Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

5 - 2000

Источники нормализованного освещения для полиграфии

Алексей Иваненко

Почему это необходимо?

Как это можно исправить?

Что такое CRI, цветовая температура, и почему именно 5000 К?

Просмотровое и монтажное оборудование российского производства

Визуальная оценка цветного изображения применяется на всех стадиях производства цветной печатной продукции: при переговорах представителей типографии и заказчика; при приемке и оценке исходных оригиналов; при постановке задач персоналу; при выполнении работ (сканирование, ретушь, дизайн, цветокоррекция, цветоделение, изготовление цветопробы, печать и т.д.) и, наконец, при сдаче готовой продукции заказчику.

В процесс изготовления цветной продукции вовлечены десятки людей и, возможно, несколько организаций. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы все, кто участвует в этом процессе, имели единые стандартные условия для визуальной оценки цвета.

Почему это необходимо?

Цвет — это визуальное ощущение, которое является результатом взаимодействия определенного освещения, наблюдаемого объекта и физиологического восприятия наблюдателя.

Когда свет падает на объект, то часть светового потока поглощается пигментами, которыми объект окрашен, а часть, отражаясь, воспринимается глазом, вызывая ощущение цвета. Таким образом, цвет, который мы видим, определяется не только свойствами объекта, но и в значительной степени характером освещения.

Например, при просмотре слайдов, цветопроб и оттисков самые светлые участки, которые пропускают или отражают большую часть света, от источника, кажутся окрашенными в цвет светового потока, отраженного или прошедшего через них. Естественно, что свет влияет и на все остальные участки изображения, изменяя его цветовое восприятие в целом. Как правило, освещение в офисе заказчика и в типографии сильно различается, и цветной отпечаток выглядит по-разному. Это может вызвать недовольство заказчика, хотя с точки зрения, например, печатника работа выполнена безупречно. Подобная проблема возникает также, когда цветная продукция, предназначенная для использования в определенных условиях освещения (плакаты для установки на улице, продукция для использования внутри помещения, специализированная упаковка и т.д.), печатается без учета этих особенностей.

В начало

В начало

Как это можно исправить?

Существует ряд достаточно простых рекомендаций, которых следует придерживаться при производстве цветной продукции.

  1. Единый стандарт освещения 5000 К должен быть использован на всех этапах производства: приемка заказа — оценка оригиналов — сканирование — етушь — дизайн — экранная цветопроба — цифровая цветопроба — цветоделение — налоговая цветопроба — ечать пробных оттисков — ечать тиража — сдача заказа заказчику.
  2. Слайды необходимо просматривать на специальных просмотровых устройствах, обеспечивающих равномерную подсветку снизу рассеянным светом. С трех сторон от слайда должна быть оставлена освещенная область шириной не менее пяти сантиметров — она служит эталоном белого цвета. Человеческий глаз является очень точным инструментом, способным различить малейшие цветовые различия, но способность адаптироваться к условиям просмотра для получения максимально хорошего изображения, в данном случае является его недостатком. Поэтому необходимо оставлять пространство с белым светом для сравнения или сравнивать одновременно два изображения. Пространство свыше четырехкратного размера слайда должно быть закрыто серым экраном с отражающей способностью около 60% (0.22 D). Окружающее освещение должно быть равномерным и по крайней мере вдвое менее интенсивным, чем освещение в области просмотра.
  3. При просмотре непрозрачных оригиналов, цветопроб и оттисков источник освещения должен быть расположен так, чтобы обеспечить максимальную равномерность освещения и отсутствие бликов. Поверхность, на которой размещается оригинал, и все ближайшее пространство вокруг него должно быть матовым и нейтрально-серым с отражающей способностью около 60% (примерно 0,22 D). Окружающий свет, исходящий от внешних световых источников и отраженный от окружающих поверхностей (потолок, стены и т.д.), должен быть рассеянным и составлять не более 5% от основного освещения. Освещенность поверхности, на которой размещается оригинал, должна составлять около 1200 — 2000 люкс.
  4. Для сравнения слайдов с цветопробой или оттиском необходимо поместить слайд на просмотровый столик для слайдов с белым полем не менее 5 см вокруг слайда, а затем поместить столик в просмотровое устройство для непрозрачных оригиналов рядом с оттиском или цветопробой. Возможно также использовние комбинированных просмотровых устройств.
  5. Спектральный состав освещения должен соответствовать стандарту Международной комиссии по освещению для дневного источника света D50 с цветовой температурой 5000 К и индексом цветового соответствия CRI в диапазоне от 9 до 10. Этот базовый стандарт принят в полиграфии и других смежных областях, связанных с оценкой цвета, фактически во всем мире.
  6. Для оценки качества и визуального сравнения оригиналов, цветопроб и оттисков должно быть использовано только специализированное просмотровое оборудование (светостолы, репростанции и т.д.) с калиброванными источниками освещения и определенной геометрией.
  7. Далеко не все просмотровые устройства идентичны, и даже если изготовитель гарантирует, что они имеют цветовую температуру 5000 К, — этого недостаточно. Их надо проверять, сравнивать между собой хотя бы раз в год, иначе эффект от их использования может оказаться обратным ожидаемому.
  8. Со временем все лампы меняют цветовую температуру, поэтому через каждые 2500 часов работы они подлежат замене только на специально разработанные для конкретного устройства калиброванные лампы.
  9. Цветовая температура ламп меняется при нагревании. Поэтому, после включения необходимо дать им прогреться хотя бы в течение 15-20 минут (это же относится и к мониторам).
  10. Весь персонал типографии, дизайн-бюро или препресс-центра, так или иначе связаннвй с визуальной оценкой цвета должен быть протестирован на отсутствие отклонений от нормального цветовосприятия у офтальмолога или по специальным таблицам.
В начало

В начало

Что такое CRI, цветовая температура, и почему именно 5000 К?

Цветовая температура. Эта характеристика описывает спектральный состав излучения абсолютно черного тела, нагретого до определенной температуры, и, следовательно, описывает цветность излучения в видимом диапазоне спектра (от 380 до 780 нм). Цветовая температура выражается в Кельвинах. При применении данного понятия к реальному источнику освещения, которым мы пользуемся, лучше говорить о коррелированной цветовой температуре, например, 5000 К. Коррелированная цветовая температура домашнего желтоватого освещения с лампами накаливания составляет около 2900 К, свечи — около 2000 К; прямой солнечный свет имеет температуру 6000 К, а синее небо — от 9000 до 20000 К. Стандарт 5000 К был выбран потому, что он примерно описывает средний и, насколько это возможно, нейтральный белый свет, без каких-либо ярко выраженных оттенков. Применение других стандартов нежелательно, так как, например, источники 6500 и 7500 К имеют свет более голубого оттенка. Такое освещение давало возможность человеческому глазу более точно оценивать изменения в подаче желтой краски при печати на однокрасочных машинах. Теперь, когда все полноцветные работы печатаются преимущественно на двух- или четырехкрасочных машинах, и желтая краска контролируется в сочетаниях с другими красками (пурпурной, голубой и/или черной), лучше использовать более нейтральное освещение, одинаковое на всех стадиях воспроизведения. Индекс цветового соответствия CRI (Color Rendering Index) является показателем того, насколько «правильно» источник освещения работает на всех длинах волн видимого спектра (от 380 до 760 нм). Дело в том, что некоторые люминесцентные лампы хотя и имеют коррелированную цветовую температуру 5000 К, но обладают не очень равномерным спектром с сильными «пиками» или «провалами» мощности излучения на определенных длинах волн. Это может выборочно, но достаточно сильно влиять на восприятие человеческим глазом определенных цветов, приводя к искажению в оценке всего изображения в целом.

В начало

В начало

Просмотровое и монтажное оборудование российского производства

Несколько месяцев назад компания «Комлайн Трейд» обьявила о начале серийного производства высококачественного просмотрового оборудования и монтажных столов. Их опытная партия впервые была представлена на выставке «Полиграфинтер — 99» и вызвала оживленный интерес у полиграфистов.

Спектр производимого оборудования довольно широк: монтажные и просмотровые столы, репростанции для просмотра и контроля качества прозрачных и непрозрачных оригиналов, подвесные источники света. Все устройства поставляются с калиброванными источниками освещения с цветовой температурой 5000 и 6500 К. Равномерность освещения по всей площади достигается вследствие запатентованой комбинации специальных светоотражающих и светорассеивающих материалов в совокупности с точными расчетами геометрии и условий освещения. Следует отметить, что равномерность освещения гораздо лучше, чем у импортных аналогов, а это — немаловажный фактор. Во всех столах, даже малого формата, используется высококачественное оптическое стекло. Прочный алюминиевый корпус с порошковой окраской обеспечивает отличный внешний вид и стойкость к царапинам. Понятно, что стоимость оборудования значительно ниже зарубежных аналогов, что делает их доступными для широкого круга заказчиков.

КомпьюАрт 5'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства