Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

12 - 2000

Индустрия производства бумаги: общая картина

Дж.-П.Харрисон, Б.-В.Эттвуд

Экономический фактор

Электронные носители

Роль бумаги в будущем

Упаковка, заменители и окружающая среда

Новые разработки

Заключение

Продвигаясь из Китая на запад, бумага попала в Европу через живших в Испании мусульман. Однако до тех пор, пока не произошли два важных события — Гутенберг изобрел печатный станок и увеличилось количество тряпья в результате чумы — широкого распространения в качестве средства общения она не получила. Можно спорить, действительно ли был «спрос» на бумагу как таковую или причиной для этого послужили сокращение объема рабочей силы (из-за чумы) и наличие готового сырья (тряпья), но так или иначе — бумага появилась.

Вследствие технического развития в эпоху великих изобретений бумага получила повсеместное распространение как носитель информации, чему, в частности, способствовали:

  • создание машины для производства рулонной бумаги (изобретена в 1799 году Луи Робером и внедрена в производство братьями Фордриньерами);
  • изобретение цилиндра для производства бумаги (Джон Дикинсон, 1808).

Промышленная революция породила поглощающую огромное количество бумаги систему образования, поскольку для того, чтобы справляться с растущими объемами информации, возникла потребность в грамотности. Хотя процесс изготовления бумаги в основе своей оставался все тем же, некоторые технологические усовершенствования в изготовлении пульпы и ее формовке способствовали росту производства.

На более поздних этапах промышленной революции бумага стала выполнять помимо средства распространения печатного слова и другие функции. С ростом потребления после Второй мировой войны (между 1948 и 1960 годами потребление на душу населения в США выросло на 20%) бумага стала использоваться в трех основных направлениях: печать, упаковка и средства гигиены.

Экономический фактор

До появления бумаги материалом для письма служили папирус, каменные плиты, восковые дощечки, пергамент. Когда бумага стала распространяться в Европе, основным ее конкурентом был пергамент. Но бумага выигрывала не столько по производительности, сколько по цене.

Для изготовления, например, большой Библии требовалось 200-300 бараньих или телячьих кож, их выделка занимала много времени и поэтому обходилась дорого (особенно когда во время чумы количество рабочих рук стало сокращаться). С увеличением производства бумаги из льняного тряпья цена ее упала. К 1300 году в Болонье стоимость бумаги составляла лишь шестую часть от стоимости пергамента, причем цена ее продолжала снижаться [1].

Таким образом, бумага стала выступать в роли заменителя пергамента в классическом смысле этого понятия: снижение стоимости бумаги приводило к сокращению спроса на пергамент. Интересно отметить отсутствие особой приверженности потребителя к пергаменту (кроме использования его для официальных документов) — главное, чтобы нашелся материал, пригодный для печати текста и графики. Отсюда следует, что бумага оптимально подходит для распространения печатной информации, поскольку является дешевой и доступной.

Действительно, если исходить из пяти условий экономического соперничества — конкуренция, создание новых предприятий, покупательная способность, возможность поставок и угроза со стороны материалов-заменителей [2], то способность бумаги служить таким заменителем оказалась самым важным фактором. С продолжением экономического цикла наибольшую опасность для бумаги представляет то, что у нее может появиться заменитель.

Развитие технологии, благодаря чему стало возможным массовое производство и распространение бумаги, привело к тому, что бумага превратилась в товар повседневного пользования. Одним из свойств подобного товара является замедление его технологического совершенствования: он становится продуктом, цена которого определяется исключительно рынком, а сам он развивается маленькими шажками, которые лишь в небольшой степени влияют на сложившуюся ситуацию [3].

До сих пор в производстве бумаги применяется тот же процесс, что и во времена братьев Фордриньеров, — фильтрация, прессование и сушка, хотя теперь, конечно, все делается быстрее и лучше. Бумага не одинока в этом отношении: во многих других механических процессах также не наблюдается значительного продвижения с XIX столетия. Нередко изобретения, которые мы относим к XX веку (телефон, факс, автомобиль, ракеты, электричество), в действительности представляют собой результат технического и технологического развития изобретений XIX века.

Специалисты по макроэкономике отмечают значительное замедление технологического прогресса в последней четверти XX века. При этом причиной замедления темпов с 1973 года является не слишком медленное накопление капитала, а снижение скорости самого технологического прогресса [4]. Наиболее компетентным объяснением представляется падение плодотворности сферы исследований и разработок. Именно плодотворности, поскольку вложения в эту сферу на макроуровне остались за эти годы прежними или повысились на процентную величину валового внутреннего продукта. Причины могут быть и неосязаемыми, как, например, самоуспокоенность. С исторической точки зрения повышению эффективности исследований и разработок способствуют опустошительные события, например широкомасштабные боевые действия.

В начало

В начало

Электронные носители

Выдающимся исключением из скудости технологического прогресса, в частности в том, что связано с бумагой, является изобретение микропроцессора. Здесь реально встает вопрос о заменителе: может ли электронная среда как средство распространения текста и графики заменить бумагу? Сейчас компьютеры и писчая бумага соотносятся друг с другом как дополняющие величины: рост первого ведет к росту второго.

Здесь предстоит еще многое выяснить, так как изучение психологического фактора различных носителей только начинается. Но один лишь факт, что объектом исследования становятся психологические аспекты отличного от бумаги носителя текста, свидетельствует о серьезном сдвиге в общественном сознании. Последний значительный сдвиг произошел гораздо раньше перехода с пергамента на бумагу (с потребительской точки зрения это, в принципе, один и тот же носитель). Скорее всего он связан с переходом от «стационарных» материалов (камень, дерево) к более портативным (восковые дощечки и пергамент). В общем, у нас уже давно не было повода проводить такие исследования.

Утверждая, что «средства распространения информации формируют мышление», известный канадский журналист-теоретик Маршалл Маклуэн в 60-х годах выдвигал идеи о перспективных и отживающих носителях, о средствах массовой информации как расширении способностей человека и о глобальной общине, формируемой средствами массовой информации. Его идеи подтолкнули психологов к изучению вопроса о том, как эти средства влияют на трактовку информации. В обществе практикуются различные способы передачи различной информации: один в устной форме, другой — в письменной, последний обычно преследует цель адекватного усвоения информации. Обладает ли бумага какими-то уникальными свойствами, которых не может дать электронная среда? И что еще важнее — будет ли потребителю недоставать этих свойств, чтобы отказаться от использования бумаги в качестве материала для письма и графики?

Если благодаря техническому прогрессу графический интерфейс пользователя по удобству сравняется с бумагой (иными словами, ноутбуки и их дисплеи достигнут портативности и четкости изображения, свойственных бумаге), основным качественным различием будет интерактивность [5].

Появление «электронной бумаги» уже не за горами. Разработчики из MIT создали лист электронной бумаги E-Ink толщиной около 80 микрон. Такой электронный блокнот может хранить информацию в своей памяти и имеет возможность взаимодействовать с пером. Первые электронные плакаты для витрин магазинов будут легко читаться, содержание их можно будет изменять с помощью клавиатуры, а из-за длительности использования они будут дешевле бумажных плакатов [6]. Новые компании, такие как E-Ink, а также нынешние гиганты вроде американской Xerox Corporation и японской NOK Corporation разрабатывают свои версии электронных чернил и бумаги.

Другой психологический аспект — «пространственное кодирование» [7], под которым специалисты подразумевают следующее: текст на бумаге воспринимается линейно, то есть читатель примерно помнит, на каких страницах находится тот или иной пассаж, тогда как электронные документы обычно просматриваются не последовательно, а выборочно, с перескакиванием от одного места к другому по ссылкам. Степень психологического предпочтения или преимуществ этих методов пока не выяснена. Исследование осложняется еще и тем, что психометрическому тестированию подвергается лишь первое поколение людей, обретающих серьезный опыт работы с компьютерными текстовыми источниками. На компьютерные тексты переходят как библиотечные, так и домашние справочники (Британская энциклопедия больше не издается в печатном варианте — только на CD-ROM), и еще предстоит выяснить, какой психологический эффект это повлечет за собой.

На наш взгляд, возможность «манипулировать» письменным словом (перемещать, удалять, вставлять, отыскивать и т.д.) в электронном виде значительно превосходит то, что можно делать с текстом, напечатанным на бумаге, допускающим разве что пометки на полях. Таким образом, экономические и технологические реалии заменителя указывают на то, что будущее бумаги как всеобщего носителя печатного слова и графики довольно печально, если, конечно, она не утратит своих психологических преимуществ.

В начало

В начало

Роль бумаги в будущем

Есть, разумеется, и более оптимистичные прогнозы относительно бумаги как носителя информации: определенный сдвиг от бумаги к электронной среде все-таки произойдет, но последняя не вытеснит бумагу полностью. Во многих ситуациях оба носителя будут прекрасно уживаться друг с другом. Цифровые материалы будут поступать в офис или домой по телефонной сети, Web-телевидению или спутниковой связи. Но несмотря на дальнейшее развитие технологии, использование бумаги как средства общения будет не сокращаться, а возрастать — благодаря спросу на печать по требованию.

Совершенствование производства и логистики бумажной продукции будет способствовать снижению стоимости, а все операции будут выполняться электронным способом. В деловой сфере бумага почти полностью выйдет из употребления, но печать книг никогда не прекратится. Крупные библиотеки для печати по запросу будут предлагать факсимиле классики и раритетов.

Предполагается, что бумага и компьютер будут и дальше дополнять друг друга в области печати по запросу. Мало того, та же технология допускает и загрузку по запросу на листы «e-paper», что позволит обходиться без обычной бумаги.

Исторический и экономический опыт подсказывает, что наиболее перспективная роль бумаги в будущем будет связана с гигиеническими изделиями и упаковкой. Потребность в них может вызвать рост производства бумаги на местах [8]. Таким образом, в области упаковки и гигиены совершенствование технологии будет продолжаться, а в сфере производства писчей бумаги — сокращаться.

В начало

В начало

Упаковка, заменители и окружающая среда

Область, в которой электронное сообщение будет конкурировать с писчей бумагой, может дать толчок развитию бумажной упаковки. Ускоренными темпами растет торговля через Интернет и связанные с ней поставки. И пока бумажной упаковке отдается предпочтение, рост ее будет продолжаться.

Угрожать бумаге в качестве заменителя может разве что пластиковая упаковка. Нынешнее преимущество бумаги в плане воздействия ее на окружающую среду, скорее всего, не будет оставаться решающим слишком долго [9]. И действительно, в последнем развернутом отчете Союза озабоченных ученых отмечается, что различия между бумажными и пластиковыми мешками или матерчатыми и одноразовыми салфетками особой тревоги не вызывают. В конечном итоге, экологичное обращение с материалом, например повторная его переработка, все равно породит другие проблемы вследствие расточительного отношения потребителя. Поэтому, хотя возможность повторного использования бумаги в качестве источника энергии придает ей некоторые преимущества в плане экологии, бумажная упаковка, скорее всего, будет конкурировать лишь благодаря своей функциональности и цене.

В начало

В начало

Новые разработки

В сфере изготовления бумажной упаковки и производства бумаги на местах (значительная часть которой будет предназначена именно для упаковки) на первый план будут выступать ноу-хау. Примером могут послужить недавние разработки, которые окажут существенное влияние на рост бумажного производства. Речь идет о новых материалах — это Condebelt (изначально разработанный как материал, обладающий свойствами быстрого высыхания, но теперь применяемый для изменения характеристик внутренних перегородок рулонного картона) и микрогофр (легкий гофрированный материал из особого сорта бумаги). Подобные новшества будут поддерживать высокий уровень конкурентоспособности бумаги как упаковочного материала.

Возможность производства упаковочных и гигиенических продуктов из отходов целлюлозы обещает серьезную выгоду. Новейшие достижения в процессе сухой формовки также должны способствовать появлению перспективных разработок, особенно в географических районах, не являющихся традиционными производителями бумаги.

Бумажные гигиенические изделия сейчас вне конкуренции. На горизонте пока не видно заменителей им, и промышленность рассчитывает на дальнейшее распространение этих продуктов в развивающемся мире. Можно ожидать совершенствования существующих изделий и появления новых (таких как одноразовые салфетки). Опыт развития экономики подсказывает, что оборудование, используемое для производства писчей бумаги, может быть перепрофилировано на изготовление новых продуктов, которые ворвутся в новый мир, где бумага конечно останется, но в другом качестве.

В начало

В начало

Заключение

Итак, на основании вышеупомянутого можно представить следующие выводы:

  • бумага как всеобщий материал для письма и графики уступит своему заменителю — «e-paper»;
  • будущую роль бумаги будут определять психологические предпочтения, связанные с использованием именно ее, а не «e-paper»;
  • самая надежная перспектива для бумаги — применение ее в качестве сырья для упаковки и гигиенических продуктов.

Отсюда вытекает, что:

  • будущие технические прорывы и изобретения будут сосредоточены в сферах производства упаковки и гигиенических продуктов;
  • более широкое производство бумаги на местах обеспечит конкурентоспособное сырье для этих продуктов.

Впервые такая бумага была представлена Брайаном Эттвудом на конференции PAPEREX INDIA в декабре 1999 года.

Литература:

  1. Attwood В. and Clark D. The case for the small paper machine (1998).
  2. Attwood B. Invention, innovation and pilot plant (1999).
  3. Blanchard O. Macroeconomics. Prentice-Hall, N.J. (1997).
  4. Burke J. Connections. MacMillan Publishers. London (1995).
  5. Porter M. Competitive Strategy. Free Press. N.Y. (1980).
  6. Maurice S. and Thomas C. Managerial Economics. McGraw-Hill. N.Y.(1995).
  7. Onabe E. Etude mediologique sur le futur des papiers, de l'impression er de l'ecriture face aux multimedias Revue. A.T.I.P. 52:2 (1998).
  8. Daviss B. Paper Goes Electric New Scientist. May (1999).
  9. Wiseman N. Printing papers in an electronic world — the paper industry: a safe investment? (1999).
  10. Sundberg M. The long-term competitiveness of paper. Revue A.T.I.P. 52:3 (1998).
  11. Brower M. and Leone W. The Consumer's Guide to Effective Environmental Choices: Practical Advice from the Union of Concerned Scientists, Three Rivers Press. N.Y. (1999).

КомпьюАрт 12'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства