КомпьюАрт

4 - 2003

Элитная бумага

Ксения Бабченко

Использование разных типов бумаги

Калька

Лак

Синтетические материалы

Трудности применения

Специалисты, работающие в интерактивной среде Web-дизайна, имеют дело со стандартизованной системой, где носителем информации является лишенная индивидуальности машина. Дизайнер-полиграфист находится в более выигрышном положении: его рабочий материал — бумага обладает вещественностью, текстурой и весом. Она способна формировать у человека определенные эмоции, переставая быть безличным носителем информации. Поэтому при правильном подборе бумаги для конкретной графики ваша идея заиграет всеми цветами радуги, и наоборот — даже самую удачную дизайнерскую задумку можно погубить, выбрав неподходящий материал.

Дизайнерские бумаги называют также коллекционными или элитными. Это эксклюзивная, иногда ручного отлива бумага, которая может быть стилизована «под старину» и пергамент, иметь микровключения, различные виды тиснения или покрытия. Кроме того, существуют так называемые креативные системы, позволяющие заказчику создать «свою» бумагу из предлагаемого набора плотностей, тиснений и цветов. Часто такие бумаги содержат в своей композиции вторичную массу – хлопок. Они выпускаются, как правило, небольшими партиями и по цене могут превосходить обычные сорта в несколько раз. А разнообразие коллекций позволяет, даже при ограниченных возможностях типографий придавать рекламно-полиграфической продукции благородный вид и неповторимый стиль.

История дизайнерских коллекций в России насчитывает всего несколько лет. Начиналось все с «малых форм» – визиток. Бумага для них всегда была дорогой и продавалась полистно. Со временем стали распространяться и другие разновидности продукции представительского класса из тонированной, текстурной или фактурной бумаги: папки, бланки, годовые отчеты, обложки для рекламных брошюр, меню, календари, открытки и приглашения. Теперь в любой солидной компании есть представительские наборы из дизайнерской бумаги. Позднее появились и более экзотические вещи: сувенирная продукция, подарочные комплекты, наборы из пакетов и коробочек, упаковка для элитной парфюмерии и косметики.

Рынок дизайнерских бумаг сегодня развивается особенно динамично. Масштабы закупок измеряются уже не килограммами, а тоннами. Приходит понимание того, что дополнительные затраты на такую бумагу быстро возвращают дивиденды в виде высокого статуса и доверия клиентов. Вырос спрос и на конверты из дизайнерской бумаги.

Сегодня от разнообразия элитных бумаг по цвету, массе и фактуре разбегаются глаза. Существует множество сортов, имитирующих ткани (шелк, бархат) и кожу. При их изготовлении используется специальный способ обработки поверхности. Такая бумага может быть с микровключениями (фланель, тенгрис, слюда), может иметь многообразные фактуры, имитирующие минералы (малахит, антрацит, кварц, опал, перламутр, рубин) и металлы (серебро, золото, бронзу, медь). Поистине поражает разнообразие бумаг с тиснением: лен, вельвет, мороз, яичная скорлупа, изморозь, кашемир, художественные тиснения в виде цветов, песка, камня, узоры «береста», «змеиная кожа», «роса», «срез дерева», «молоток», «апельсиновая корка»… С одной стороны, при использовании подобных бумаг остается меньше места для маневрирования, поскольку выигрышных вариантов дизайна и техники печати на такой бумаге оказывается совсем немного, но, с другой стороны, при правильном сочетании необычной поверхности, цвета бумаги и дизайнерского решения можно добиться удивительных результатов.

Что касается модных тенденций, то популярны бумаги с эффектом «металлик» и металлизированные. Большой интерес вызывает также переливающаяся бумага «Реакшн», которая меняет свой цвет в зависимости от угла зрения и освещения. Впрочем, есть и консервативные заказчики, предпочитающие тонированную бумагу нежных, пастельных тонов. Многие компании продают бумаги необычных оттенков по специальным ценам, чтобы привлечь к ним внимание. С недавних пор большим спросом стала пользоваться бумага повышенной гладкости светлых тонов. Менеджеры замечают, что в последнее время многим клиентам продукция на бумаге повышенной белизны и гладкости кажется особенно представительной, подчеркивающей высокий статус компании. По мнению дизайнеров студии «Три апельсина», из тисненых бумаг наибольшей популярностью пользуются крупноячеистые бумаги типа «молоток», «яйцо», «изморозь». Практически вышли из моды яркие и флуоресцентные цвета, а также бумага с рисунком под мрамор. Наиболее популярны сейчас светлые пастельные оттенки и несколько темных (темно-синий, темно-зеленый, черный). Эта тенденция практически не меняется. Вадим Докторов, начальник отдела элитных бумаг фирмы «Берег», отмечает удивительно стабильную моду именно на бумаги синих цветов.

Элитная дизайнерская бумага сама по себе произведение искусства. Заказчик зачастую делает ставку именно на бумагу, а услуги по дизайну рассматривает как нечто второстепенное. Специфика этой бумаги такова, что больше всего ей вредит избыточность, и, чтобы выигрышно смотреться, она должна «дышать».

На перламутровой бумаге выигрышно смотрятся портреты. Перламутровая отделка поверхности мелованной бумаги придает светящийся вид изображениям, поэтому кожа смотрится реалистично. Возникает ощущение прозрачности, легкой дымки, таинственности. Этим и обусловлен большой спрос на перламутровые коллекции бумаг.

Серебряный металлик подойдет для организации, которая хочет подчеркнуть свою технологичность, современность, устремленность в будущее, авангардность. Представители старой полиграфической школы не любят разновидности металлизированной бумаги, однако стоит заметить, что ее использование может дать хорошие результаты. Например, рекламный буклет авиакомпании с изображением самолета выиграет при печати на металлике. Бумага подчеркнет воздушность и напомнит о высоких технологиях.

Бумага без покрытия вряд ли подойдет компании, которая хочет создать послание с ярким, агрессивным или холодным дизайном. Цвета на ней не выглядят сочно, бросаются в глаза. А для компании, желающей выразить свою приверженность традициям, стабильность, скорее всего, подойдет бумага без покрытия с тиснением, ведь классический имидж диктует классику во всем – и в цветах, и в фактурах. Благодаря тому что такая бумага лучше впитывает краску и цвета на ней получаются более приглушенными, изображение приобретает некий флер, поэтому она может использоваться в рекламе, когда дизайнер хочет создать некое романтическое послание.

Иногда заказчик в своем стремлении сделать дизайн «побогаче» может переусердствовать. Как правило, нелепо смотрятся покрытые лаком металлизированные бумаги. Но иногда такое несуразное на первый взгляд сочетание может «сработать». Как отмечает Алена Громова, начальник отдела маркетинга компании «Александр Браун», главное, чтобы дизайнер отдавал себе отчет, зачем он использует тот или иной вид бумаги. Тогда и «масла масленого» не получится.

Обычно глянцевая, блестящая бумага вызывает такое же ощущение холода, как и отполированная поверхность. Фактурная же бумага создает ощущение тепла – она сродни скульптуре, выполненной из камня с шершавой поверхностью. Любая изобразительная поверхность имеет вид воронки: чем изображение ближе к краю листа, тем труднее создается иллюзия глубины, так как край листа или холста физически ощутим. На фактурной бумаге добиться иллюзии глубокого пространства чрезвычайно трудно – как бы мы ни старались, изображение будет плоским. Представим фотографию, напечатанную на коже, – это две несовместимые вещи, так как глубине фотографии будет противоречить физически ощутимая поверхность кожи.

Дизайнерская бумага открывает перед художником новые возможности. Например, билет на выставку какого-нибудь скульптора было бы логичнее выполнить на «тяжелых» сортах бумаги с использованием тиснения, чтобы добиться ощущения камня. А если необходимо создать эффект глубокого воздушного пространства можно использовать полупрозрачную кальку, на которую наносится изображение.

При конгревном тиснении или тиснении золотом или серебром на текстурной или фактурной бумаге необходимо осторожно подходить к выбору шрифта. Как замечает один из художников дизайн-студии «Три апельсина», самая распространенная ошибка при этом – использование рубленых шрифтов: стилистика нарушается, впечатление изящества разрушается резкостью печатных символов.

Для изготовления представительской продукции, буклетов, рекламных листовок для компаний, которые хотят подчеркнуть свою близость к природе, экологичность, нет смысла использовать глянцевую бумагу ярких «техногенных» цветов. Чтобы подчеркнуть, что компания использует для изготовления своей продукции только чистые, природные продукты, хорошо применить бумагу кремового, бежевого оттенков. В этом случае подходят бумаги, сделанные из вторичного сырья. Такова бумага Golf с примесью травы, вся усеянная зелеными точками.

При обращении к стилю ретро можно воспользоваться свойствами немелованной бумаги, на которой краски получаются приглушенными, под изображение не подкладывается непрозрачная белая краска, чтобы была видна фактура бумаги. Возникает ощущение, что лист бумаги за свою долгую жизнь уже покрылся «патиной времени».

Для компании, стремящейся подчеркнуть свою сложную и активно развивающуюся структуру, подойдет и ярко-красная флуоресцентная бумага, которая, кстати, придает печатной продукции объемность.

Итак, выбор бумаги должен быть осмысленным. «Что хочет подчеркнуть ваша компания?» — ответив на этот вопрос, вы сможете правильно подобрать тип бумаги для вашей печатной продукции.

Использование разных типов бумаги

Общие принципы применения бумаг не мешают создавать оригинальные работы. Возможно, рассказ о таких наработках одним поможет, не изобретая заново велосипед, за краткий срок создать добротный полиграфический продукт, а другим — увидеть новые свойства уже знакомых материалов. Так, создатели журнала «Flaunt» считают, что в книжных и журнальных изданиях бумагу можно использовать более интерактивно. Дело в том, что зачастую дизайнеры забывают о способности бумаги вызывать определенные эмоции. Полупрозрачные листы кальки соперничают с белым глянцем журнальных страниц или кремовой матовостью вклеек, которые иногда разрезаны пополам или сфальцованы в длинные, раскрывающиеся развороты. Подкупает смелость в использовании столь разных оттенков, текстур, материалов и разнообразие проведенных послепечатных работ. Основатель журнала уверен: чем больше видов бумаги вы используете, тем больше людей прочтут вашу книгу. В издании также используются выборочное лакирование и оригинальная высечка. Видно, что создатели журнала стремятся добиться ассоциативного соответствия запечатываемого материала и содержания различных статей. Например, в одном из номеров интервью с одной известной певицей сопровождалось ее фотографией на фоне леса. Дизайнер так обработал изображение, применив маску к женской фигуре, он напечатал изображение леса на полупрозрачной кальке. Шероховатая поверхность кальки хорошо впитала краску, приглушив цвета. Затем страницу наложили на несколько иное изображение певицы, снятое при тех же условиях и напечатанное на матово-белой мелованной бумаге. В результате удалось создать объемный, почти трехмерный эффект, который усилил впечатление от интервью. В журнале использовался также особый вид губчатой бумаги, расширяющейся в объеме при добавлении воды, а для обложки применялся материал, имитирующий коверное покрытие. Идея смешения различных запечатываемых материалов в одном издании была почерпнута из журнала «Flair», выходившего в течение всего лишь одного года в середине прошлого столетия. Они отмечают, что все это обходится недешево, но рекламодатели готовы платить дополнительные деньги за то, чтобы попасть во «Flaunt» именно из-за его непохожести на другие издания.

Сочетание мелованной и немелованной бумаги, а также живых иллюстраций и типографики может сделать приятным чтение даже годового отчета. Так, страховая компания решила вместо обычного годового отчета создать что-то вроде небольшого иллюстрированного романа, куда были вставлены рекламные листы на немелованном пергаменте и иллюстрации на мелованной бумаге. Финансовая информация, напечатанная на немелованной бумаге одним из пяти цветов, размещена между страницами белой бумаги, на которых описываются несчастные случаи с клиентами, когда представители компании своевременно и успешно решали возникшие проблемы. Публикация должна была нести максимум жизненной энергии, и дизайнерам удалось достичь этого благодаря использованию разной бумаги. В любом случае независимо от того, какова общая концепция издания, данный метод может стать эффективным и недорогим способом дифференцировать информацию.

При создании календаря можно подобрать бумагу, отображающую то или иное время года. Дизайнер, победивший в конкурсе, который устраивал один из поставщиков бумаги, предложил очень интересный вариант использования элитных бумаг: зимние месяцы выполнены на белой бумаге с перламутровым отливом (из коллекции «Констеллэйшн джейд»); весенние — на бумаге бледно-серого цвета с вертикальными рельефными линиями (из коллекции «Диаболо»), а для осени была использована «бархатная» бумага из коллекции «Кашемир». Представленный календарь дал возможность увидеть, как сочетаются в одной работе разные, непохожие друг на друга, как времена года, сорта бумаги.

В начало В начало

Калька

Календарь, конверт, брошюра, годовой отчет, ресторанное меню – вся эта продукция может выглядеть эксклюзивно благодаря кальке. Подробности технологии ее изготовления тщательно скрываются производителями, но известно, что эффект прозрачности достигается за счет применения мелкоизмельченной целлюлозы и различных связующих смол. Как следствие, калька отличается более высокой, чем обычная бумага, плотностью. Какое-то время назад кальку воспринимали только как материал для чертежных работ и копирования. Однако сейчас, благодаря уникальности этого материала, при работе над оригинальной продукцией дизайнеры все чаще обращаются именно к кальке. Один из наиболее часто встречающихся примеров – поздравительные открытки или приглашения из непрозрачной бумаги, в которые вкладывают листок кальки с напечатанным текстом. На плотной кальке с невысокой прозрачностью также печатают визитки и другие карточки. Цветная калька применяется для изготовления вставок, вклеек, вкладышей, суперобложек и других элементов декоративного оформления изданий. Бывает калька высокой степени белизны, с хорошей цветопередачей и эксклюзивная калька с мраморным рисунком белого, красного, голубого и черного оттенков.

Калька многолика. Она несет в себе и функциональность, и красоту, и элегантность. Но работать с ней непросто. Представить себе, как будет выглядеть конечный результат, трудно, особенно если калька запечатывается и накладывается поверх цветной бумаги. Поэтому далеко не все дизайнеры берутся работать с ней. Однако затраченные усилия обычно окупаются: нетривиальные решения, использующие необычные возможности кальки, стоят того. Так, для создания эксклюзивного каталога элитных вин дизайнер компании «Ундервудъ» использовала вкрапления из тонкой кальки. Для обложки применялась бумага «мрамор» оттенка слоновой кости. Изящный дизайн, сочетание пастельного оттенка с рубиновым цветом вина прекрасно дополняет тонкая калька, как бы охватывающая внутреннюю тетрадку. На первой странице кальки напечатан текст стихотворения, который придает каталогу изысканность, а на последней — географические названия, совмещенные с изображенной на предыдущей странице картой. Благодаря своей необычности этот материал добавляет шарм каталогу.

В начало В начало

Лак

Распространено акцентирование отдельных деталей запечатываемого листа с помощью лака, который позволяет усиливать нижележащие цвета и менять свойства бумаги относительно блеска и отражающей способности. Это значит, что, имея лист темной матовой бумаги с напечатанным лаком словом, можно получить интересный эффект, но на светлой бумаге он будет слабее, так как у нее выше способность отражать свет. Часто дизайнеры акцентируют какую-либо деталь изображения, печатая ее полноцветом, а все остальное – одной краской. Затратив сравнительно немного денег, можно весь рисунок напечатать полноцветом, выделив лаком лишь необходимый фрагмент.

В начало В начало

Синтетические материалы

Недавно на российском рынке появился ультрагладкий синтетический листовой материал, в котором водостойкость и прочность пленки сочетаются с непрозрачностью и белизной мелованной бумаги. Такая бумага оставляет впечатление современного, безупречно чистого и ровного материала, а при прикосновении сразу становится понятно, что это не природная целлюлоза. Визуальное впечатление дополняется функциональностью. Главный дизайнер журнала «I.D. Magazine» провел эксперимент с тремя типами синтетической бумаги различной плотности. Для сфальцованного приглашения плакатного формата на вечеринку журнала он использовал один из самых легких вариантов материала. Материал средней плотности, который очень похож на бумагу, применяемую для изготовления водостойких топографических карт, отлично подошел для реализации идеи дизайнера — изготовления схемы земного шара для карточки с приглашением на симпозиум. А один из самых плотных вариантов бумаги был выбран для увеличенной почтовой карточки-приглашения на форум по дизайну. Эта идея тоже сработала отлично, поскольку материал был очень прочным: его нельзя смять или порвать, поэтому приглашение не потеряется среди другой почты.

В России с каждым годом популярность синтетической бумаги растет, и она все чаще используется для печати бланков и ресторанных меню.

В начало В начало

Трудности применения

Использование необычных бумаг требует высокого профессионализма и большого опыта. Печатные свойства элитной бумаги очень сильно отличаются от свойств обычной мелованной и поэтому требуют особого внимания. Как на нее ложится краска? Хорошо ли она пройдет через печатный пресс? Нужно ли изменять что-либо в графических файлах, чтобы они правильно были напечатаны? Как правило, вы не можете показать заказчику полноцветный макет работы, который будет давать точное представление о конечном продукте. Да и сам дизайнер чаще всего представляет себе результат только умозрительно. Большинство печатников советуют при использовании дизайнерской бумаги заказывать пробные тиражи, особенно если речь идет о полноцветной печати. При пробной печати можно оценить различные варианты цветоделения, подобрать бумагу с более подходящим оттенком, а также понять, не будет ли проблем с послепечатной обработкой. Конечно, это дорого, но многие подобные заказы подразумевают достаточно большой бюджет, поэтому вложение в пробопечать надо рассматривать как своеобразную страховку от риска получить брак в конечном тираже. Целесообразно уделять внимание не только каталогам бумаги, но и образцам печати от производителей дизайнерских коллекций. Ведь именно производители лучше всего знают возможности своих продуктов и предлагают наиболее выигрышные сочетания бумаги, техник печати и послепечатной обработки.

Понятно, что за внешне эффектными способами печати порой стоят совершенно не эргономичные условия. Так, с точки зрения производственников, журнал «Flaunt» – настоящий кошмар. Уже в момент фотосъемки следует учитывать, на какой бумаге будет печататься полученное изображение, что превращает планирование в головную боль. Не менее сложна и процедура создания цветопроб. Офсетные машины по-разному распределяют краску, а впитывание краски на разных видах бумаги отличается еще сильнее. Проблемы возникают и при брошюровально-переплетных работах, например в переплетной машине застревает вкладка, предварительно сфальцованная шесть раз. Краски для флуоресцентных бумаг менее устойчивы, да и сделать цветопробу на такой бумаге совсем непросто. С этой бумагой никогда нельзя точно определить, какой именно цвет получится после ее прохождения через печатный пресс. Синтетическая бумага по своим печатным свойствам больше напоминает пластик или стекло, нежели бумагу; краски на ней сохнут дольше, что увеличивает расходы на печать.

Бывает так, что сами дизайнерские коллекции становятся своеобразным катализатором идей. Опытные дизайнеры сходятся во мнении: доверьтесь бумаге. Кроме того, макет продукта, который должен быть напечатан на необычной бумаге, на мониторе выглядит слишком просто и часто возникает искушение усложнить дизайн. Однако следует учитывать, что при печати все будет выглядеть иначе.

Итак, с появлением дизайнерской бумаги у художника появилась возможность соединить бумагу и изображение таким образом, чтобы они от подобного «симбиоза» только выиграли. Главное — всегда помнить, что специальные сорта бумаги не самоцель, но средство выражения идеи.

КомпьюАрт 4'2003

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства