КомпьюАрт

7 - 2003

Формат печатной машины — выбор решения

Технический директор компании «НИССА», докт. техн. наук доцент МГУП А.В. Сафонов

Промзадание

Проектирование техпроцесса

Прогноз экономических показателей

Аналитические выводы

Комментарий относительно окупаемости…

Рациональный выбор комплекта оборудования для выпуска полиграфической продукции различными тиражами можно осуществлять путем прогнозирования технико-экономических показателей, характеризующих эффективность различных вариантов производства. Так как в полиграфическом производстве продукции любого вида главным является печатный процесс, то правильный выбор печатной машины во многом определяет эффективность всего производства в целом. Одним из решающих факторов выбора технологии печатания и вида печатной машины является характер продукции. При этом будем иметь в виду, что одну и ту же продукцию можно отпечатать на различных типах машин одного вида.

В настоящей статье мы представляем результаты технико-экономического прогноза, позволяющего сориентироваться при выборе листовой офсетной печатной машины и связанной с ней технологии на примере выпуска этикеточной продукции для винно-водочного или пивного производства.

Целью предлагаемых расчетов является определение целесообразности использования многокрасочной офсетной листовой машины того или иного формата.

Как известно, выбор формата печатной машины в первую очередь зависит от двух основных параметров: общего требуемого объема выпускаемой продукции в единицу времени (для этикеточной продукции это, как правило, месяц или год) и среднего разового тиража продукции. Основными критериями такого выбора служат выполнение производственной программы и окупаемость комплекта оборудования.

В свою очередь, тип печатной машины диктует подбор комплекта оборудования для осуществления наборных, репротехнических, формных и отделочных процессов. Поэтому для выбора оптимального решения по подбору комплекта оборудования для производства этикеток целесообразно использовать метод вариантов, а потом, при их сравнении, выбрать наилучший по ряду технических и экономических показателей.

Охарактеризовать каждый комплект оборудования для выпуска этикеток можно путем расчета показателей, которые наиболее полно отражают технический уровень предлагаемых вариантов комплектов оборудования, интенсификацию и организацию производства и труда, а также уровень управления и руководства предприятием. Иначе говоря, показателей, определяющих эффективность производства. К этим показателям относятся:

• производственная мощность печатной машины — максимально возможный выпуск продукции в единицу времени установленными тиражами. Она же определяет загрузку наборного, репротехнического, формного и отделочного оборудования и необходимое количество этого оборудования для обеспечения печатного процесса и своевременной сдачи тиражей;

• себестоимость изготовления продукции. В связи с тем, что себестоимость изготовления продукции по вариантам отражает затраты на различный объем работ, для сравнения вариантов используется показатель удельной себестоимости, то есть затраты, приходящиеся на единицу измерения продукции;

– прибыль от реализации продукции;

– рентабельность;

– окупаемость комплекта оборудования.

Предлагается следующий поэтапный порядок действий.

Первый этап — составление промзадания, которое должно включать:

1. Техническое задание (ТЗ) на продукцию и отпускную цену на экземпляр продукции.

2. Режим работы основного печатного оборудования.

3. Ориентировочные цены на основные материалы (бумагу, краску, фольгу для тиснения, лак и формные пластины).

4. Стоимость аренды производственных помещений.

5. Средняя величина заработной платы одного работника.

Второй этап — проектирование техпроцесса, которое предусматривает:

1. Разработку комплектации оборудованием типографии согласно ТЗ.

2. Расчет мощности проектируемого производства в экземплярах продукции на единицу времени.

3. Расчет требуемых производственных площадей, суммарной мощности токоприемников и необходимого количества работников для выполнения производственной программы.

Третий этап — прогноз экономических показателей: себестоимости изготовления продукции, окупаемости и рентабельности производства.

Четвертый этап — анализ полученных результатов и выводы.

Итак, приступим к конкретным расчетам (все ценовые показатели для расчетов являются среднестатистическими по Москве и указаны в долларах).

Промзадание

1. Техническое задание

• изделие — винно-водочная или пивная этикетка (комплект: этикетка, контрэтикетка, колеретка);

• способ печати — офсетный;

формат, см:

– этикетка — 8x11;

– контрэтикетка — 7x9;

– колеретка — 3,5x8;

• красочность — 5+0;

• отделка — водоэмульсионный лак, тиснение фольгой в один цвет (10% от площади этикетки);

• бумага — этикеточная 80 г/м2;

• планируемая стоимость одного комплекта — 0,0313 долл.1

Как известно, окупаемость оборудования рассчитывается как отношение капитальных затрат к годовой прибыли (прибыль, очищенная от налогов). В свою очередь, прибыль определяется как разность между выручкой от продукции и ее себестоимостью. Величина себестоимости, при прочих равных условиях, существенно зависит от объемов выпуска продукции. Чем больший объем выпускаемой продукции получают от единицы оборудования, тем ниже удельная себестоимость. Объем же печатной продукции напрямую зависит от величины тиража. Чем выше разовые тиражи изданий, тем больше продукции в единицу времени получают с одной печатной машины, поскольку машина меньше времени простаивает на технологических переналадках с тиража на тираж. В связи с этим, чтобы получить ответ на основной вопрос статьи, все расчеты делались на следующие разовые тиражи этикеточной продукции, тыс. экз. комплектов:

• для всех печатных машин — 25,0, 50,0, 100,0, 250,0, 500,0, 1000,0 и 1200,0;

• дополнительно для печатных машин формата большего А3+ — 1500,0, 2000,0 и 2400,0;

• дополнительно для машины формата 72x105 см — 3600,0 и 4800,0.

2. Режим работы печатного оборудования — две смены по 8 часов каждая.

3. Стоимости основных материалов для расчетов представлены в табл. 1.

4. Стоимость аренды производственных помещений принимается равной 20 долл. за 1 м2 в месяц.

5. Средняя заработная плата одного работника в месяц принимается равной 500 долл.

В начало В начало

Проектирование техпроцесса

Весь технологический процесс проектируется (для примера) на базе полиграфического оборудования, поставляемого компанией «НИССА» (Москва).

Технология изготовления винно-водочной и пивной этикеточной продукции включает следующие основные процессы (расположены в технологическом порядке):

репротехнический — обработка оригинала изображения и изготовление цветоделенных фотоформ;

формный — изготовление комплектов цветоделенных печатных форм

(в случае использования технологии CtP формный и репротехнический процессы объединяются);

печатный;

отделочный — включает лакирование, тиснение, фигурную высечку или разрезку по формату этикетки;

счет и упаковка.

Поскольку ведущим оборудованием в полиграфическом производстве является печатная машина, то проектирование производства всегда начинают с ее выбора.

Печатные машины. За основу формирования типографий для выпуска винно-водочной и пивной этикеточной продукции выбраны три модели пятикрасочных листовых офсетных печатных машин разного формата с одной лакировальной секцией, удлиненной приемкой и ИК-сушкой. Таким образом, при выпуске этикеточной продукции на данных машинах обеспечивается выполнение одновременно двух технологических процессов: печать изображения и отделка оттисков лакированием (водоэмульсионный лак). К этим моделям относятся следующие печатные машины:

Вариант 1 (формат А3+) — B552HIRC, производитель Hamada Printing Co, Ltd (Япония);

Вариант 2 (формат 54x72 см) — RAPIDA 74-5+L ALV, производитель Koenig & Bauer AG (Германия);

Вариант 3 (формат 72x105 см) — RAPIDA 105-5+L ALV2, производитель Koenig & Bauer AG (Германия).

Дополнительная комплектация этих машин включает все необходимые современные устройства, обеспечивающие выпуск высококачественной этикеточной продукции, в том числе:

• дистанционный пульт управления машиной CIP-3;

• устройства смены стапеля на самонакладе и приемке без остановки;

• устройства снятия статического электричества на подаче и приемке, предотвращения отмарывания и перетискивания;

• устройства, обеспечивающие смену форм в автоматическом режиме, смывку офсетных резин;

• устройства охлаждения, циркуляции увлажняющего раствора, поддержания постоянного уровня pH и добавок.

Таким образом, все эти печатные машины являются максимально специализированными для выпуска этикеточной продукции различными тиражами на стандартных видах бумаги.

В табл. 2 указаны модели сравниваемых печатных машин и их технические показатели, необходимые для расчетов.

Для определения номенклатуры и количества оборудования для остальных процессов (репротехнических, формных, отделочных и упаковочных) рассчитаны максимальная и минимальная годовая производственная мощность печатного цеха2 по трем вариантам. Максимальная производственная мощность рассчитывается при наибольшем разовом тираже и определяет предельную годовую нагрузку для операции резания, отделочных и упаковочных процессов. А минимальная производственная мощность, рассчитываемая при наименьшем разовом тираже, определяет предельную нагрузку для репротехнических и формных процессов. Результаты расчетов показаны в табл. 3.

Оборудование для тиснения фольгой. Так как в соответствии с ТЗ предполагается тиснение этикеточной продукции фольгой, то прессы для тиснения должны быть согласованы по форматам с печатными машинами и их суммарная производительность должна соответствовать максимальной годовой производственной мощности печатного производства (п. 1 табл. 3). В большинстве случаев такие прессы имеют гораздо меньшую скорость работы и поэтому следует рассчитывать их необходимое количество. Прогноз максимальной годовой мощности прессов для тиснения производится аналогично расчету для печатных машин. Необходимое количество прессов для выполнения производственной программы определяется путем деления максимальной годовой мощности производства на годовую мощность одного пресса, частное от деления округляется в большую сторону.

В табл. 4 представлены модели позолотных прессов, их основные технические характеристики и результаты расчетов количества оборудования.

Формный участок. Поскольку максимальная загрузка формного участка в соответствии с табл. 3 не превысит 20,0-22,5 тыс. форм в год (или не более 78-86 форм в сутки), то оправданно применение традиционной технологии изготовления офсетных печатных форм. В этом случае техпроцесс включает следующие основные операции: экспонирование предварительно очувствленных монометаллических пластин в копировальной раме, обработку и обжиг (в случае тиражей, превышающих эквивалент 100 тыс. листопрогонов). Таким образом, комплект оборудования формного участка будет включать копировальную раму, процессор для обработки офсетных форм, модуль обжига, монтажный стол для контроля фотоформ и комплект контрольно-измерительных приборов. При расчетах по вариантам учитывались модели формного оборудования, представленные в табл. 5.

Репроцентр. В функции репроцентра этикеточного производства входит: прием оригиналов (преимущественно в цифровой форме), их корректировка и рациональная раскладка на печатном листе в соответствии с форматом печатной машины. Так как формные процессы выбраны традиционными (без использования CtP), то в функции репроцентра входит и изготовление цветоделенных фотоформ.

Таким образом, в состав репроцентра по всем вариантам входит следующее оборудование:

• рабочая станция набора и корректуры;

• рабочая станция верстки;

• станция сканирования и обработки изображения (все на платформе Mac);

• принтер формата А3 для печати корректурных макетов;

• цветоделитель-цветокорректор Creo IQSmart2;

• сетевое оборудование;

• источники бесперебойного питания;

• программное обеспечение комплекса для этикеточной продукции.

Участок фотовывода репроцентра различен для трех вариантов, комплектация которых представлена в табл. 6.

Резальное, высекальное и упаковочное оборудование. Резальное оборудование выполняет двойную функцию в производстве этикеточной продукции. Первая функция связана с подготовкой бумаги для печати: подрезкой и разрезкой бумаги на формат. Вторая функция — разрезка отпечатанных листов на формат готовых этикеток (если в дальнейшем отсутствуют операции фигурной высечки), либо разрезка отпечатанных листов на формат заготовок для дальнейшей фигурной высечки.

В соответствии с этим минимальная комплектация резального участка должна включать одну резальную машину общего назначения и одну машину, агрегатированную в поточную линию резки. Наибольшая загрузка будет приходиться на последнюю резальную машину, поскольку она ориентирована на разрезку отпечатанных этикеток. Резальные машины, агрегатированные в поточную линию, комплектуются оборудованием для использования формата CIP3.

Резальные машины общего назначения дополнительно комплектуются стапелеподъемниками, автоматическими сталкивателями и накопителями со сменными палеттами.

Резальные линии для этикеток состоят из двух частей и включают:

1. Счетно-сталкивающую станцию с весовым счетом листов. Для формата А3+ загрузочно-разгрузочные работы производятся вручную, а для больших форматов: загрузка производится вручную, а разгрузка — в автоматическом режиме.

2. Резальную станцию. Для формата А3+ загрузочно-разгрузочные работы производятся вручную, а для больших форматов: загрузка — в автоматическом режиме, разгрузка — в п/ автома­тическом режиме в комплекте с автоматической машиной для обвязывания продукции.

В табл. 7 представлено расчетное время загрузки резальных линий по вариантам.

Таким образом, предварительные расчеты определяют рациональную комплектацию участка для разрезки этикеток.

Для отделки этикеток в комплектацию типографий включены (в зависимости от максимальной загрузки производства и комплектации резальным оборудованием) высекальное оборудование и линии высечки/обвязки продукции. Кроме того, для снижения себестоимости продукции за счет переработки более дешевой бумаги в рулонах варианты 2 и 3 укомплектованы листорезальным оборудованием. На основании вышеизложенного, рациональное оснащение типографий резальным, высекальным и упаковочным оборудованием представляет собой следующие комплекты (табл. 8).

Общая характеристика производства и стоимость оборудования. В результате проектирования техпроцесса получены спецификации трех различных типографий для выпуска винно-водочной и пивной этикеточной продукции, различающиеся в основе базовым печатным оборудованием. Основные технические характеристики печатной машины, и в первую очередь ее формат и скоростной режим, определили рациональную комплектацию всех остальных производств: репроцентра, отделения изготовления офсетных печатных форм, резального и отделочного отделений, включая оборудование для упаковки готовой продукции. При комплектации типографий предусмотрена система управления производством в формате CIP-3 на всех стадиях.

Произведены расчеты годовой производственной мощности по трем вариантам в зависимости от величины разового тиража продукции. Результаты расчетов годовой мощности производства при минимальном и максимальном разовом тираже продукции, суммарная стоимость оборудования, общая производственная площадь и количество работающих представлены в табл. 9.

На рис. 1 в графической форме показаны зависимости изменения годовой производственной мощности типографии от величины разового тиража продукции по вариантам. Горизонтальные линии с числовым показателем на графиках указывают предел годовой производственной мощности комплексов по исследуемым трем вариантам, базирующихся на различных моделях печатных машин.

В начало В начало

Прогноз экономических показателей

Расчет полной себестоимости продукции по вариантам техпроцесса в зависимости от величины разового тиража продукции произведен с использованием известных методов, изложенных в литературе, при этом учтены следующие статьи затрат:

• затраты на основные (в том числе на штампы для тиснения фольгой) и вспомогательные материалы;

• заработная плата основных работников с учетом налогов на фонд заработной платы (35,6%) и подоходного налога (13%);

• расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, включающие: поддержание оборудования в работоспособном состоянии, электроэнергию на производственные нужды, амортизацию оборудования (средняя величина 9,1%), прочие неучтенные расходы (риск не пре­дусмотренных остановок оборудования, в том числе «человеческий фактор»);

• расходы, связанные с содержанием производственных помещений;

• расходы, связанные с организацией и функционированием типографии (заработная плата управленческого персонала, транспортные расходы и пр.);

• непроизводственные расходы (в том числе «представительские», затраты на реализацию продукции, реклама и пр.).

Следует подчеркнуть, что все расчеты себестоимости изготовления продукции корректны при условиях четкой организации производства и труда на предприятии, которые предусматривают:

• наличие квалифицированного обслуживающего и управленческого персонала;

• бесперебойную организацию поставки материалов и вывоза готовой продукции;

• соблюдение технологического регламента при выпуске продукции;

• кондиционность бумаги и других расходных материалов;

• прочие факторы, минимизирующие влияние на производство так называемого человеческого фактора и форс-мажорных обстоятельств.

При расчете чистой прибыли учитывается налог на прибыль в размере 24%.

Применив среднестатистическую отпускную цену на комплект этикеточной продукции, указанную в ТЗ, мы рассчитали окупаемость оборудования и рентабельность производства продукции в зависимости от величины разового тиража.

В табл. 10 представлен прогноз по вариантам удельной себестоимости продукции, окупаемости комплекса оборудования и рентабельности производства для минимального и максимального разовых тиражей выпуска винно-водочной и пивной этикетки.

На рис. 2 в графическом виде показаны результаты прогноза по вариантам себестоимости единицы продукции в зависимости от разового тиража. Горизонтальные линии с числовым значением указывают пределы удельной себестоимости по трем вариантам, базирующимся на различных моделях печатных машин.

В начало В начало

Аналитические выводы

Для оценки экономической эффективности производства, как правило, используют три экономических показателя: себестоимость продукции, окупаемость оборудования, задействованного для выпуска требуемого объема данной продукции, и рентабельность производства продукции. Показатели окупаемости и рентабельности являются производными от себестоимости продукции.

Все прогнозы окупаемости и рентабельности наиболее точны для Московского региона, поскольку отпускная цена единицы продукции является среднестатистической по Москве.

Все исходные данные, связанные с расчетом себестоимости продукции (стоимость материалов, уровень зарплаты, аренда и пр.), также «привязаны» к Московскому региону и соответственно наиболее точны только для него. Несмотря на это результаты проведенных исследований вполне универсальны и могут быть использованы для принятия тех или иных решений в других областях России. Данное утверждение представляется вполне корректным, поскольку техническое решение выпуска данного вида продукции не зависит от географического положения типографии, а взаимосвязь «выходных» (цена продукции) и «входных» (стоимости материалов, уровень зарплаты, аренда и пр.) ценовых показателей прямопропорциональна в каждом регионе.

Целесообразность выбора формата печатной машины, по сути, определяется двумя исходными факторами производства: общим требуемым объемом выпускаемой продукции в единицу времени и средним разовым тиражом продукции. Используя математическую терминологию решения оптимизационных задач, эти два фактора можно назвать «входными величинами». Выходными же величинами (определяющими выбор) будут служить рассчитанные выше три показателя — удельная себестоимость, окупаемость оборудования и рентабельность производства продукции, или их различная комбинация, в зависимости от субъективной оценки эффективности производства.

На рис. 3 показаны увеличенные фрагменты вышеприведенных графиков в области пересечения зависимостей, которые позволяют сделать выводы о выборе формата печатной машины в том или ином исходном случае. На графиках вертикальные линии с числовыми показателями указывают значения в точках пересечения зависимостей. Красная линия обозначает пересечение зависимостей вариантов 1 и 2, зеленая — вариантов 2 и 3.

Рассмотрим наиболее возможные варианты ответа на вопрос о выборе формата печатной машины.

1. Если объем производства не превышает в год 200 млн. комплектов этикеток, оправданно применение технологического комплекса на базе офсетной листовой печатной машины формата 5236,5 см (А3+).

При этом максимальная эффективность будет при среднеразовых тиражах от 100 тыс. экз.: минимальная себестоимость комплекта составит не менее 0,0226 долл., окупаемость комплекса не превысит 1,5 года при рентабельности производства до 28%. Приемлемые разовые тиражи данной продукции возможны от величины не менее 25 тыс. экз.

2. Если объем производства в год находится в пределах от 200 до 500 млн. комплектов этикеток, целесообразно применение технологического комплекса на базе офсетной листовой печатной машины формата 52x74 см.

При этом максимальная эффективность будет при средних тиражах от 250 тыс. экз.: минимальная себестоимость комплекта составит величину не менее 0,0204 долл., окупаемость комплекса на разовых тиражах до 250 тыс. экз. составит 1,28 года при рентабельности производства до 35%. Приемлемые разовые тиражи данной продукции возможны от величины 60 тыс. экз.

3. Если объем производства в год находится в пределах от 500 до 1000 млн. комплектов этикеток, необходимо применение технологического комплекса на базе офсетной листовой печатной машины формата 72x105 см.

При этом максимальная эффективность будет при среднеразовых тиражах от 500 тыс. экз.: минимальная себестоимость комплекта составит величину не менее 0,0192 долл., окупаемость комплекса на разовых тиражах до 250 тыс. экз. составит 1,03 года при рентабельности производства до 41%. Приемлемые разовые тиражи данной продукции возможны от величины не менее 85 тыс. экз.

4. В случае превышения годового объема производства величины 1000 млн. комплектов этикеток целесообразно увеличение парка печатных машин и вспомогательного оборудования.

5. В случае неоднородности заказов по средней величине тиража (как чаще всего и бывает в реальных условиях) целесообразна эксплуатация печатных машин и части отделочного оборудования (особенно прессов для тиснения фольгой), различных по форматам.

В начало В начало

Комментарий относительно окупаемости…

Несомненно, по прочтении данной статьи у производственников, специализирующихся на выпуске этикеточной продукции, возникнет недоумение по срокам окупаемости оборудования. Однако следует при этом учесть, что показатель «окупаемость» реален только при условии выхода всей типографии на проектную мощность. Сроки выхода на проектную мощность, после установки и запуска оборудования в комплексе, могут исчисляться многими месяцами и существенно зависят от профессиональных и деловых качеств персонала. Даже при идеальных условиях («полный портфель заказов», «обучаемый» персонал, профессиональные инженерные кадры, отлаженные каналы поставки материалов и т.д.) к расчетному сроку окупаемости необходимо добавить приблизительно от 0,5 до 1 года, в зависимости от выбранной схемы производства.

Хочу выразить особую благодарность за консультационную помощь при подготовке материала данной статьи Н.И.Сафоновой, к.э.н. доценту МПИ, Ю.П.Орлову, генеральному директору издательства и типографии «Политек», С.Е.Ротанову, зам. директора типографии ООО «Акватинта», а также компании «Дубль-В».


1Цена комплекта этикеток определена как средняя величина, предлагаемая типографиями Москвы при тиражах до 250 тыс. экз. Для больших тиражей установить эту величину оказалось достаточно сложно из-за большого разброса цен, связанных с различными условиями скидок.


2Расчет годовой производственной мощности печатной машины (Mпр) производился по следующей методике:

Mпр = Нв(Tp– tпрNпр), где: (1)

Нв — часовая норма выработки печатной машины, ф.п.л./ч (ф.п.л. — физический печатный лист, то есть лист бумаги заданного формата, отпечатанный с одной стороны в необходимое количество красок);

Tp — годовой режимный фонд времени работы оборудования в год (в расчетах при двухсменном режиме работы принимается равным 3744 ч);

tпр — норма времени на приладку машины (в нашем случае время на переналадку машины с тиража на тираж согласно табл. 2), ч;

Nпр — годовое расчетное количество приладок, которое определяется из следующего выражения:

Nпр = Tр/(tпр + Nтирв), (2),

где Nтир — разовый тираж издания, ф.п.л.

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2003

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства