КомпьюАрт

6 - 2003

Специализированные средства разработки, производства и препресса упаковки и этикетки

Александр Шмаков

Проектирование упаковки

Производство упаковки и этикетки

Препресс

Вместо заключения

Производители ПО для упаковки

Многие строят допечатную подготовку на базе уже имеющегося оборудования и стандартного ПО, используя для разработки обычные дизайнерские пакеты, неспециализированные растровые процессоры и программы спуска и треппинга, однако при использовании специализированных решений можно достичь более эффективного производства. Примером может служить предприятие «Московский картонажно-полиграфический комбинат» (МКПК), значительно увеличивший за последнее время объем упаковочной и этикеточной продукции, производимой офсетным и флексографским способами. Качество продукции комбината подтверждается тем, что среди заказчиков комбината — крупнейшие российские и транснациональные корпорации: Nestle, Mars, Henkel, «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», «Большевик». Немаловажными факторами, повлиявшими на рост оборота, являются оперативность и качество подготовки заказов. Значительную роль в достигнутых успехах играет допечатный комплекс, включающий полноформатное фотовыводное устройство и специализированное ПО для производства упаковки, который обслуживает и флексографское, офсетное производство. Генеральный директор ОАО «МКПК» Александр Викторович Куценко утверждает: «Благодаря внедрению новой системы повысилось качество продукции и в несколько раз сократились затраты времени на допечатную подготовку сложных заказов».

Те, кто работает по старинке, естественно, проигрывают динамично развивающимся и внедряющим у себя на производстве современные системы и оборудование компаниям, которые отвоевывают все новые сферы у западных конкурентов. «Импорт на рынке потребительской упаковки может занять лидирующее положение лишь на короткий период, — отмечает в своем интервью журналу «Эксперт» Никита Калашников, генеральный директор ООО «Фуд-пластик Групп», дистрибьютора продукции ряда крупнейших иностранных упаковщиков. — Практика показывает: через какое-то время российские предприятия проводят модернизацию, копируют западные технологии производства и начинают делать упаковку не хуже импортной». Можно, конечно, изобретать велосипед или работать дедовскими методами, но преимущество в конкурентной борьбе способны обеспечить лишь проверенные мировой практикой современные технологии.

При разработке упаковки тесно переплетаются стадии моделирования выкройки, оформления будущей трехмерной формы и оптимизации размещения на ее печатном листе для минимизации расходов. Для оптимального решения этого круга задач необходимы предварительные технологические расчеты, только после выполнения которых следует приступать непосредственно к разработке упаковки или этикетки. Лучше всего, если дизайнер создает упаковку целиком — и модель, и оформление. В этом случае возможно достичь максимального эффекта воздействия на потенциального потребителя. При создании новой этикетки необходимо не только разработать запоминающийся дизайн, но и соблюсти все требования, предъявляемые к допечатной подготовке этого вида полиграфической продукции, например предусмотреть все нюансы печати заказными красками, грамотно сделать треппинг и учесть технологические особенности послепечатных работ. Тогда этикетка будет не только привлекательной, но и простой в производстве.

Для разработки и допечатной подготовки этикетки, упаковки и POS-материалов используется специализированное программное обеспечение и оборудование. Дело в том, что эти виды полиграфической продукции отличаются от «плоских» дизайнерских работ. Упаковка, этикетка и POSM имеют сложную форму и уже на этапе проектирования требуют специальных средств. Специалист, ведущий их разработку, уже при создании проекта должен учесть множество различных технологических особенностей, таких как тип запечатываемого материала, толщина картона, направление волокон, сложения, вырубка и т.д. Для эффективного производства на этом этапе может использоваться программное обеспечение для работы с 3D-графикой или специализированные пакеты для разработки упаковки. В России в настоящее время представлено три таких пакета: Artios­CAD (Esko-Graphics), Impact (Arden Software) и Scorel CAD (Artwork Systems).

Конечно, в настоящее время только крупные предприятия заинтересованы в полном цикле автоматизации разработки конструкции упаковки, создании дизайна, разработки изготовления штампов и допечатной подготовки — вплоть до вывода форм. Но эффективность внедрения автоматизированных систем подтверждается уже на примере многих предприятий, в числе которых — «Московский картонажно-полиграфический комбинат», «ЛинияГрафик», «Полиграфоформление», «Каппа Пэкэджинг», «ГОТЭК-Принт» и др.

Комплексные системы для упаковочного производства автоматизируют разработку конструкции коробки, раскладку на лист, создание чертежей штампов и управление оборудованием, — устройства для изготовления образцов Kongsberg XL (с модулем для нанесения изображения Color­Beam) от компании Esko-Graphics; устройства, предлагаемые ­Dimensional CAD/CAM Systems (npиобретенной Artwork Systems), плоттеры XL-Line фирмы Zund Systemtechnik AG. Такие системы, как XL-Line, позволяют изготовить образец в присутствии заказчика и изготовить заказ тиражом даже в десять экземпляров. Естественно, эти системы умеют резать гладкий и гофрированный картон, делать биговку и фрезеровать контрматрицу. Как правило, такие плоттеры имеют модульную структуру — набор инструментальных головок и столов. Одна головка может быть оснащена несколькими инструментами: ножом для коробочного картона, осциллирующим ножом для гофрокартона, пером для работы с бумагой, картоном или фанерой, биговочным башмаком для любого картона, фрезой для изготовления контрматриц.

Отдельная тема — производство штампов. Если предприятие небольшое, то штампы обычно заказываются на стороне. Но если необходим собственный участок, то решением может стать использование лазерного резака. Немецкая фирма EuroLaser предлагает резак для раскроя фанеры, который изготавливается на базе соответствующего стола плоттера Zund. На данный резак можно установить головки Zund и изготовить образцы и контрматрицы или раскроить резину для штампов (одна из новинок фирмы — головка, осциллирующий нож которой может резать лист резины вертикально или под углом). Правда, такие устройства необходимы только крупным предприятиям, разрабатывающим и выпускающим картонную упаковку, и фирмам, специализирующимся на разработке или изготовлении штампов.

Следующий сложный этап — подготовка к печати. Известно, что значительная (если не большая) часть упаковки и этикетки печатается флексографическим способом. Допечатная подготовка для этого вида печати имеет свои особенности, связанные с его технологическими отличиями. Назовем лишь некоторые. Особенности рулонной печати с использованием эластичных форм требуют компенсации дисторсии формы, которая возникает при монтаже на формном цилиндре. Для печати на эластичных материалах характерна невысокая точность совмещения, что делает необходимым обязательное выполнение специального треппинга едва ли не для всех элементов макета. Высокий процент растискивания связан с деформацией печатающих элементов полимерных форм и использованием жидких красок. Применение анилоксовых валов требует нестандартных углов поворота растровой структуры, использования дополнительных растровых библиотек и гибридных растров. Разрывы в светах можно минимизировать лишь при помощи специальных технологий, таких как Hybrid Screening от Artwork Systems, использующих комбинированное растрирование, когда сначала осуществляется смешение, а затем переход от регулярного растра к стохастическому. Также при флексографской печати помимо стандартной триады часто используются дополнительные цвета Pantone, белила подложки и прочие технологические «излишества». В частности, в машинах Nilpeter предусмотрена возможность одновременной установки секций офсетной, флексографской, трафаретной и глубокой печати. Дополнительно печатно-отделочные линии могут оснащаться устройствами плоской и ротационной высечки (подробнее см. в статье «Nilpeter: стратегия лидерства» в журнале «Мир Этикетки», № 03’2003). Таким образом, послепечатная обработка может осуществляться в одном технологическом цикле с печатью. Понятно, что для безошибочной подготовки работы к сложной печати требуются специальные методы, которые реализованы в алгоритмах специализированного ПО, учитывающего особенности подготовки упаковочных и этикеточных работ. Из решений, представленных в России, к этому классу относятся ArtPro производства Artwork Systems и пакет PackEdge и связанные с ним программы от Esko-Graphics.

Еще одна группа решений (включающая средства управления цветопробой, треппингом, спуском полос, растрированием, калибровкой и контролем цвета и т.д.) предназначена для автоматизации того, что принято называть препрессом. Сюда входят Ароgее Х от Agfa; Nexus и Odystar от Artwork Systems, PrePS, UpFront, Pandora, BrisquePack, ­Prinergy Powerpack от Creo, Back­Stage, FlexRip, FlexProof, Plato и другие продукты от Esko-Graphics.

В начало В начало

Проектирование упаковки

Чтобы понять, насколько удобнее проектировать упаковку в специализированных системах, достаточно загрузить простую программу Box­Gen. В демо-версии запрещены функции вывода и печати, но можно получить регистрационный ключ, который будет действовать две недели (описание работы программы можно найти в журнале «Мир Этикетки» № 2’2001 или на сервере издательства по адресу www.Iabelworld.ru). Среди недостатков пакета, которые ограничивают его профессиональное использование, можно назвать следующие: отсутствие учета особенностей биговки толстого картона для отдельных видов клапанов; невозможность сохранения чертежа для повторного использования; невозможность добавить в библиотеку новые формы высечек; невозможность комбинирования стандартных высечек с собственными. А самое главное — это отсутствие поддержки в России. Примерами программ этого класса могут служить пакет MarbaCAD разработки немецкой компании Marbach и приложение для создания упаковки Impact производства английской компании Arden Software.

Impact поддерживает специальные функции, необходимые только для упаковочной индустрии: высечки, биговки, перфорации, установки мостиков, учета специальных сопряжений и скосов, а также трехмерную свертку коробки на экране.

Важным моментом в технологической цепочке является создание раскладки готовых кроев. Этa функция Impact позволяет учитывать множество технологических требований, включая размер листа или доски и тип высечного штампа. На основе раскладки система позволяет разрабатывать чертежи необходимых штампов. Impact имеет и специальные функции, а именно: разработка контрматрицы, создание штампа для измельчения отходов, учет искажений для роторного штампа и расчет отходов.

Совместная работа с отделом дизайна обеспечивается за счет поддержки широкого ряда форматов импорта и экспорта файлов. Impact включает такие функции работы с графикой, как точное размещение дизайна на крой и складывание коробки с оформлением. Немаловажно и то, что Impact поддерживает работу с вышеупомянутым оборудованием фирм Zund и EuroLaser.

Остановимся более подробно на решениях от Esko-Graphics и Artwork Systems. Обе эти компании предлагают не только программное обеспечение, но и оборудование для обеспечения стадии проектирования и изготовления оснастки и прототипов. У Esko-Graphics — это специализированный плоттер Kongsberg XL со сменным набором головок и инструментов и модулем для нанесения изображения ColorBeam, а у Artwork Systems — линия оборудования, предлагаемая приобретенной компанией Dimensional CAD/CAM Systems (подробнее см.: discore.com/products/hardware.htm).

В области программного обеспечения для проектирования упаковки компания Artwork Systems предлагает линию продуктов Score!, представляющих собой комплексную систему автоматизированного проектирования (CAD) и управления производством (САМ) сложной упаковочной продукции. Программа позволяет выполнить проект коробки с учетом всех технологических особенностей вырубки, сгиба и склейки и т.п. и c использованием библиотеки стандартных элементов, клапанов и т.д. В программе можно осуществить трехмерное моделирование будущей упаковки и мультиплицирование выкроек по листу с заданными размерами. Также Score! имеет модули для управления оборудованием для изготовления образцов коробок и плоских и ротационных вырубных клише (демонстрационные версии некоторых пакетов Score! доступны на сайтах производителя score-x.com/xdownload.htm и discore.com/downloads/index.htm: подробнее о богатых возможностях этой системы можно прочитать на сайте компании www.artwork-systems.com). Более полное описание систем Score!, занимающих, по заявлению производителя, первое место на рынке систем проектирования упаковки и оснастки, мы надеемся представить в одном из ближайших номеров «КомпьюАрт» или «Мира Этикетки».

Компания Esko-Graphics для решения сходного круга задач предлагает пакет ArtiosCAD. Основное предназначение этой системы — конструирование упаковки и оснастки для изготовления вырубных форм. Как и другие программы такого класса, пакет построен по модульной системе.

База данных ArtiosCAD служит ядром системы и регистрирует все версии оформления, созданные для каждого раскроя. К ней может подключаться модуль Connection, который является клиентским компонентом ArtiosCAD. Этот модуль позволяет операторам, которые не задействованы в разработке дизайна упаковки, входить в систему и открывать работы для проверки и вывода, после чего оператор может, например, сделать электронный монтаж и распечатать файл или вырезать образец на плоттере.

Центральным звеном системы является модуль Builder, позволяющий создать новый раскрой упаковки на базе библиотеки раскроев и стилей, которая может пополняться новыми стилями при помощи модуля StyleMaker. Инструмент Rebuild Playback автоматически разбирает порядок действий конструктора, создававшего упаковку, и позволяет вносить необходимые изменения. Затем подобные изменения могут быть добавлены в библиотеку стилей с помощью Advanced StyleMaker, а также могут автоматически сопровождаться документацией, что существенно облегчает последующие модификации упаковки.

Модуль Designer в комбинации с Builder дает возможность создавать новую или изменять существующую геометрию раскроя. После создания pacкроя в Designer можно задать, например, запечатываемые участки или участки выборочной лакировки для дальнейшей обработки в модуле DieMaker, который предназначен для изготовления форм вырубки и выборочной лакировки и позволяет, среди прочего определять балансировку и расположение ножей и отверстий под их монтаж. DieMaker может управлять таким оборудованием для изготовления оснастки, как лазерные резаки и плоттеры. Модуль Rotary DieMaker служит для изготовления форм вырубки, использующихся на ротационных высекальных машинах. Но перед тем, как проектировать вырубку, дизайнеру упаковки, естественно, предстоит решить ряд задач, для автоматизации выполнения которых предназначены следующие модули системы.

Раскрой упаковки, выполненный в ArtiosCAD, служит основой для дизайна производимого в модуле ArtMaker. Если же сначала был разработан дизайн, то модуль Auto­Trace может сгенерировать раскрой в соответствии с графическим файлом. Опция трехмерной сборки позволяет совмещать дизайн упаковки с готовым раскроем и проверять соответствие дизайна крою по каждой стороне упаковки. Для представления работы заказчику может быть полезен модуль Artios3D.

Модуль ArtiosCAD Layout необходим для монтажа работ на лист. Среди прочего Layout может автоматически учитывать тип картона, сторону листа и направление бумажных волокон и печати. Опция Intelligent Layout оптимизирует раскрой упаковки и ее размещение на листе для снижения отходов. После задания параметров печатного и вырубного оборудования и тиража для каждой работы модуль предлагает несколько оптимизированных вариантов размещения на выбор. Если оптимальное решение не найдено, модуль может выполнить оптимизацию путем комбинации на одном листе разных заказов. При использовании Intelligent Layout совместно с модулем Cost/Estimating учитываются все статьи расходов и вычисляется оптимальный вариант с точки зрения экономики и производства.

Модуль Cost/Estimating, как следует из его названия, служит для учета производственных расходов. Задаются параметры расходных статей, после чего автоматически делается калькуляция расходов на подготовку и выполнение заказа. Редактор алгоритмов позволяет задавать все необходимые для расчетов производственные параметры, выбирая их из таблиц. Информация, полученная с помощью Cost/Estimating, может быть представлена в виде отчетов, шаблоны для которых создаются в модуле ReportMaker.

Таково беглое описание систем для разработки упаковочных работ. Рассмотрим теперь ПО для дизайна упаковочных и этикеточных работ: ArtPro производства Artwork Systems и PackEdge от Esko-Graphics.

В начало В начало

Производство упаковки и этикетки

PackEdge от Esko-Graphics позволяет создавать этикетки и раскрой коробок с использованием форматов ArtiosCAD, CF2, DXF и HPGL. PackEdge умеет импортировать графику в таких форматах, как PostScript, EPS, PDF, Illustrator, TIFF и DCS2. При импорте, если текст не был конвертирован в кривые или растеризован, сохраняется возможность его редактирования. Текст можно добавлять, располагать по пути и трансформировать так, как необходимо. Все объекты макета тоже, естественно, могут быть трансформированы. PackEdge позволяет выполнять треппинг, создавать бар-коды, выставлять метки приводки, оптимизировать PostScript и осуществлять вывод на ряд фотонаборов и СtР-устройств для флексографской и офсетной печати. Работает PackEdge под Windows.

Другой пакет Esko-Graphics — ColorTone представляет собой ПО для профессиональной цветокоррекции, ретуши и цветоделения изображений под этикеточно-упаковочные работы. Еще один пакет DeskPack — это просто набор дополнений к Adobe Illustrator. Модуль boostX содержит более удобные инструменты для работы со смесевыми красками. Модуль checkX обеспечивает соответствие параметров создаваемой упаковки заданным технологическим требованиям. Модуль trapX предназначен для создания треппинга в отдельном слое с учетом особенностей изготовления упаковки. Можно сказать, что DeskPack — это решение начального уровня, позволяющее облегчить грамотную разработку упаковки в знакомой большинству дизайнеров среде. В дальнейшем серверная часть DeskPack может быть расширена до системы управления BackStage.

Есть еще ряд приложений, например Fastlmpose и FlexRip, которые Esko-Graphics адресует упаковочному рынку и объединяет в комплексные системы автоматизации. Часть их будет рассмотрена ниже, об остальных можно подробнее узнать на сайте компании.

В принципе, PackEdge и связанные с ним программы производят впечатление продуманных и мощных, но отсутствие возможности тестирования демо-версий не позволят утверждать это с какой бы то ни было степенью определенности.

Cреди основных преимуществ ArtPro от Artwork Systems обычно называют возможности работы практически с любым допечатным оборудованием и индивидуальной комплектации под требования заказчика. Базовую конфигурацию ArtPro дополняют большой набор модулей, так что каждый пользователь может выбрать то, что ему необходимо на данный момент, и наращивать функциональность в дальнейшем.

Другим немаловажным фактором популярности ArtPro (инсталлированная база составляет более 5700 установок ArtPro и более 1100 Workflow-систем) является ее тесная интеграция с производимой компанией системой допечатной подготовки Nexus, которая позволяет значительно повысить качество флексопечати (разумеется, система способна обеспечить качественную подготовку и вывод работ под офсет).

Кроме стандартных для программ этого класса возможностей, ArtPro уже на стадии дизайна поддерживает уникальные возможности Nexus для повышения качества флексопечати: FlexoCal, HybridScreening и PlateCell.

Использование технологии FlexoCal позволяет получать более гладкие границы печатных элементов на флексоформах, с высокой точностью компенсировать возникающее в процессе печати растискивание и сохранять тоновый диапазон оригинала. Технология основана на свойстве фототехнических пленок Hard-Dot при переэкспонировании увеличивать границы засвеченных областей на предсказуемый размер. Поскольку для флексографии выводится негативное изображение, то результатом экспонирования будет уменьшение растровой точки на определенный процент. Понятно, что при печати за счет растискивания точка опять увеличится. Соотнесение величины уменьшения с величиной растискивания позволяет гарантированно получить точку необходимого размера и соответственно — качественное изображение.

Технология HybridScreening улучшает воспроизведение деталей в светлых тонах изображения за счет использования комбинации традиционного и стохастического растрирования. Существуют два варианта алгоритма: Classic и Quantum. В первом случае HybridScreening обеспечивает плавный переход к светлым участкам изображения и стабильное воспроизведение на них, сначала смешивая регулярный растр со стохастическим, а затем полностью замещая его последним. Отличительная особенность второго варианта в том, что в светах изображение формируется с помощью минимально воспроизводимой растровой точки традиционного растра, а необходимый уровень тона достигается за счет псевдослучайного удаления данных точек.

PlateCell позволяет управлять количеством краски, переносимой с элементов печатной формы на запечатываемый материал, за счет создания микрорастровой структуры на печатающих элементах формы. В результате устраняется известный дефект флексопечати, проявляющийся в виде ореола, и получаются более гладкие и насыщенные плашки, более четко воспроизводится текст и экономятся краски.

ArtPro обеспечивает полный набор инструментов для профессиональной разработки упаковки и этикетки. Рассмотрим некоторые модули ArtPro.

Модуль ArtCruise предоставляет возможность проверки импортируемых объектов PS/PDF. Для оптимизации размещения и размножения макета по формату предназначены модули PowerLayout, PowerStepper и PowerOptimizer.

Модуль PowerStepper выполняет монтаж макетов с учетом обрезных контуров, импортированных из программ САПР (например, Score!). Модуль поддерживает форматы CFF2 и DDES.

Модуль PowerTrapper позволяет осуществлять треппинг автоматически в соответствии со специальными алгоритмами для каждой из красок и областей. Поддерживаются такие функции, как вычисление матрицы перекрытия объектов с возможностью редактирования цвета каждого элемента матрицы треппинга; треппинг над плашками, градиентными заливками, растровыми изображениями в любом сочетании; редактирование и удаление любых элементов перекрытия и т.д.

Модуль PowerLayout (Step&Re­peat) обеспечивает автоматический учет соприкасания и перекрытия обрезных краев макетов; автоматическое добавление обрезных меток и другие специализированные функции. Важно, что при размножении объем конечного файла не зависит от количества повторов исходного макета — так называемое векторное мультиплицирование. Модуль поддерживает ряд способов мультиплицирования, в том числе такие развитые алгоритмы, как: Tabular — мультиплицирование различных макетов (до 200 на один печатный лист) с индивидуальными настройками для каждого макета (угол поворота, шаг повтора и т.д.), Seam­less — выполнение циклических узоров (полезно при производстве оберточной бумаги, разработке обоев и т.д.).

Модуль ArtColor предназначен для работы с полутоновыми изображениями и содержит инструменты ретуширования, работы с различными типами и размерами кистей, коррекции, маскирования, изменения степени прозрачности, наложения теней и т.д.

Чтобы автоматически наполнять работы, основанные на одном шаблоне, информацией из базы данных, применяется модуль АrtLink. Модуль PowerLock пoзвoляeт прятать в оформлении упаковки для защиты от незаконного копирования микротекст и защитные растры, а Power­Warp — компенсирующие трансформации в макет этикетки, чтобы после наклеивания на бутылку или банку или другой объект сложной формы дизайн выглядел именно так, как было задумано.

Кроме стандартных установок печати: формата, обрезных крестов, шкал, компенсационных кривых, управления цветоделением, переназначения цветов и прочего, — ArtPro обеспечивает массу специальных настроек для различных систем вывода.

Компания Artwork имеет собственное (независимое от Adobe) ядро, благодаря чему может быстро реагировать на пожелания пользователей, выпускать необходимые обновления и предлагать дополнительные функции, реализованные в системах Nexus и Odystar.

В начало В начало

Препресс

Среди решений, предлагаемых компанией Agfa для этой стадии, следует назвать расходные материалы, выводные устройства, модульную систему управления допечатной подготовкой упаковки и этикетки Apogee X, а также специальные алгоритмы растрирования, оптимизированные для каждого из выводных устройств, предлагаемых компанией.

Artwork Systems предлагает клиент-серверную систему Nexus, которая представляет собой комплексное решение для производства этикетки, упаковки и работ под флексографию. Все функции предпечатной подготовки — поддержка OPI, проверка, растрирование, треппинг, цветоделение, спуск полос, цветопроба, калибровка — могут быть автоматизированы. Система работает с рядом форматов (PostScript, EPS, PDF, TIFF-IT, DCS-2 и др.) и может использовать одни и те же растрированные данные для цветопробы, пленок и форм. Клиентская часть работает на Macintosh, сервер — под Windows 2000. На производстве может быть установлено несколько серверов, с которыми можно соединиться по TCP/IP. Клиентская часть позволяет строить Workflow, то есть схему обработки задания.

Оператор может создавать необходимые схемы прохождения заданий через систему, выставляя требуемые параметры треппинга, спуска полос, растрирования, цветопробы и т.п. Он может в любой момент приостановить процессы с сохранением текущего состояния, а в случае отключения питания продолжить обработку после перезагрузки с того момента, на котором она была прервана. Можно разрешать запуск нескольких копий одного процесса для распараллеливания сложных задач.

Преимущество этой системы заключается в повышении производительности и качества подготовки работ вследствие интеграции всех допечатных процессов.

Nexus позволяет использовать развитые алгоритмы растрирования, например Crossfield Quality screening, PСС screening и стохастику. Возможно и применение Agfa Balanced screening, который поставляется дополнительно, оптимизированным под то или иное выводное устройство Agfa. Поддерживается генерация «бесконечных» растров для безшовных рукавных форм.

При создании монтажей применяется система создания небольшого по объему прокси-файла в формате EPS, содержащего ссылку на уже интерпретированную работу, переведенную во внутренний формат системы. С этим EPS-файлом в дальнейшим с существенным приростом производительности и осуществляются операции спуска полос и размножение с отступом (Step-and-Repeat). При работе с этикеточной и упаковочной продукцией часто необходимо делать повороты на углы, не кратные 90°, и это гораздо быстрее осуществлять именно таким способом, поскольку выполнение таких поворотов на растровом слое будет требовать существенно больших ресурсов.

Естественно, в Nexus предусмотрен и спуск растрированных данных. Это нужно, например, если этикетки или упаковки должны быть совершенно идентичными — таково необходимое требование фармацевтической индустрии в Европе.

При монтаже упаковки «голова к голове» углы поворота растра и розетка будут иметь различия. В этой ситуации Nexus предлагает спуск полос на основании данных однобитного отрастрированного TIFF-файла, в котором уже заложены все параметры растрирования. Вследствие этого достигается требуемая филигранная точность печати упаковки.

А теперь, рассмотрим, как в Nexus задается треппинг, профессиональное выполнение которого является одним из важнейших факторов достижения качества при печати упаковки и этикетки. Сначала устанавливается его тип — отдельно для цвета, для черного, для векторных и растровых элементов, для градиентов и прозрачностей и т.д. Затем выделяются элементы макета, к которым будет применяться треппинг. После этого система рассчитывает матрицу сочетаний цветов и предлагает параметры перекрытия. На этом этапе необходимы глубокие знания принципов треппинга, поскольку в дальнейшем он может выполняться автоматически, согласно заданным параметрам.

В модуле NexusEditor доступна возможность включать и выключать различные варианты представления CT- и LW-частей, проверять процентное содержание красок, задавать зонный треппинг. Также можно устанавливать конкретные параметры для различных сочетаний цветов, определять, следует ли растрировать вектор к растру или растрировать внутри растра, а также менять величину треппинга и т.д.

Одна из уникальных особенностей системы Nexus — обратный треппинг, который требуется, в частности, при печати по металлу, когда используются жидкие краски, и необходимо не перекрытие элементов макета, а, наоборот, наличие зазоров между ними. Система позволяет выполнять этот треппинг автоматически.

Для решения проблем треппинга на границах растра и вектора, где возможно возникновение артефактов, в Nexus предусмотрены режимы обработки Classic, Gold и Platinum, которые устанавливают параметры обработки границ. Так, в режиме Platinum на границе растровая часть будет растрироваться с максимальным разрешением.

В дополнение к уже сказанному о технологии Nexus FlexoCal, повышающей качество воспроизведения таких элементов, как мелкие буквы и штрихи, необходимо отметить, что специалисты компании Artwork, предварительно промерив, встроили в Nexus­RIP 16 типов кривых компенсации для разных материалов и типов печати. Поэтому вся калибровка сводится к тому, что нужно сделать пробный оттиск, определить, какой тип материалов будет использоваться для печати, и выполнить калибровку по заданным параметрам растискивания.

Весьма существенно, что, работая в ArtPro, мы уже при разработке этикетки или упаковки можем задавать множество параметров для Nexus, в том числе выполнить готовый монтаж, задавая для каждого элемента тип растрирования, угол поворота растра, форму точки. ArtPro дает возможность манипулировать и такими параметрами Nexus, как PlateCell, а также параметрами гибридного растрирования. Кроме того, ArtPro хорош тем, что помимо стандартных установок печати — формата, обрезных крестов, шкал, компенсационных кривых, управления цветоделением, переназначения цветов и пр. — в нем есть еще масса настроек для различных систем вывода. Допустим, кэширование форм одни RIP понимают лучше, другие — хуже, но в ArtPro эти установки есть, и они настроены под совместное использование с Nexus.

Представляет интерес новая автоматизированная система Odystar, использующая в качестве основного формата работы PDF 1.4, а также способная работать с файлами в формате PS, PDF X, TIFF, EPS и др. В системе реализована поддержка стандарта JDF (Job Ticket Format). Odystar включает полный набор средств для профессиональной допечатной подготовки, в том числе инструменты треппинга, раскладки на лист, цветоделения и вывода. Пакет может производить и автоматическую предпечатную проверку и коррекцию, и сертификацию файлов при помощи механизма Certified PDF, основанного на технологии PitStop, которая используется для проверки такими производителями, как Agfa, Creo и Heidelberg. Технология разработана фирмой Enfocus — подразделением компании Artwork Systems.

Среди новых разработок компании — пакет DotSpy, позволяющий просматривать отрастрированные файлы с увеличением до уровня растровой точки и контролировать качество цветоделения и растрирования.

Компания Artwork Systems заключила соглашение о партнерстве с компанией Lead Lasers — поставщиком устройств прямого вывода флексоформ FlexoStar, DuoStar и Econo­Flex — о поставках вместе с указанными устройствами системы управления Nexus. Всего Lead Laser инсталлирует порядка 100-150 таких систем в год.

В продуктовом портфеле Creo решения для допечатной подготовки упаковки занимают немалое место. Они представлены как собственными системами Creo, так и обновленными версиями продуктов, разработанных компанией ScenicSoft. Наиболее известным продуктом ScenicSoft является программа спуска полос Preps, работающая с учетом порядка фальцовки, форматов печатного листа, толщины бумаги и т.д. Клиентская база превышает 20 тыс. инсталляций. Кроме того, для рынка упаковки и этикетки компания предлагает приложения UpFront и Pandora. Первый пакет включает инструменты автоматического планирования печати, контроля прохождения заданий и организации порядка работ; поддерживаются форматы JDF и CIP4. Пакет Pandora служит для размножения с отступом (Step-and-Repeat) и специально разрабатывался для индустрии гибкой упаковки, этикетки и картонной упаковки.

Среди других приложений для допечатной подготовки: Color ­Central — ПО для управлению печатью с поддержкой OPI, пакет треппинга TrapWise и серверное приложение для управления печатью Print Central.

Компания ориентирует на рынок упаковки и этикетки Workflow-систему Prinergy Powerpack, специально предназначенную для флексографской печати. Система обладает библиотеками растров для флексографии со смещенными на 7,5° углами поворота растров и имеет возможность векторного масштабирования для компенсации деформации флексоформ при печати. Предлагаются и опция Solid Screening — так называемое сплошное растрирование, не содержащее полостей внутри растровых точек, что позволяет улучшить воспроизведение в сплошных и теневых областях, и специальные алгоритмы растрирования Staccato и MaxTone. Эта система растрирования обеспечивает большую степень проработки при воспроизведении расширенного тонального диапазона в самых светлых и теневых областях на этапе экспонирования цифровых флексопластин. Еще одна опциональная особенность, которая может быть интересна потенциальным пользователям Prinergy Powerpack, — это масштабирование растра с использованием развитых алгоритмов для обеспечения компенсации растяжения флексоформ.

Интересен также инструмент DotShop — дополнение для Adobe Acrobat, которое позволяет применять различные типы растрирования и характеристики калибровки к индивидуальным объектам в PDF-файле (например, пользователи могут совмещать на одной полосе FM- и AM-растрирование).

Аналогичная разработка — Brisque­Pack тоже учитывает особенности флексографской печати. Система ориентирована на специфику рынка упаковки и этикетки и предлагает такие возможности, как step-and-repeat, управление устройствами Creo ThermoFlex, растрирование с учетом особенностей флексопечати, включающее специальные растры и анаморфное масштабирование для компенсации растяжения флексоформ.

Из оборудования, предназначенного для рынка упаковки и этикетки, Сreo предлагает крупноформатные (до формата 13212032 мм) устройства — такие, например, как ThermoFlex. В них реализована технология по экспонированию бесшовных рукавов — Sleeve Imaging, которая включает в свой состав систему динамического автофокуса, предназначенную для компенсации различных вариантов толщины рукавов, скотча и пластин.

Системы Esko-Graphics мы уже рассматривали выше, но здесь следует отметить управляющий сервер BackStage — это система управления потоком заданий и автоматизации процессов допечатной подготовки, представляющая собой клиент-серверную среду, которая объединяет в одну цепь все звенья процесса допечатной подготовки.

Пакет Plato от Esko-Graphics предназначен для размещения на печатной форме макетов этикетки и упаковки; после выбора шаблона импортируются файлы раскроя. Plato позволяет импортировать файлы ArtiosCAD, DDES, CFF, PDF, Post­Script 3 и других форматов. Затем импортируются файлы оформления, задаются отступы, поля, клапаны, метки и т.д. При изготовлении монтажа учитываются, в частности, особенности изготовления клише вырубки и инструмента для выламывания облоя, а также формат печатного листа. Plato автоматически создает шкалы контроля печати, метки углов, центральные метки и метки реза, которые автоматически подстраиваются при изменении формата листа и используемых красок. Кроме того, Plato поддерживает любые комбинации красок, позволяет задавать выборочную лакировку, применять таблицы компенсации растискивания, измерять расход краски и обеспечивает массу других специфических для этикетки и упаковки функций.

Обилие приложений Esko-Gra­phics позволяет предположить, что компания стремится использовать одни и те же технологические наработки в целом ряде решений, выступающих под разными наименованиями и ориентированных на разные группы потребителей, но функционально отчасти перекрывающих друг друга.

Heidelberg предлагает для рынка упаковки ряд допечатного, печатного и послепечатного оборудования и линию продуктов под условным названием Packaging Solutions. В состав решения входят компоненты управления Prinance и DataControl. Для стадии допечатной подготовки предлагаются компоненты Jetbase Manager, Jetbase Objects, Jetbase Archiver, Viewopen, SignaPack, ­Prinect Printready System, Printopen, MetaDimension, и устройства вывода Primesetter 102 и Topsetter P 102/PF 102, для печати — Speedmaster CD 102, для послепечатной обработки — Compucut, POLAR 137, POLAR Cutting System 4.

Модульная система Meta­Dimension поддерживает OPI, in-RIP ­trapping, управление цветом, CIP3 и CFF2 файлы и может управлять многими устройствами вывода и цветопробы от Heidelberg. Новая workflow-система MetaDimension разработана для работы с другими приложениями Heidelberg: полнофункциональным Step-and-Repeat-средством для спуска полос Signapack, инструментом для треппинга Super­Trap Plus, а также с продуктами других фирм, например с Package Designer производства EngView Systems.

Решения от компании Heidelberg представляют определенный интерес, так как они охватывают широкий спектр задач — от препресса до послепечатной обработки.

Вместо заключения

Таким образом, наиболее полный ряд решений, ориентированных на рынок упаковки и этикетки, предлагают компании Esko-Graphics и Artwork Systems. Правда, Artwork Systems не производит выводные устройства, но это компенсируется тем, что системы данной компании могут работать с широким спектром оборудования других производителей (в частности, с техникой Agfa). Компания Creo представляет на рынок развитой набор средств для допечатной подготовки и допечатное оборудование, но в продуктовом ряду компании нет решений для проектирования и дизайна упаковки и этикетки. Agfa предлагает cходный круг решений и оборудования, а в дополнение — расходные материалы. Решения Heidelberg подключаются только на стадии препресса, распространяются на печать и послепечатную обработку и ориентированы в большей степени на печать упаковки и этикетки офсетным способом. Чтобы не растеряться среди такого разнообразия решений, потребителю следует выбирать исходя из специфики своего производства из, уже внедренных технологий и, конечно, из необходимой мощности производственного решения.

В начало В начало

КомпьюАрт 6'2003

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства