КомпьюАрт

8 - 2004

Фестиваль «Белые интер-ночи 2004» — праздник графического искусства в Санкт-Петербурге

Сергей Погорелый

 

С 23 июня по 19 июля в центре Северной столицы, в двух крупнейших выставочных залах Санкт-Петербурга прошла выставка «Белые интер-ночи (БИН) 2004». О проведении этой выставки я узнал совершенно случайно. Пожалуй, решающую роль в моем желании принять участие в «БИН 2004», сыграла мастерски выполненная эмблема этого мероприятия. Как впоследствии оказалось, ее придумал и выполнил сам автор идеи проведения этого крупномасштабного проекта. Олег Юрьевич Яхнин заслуженный художник России, заведующий кафедрой графики и нститута декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербурга.

Торжественное открытие биеннале состоялось 23 июня 2004 года в выставочном центре Союза художников. В его залах была развернута ретроспектива уникальных классических образцов отечественных мастеров графической школы, а кроме того, прошла детская биеннале графики совместно с красочным праздником «Умная бумага». Петербуржцы и гости города смогли увидеть произведения из частных коллекций, выставляемые очень редко и эксклюзивно, а порой и вовсе недоступные для широкого зрителя. Но основная экспозиция была развернута в Центральном выставочном зале «Манеж», что на Исаакиевской площади. В этих залах были представлены около 800 авторов из 31 страны мира. Участвовать в биеннале могли художники любого возраста и специализации, прошедшие предварительный отбор. Хочется отметить, что на данной выставке были представлены исключительно авторские работы и отсутствовали плоды коллективных трудов дизайн-бюро и рекламных агентств.

Перед входом в Манеж 25 июня

Перед входом в Манеж 25 июня

Биеннале включала 10 номинаций: станковую графику, печатную графику, малую печатную графику и экслибрис, иллюстрацию, авторские книги и графические объекты, плакаты, фотографии, графический дизайн, сатирическую графику, символику и каллиграфию. Все произведения должны быть выполнены на бумаге — это основной принцип биеннале. Разнообразным был состав конкурсантов: Свои работы на выставку прислали художники из Европы, Северной и Южной Америки, Азии, а наша страна была представлена мастерами из более чем 60 городов.

Как же возник этот уникальный, независимый проект? Идея проведения подобного фестиваля графики родилась у Олега Яхнина более четверти века тому назад, но впервые претворить ее в жизнь удалось только в 2002 году. В организации первой биеннале ему помог четырнадцатилетний опыт проведения Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней». Этот фестиваль состоит из двух частей: музыкальной и изобразительной, причем директором изобразительной программы и является Яхнин. Поддержала идею биеннале и администрация города, а также выставочный центр Союза художников Санкт-Петербурга.

Смирнов Федор (Россия, Москва). Из триптиха «Чувство полета». Бумага, смешанная техника

Смирнов Федор (Россия, Москва). Из триптиха «Чувство полета». Бумага, смешанная техника

Отофуджи Кана (США). Chrtsalis. Бумага с металлом

Отофуджи Кана (США). Chrtsalis. Бумага с металлом

Первая биеннале графики состоялась в Большом зале Союза художников и в выставочном центре «Невограф» два года назад. На ней было представлено около 600 работ художников из Петербурга, различных городов России, ближнего зарубежья и Западной Европы. Проводя первую биеннале, Олег Яхнин разработал не только основную концепцию, но и сопутствующие детали, например оригинальную экспозиционную систему, состоящую из чередующихся вертикальных и горизонтальных блок-модулей, представляющих определенного автора. Такая система создает цельный и одновременно ритмический образ всей экспозиции, а кроме того, не утомляет зрителя, вызывая у них живой интерес и желание изучать представленные работы, несмотря на очень большой объем выставки. За два года, прошедшие между двумя выставками, по программе биеннале состоялся целый ряд интереснейших графических экспозиций в исторических местах Санкт-Петербурга: арт-подвале «Бродячая собака», доме-музее И.И.Бродского, Центре искусств им. С.П.Дягилева, музее-квартире А.С.Пушкина (Мойка, 12), что уже само по себе выносит петербургскую биеннале графики за рамки обычной выставки.

Первый опыт проведения биеннале графики вызвал огромный интерес к этому проекту и подтвердил его необходимость, поэтому Олег Яхнин с творческой группой единомышленников стал продолжать и развивать эту идею. Основная задача второй биеннале — представить графику, ее всевозможные направления, технологии, манеры во всем многообразии, содействовать их развитию, популяризировать графику в обществе и проследить пути ее развития. В оргкомитет выставки и жюри вошли коллекционеры, искусствоведы, меценаты, организаторы, арт-менеджеры, представители генеральных спонсоров из России и других стран. По сравнению с первой биеннале число номинаций увеличилось в два раза. Были вручены Гран-при, 1, 2 и 3-я премии, несколько именных премий и призов. Призеры биеннале и отмеченные на выставке художники были представлены к рассмотрению для принятия в члены-корреспонденты Международной академии графики (МАГ). Членам МАГ было обещано содействие в создании персональных выставок в лучших залах Санкт-Петербурга и России, участие в постоянных выставках Академии, издание персональных буклетов и каталогов, участие в сборниках и альбомах Академии.

В структуру биеннале вошел ряд выставок и различных мероприятий: ретроспектива петербургской школы графики XX века, показ частных собраний и коллекций издательств, выставки акварельного и пастельного общества, персональные выставки детских работ (малая биеннале). В залах Манежа прошел мастер-класс по печатной графике, где на элитных сортах бумаги, предоставленной одной из фирм-спонсоров, художники и мастера-печатники, наглядно показали удивительно интересный процесс создания формы и печати с нее — рождение уникальных графических оттисков. К открытию выставки был издан 380-страничный каталог, включающий работы всех участников.

Показ в таком объеме практически всех областей графического искусства в рамках биеннале дает возможность проследить тенденции развития графики, обнаружить новые технические возможности, открыть новые имена и определить лидеров в данном виде искусства. Теперь главное — не снижать достигнутого уровня.

Олег Яхнин (Россия, Санкт-Петербург). Рыба. Бумага, трафаретная краска

Олег Яхнин (Россия, Санкт-Петербург). Рыба. Бумага, трафаретная краска

 

Об авторе:

Сергей Погорелый, член Союза художников и графиков Международной федерации художников -ЮНЕСКО, а также Международной ассоциации «Союз дизайнеров».

КомпьюАрт 8'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства