КомпьюАрт

1 - 2002

Чем светит цифровое солнце?..

Светлана Фомина

Киты цифровой печати

Переменные данные и персонализация

Рынок по требованию

Цифровая печать и Интернет

Experience-on-demand, или «Опыт по требованию»

Цифровая печать и офсет

Рыночных тенденций для развития цифровых технологий масса, поэтому рынок цифровых машин, которые бы удовлетворяли потребностям современной полиграфии, пестрит разнообразием…Распространенное прежде мнение, что уделом цифровой печати (ЦП) являются пробные оттиски и пилотные тиражи, кануло в Лету — на радость поставщикам оборудования и прогрессивной полиграфической общественности. Такая ситуация и привела к обострению конкурентной борьбы лидеров-производителей оборудования для ЦП.

Итак, чем и как «сражаются» компании за место под цифровым полиграфическим солнцем, восход которого над Россией очевиден любому?

Киты цифровой печати

Для начала следует уточнить, что сегодня представляет собой ЦП. А именно отметить тенденции полиграфического и издательского дела, которые делают ЦП все более популярной.

Начнем с того, что тенденция к уменьшению тиражей наблюдается во всех секторах полиграфии — будь то производство упаковки или печать книг. Количество наименований увеличивается, количество экземпляров при этом падает.

Маркетинговые стратегии становятся все более гибкими и динамичными, здесь без оперативных данных тоже не обойтись. ЦП дает возможность повторной печати таких быстроустаревающих материалов, как брошюры или технические руководства. Это снимает проблему: выбросить или все же разослать устаревшие документы.

ЦП позволяет эффективно использовать целевой маркетинг путем разделения основных материалов на меньшие версии, нацеленные на специфические аудитории: отдельные группы заказчиков и подразделения, различные по роду мероприятия и т.д.

Малыми тиражами выходит и печатная продукция для товаров, ориентированных на небольшие сегменты рынка: документация на разных языках, этикетки для товаров, продаваемых в небольшом количестве. И разумеется, сигнальные экземпляры, пробные тиражи для исследования спроса.

Печать по требованию (по запросу), или print-on-demand — тоже немаловажное условие для удовлетворения потребностей заказчика. Как правило, малотиражные заказы требуют быстрого исполнения. Печать по требованию незаменима при работе на выставках, конференциях, что говорит о быстрой реакции на запросы. На Западе print-on-demand широко применяется при печати книг. Книги печатаются с цифрового оригинала по мере поступления заказов от издателя или продавца книг. Таким образом решается проблема складирования и расходов на хранение тиража. Во время встреч с заказчиком гораздо эффективнее визуально демонстрировать ему работу, поэтому немаловажным аспектом является оперативность, позволяющая представить готовые материалы в течение 2-3 часов. С помощью цифровой техники можно выполнить самые необычные пожелания заказчика и быстро реагировать на изменения рынка. Многие заказчики сегодня уже не желают выпускать печатные материалы, подлежащие длительному хранению. Печать по требованию — новое направление бизнеса, возникшее на стыке информационных технологий, традиционных офсетных процессов и электрографии.

В начало В начало

Переменные данные и персонализация

Цифровая технология позволяет выпускать издания с ярко выраженным индивидуальным характером, всегда самые актуальные на данный момент, что может стать мощным маркетинговым инструментом.

Принцип Image-one-print-one означает, что изображение каждого оттиска создается заново непосредственно перед печатью, поэтому каждый оттиск может отличаться от предыдущего. Разнообразие при этом не знает пределов: компоновка отдельных страниц на основании имеющихся текстов и графических изображений может изменяться произвольно, границы возможного простираются от изменения полей до полной смены оформления страницы. К тому же с помощью электронных технологий можно изменить структуру любого подготовленного к печати издания, с тем чтобы отдельные виды продукции отличались друг от друга по количеству и последовательности страниц — в зависимости от особенностей запросов целевых групп читателей.

Индивидуализация содержания и художественного оформления печатной продукции отвечает одной из маркетинговых тенденций: современный прямой маркетинг сфокусирован в первую очередь уже не на целевых группах, а на конкретных целевых потребителях, поскольку личностно ориентированная коммуникация оказывается наиболее точно адресованной и эффективной. Таким образом, имея возможность менять данные во время процесса печати, полиграфические предприятия приобретают новых заказчиков и открывают для себя новые сферы производственной деятельности.

И ЦП здесь просто не заменима. В ходе кампании по продвижению новых продуктов или услуг при помощи ЦП можно продемонстрировать персонализированный подход к каждому заказчику (приветственные папки для участников или индивидуальные приглашения). В случае необходимости предоставления материалов с большим количеством избыточной информации можно сделать каталоги, информационные бюллетени, изменив их содержание в соответствии с индивидуальными предпочтениями заказчиков и сделанными ранее покупками. Наконец, с ЦП можно увеличить эффект материалов, рассчитанных на сильное впечатление: это может быть книга с дарственной надписью, поздравлением, карта запланированного туристического маршрута конкретного путешественника и т.д.

Гибкость и динамичность ЦП всего лишь отвечают условиям рынка. Условия же для развития ЦП в России еще только создаются, опыт применения цифровых печатных машин в России пока не велик, и задача поставщиков и производителей этого продукта не проста: необходимо провести достаточно серьезную маркетинговую работу, чтобы ЦП органично влилась в российский рынок. Ближайшее будущее ЦП в России за малыми типографиями и печатными салонами, инвестиционный потенциал которых сейчас не очень велик, как, впрочем, и потребности самого рынка. Использование цифровых машин, с уверенностью можно сказать, не только предоставляет решения для печатного рынка, но и диктует его дальнейшее развитие.

Прошедшие практически друг за другом крупнейшие полиграфические выставки LabelExpo Europe, Print 01 (Чикаго) и «ПолиграфИнтер’2001» (Россия), продемонстрировали достижения на рынке цифровой печати. В полной мере все изменения российского рынка ЦП должны отразиться на предстоящей в конце марта московской выставке DigiPrintMedia.

Охватить весь спектр цифрового оборудования невозможно, достаточно будет осветить некоторые новые технологические моменты, которые в полной мере отражают концепцию цифровой печати, выражающуюся в перечисленных выше моментах.

В начало В начало

Рынок по требованию

Согласно прогнозам экспертов независимой исследовательской компании CAP Ventures, рост рынка полноцветной печати по требованию составит около 18% в год, а общий объем продаж в 2005 году достигнет 32 млрд. долл. По оценкам другой независимой компании — Strategies For Management, 78% всех заказов на печать полноцветной продукции составят тиражи менее 5000 экземпляров.

DocuColor iGen3 компании Xerox — полноцветная цифровая машина (ЦПМ). Сегмент, где она будет позиционироваться, очевиден. Машина обеспечивает возможность печати переменной информации: брошюр, каталогов, персонализированных книг, открыток и многих других видов цветной печатной продукции.

Эта ЦПМ создана на основе технологии третьего поколения SmartPress, использующей в качестве красок принципиально новую формулу порошка, образуемого микрочастицами тонера, имеющего более широкие спектральные характеристики, а также высокоинтеллектуальное программное обеспечение, гарантирующее точность и воспроизводимость цветов. Математическая обработка всего объема информации с необходимой скоростью обеспечивается 85 микропроцессорами и 5 млн. строк программных кодов, выполняющих около 270 млн. вычислений в секунду.

Изначально изображение каждого из четырех цветов послойно формируется на электрически заряженном ремне. Затем под воздействием комбинации электростатических зарядов, ультразвуковых колебаний и давления все композитное изображение переносится на поверхность бумаги в один прием. Встроенное программное обеспечение осуществляет полный и постоянный контроль и калибровку системы в процессе печати.

Кроме того, DocuColor iGen3 имеет прямой транспорт и позволяет автоматически определять формат и печатать на различных форматах и сортах бумаги в одном задании. Точность регистрации листа в области переноса изображения контролируется системой оптических датчиков. Скорость печати — 6000 оттисков А4 (4+0) в час, или 100 оттисков в минуту, независимо от параметров запечатываемого материала. В общем, данная машина способна удовлетворить практически все требования современного рынка.

Другим представителем ЦПМ, обеспечивающим готовое решение для оперативной полиграфии, является листовая цифровая печатная машина CSP 320 D фирмы Xeikon с новой версией Emerge Digital Front-End, которая предлагает инструменты калибровки печатного механизма для инженера и оператора, сервисную поддержку и диагностику через Интернет, новый интерфейс настройки на бумагу для повышения качества печати.

Машина Xeikon CSP 320 D — это решение с One-Pass Duplex — однопроходной двусторонней печатью. Машина печатает на стандартной офсетной бумаге форматом 320Ѕ470 мм и плотностью от 80 до 300 г/м2, а также на самых различных синтетических материалах, включая полиэстровые, полиэфирные и самоклеящиеся этикеточные материалы.

Печать упаковки на цифровых машинах пока не очень популярна, основным сегментом ЦП являются издательская продукция и рекламные материалы, но, как уже было сказано, небольшие тиражи присутствуют во всех сегментах полиграфии.

Например, машина DCP/320S разработана компанией Xeikon специально для печати упаковочной продукции. Система подачи материала и закрепления изображения оптимизирована для работы с упаковочными материалами. Четырехкрасочная печать выполняется только с одной стороны, при этом возможно использование пятого (кроющего белого) цвета, необходимого, например, при печати на блестящей пленке. DCP/32S может работать как с одинарной, так и с двойной скоростью.

DCP 500 D также от фирмы Xeikon — первая в мире цифровая печатная машина с устройством формата В2, что наряду с высокой производительностью при печати на плотных материалах является ее главным отличием. Формат печати B2 позволяет использовать широкий спектр профессионального брошюровочно-отделочного оборудования.

При печати продукции, которая требует последующей брошюровки, сшивания или склейки, большую роль играет используемое отделочное оборудование. На семинаре компании Xerox, проходившем в рамках выставки «ПолиграфИнтер’2001», в одном из докладов обсуждалась проблема недостаточной эффективности использования ЦП в России по сравнению с офсетной печатью при печати книг. Дело в том, что в Европе точка разрыва между эффективностью использования офсета и цифры составляет около 1,5 тыс. экземпляров. У нас эта цифра гораздо меньше и по самым щадящим подсчетам составляет 300-500 экземпляров. Одной из причин такого положения дел является использование традиционного отделочного оборудования. По словам г-на Зекини, директора Zechini Gra-For (Италия), компании, специализирующейся на выпуске книг по требованию, в Италии несколько лет назад «точка разрыва» составляла 700 экземпляров только из-за того, что при этом использовалось отделочное оборудование из традиционных секторов. Сегодня благодаря применению оборудования, оптимизированного для цифровой печати, точка разрыва достигла 1,5 тыс. экземпляров.

Для тех, кто делает ставку на печать по требованию, цифровые технологии означают решение проблем в сфере выпуска рекламной и издательской продукции — решение профессиональное и в высшей степени эффективное. Тот факт, что не требуются ни пленки, ни печатные формы, ни время на переналадку, обеспечивает одно из существенных преимуществ многокрасочной печати, полностью основанной на цифровой технологии. На отечественном рынке ЦП представлено еще одно семейство оборудования от компании Man Roland. Ее DICOpress — это рулонная цифровая машина для красочной печати по схеме 4+4 за один прогон с возможностью прямого подключения к компьютерной системе. DICOpress обеспечивает печать с приводкой оттисков с лица и оборота. Она обеспечивает возможность печати переменных данных, изготовления цветопроб непосредственно на печатной машине без остановки тиража, подборки во время процесса печати, максимально быструю смену заказа. DICOpress может печатать на самых разных материалах. Оттиски различной длины — до 11 метров (DICOpress320) и до 8 метров (DICOpress500). Контроль над печатью осуществляется интегрированной системой управления данными.

Использование в цифровых машинах запатентованной пишущей головки на LED-диодах дает возможность получать качество цветной печати, вполне сравнимое с качеством оттисков, отпечатанных офсетным способом. Экспонируя с разрешением 600 dpi, записывающая головка может воспроизводить до 64 уровней серого для каждой точки на изображении, что эквивалентно линиатуре 170 lpi в традиционном офсете. Печать осуществляется сухими тонерами, экологически безопасными и разрешенными для применения в пищевой промышленности. Размер частицы тонера всего лишь 7,5 микрон, что позволяет воспроизводить насыщенные оттиски с превосходной контрастностью и хорошей передачей в светах. Данная технология создания изображения подходит для печати плавных переходов и смесевых цветов без заметного полошения. Принцип работы машины можно представить следующими образом. Поверхность алюминиевого цилиндра, покрытая OPC-слоем (Organic Photo Conductor), электрически заряжается скоротроном. Записывающая головка на LED-диодной матрице экспонирует изображение на светочувствительную поверхность OPC-цилиндра, засвеченные области теряют заряд и становятся токопроводящими. Система магнитной кисти проявляет скрытое изображение на OPC-барабане, нанося тонер на разряженные области. Поскольку интенсивность излучения диодной матрицы регулируется, количество прилипшего тонера зависит от величины остаточного заряда. Изображение с цилиндра переносится на бумагу или другой запечатываемый материал. Заряжающий скоротрон снимает разницу потенциалов. На заключительном этапе очищающая секция снимает оставшийся тонер с поверхности OPC-цилиндра.

Высокую производительность машины обеспечивает параллельное выполнение технологических процессов. Например, можно раздельно растрировать одну работу, загружать вторую и печатать третью.

Рабочий цикл машины и ее управление несложны и интуитивно понятны. Входной файл в формате PostScript или любом другом совместимом формате может передаваться по сети или непосредственно с магнитного носителя. Далее цифровой файл переводится в битовую карту RIP-процессором. Тип растровой точки определяется выбранным способом растрирования. Отрастрированные файлы загружаются во внутренний отведенный дисковый массив для последующих процессов или пересылаются непосредственно в область памяти для хранения изображений, откуда могут быть отправлены на печать. PES позволяет оператору определять приоритеты работ, изменять порядок очереди или применять режим многозадачности, то есть использовать электронную подборку, быструю цветопробу, переключение между работами или функцию Step & Repeat. В памяти машины хранится информация об изображении для каждого цвета (синего, красного, желтого или черного) и для каждой стороны (лица и оборота). В зависимости от конфигурации в этой памяти могут находиться до нескольких тысяч страниц. Из памяти, отведенной под изображения, данные посылаются на записывающую головку каждой секции. Внутри пишущей головки цифровой сигнал модулирует интенсивность излучения для каждого из 7272 LED-диода.

Модель DICOpack по принципу построения почти ничем не отличается от DICOpress и также может иметь ширину рулона 500 и 320. Машина ориентирована на печать упаковки, поэтому печатает по схеме 5+0 (полноцвет плюс дополнительный белый). Бумага и тонер сертифицированы для пищевой промышленности.

Для типографий с небольшой загрузкой, пробующих себя в бизнесе ЦП, или типографий, учреждений, в которых оказание полиграфических услуг не является основным источником дохода, разработан «облегченный» вариант — листовая машина DICOpage. Она может печатать на листах формата A4, A3, A3+. Максимальный формат печати составляет 308 х 460 мм по схеме печати 4+4. Специальная система позиционирования автоматически настраивает машину на формат загруженной бумаги.

DICOpage печатает на стандартной офсетной бумаге и картоне с удельным весом от 80 до 300 г/м2. Это способствует снижению складских расходов за счет отсутствия необходимости в расширении спектра применяемой бумаги. Впрочем, можно печатать и на синтетических запечатываемых материалах, таких как полиэфирная пленка, полимерные пленки и самоклеящиеся этикетки.

Система экспонирования основана на лазерной технологии записи на движущееся полотно, покрытое слоем OPC. Лазерным блоком создается скрытое изображение на светочувствительном полотне, с помощью которого тонер переносится на запечатываемый материал. Благодаря точному способу переноса изображения совмещение цветов идеально.

В начало В начало

Цифровая печать и Интернет

Центры обработки заказов и Интернет-сайты становятся постоянными заказчиками профессионально выполненной малотиражной печатной продукции, рассылаемой ими в ответ на запросы клиентов. К тому же печать с переменными данными позволяет реализовывать новые творческие идеи. Примером подобного моделирования здесь может служить объединение Интернета и печатной машины в единую систему, ориентированную на потребителя и позволяющую вести с ним диалог. Например, потенциальные покупатели могли бы на сайте фирм-производителей автомобилей по своему желанию создавать конфигурацию выбранной модели, а уже на следующий день получать проспект, посвященный автомобилю своей мечты, со всеми указанными в Интернете спецификациями. Каждый проспект в единственном экземпляре — это и есть блестящая реализация принципа «печать по требованию».

В начало В начало

Experience-on-demand, или «Опыт по требованию»

Ежегодный оборот начавшего развиваться десять лет тому назад сектора печати по требованию (printing-on-demand) достиг к настоящему моменту, по заключению американского центра CAP Ventures, 15 млрд. долл., а по прогнозам на 2004 год возрастет до 42 млрд. Хотя эти цифры к российскому рынку пока не относятся, у нас уже появляются заказчики на цифровые машины, понимающие, что от требований рынка отставать нельзя.

Важным шагом на пути к популяризации ЦП является ее знание. «Продажа ЦП скорее похожа на продажу корма для кошек или шоколадных плиток, нежели на продажу традиционной печати. Поэтому по возможности лучше всего нанимать людей с общим опытом продаж», — считает Майк Пирс, директор Национальной ассоциации по обучению цифровым технологиям и найму. Однако выставка «ПолиграфИнтер’2001» показала, что в большинстве своем, несмотря на то что о цифровой печати много говорится и пишется, для того, чтобы брать цифровые технологии на серьезное вооружение и продавать/покупать их подобно корму для кошек, одних знаний еще не достаточно.

Многие участники выставки отмечали, что в этом году интерес к ЦП намного превысил прошлогодний. Об этом свидетельствовал и сам ассортимент цифровых машин, представленных на выставке. Большой интерес вызвал целиком посвященный цифровому бизнесу семинар компании Xerox, где происходил обмен опытом внедрения цифровых технологий во всем мире.

Способов больше узнать о цифрах не так уж и много, в этом плане интересно показала себя компания «Гейдельберг СНГ». Около полугода назад в МГУП открылся центр «Решения для цифровой печати» Heidelberg Digital.

«Решение об открытии этого центра обусловлено несколькими причинами. Во-первых, компания всегда стремилась (и ей это удавалось), находиться на пике технологий, предлагая заказчикам самые современные разработки, воплощенные в реальные технологии и решения. Во-вторых, новейшие техника и технологии должны быть доступны нашим заказчикам здесь, в России, в той же мере, что и в любой другой точке мира. И третья причина, — говорит Александр Рабекин, руководитель направления Digital Printing Systems компании «Гейдельберг СНГ», — это обучение и воспитание молодого поколения специалистов на базе технологий завтрашнего дня».

В этом центре установлена цифровая система печати Heidelberg Digimaster 9110.

«Мы активно продвигаем в России и странах СНГ новые направления, новую технику и как результат — новую идеологию развития, — сказал в своем выступлении В. Бабаев. — Работа новой машины в Университете, расширение демозала, представление принципиально новой технологии говорят о развитии компании. Но мы бы не стали привозить и устанавливать эту технику просто для показухи. Реально оценивая ситуацию на рынке, мы видим потенциальный спрос на это оборудование, и поэтому нам важно, чтобы заказчики могли увидеть оборудование в реальной обстановке, посмотреть, как оно работает, какое качество обеспечивает». Помимо продвижения продукта существует вторая важнейшая составляющая любого рынка — подготовка кадров. Студенты МГУП имеют возможность знакомиться с новейшей техникой, что является одним из важных факторов для подготовки квалифицированных специалистов.

Итак, Digimaster 9110, черно-белая печатная машина. По сути это устройство полного цикла, предполагающее все три этапа: подготовку, печать и послепечатную отделку материала. Спектр производимой Digimaster 9110 продукции широк, система рассчитана на работу без перерывов и обслуживается двумя технологами. Высокая тиражестойкость, диапазон запечатываемого материала — от 60 до 200 г, без особых к нему требований. Присутствует система бесшвейного скрепления наряду с обычным способом.

Дальнейшие потребности рынка полноцветной цифровой печати учтены в системе NexPress 2100, разработанной совместно с компанией Kodak. Изначально NexPress позволяет работать с разными материалами одновременно. При этом осуществляется жесткий контроль за всеми этапами автоматического процесса, устанавливается подача бумаги, контролируется ее состояние (параметры доводятся до нужной кондиции), осуществляется двусторонняя автоматическая печать. Печать может выполняться на разных материалах — от бумаги до фольги. Эта система вобрала в себя достижения двух компаний как в части инжиниринга, так и в работе с цветом. Наряду с традиционными технологиями электрографии здесь реализовано очень много новаторских идей, в частности перенос изображения через офсетный барабан, что позволяет работать на профильных материалах. Все этапы контролируются системой — вплоть до контроля климата. Данная система исключает возможность влияния внешней среды, что благотворно сказывается на качестве и производительности. На рабочих семинарах, которые будут проходить в digital-центре Heidelberg, планируется освещать все аспекты данных технологий.

В начало В начало

Цифровая печать и офсет

Может показаться, что есть основания думать, что восходящее солнце полиграфии офсету не светит… Однако офсетная печать будет еще очень долго служить верой и правдой, по крайне мере в России. И хотя тенденции к сокращению тиражей и другие благоприятные факторы для развития цифровой печати налицо, факт — вещь упрямая: мал тираж, да дорог… Впрочем, его дороговизна относительна: 300 экземпляров можно отпечатать и офсетным способом, но можно ли сделать офсетом 10 таких тиражей в день… или 300 тиражей в месяц по 10 экземпляров. В этом и кроется существенное различие между цифровым и офсетным процессами. Однако, как показывает российская практика использования цифровой печати, на сегодняшний день крупному предприятию необходимы два способа печати, которые удачно дополняли бы друг друга. Не секрет, что многие современные крупные полиграфические комплексы, оснащенные оборудованием для печати больших тиражей, терпят большие убытки из-за простоев.

В этом плане весьма интересен для российского рынка опыт интеграции традиционной и малотиражной цифровой печати, который был продемонстрирован на семинаре Xerox Георгием Эпштейном, начальником технического отдела ПИК ВИНИТИ. Предприятие основано в 1955 году, в спектр оказываемых им услуг входят издательская деятельность, полиграфические работы, реализация печатной продукции. Одно из основных направлений — печать реферативного журнала ВИНИТИ. Разумеется, уменьшение объемов тиражей сказалось на этом предприятии: тиражи упали с 2-10 тыс. до 20-400 экз. (1992-2001). С внедрением цифры (с 1997 года) производство стало способно оказывать еще целый ряд услуг: печать сводных томов, состоящих из ранее отпечатанных листов, единичная допечатка по заявкам, печать многополосных листов, бесшвейное скрепление тетрадей. На вопрос о том, окупилась ли за это время цифровая машина, Г. Эпштейн ответил, что она окупилась благодаря освобождению офсетных машин. Рентабельность цифровой печати составляет на этом производстве 250-300 экземпляров. Это намного меньше, чем в Европе. Тому есть множество причин, главные из которых — неполная адаптация рынка и неразвитый потребительский рынок.

Однако совершенно определенно наметились ниши, которые займет и уже занимает цифровая печать. Прежде всего речь идет об издательствах и рекламных агентствах.

Для рекламного агентства это выгодно в первую очередь благодаря появлению новых возможностей получения прибыли — расширению спектра услуг, иным срокам исполнения заказов и появлению новых клиентов, сокращению расходов за счет печати востребованных количеств и допечатки любых тиражей, а также гарантированной себестоимости и сокращению расходов на размещение заказа.

Для издателя это выгодно, поскольку повышается продуктивность за счет исследований рынка (пилотных тиражей), выпуска подарочных изданий, возможности управления имеющимся ассортиментом, появляется возможность получения новых прибылей за счет переиздания раритетных изданий и допечатки массовой продукции, сокращаются расходы на доставку, пересылку и хранение тиража.

КомпьюАрт 1'2002

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства