КомпьюАрт

7 - 2005

Постмодернизм в графическом дизайне

Марго Григорян

Вольфганг Вайнгарт

Стефф Гайсбулер

В начале семидесятых на смену стилю Bauhaus, главным принципом которого была простота и функциональность, пришло новое направление в графическом дизайне и архитектуре, получившее название «постмодернизм». Вторжение постмодернизма на арену дизайна стало настоящим шоком: это направление рушило все основополагающие представления о дизайне того времени. В этой статье мы расскажем о двух графических дизайнерах, которые были в числе основоположников этого движения — каждый в своей области.

Вольфганг Вайнгарт

Независимому швейцарскому дизайнеру и типографу Вольфгангу Вайнгарту приписывают авторство стиля, который позднее назвали «швейцарский панком» и «типографической анархией». Этот постмодернистский дизайнер радикально изменил все представления о классической швейцарской типографике — четкой, выверенной и предсказуемой, превратив ее в новый типографический жанр.

Вайнгарт родился во время Второй мировой войны — в Германии в 1941 году. Свою творческую карьеру будущий типограф начал в начале шестидесятых, устроившись работать подмастерьем наборщика в Штутгарте. Именно там молодой Вайнгарт осознал, что типографика — это его призвание, и принял решение продолжить свое обучение этому искусству на академическом уровне. Он покинул Штутгарт и отправился поступать в Базельскую школу искусства и дизайна, считавшуюся в ту пору колыбелью швейцарской типографики.

С первого дня обучения в Базельской школе дизайна стало очевидно, что Вайнгарт — классический бунтарь­изобретатель. На одном из уроков студенты получили задание поработать над линейной композицией, используя циркуль. Вместо этого Вайнгарт соорудил специальное мини­устройство, предназначенное для того, чтобы эти линии печатать.

Правда, Вайнгарту не суждено было успешно завершить свое образование в этом учебном заведении, и проучился он там совсем недолго. Его преподавателелями были такие известные типографы и дизайнеры, как Эмиль Руден и Армин Хофманн. Однако даже им не удалось радикально повлиять на творческое развитие Вайнгарта и его становление как типографа. Учась в школе дизайна, он занимался в основном самообразованием, не перенимая стили своих учителей. И все же кое­что полезное из своего обучения в этом престижном учебном заведении Вайнгарт сумел вынести: огромную теоретическую базу познаний в области дизайна и типографики, а также профессиональные контакты, которые не раз пригодились ему в дальнейшей карьере.

После не вполне удавшегося академического эксперимента Вайнгарт начал карьеру независимого графического дизайнера в Базеле. т аким образом проработал он до 1968 года, когда скончался его бывший преподаватель Эмиль Руден. Тогда Армин Хофманн, в ту пору возглавлявший Базельскую школу искусства и дизайна, пригласил Вайнгарта в преподаватели, поскольку восхищался его работами. С 1968 года и по сей день типограф преподает в этой школе, продолжая оказывать неизменное влияние на развитие современной типографики.

О своей преподавательской деятельности и подходе к обучению Вайнгарт с должной долей иронии говорит, что главное — это быть предельно внимательным, чтобы не начать обучать студентов разнообразным… глупостям. «Нельзя обучать студентов моде, вместо этого их нужно обучать тому, как создавать чистые, четкие, структурированные образы», — говорит дизайнер. Вспоминая свои лекции в начале 1970 годов, Вайнгарт рассказывает, что у него всегда было три различных типа студентов: те, которые восхищались его работами и лекциями, те, кто их ненавидел, и те, кто попросту покидал аудиторию во время лекции. И так продолжалось в течение целого десятилетия, пока двое его студентов из США, Эйприл Грейнман и Дэн Фридман, после обучения у Вайнгарта ни вернулись к себе на родину и ни начали активно использовать принципы типографики, которым обучились в Швейцарии.

Плакат работы Вольфганга Вайнгарта

Плакат работы Вольфганга Вайнгарта

Этюд с линиями Вольфганга Вайнгарта

Этюд с линиями Вольфганга Вайнгарта

Вольфганг Вайнгарт. L’affiche Suisse

Вольфганг Вайнгарт. L’affiche Suisse

Что касается непосредственно стиля Вайнгарта, то главной его особенностью является то, что типограф полностью разрушил рамки традиций, принятых в швейцарском графическом дизайне. В частности, он редко придерживался модульной сетки — одного из наиболее популярных на данный момент и основанного на законах пропорции метода конструирования графической продукции. В своих работах Вайнгарт часто прибегает к асимметричным и диспропорциональным решениям, что и делает их столь узнаваемыми и необычными. Еще одна характерная черта многих работ Вайнгарта — постоянная игра кеглем шрифта в одной композиции или даже слове. Этот прием словно оживляет шрифтовую графику, придавая ей динамизм и оригинальность.

В 1970 годах Вайнгарт стал экспериментировать со своим стилем. Он начал создавать подобие фотомеханических монтажей, наслаивая друг на друга позитивы для создания различных комбинаций из изображений, фотографий, текста и графики. Хотя на первый взгляд может показаться, что в работах Вайнгарта царит полная анархия, но если присмотреться внимательнее, становится понятно, что это не так. Да, действительно, работы дизайнера полны свободы, однако каждый композиционный элемент, как и его расположение относительно других графических элементов, четко продуман и выверен. Стиль Вайнгарта отличается также удивительным консонансом графических образов и шрифта. Рассматривая работы Вайнгарта, понимаешь, что этот дизайнер не дифференцирует изобразительное искусство и типографику — казалось бы, исключительно прикладной жанр графического дизайна.

В 2000 году Вайнгарт опубликовал свою книгу под названием «My Way to Typography» («Мой путь к типографике»), где изложена жизнь дизайнера, описаны его работы; в ней же можно узнать о творческом влиянии, благодаря которому он стал тем, кем является.

Вайнгарт всегда говорил, что воспринимает шрифты, как «говорящие» картинки. «Я созидатель, а не мыслитель, — утверждал дизайнер. — Все, что отражено в моих работах, — это моя деятельность, а не мой внутренний мир».

В начало В начало

Стефф Гайсбулер

Стефф Гайсбулер на данный момент заслуженно считается одним из наиболее успешных, инновационных и талантливых графических дизайнеров США, работающих над созданием логотипов и фирменного стиля. В числе его заказчиков немало громких имен, известных во всем мире. Гайсбулер создавал корпоративный стиль и логотипы для таких компаний­гигантов, как NBC, Voice of America, музей Toledo Museum of Art. Он также получал многочисленные заказы общенационального характера  — например заказы на создание фирменных стилей для национальных парков США, графику для New York Public Library.

Как и Вольфганг Вайнгарт, Гайсбулер получил дизайнерское образование в Базельской школе искусства дизайна в Швейцарии. Еще одна параллель, которую можно провести с карьерой этого постмодернистского коллеги Гайсбулера, — то, что они оба занимаются преподавательской деятельностью. Гайсбулер преподавал в Philadelphia College of Art, а также в Cooper Union и в знаменитом Йелльском Университете. В настоящее время дизайнер продолжает периодически читать лекции в качестве специально приглашенного лектора на различных профессиональных мероприятиях, проводимых по всей стране. Помимо графического дизайна Гайсбулер занимается архитектурной графикой. Так, он создавал подобные проекты по заказу таких компаний, как IMB (для офисного здания компании в Нью­Йорке).

Стефф Гайсбулер. Nouveau Salon des cent, Hommage a Toulouse-Lautrec

Стефф Гайсбулер. Nouveau Salon des cent, Hommage a Toulouse-Lautrec

Логотип NBC, разработанный Стеффом Гайсбулером

Логотип NBC, разработанный Стеффом Гайсбулером

Типографическая работа «Voice» («Голос») Стеффа Гайсбулера

Типографическая работа «Voice» («Голос») Стеффа Гайсбулера

Стиль Гайсбулера, в отличие от стиля Вайнгарта, не столь противоречивый. Скорее, наоборот: в работах этого дизайнера все очень четко, ровно и логично. Никакого ощущения хаотичности и асимметрии, везде полный порядок и ювелирная точность. Он мастерски работает со шрифтами, выстраивая из отдельных литер продуманные фигуры и создавая четкие, понятные образы. Его стилю присуще отсутствие какой­либо избыточности, композиции Гайсбулера лаконичны. И именно в этой лаконичности кроется главный секрет успешности дизайнера: его работы недвусмысленны и абсолютно однозначно передают заключенное в них послание.

За свою тридцатилетнюю карьеру Гайсбулер удостоился множества профессиональных наград в сфере графического дизайна. Среди них — U.S. Federal Achievement Design Award и несколько наград из знаменитого Нью­йоркского клуба арт­директоров (Art Director's Clubs). А в нынешнем году дизайнеру была вручена престижнейшая награда — American Institute of Graphic Arts Medal — за выдающиеся достижения в графическом дизайне и значительный вклад в развитие данного направления искусства.

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства