КомпьюАрт

8 - 2005

«Акриловая революция», или графический пакет от Microsoft

Юрий Анищенко

Информация о том, что Microsoft планирует выйти на рынок с графическим пакетом собственной разработки, была встречена с определенным скепсисом: опыт компании в области допечатной подготовки более чем скромен, а былая попытка занять определенную нишу с помощью Microsoft Publisher особым успехом не увенчалась. Тем более что недавнее приобретение фактическим лидером отрасли Adobe своего многолетнего конкурента Macromedia со всеми ее наработками практически не оставила шансов для других разработчиков, за исключением разве что проектов Open Source, доля которых крайне невысока.

Microsoft, однако, вовсе не собиралась изобретать велосипед. Под условным названием Codename Acrylic (отсутствие собственной торговой марки указывает на то, что корпорация еще не определилась со сроками выпуска финальной версии) скрывается новая версия популярного графического пакета Expression, ранее принадлежавшего компании Creature House, которую, в свою очередь, Microsoft поглотила около двух лет назад. Таким образом, программа создается не на голом месте, что внушает определенный оптимизм по поводу ее конкурентоспособности. Вместе с тем пользователи, которым доводилось работать с Expression 3, при первом же знакомстве с Acrylic заметят, что этот пакет претерпел серьезные изменения.

ca-start: интерфейс Acrylic строится с помощью плавающих палитр, которые по мере необходимости можно состыковывать в группы

ca-start: интерфейс Acrylic строится с помощью плавающих палитр, которые по мере необходимости можно состыковывать в группы

Acrylic теперь будет позиционироваться как универсальный графический пакет, включающий средства для создания и редактирования как векторных, так и растровых изображений, а также возможность многопрофильного вывода документов — как непосредственно на печать, так и для последующего включения в дальнейшую обработку в рамках допечатной подготовки и даже для публикации в Интернете. Конечно, универсальность подчас приводит к тому, что глубина проработки отдельных функций приносится в жертву их количеству, но, как показывает даже беглое изучение возможностей Acrylic, это явно не тот случай.

Интересен подход разработчиков к вопросу совмещения растровых и векторных элементов в рамках одного и того же документа. Они не стали ограничиваться ранее часто бытовавшей практикой заключения разнородных объектов в изолированные контейнеры со сложным механизмом взаимодействия между ними. Вместо этого любой из включенных в документ слоев может носить либо растровый, либо векторный характер. В зависимости от выбранного типа слоя интерфейс программы автоматически меняет палитры соответствующих инструментов, наборы доступных процедурных функций и т.п. Для тех, кто привык работать по старинке, предусмотрена возможность прямого импортирования объектов в «чужой» слой (например, растровой картинки из внешнего файла внутрь векторного слоя), но новый способ организации работы представляется предпочтительным в плане эффективности.

ca-scale: трансформация векторных объектов в Acrylic осуществляется с помощью «волшебной рамки»

ca-scale: трансформация векторных объектов в Acrylic осуществляется с помощью «волшебной рамки»

На роль универсального средства для креативного дизайна Acrylic предлагает виртуальную кисть, имитирующую поведение реальной при помощи полутора десятков настраиваемых характеристик, определяющих поведение инструмента. С подобной возможностью мы раньше уже сталкивались в других программах, но на этот раз пользователь определяет не только такие стандартные параметры, как форма кисти, длина и выразительность «мазка», но и режим наложения (Blending mode), как это сделано, например, в Photoshop CS. В полной мере также представлены средства для цветокоррекции (такие привычные и постоянно используемые инструменты, как кривые, уровни, гистограммы, настройка контраста, насыщенности и т.д.), хотя они и доступны только для растровых слоев документа, что в целом представляется логичным.

В режиме работы с векторными объектами Acrylic демонстрирует ряд интересных возможностей. Базовым элементом, как обычно, выступает путь (Path), однако методы его создания несколько отличаются от принятых: помимо традиционного построения пути как кривой Безье существует вариант его определения с помощью B­сплайнов, которые уже давно являются фактическим стандартом в области трехмерного моделирования. На первый взгляд нарисовать кривую посредством B­сплайнов сложнее, чем обычным методом (в отличие от узлов кривой Безье, контрольные точки сплайна не лежат на его линии, а являются своего рода «центрами притяжения» и находятся вне пути), однако это впечатление пропадает после нескольких несложных упражнений. Сплайновые кривые лучше поддаются редактированию, не говоря уже о том, что с их помощью удается создавать более плавные переходы между различными радиусами кривизны.

ca-plugins: перечень доступных фильтров из меню Image Filters... Ничего не напоминает?

ca-plugins: перечень доступных фильтров из меню Image Filters... Ничего не напоминает?

Помимо базовых инструментов Bezier Pen tool и B­spline tool, отвечающих за вышеописанные способы создания путей, программа предлагает два других, вероятно, не столь часто используемых, но временами весьма полезных: Polyline tool и Vector Brush tool. Первый инструмент применяется в тех случаях, когда нужно создать сложный путь, состоящий из прямых сегментов и дуг окружностей. Второй представляет собой средство для автоматического рендеринга рисуемой кривой по заданному алгоритму — как будто художник работает с обычной кистью в растровом режиме, но с возможностью редактирования объекта на параметрическом уровне.

При использовании графических планшетов, позволяющих реагировать на силу нажатия, Acrylic умеет фиксировать ее изменения к каждой точке пути, создаваемого с помощью Vector Brush tool. В этом режиме фактическая ширина контура будет зависеть как от того усилия, которое художник придает стилусу, так и от заданного пользователем значения максимальной ширины линии, которая определяется через панель инструментов при выборе Vector Brush. Там же настраивается вторая важная характеристика поведения инструмента — границы, в которых варьируется прозрачность создаваемой линии в зависимости от силы нажатия. Таким образом, Acrylic позволяет настраивать эти параметры по отдельности друг от друга.

Помимо средств для создания путей, палитра инструментов Acrylic включает стандартные инструменты для создания геометрических примитивов — эллипсов, прямоугольников, звезд и т.п. н езависимо от того, каким именно способом был создан тот или иной объект, программа предлагает весьма удобный механизм их трансформации: как только художник выделяет любой из элементов текущего слоя (правда, растровые объекты доступны только в том случае, если они импортированы на векторный слой), вокруг него появляется окаймляющая рамка, вершины которой служат для масштабирования и деформации объекта, а середины сторон — для его поворота.

ca-custom: процедурные эффекты для инструмента Vector Brush позволяют добиваться весьма причудливых результатов

ca-custom: процедурные эффекты для инструмента Vector Brush позволяют добиваться весьма причудливых результатов

В ходе знакомства с программой довольно быстро в глаза бросается одна примечательная деталь: набор предустановленных эффектных фильтров (Image Filters из главного меню или закладка Live Effects из палитры Attributes/Effects) практически полностью совпадает со списком плагинов Photoshop, доступных по умолчанию. Трудно предположить, что это случайность — скорее, тонкий намек на то, что программа в будущем будет поддерживать открытый стандарт подключаемых плагинов, что на порядок повысит эффективность ее работы. Пока же делать предположения по этому поводу рано: директория Plugins, куда, по всей видимости, и будут устанавливаться модули расширения, пуста, да и в прилагаемом к демонстрационной версии программы справочном файле никакой информации на эту тему обнаружить не удалось.

Что же касается совместимости в более широком плане, то Acrylic демонстрирует самые широкие возможности по работе в гетерогенной среде. В качестве входящих документов поддерживаются файлы всех распространенных форматов, включая специфичные для веб­графики, в то время как вывод готовых работ осуществляется путем экспорта в форматы Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Encapsulated Post s cript, а также в целый ряд растровых стандартов. Внутренним форматом документов Acrylic является унаследованный от прошлых версий программы XPR. Отдельно выделена функция подготовки документа для публикации в Интернете, которая включает не только оптимизацию изображения, но и создание интерактивных элементов с автоматически генерируемым кодом.

ca-brush: создание пользовательской кисти для работы в растровом режиме

ca-brush: создание пользовательской кисти для работы в растровом режиме

То, что Acrylic находится на стадии разработки, еще очень далекой от завершающей, подтверждается частотой появления ошибок во время работы программы. Особенно часто при редактировании документа они возникают при обращении к функциям Live Effects и при цветокоррекции. Впрочем, стоит отметить, что все обнаруженные ошибки скорее носят локальный характер и ни разу не приводили к аварийной остановке программы. Вторая проблема связана с пользовательским интерфейсом Acrylic, который крайне далек как от привычного для продуктов Microsoft стиля, так и от средств управления современными графическими пакетами. Излишне мелкие палитры инструментов с плотно посаженными кнопками и иконками напоминают Freehand пятилетней давности — на мониторах, работающих в высоком разрешении, они становятся просто неразличимыми.

Трудно оценивать перспективы Acrylic сейчас, когда разработчики еще не объявили даже предварительных сроков выхода программы. Несомненно, ошибки будут исправлены, а те функции, которые уже заявлены, но пока не реализованы, получат свое воплощение. Тем не менее принципиальным останется вопрос о стоимости пакета — если цена на него не превысит 100­150 долл., то Acrylic не только составит конкуренцию существующим сегодня пакетам средней категории (все­таки реальных шансов «подвинуть» на рынке Adobe у программы нет). В том же случае, если разработчики смогут углубить интеграцию между Acrylic и MS Office, у программы появятся заманчивые перспективы стать лидером огромного офисного рынка, где мощности Photoshop и Illustrator откровенно избыточны для верстки рекламных модулей и листовок­флаеров.

КомпьюАрт 8'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства