадать в краску и вызывать появление «марашек». Удалить засохшую краску с краев красочных валиков. Сняв несколько валиков, тщательно проверить состояние внутренних валиков красочного аппарата. Чтобы проверить, нет ли на машине валиков с растрескавшейся и крошащейся поверхностью, следует на хорошо очищенный валик прочно приклеить самоклеящуюся пленку «Теза», а затем с силой оторвать ее. Провертье также, не вырвала ли пленка частички резины («Теза-тест»).

  4. Увлажняющие валики также могут быть причиной «марашек».

    Совет. Замените обтяжку увлажняющих валиков. Вместо увлажняющих валиков с трикотажными чулками нужно использовать валики без обтяжки, предназначенные для спиртового увлажняющего раствора. Помните о нетканых чулках для увлажняющих валиков!

  5. И наконец, причиной «марашек» может служить сама краска.

    Совет. Внимательно провертье краску, а для проверки наличия красочной пленки взять несколько проб краски и растереть их тонким слоем на камне.

В начало В начало

Тенение

  1. Под тенением чаще всего понимают появление на печатном оттиске сплошной «тени». Пробельные элементы принимают краску. Необходимо проверить величину рН бумаги и особенно ее водостойкость.

    Мелованные бумаги почти всегда щелочные, что, однако, не означает их непременную склонность к тенению. Проблемы с тенением возникают при обработке бумаги, чувствительной к увлажняющему раствору и имеющей повышенную щелочность. При этом растворяются некоторые химические элементы бумаги (например, казеин в мелованной бумаге), в результате чего нарушается баланс между краской и увлажняющим раствором.

    Тенение может быть вызвано печатанием чрезмерно мягкими жидкими красками, а также плохой регулировкой увлажняющих валиков.

    Неумелое обращение с монометаллическими формными пластинами приводит к их окислению, в резульатате чего на них также может появляться сплошная «тень». Тенение на кислых бумагах чрезвычайно редко, но возможно.

    Совет. Следует печатать максимально вязкой неразбавленной краской. Проверьте накатные валики увлажняющего аппарата и при необходимости заново обтяните их и отрегулировать.

    Не оставляйте формные пластины сухими при наладочных работах. Особенно рекомендуется гуммирование.

  2. Иногда тенение возникает вследствие неправильной приладки накатных валиков красочного аппарата. Краска неправильно накатывается на форму, особенно если она к тому же мягкая и жидкая.

    Совет. Приставив накатные валики красочного аппарата к гуммированной форме, проверьте их положение и при необходимости подрегулируйте. Старые и жесткие накатные валики нужно заменить.

  3. Тенение на пластину может быть перенесено при копировании, например, монометаллических пластин. Тенение может быть обусловлено наличием остатков от предварительно очувствпенного слоя на пластинах.

    Совет. Если тенение на форме исчезает после шлифовки соответствующего места корректирующей шкуркой, то, как правило, речь идет о тенении при копировании либо о плохой обработке формы (окисление). Замените форму.

  4. Бумага с повышенным пылением также может вызывать тенение. На резинотканевом полотне образуется абразивный слой, который постепенно разрушает пробельные элементы печатной формы.

    Совет. Не допускайте снижения рН увлажняющего раствора ниже 5, в противном случае могут возникнуть другие проблемы, например плохое закрепление краски.

  5. Печатание красками «под золото» при использовании алюминиевых печатных пластинах также может вызвать тенение.

    Совет. Величина рН смывочного раствора не должна быть ниже 5,5, иначе из краски «под золото» будут вымываться частички меди и осаждаться на алюминиевой пластине, в результате чего образуется тенение. После окончания печатания тиража красками «под золото» нужно тщательно смыть тканевую обтяжку увлажняющих валиков. Частички меди могут превратиться в печатающие элементы на алюминиевой пластине!

  6. Тенение на краях листа.

    Совет. Дефект вызывается набуханием краев красочных накатных валиков. Проверьте все валики штангенциркулем.

    Иногда при обработке мелованной бумаги на крупноформатных машинах бумага плохо проходит по накладному столу. Листы застревают, неровно подаются к передним упорам, на бумаге образуются морщины, подаются одновременно несколько листов либо лист вообще не захватывается.

В начало В начало

Встречная резка

Данный раздел касается, пожалуй, любого вида бумаги и картона. Этот прием обычно дает хорошие результаты.

При обрезке бумаги и картона на одноножевой резальной машине кромка бумаги перед ножом бывает шероховатой, волокнистой, а потому и более пыльной. Это является причиной многих полиграфических дефектов офсетной печати. Поэтому при обрезке бумаги на требуемый формат лучше делать еще и встречный обрез. Для этого край бумаги, который после первой обрезки был перед ножом, следует перевернуть и обрезать еще раз. Таким образом обрезается пыльная «предножевая кромка», то есть делается дополнительная обрезка бумаги. Этот дополнительный обрез необходимо учитывать при расчете формата бумаги.

В начало В начало

Слипание листов

Причины такого рода дефектов до конца не изучены. Слипание может вызываться рядом факторов: относительная влажность воздуха, статическое электричество, высокая гладкость накладного стола, теплый воздух, очень гладкая бумага. Устраненить неполадки можно так:

  • наклеить на накладной стол шероховатую матовую бумагу или пленку из древесной массы;
  • установить на раму накладного стола устройство для раздува так, чтобы оно создавало легкую воздушную подушку для подаваемого листа;
  • снизить скорость машины;
  • заменить или перевернуть стопу.
В начало В начало

Отставание краски на обрезных краях

При печати работ с плашками и при высокой плотности печатного изображения возникает легкое отставание краски или ее перенос на оборотную сторону следующего листа на обрезных краях. Причинами могут быть недостаточная прочность краски на истирание или тупой нож резательной машины. Отслаиванию краски способствует и чрезмерное увлечение противоотмарочным порошком, а также преждевременная передача тиража на дальнейшую обработку.

Особенно часто отставание краски на обрезных краях наблюдается при печати насыщенными темными красками.

Совет. Рекомендуется лакирование на печатной машине или разбавление краски белилами для лучшего закрепления пигментов на бумаге. Замените нож. Уменьшите высоту стопы при резке.

КомпьюАрт 5'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства