Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

9 - 2003

Ученье — свет

Сегодня, когда полиграфия стремительно развивается, потребность в квалифицированных специалистах возрастает. А стать таким специалистом можно, только получив соответствующее образование. Побеседовать о дизайнерском образовании любезно согласился Анатолий Семенов, зав кафедрой художественно-технического оформления печатной продукции Московского государственного университета печати.

КомпьюАРТ: Как вы считаете, какие изменения происходят в последнее время в образовательном процессе?

Анатолий Семенов: Компьютерные технологии изменяют мировосприятие. Министерство образования сейчас работает над реализацией программы, которая называется «Электронная Россия». Смысл ее состоит в том, чтобы создавать учебники — начиная от букваря и заканчивая серьезными научными учебниками — не только на бумажных носителях, но и в электронном виде, с использованием новейших технологий. Это настоящая революция, потому что на этих учебниках вырастет новое поколение детей, которые будут иначе воспринимать мир.

У нас в университете есть образовательный портал, и значительное количество наших студентов получает образование заочно. Это люди, живущие и работающие по всей России, а также в ближнем и дальнем зарубежье. У нас есть специальная лаборатория, которая занимается подготовкой материалов для этого портала. Но на самом деле это вовсе не книга XXI века и даже не электронная книга, — это все еще та самая старая книга, написанная, задуманная и реализованная как бумажная, которую потом просто набрали и разместили в Интернете. Можно и нужно говорить о том, чтобы создать новую книгу, которая будет интерактивной и даже с некоторыми игровыми элементами. Именно такие учебники внесут свежую струю в образовательный процесс. Они будут ближе следующим поколениям, для которых, собственно, и делаются. Создание современной учебной литературы — это и есть основная задача нашей деятельности.

КА: Какие дисциплины на вашей кафедре являются основными?

А.С.: У нас есть предмет «Компьютерная графика», которому студенты обучаются на протяжении пяти лет. Недавно у нас даже появилась кафедра цифрового дизайна. Один из разделов компьютерной графики — проектирование шрифта. Студенты начинают свою работу со шрифтом с того, что копируют римские, готические, ренессансные почерки и системы письма. Но это лишь подготовка к процессу проектирования шрифта. Всерьез говорить о шрифте, не связывая его с компьютерными технологиями, сегодня просто бессмысленно. Но и элемент искусства в такой работе присутствует, поэтому иметь талант художника тоже ­важно.

Еще одна дисциплина — «Издательская фотография». Сейчас издательская фотография — в большинстве случаев цифровая фотография, и с этим связана довольно интересная история. У нас было несколько помещений, занятых под лаборатории, где студенты сами проявляли пленки, но в прошлом году помещения у нас забрали и все запасы химикатов и устройства для печати фотографий пришлось выбросить. Мы вынуждены были приобрести цифровые камеры, и работа с ними оказалась более удобной для студентов, потому что купить сегодня черно-белую пленку довольно проблематично, а проявка цветной пленки в условиях лаборатории — процесс немыслимо сложный. Сейчас студенты работают с цифровыми изображениями. Таким образом, даже если мы не успеваем за прогрессом, он сам нас настигает и ставит все на свои места.

КА: Какие отделения есть в университете?

А.С.: Свои последние годы доживает заочное отделение — уже два года на него нет приема. На дневном отделении основная масса студентов — это вчерашние школьники. На вечернем учатся разные люди, в том числе и студенты постарше, которые, поработав, поняли, что им не хватает базовых знаний. Иногда приходят специалисты такого уровня, что мы недоумеваем, зачем им нужно еще чему-то учиться, если они и так все умеют. Однажды, когда я говорил нечто подобное одной из абитуриенток, рядом находилась выпускница вечернего отделения. Она сказала, что при поступлении была в аналогичной ситуации, но пять лет спустя поняла, что мы многому ее научили.

КА: Какими бывают дипломные работы ваших студентов?

А.С.: Примерно 30% выпускников выбирают темой своей дипломной работы электронные издания. Конечно же, все эти работы совершенно разные. В основном электронными изданиями занимаются наши наиболее одаренные студенты — их привлекают возможности новой эстетики, которая содержится в этих электронных продуктах.

Также выполняется много работ, которые можно отнести к категории «видеоарт». Например, один студент сделал проект по мотивам произведения Кандинского «Желтый звук». Еще одно направление — это специфические учебные пособия. У нас был сделан вариант книги «Концепции изображения» одного швейцарского автора. Анализ иллюстраций из книг был проведен средствами анимации, и оказалось, что это намного эффективнее, нагляднее и убедительнее, чем обычный бумажный учебник. Студенты сами не ожидали подобного результата.

Есть еще несколько удачных работ. Вместе с Историческим музеем был осуществлен проект «Костюм викинга». Он позволяет рассмотреть костюмы викингов во всех деталях, узнать о крое и т.п. И это оказалось даже нагляднее, чем увидеть настоящий костюм в музее.

В этом году среди работ студентов были Web-сайты. Очень интересный пример — сайт, сделанный одним из наших студентов для клуба «Муха». Эстетику этого сайта мы, преподаватели, не смогли сразу воспринять. Студент использовал для оформления прикладную графику сталинских времен. Мы еще не относимся к подобной графике как к объекту, который можно эстетизировать, а у студента это получилось.

КА: Где работают выпускники МГУП?

А.С.: Много наших вчерашних студентов среди преподавателей университета. Кроме того, наши выпускники работают в области анимации. Значительное количество выпускников работает и на телевидении — в основном на канале «НТВ». Одна наша бывшая студентка, которая работала на телеканале «ТВС», недавно выиграла грант и поехала учиться в Англию.

КомпьюАрт 9'2003

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства