КомпьюАрт

8 - 2004

Типографика руками молодых

Николай Дубина info@prodtp.ru

Подведены итоги пятого открытого конкурса детских и юношеских работ по типографике «Смысл, шрифт, лист».

В 2000 году в рамках фестиваля «Аниграф-ТелеКино» Центр образования «Издательское дело» впервые организовал открытый конкурс дет-ских и юношеских работ по типографике «Смысл, шрифт, лист». Сегодня конкурс стал традиционным и ежегодным. При этом с каждым годом в нем участвует все больше молодых специалистов. Вот лишь некоторые из нынешних конкурсантов:

• г. Архангельск, Колледж телекоммуникаций (филиал) Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А.Бонч-Бруевича. Команда из 3 человек. Преподаватели — Нестерова Елена Сергеевна и Калинина Наталья Васильевна;

• г.Белгород, Детская школа искусств № 1. Команда из 13 человек. Преподаватель — Лисицина Инна Николаевна;

• г. Рыбинск, Государственный издательско-полиграфический колледж. Команда из 18 человек. Преподаватель — Кузьмина Татьяна Михайловна;

• г. Самара, Государственный издательско-полиграфический техникум. Команда из 6 человек. Преподаватели — Миненко Галина -Павловна, Околелова Светлана Михайловна;

• г. Тверь, Профессиональный художественно-полиграфический лицей № 56. Команда из 5 человек. Преподаватель — Каширина Маргарита Владимировна;

• г. Чехов, Профессиональный лицей № 56. Команда из 7 человек. Преподаватели — Шляпникова Наталья Валентиновна, Ерохина Юлия Николаевна, Рычкова Наталья Егоровна;

• г. Москва, ДХШ № 2. Команда из 1 человека. Преподаватель — Бабенков Михаил Маркович;

• г. Москва, Межучебный школьный комбинат № 1. Команда из 2 человек. Преподаватели — Царева Тамара Зиновьевна и Корбулакова Вера Юрьевна;

• г. Москва, Профессиональное училище № 13. Команда из 2 человек. Преподаватель — Трубецкая Ирина Викторовна;

• г. Москва, общеобразовательная школа № 1189. Команда из 1 человека. Преподаватель — Галицкий Михаил Викторович;

• г. Москва, общеобразовательная школа № 75. Команда из 1 человека;

• г. Москва, ГОУ ЦО «Издательское дело». Команда из 10 человек. ПреподавательТрубецкая Ирина Викторовна.

Почему подобные конкурсы так важны? При изготовлении рекламы, упаковки и другой печатной продукции правильный выбор шрифтов помогает создать яркий образ и лаконичную форму. Организаторы конкурса решили привлекать молодежь к искусству типографики для того, чтобы со временем подготовить достойную смену нынешним корифеям в области дизайна и верстки. Конкурс предоставляет начинающему дизайнеру возможность продемонстрировать свой творческий потенциал высокопрофессиональному жюри, а также напрямую пообщаться с практикующими специалистами.

В качестве основных задач конкурса были определены:

• изучение и осмысление молодыми специалистами проблемы точного прочтения и понимания текста с последующей трансляцией этого понимания в адекватной издательской форме;

• пропаганда отечественных издательских традиций;

• профессиональная ориентация старшеклассников;

• популяризация классического наследия в искусстве типографики;

• привлечение широкого круга учащихся и педагогов к комплексной работе с профессиональными издательскими программными пакетами;

• выявление профессиональных наклонностей юношества в области издательского дела.

Условиями проведения конкурса возраст участников определен в диапазоне от 12 до 22 лет. Конкурс проводится в один тур по заочной форме в трех номинациях: «Классическая типографика», «Рекламная акциденция», «Шрифт в трехмерном пространстве». Конкурсанты могут участвовать в любом количестве номинаций. Все участники конкурса получают памятные подарки и дипломы, а победители награждаются премиями.

В номинации «Классическая типографика» конкурсантам предлагались на выбор три варианта текстов на титульный лист. В композициях могли быть использованы не только любые шрифтовые гарнитуры, но и орнаменты и политипажи из цифровых библиотек. Шрифтовую композицию на листе надо было воплотить в любой компьютерной программе. Тексты необходимо было использовать полностью, без редактирования или изменений.

 

I вариант текста — Э. Т.-А. Гофман, «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах», Петрозаводск, «Карелия», 1952.

II вариант текста — «Севильский цирюльник или бесполезная предосторожность. Комедия в 4 действиях господина Бомарше». Переведена с французского в Ярославле, Калуга, с указного дозволения, 1794 год.

 

III вариант текста — «Душенька, древняя повесть в вольных стихах». Сочинение Ипполита Федоровича Богдановича. Издание седьмое, в точности напечатанное против первого издания с гравированными картинами. Москва, в типографии Н.С.Всеволожского, 1815.

В номинации «Рекламная акциденция» каждому участнику предлагалось создать акцидентную рекламу своего учебного заведения.

В номинации «Шрифт в трехмерном пространстве» от конкурсантов требовалось средствами простран-ственной композиции создать работы на темы «Мой портрет» и «День и ночь» (причем обе темы должны были выполняться буквами).

Обязанности председателя жюри были возложены на Владимира Венедиктовича Ефимова, арт-директора фирмы ParaType, преподавателя Высшей школы графического ди-зайна.

В жюри вошли:

• Коноплев Александр Борисович (сопредседатель), заслуженный художник России, председатель Академии графического дизайна, профессор Московского государственного университета пе-чати;

• Чувашев Юрий Иванович, профессор, заслуженный работник высшей школы, заведующий кафедрой рисунка, живописи и композиции Московского государственного университета пе-чати;

• Кирсанов Дмитрий Михайлович, дизайнер фирмы ParaType, преподаватель Московского государ-ственного университета печати;

• Дубина Николай Николаевич, арт-директор InterType Studio, дизайнер шрифта, специалист по типо-графике, журналист;

• Ваулина Татьяна Геннадьевна, член совета городской экспериментальной площадки «Разработка и внедрение модели образовательно-промышленной группы как одной из форм организации профессионального образования»;

• Волохов Михаил Сергеевич, председатель секции «Новая книга» Союза литераторов РФ Москов-ской организации литераторов;

• Панипартова Юлия Николаевна, график, член Московского союза художников секции «Книга».

 

В номинации « Классическая типографика» (титульные листы) победили москвичи: Мария Герасимова (младшая возрастная группа — 12-17 лет) и Кир Шорников (старшая возрастная группа — 18-22 года). Второе и третье места в старшей возрастной группе заняли москвичи Анна Захарова и Вячеслав Бородулин.

В номинации «Рекламная акциденция» призовые места распределились следующим образом: 1-е место — Светлана Конохова (г. Рыбинск),
2-е место поделили Манзура Овчинникова (г. Рыбинск) и Григорий Лавров (г. Москва).

В номинации «Шрифт в трехмерном пространстве» (День и ночь) призовые места достались девушкам из Белгорода: Дарья Булатова —
1-е место и Анастасия Дружининская — 3-е место.

В заключение хотелось бы пожелать всем участникам конкурса дальнейших успехов в области типогра-фики.

КомпьюАрт 8'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства