Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

8 - 2000

Технологические аспекты лакирования оттисков

Стефан Стефанов

Лакирование как технология

Зачем лакируют печатную продукцию?

Разновидности технологического процесса лакирования

Разновидности лаков в полиграфических технологиях

Преимущества и недостатки отдельных видов лаков

  Масляный (печатный) лак

  Дисперсионный (водный) лак

  УФ лак

Офсетные печатные машины с лакировальными модулями

  Двухваликовая система лакирования

  Система лакирования с применением камерного ракеля

  Трехваликовая система лакирования

  Двойной лакировальный модуль

Трафаретное УФ-лакирование

Сушка играет ведущую роль в процессе лакирования

Требования к оттискам, предназначенным для лакирования

Критерии выбора типа лакирования

Каландрирование продукции после лакирования

Качество лакирования

Устранение неполадок при лакировании

Требования к помещению (участку), где проводят лакирование

Выводы

Лакирование как технология

Кажущаяся простота лакирования отражена даже в терминах. Часто говорят: «нанести лак» или «покрыть лаком».

Если задуматься над сущностью полиграфических процессов, то «лакирование» и «печатание» – процессы очень близкие, почти одинаковые. Но никто никогда не говорит о процессе печатания в терминах «нанести краску на бумагу» или «покрыть бумагу краской». Конечно, все говорят «напечатать».

Сам термин «покрыть лаком» усиливает иллюзию простоты.

Эта кажущаяся простота порой подводит не только заказчиков печатной продукции, но и профессиональных полиграфистов.

В последнее время процесс лакирования стал не только важным, но и модным в полиграфических технологиях. Этому способствовало интенсивное развитие упаковки и печатной рекламы. Все понимают, что в полиграфическом исполнении упаковки эти два направления идут рука об руку.

Целью изложения является ознакомление с общими требованиями к процессу лакирования, с разновидностями лаков и оборудования, применяемых при лакировании, а также с основными отрицательными явлениями, которые могут возникнуть в процессе лакирования или на самом оттиске после лакирования.

Содержание статьи можно рассматривать как набор ориентиров. Для проведения нормального и качественного технологического процесса лакирования потребуются технологические инструкции, рекомендации фирм-изготовителей материалов и оборудования, теоретический и практический опыт исполнителей.

В начало

В начало

Зачем лакируют печатную продукцию?

Лакирование упаковки решает несколько задач, а именно:

  • улучшает внешний вид и механическую прочность упаковки;

  • повышает прочность упаковки к истиранию;

  • повышает глянец полиграфического оттиска;

  • повышает контраст изображения и текста на оттиске;

  • повышает устойчивость оттиска к влаге и сырости, к химически агрессивным продуктам и средам, что особенно важно для упаковки некоторых товаров;

  • меняет оптические свойства поверхности запечатываемого материала, повышая ее матовость или глянцевость;

  • изолирует красочный слой оттиска упаковки от соприкасающихся с ним материалов;

  • создает защиту от порчи упаковки из-за трения поверхностей упаковок при транспортировке товара;

  • изолирует красочный слой оттиска от упакованных продуктов и от прямого соприкосновения с другими поверхностями, устраняя, таким образом, переход красочного слоя (перетискивание);

  • создает шероховатые поверхности и таким образом предотвращает скольжение упакованного товара, когда упакованные товары лежат друг на друге.

Наконец, блестящая упаковка привлекает внимание, что особенно важно при реализации упакованного товара.

В начало

В начало

Разновидности технологического процесса лакирования

В зависимости от площади оттиска, куда наносят лак, лакирование может быть:

Общее (полное, сплошное) лакирование, когда слоем лака покрывают всю поверхность оттиска;

Неполное (фрагментарное, выборочное, местное) лакирование, когда слоем лака покрывают только отдельные фрагменты или часть оттиска.

В зависимости от технологии нанесения лака на оттиски различают следующие технологии:

Лак наносят в печатной машине сразу после печати оттисков за один листопрогон, за один непрерывный цикл (in line, в линии);

Лак наносят на заранее отпечатанные оттиски в специализированных лакировальных машинах (off line, раздельно).

Лаки наносят на оттиски по технологии in line в лакировальных секциях печатных машин. Некоторые лаки, например, водорастворимые (дисперсионные), наносят на оттиски, используя увлажняющий аппарат офсетной печатной машины. Печатные лаки наносят на оттиск точно так же, как и печатную краску.

В начало

В начало

Разновидности лаков в полиграфических технологиях

Лакирование является более дешевым и простым, с технологической точки зрения, способом отделки оттисков, чем припрессовка пленки. Однако традиционно считалось, что лакированные оттиски уступают оттискам с припрессованной пленкой по таким важнейшим показателям, как глянец, устойчивость к внешним воздействиям и декоративность.

С появлением УФ (ультрафиолетовых) лаков такая позиция уже не отражает реального положения, так как покрытия, полученные в результате нанесения УФ лака, не уступают оттискам с припрессованной пленкой по перечисленным выше показателям.

Лак наносят как на поверхность «сырого» оттиска, так и на высохший оттиск.

Лак представляет собой раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующий после отверждения твердую прозрачную однородную пленку.

Лаки используют в полиграфии как для создания на оттисках прозрачных покрытий разного назначения, так и для получения декоративного эффекта, при котором лаковый слой может быть различно окрашенным и даже кроющим (непрозрачным).

Для этих целей в полиграфии используются четыре типа лаков:

  • дисперсионные лаки на водной основе (водорастворимые лаки);

  • уф-отверждаемые лаки;

  • лаки на основе летучих растворителей (спиртовые лаки);

  • лаки на масляной основе (масляные, или оксиполимеризующиеся лаки, офсетчики называют эти лаки печатными).

Необходимо отметить, что дисперсионные лаки могут быть также и водно-спиртовыми.

Масляные (печатные) лаки уступают в последнее время свои позиции. Это связано прежде всего со сравнительно большим временем высыхания, что ограничивает возможности последующей немедленной обработки оттисков, накладывает ограничения на высоту стапелей и требует применения противоотмарочных порошков, которые могут значительно снизить глянец обработанной продукции. Для ускорения процесса высыхания масляного лака, в основе которого лежит реакция окислительной полимеризации, при сушке лакированных оттисков используют устройства ИК-сушки (инфракрасной сушки) или обдув горячим воздухом. И тот, и другой способы сушки требуют значительного количества энергии. Другим недостатком масляных лаков является наличие небольшого желтоватого оттенка и склонность этого лака к пожелтению с течением времени. Особенно это заметно при лакировании всей поверхности оттиска, включая незапечатанные участки. Поэтому эти лаки рекомендуется использовать для лакирования только запечатанных участков, в качестве лака для надпечаток.

Лакирование масляными лаками можно выполнять непосредственно в печатной машине через красочный аппарат. Масляные (печатные) лаки можно рассматривать как бесцветную прозрачную печатную краску (офсетная печатная краска без пигмента).

Основным недостатком лаков на летучих растворителях (спиртовые лаки) является загрязнение окружающей среды. Кроме того, эти лаки могут иметь остаточную липкость, что накладывает ограничения при их использовании. Могут возникнуть проблемы со слипанием оттисков в стапеле. Их сушка осуществляется тепловым способом, что требует значительных энергетических затрат.

Наибольшее распространение в настоящее время получили дисперсионные лаки на водной основе. Многие специалисты считают их очень перспективными. Они экологически чисты, достаточно быстро высыхают, что снимает ограничения по высоте стапелей и позволяет сразу же производить послепечатную обработку оттисков. Однако для их сушки так же, как и в предыдущих случаях, используются мощные сушильные устройства ИК сушки и обдув горячим воздухом. При лакировании можно использовать даже традиционные увлажняющие аппараты с передаточным валиком, которым оснащены офсетные печатные машины.

Дисперсионные лаки практически не влияют на цветовые характеристики оттиска, так как они бесцветны и обладают высокой прозрачностью; кроме того, они не вызывают пожелтение оттиска со временем.

УФ-отверждаемые лаки обладают практически всеми преимуществами вышеперечисленных групп лаков, а по многим показателям и превосходят их. По распространенности УФ лаки пока еще уступают дисперсионным, однако наблюдается явная тенденция роста их использования для отделки печатной продукции. Распространению УФ-отверждаемых лаков способствовало, прежде всего, появление совершенных сушильных устройств УФ излучения, управляемых микропроцессорами, что позволяет значительно сократить расход электроэнергии. Кроме того, эти устройства более компактны и экономичны.

Наносить УФ лаки на поверхность оттиска можно как в лакировальной машине, так и непосредственно в печатной машине, используя для этих целей либо красочный, либо увлажняющий аппараты, либо специальную лакировальную секцию (или несколько секций), работающую в линии с печатной машиной и входящей в нее вместе с сушильным устройством как отдельная секция.

Выпускаются лаки для нанесения покрытий в офсетных печатных машинах и в трафаретных машинах. Особое распространение УФ лаки получили в флексографских рулонных машинах, работающих и с УФ печатными красками.

УФ лаки можно использовать как для лакирования всей поверхности печатного листа, так и отдельных его участков. Особенно отмечается возможность лакирования этими лаками тонких бумаг массой 70-80 г/м2, которые широко используются для печатания этикеток.

По важнейшим показателям, таким как глянец, стойкость к истиранию и внешним воздействиям, УФ лаки превосходят лаки других групп. Отмечается также, что лакирование УФ лаком придает оттискам почти такие же свойства, как и припрессовка пленки, но при вдвое меньшей стоимости и вдвое большей скорости отделки продукции.

УФ лаки не относятся к категории воспламеняющихся и взрывоопасных веществ, что также служит аргументом в их пользу. Обсуждая экологические проблемы использования УФ лаков, нельзя обойти вниманием такую проблему, как образование озона при сушке и необходимость его удаления из рабочей зоны.

Следует признать, что при работе с УФ лаками можно столкнуться и с определенными трудностями. Например, при лакировании оттиска «по сырому», в сочетании с традиционными офсетными красками, могут наблюдаться затруднения с высыханием красок из-за ограничения доступа кислорода к красочному слою. Это усложняет полимеризацию красочного слоя, т.е. оттиск плохо и долго сохнет. Но это еще не все. Лаковая пленка не пропускает и продуктов окисления при полимеризации краски. Это приводит к мутности лакового слоя, к снижению глянца и к деформации лакового слоя, т.е. к неприятным эффектам так называемого дефекта «апельсиновой корки» («каракуля»). Чтобы избежать этого, рекомендуется лакировать уже высохшую продукцию, либо использовать в сочетании с этими лаками специальные краски УФ отверждения. Кроме того, для смывки УФ лаков в лакировальных секциях и модулях применяются специальные составы, что предрасполагает к возникновению экологических проблем.

К недостаткам УФ лаков следует отнести и более высокую стоимость по сравнению с другими типами.

В начало

В начало

Преимущества и недостатки отдельных видов лаков

Масляный (печатный) лак

Положительные стороны:

  • структура в основном как у офсетных печатных красок, но только без пигмента;

  • доля твердого тела составляет около 75%;

  • сохнет химическим способом (пленкообразованием через окисление);

  • обработка как у печатной краски;

  • широкий ассортимент печатных лаков;

  • хорошая защита оттиска от влаги.

Отрицательные стороны:

  • сохнет медленно.

  • малая толщина слоя.

  • склонность к пожелтению с течением времени.

  • требуется припудривание на выкладе лакировальной (печатной) машины.

  • большая высота стапеля может привести к отмарыванию или к слипанию оттисков в стопе.

В начало

В начало

Дисперсионный (водный) лак

Положительные стороны

  • доля твердого вещества составляет 40%, остаток — вода.

  • сохнет физическим способом (испарением воды).

  • хороший глянец.

  • отличная прочность на истирание.

  • быстро сохнет.

  • не требуется использования противоотмарочного порошка.

  • устойчивость к большой высоте стапеля.

  • не желтеет с течением времени.

  • без запаха.

Отрицательные стороны

  • сложности с выбором лака.

  • возможна деформация при использовании тонкой бумаги.

Водно-спиртовые дисперсионные лаки сочетают в себе как достоинства, так и некоторые недостатки дисперсионных водорастворимых и спиртовых (на базе летучих растворителей) лаков.

В начало

В начало

УФ лак

Положительные стороны

  • сохнет под влиянием излучения. почти вся лаковая масса полимеризируется и становится твердым слоем.

  • превосходный глянец.

  • жесткий и устойчивый лаковый слой.

  • сохнет мгновенно.

  • не требует противоотмарочного порошка

  • очень большая прочность на истирание

Отрицательные стороны

  • высокая стоимость сушильного аппарата

  • большие затраты на лак и энергию.

  • имеет ощутимый запах.

  • трудности при нанесении лакового слоя на свежеотпечатанный оттиск в печатной машине при использовании для печати оттиска традиционных офсетных красок (при работе по технологии on line).

Наиболее успешное развитие получило лакирование с использованием дисперсионных лаков. Этому способствовала комплектация офсетных печатных машин лакировальными секциями и модулями (см. Рис. 1).

Ход развития потребления лака в Европе наиболее ярко отражает эту тенденцию. В последнее время резко возросло увлечение заказчиков УФ лаками.

В начало

В начало

Офсетные печатные машины с лакировальными модулями

Если вернемся к вопросу об оборудовании, на котором осуществляют процесс лакирования, то следует отметить, что в последнее время офсетные печатные машины, оснащенные лакировальным модулем, приобретаются все чаще.

Когда речь идет о лакировальном модуле, то надо иметь в виду и систему сушек, так как лак может быть высушен только при помощи сушек (см. Рис. 4 и Рис. 5).

Печатные машины с лакировальным модулем наиболее популярны для печати упаковки, этикеток и рекламной продукции. При изготовлении журнальной продукции лакировальный модуль применяется в основном лишь для печати обложки, но в этом случае лакирование делается, как правило, с одной стороны (см. Рис. 1, Рис. 4 и Рис. 5).

В зависимости от вида выпускаемой продукции предлагаются одинарный лакировальный модуль и двойной лакировальный модуль. Двойной лакировальный модуль может быть с одной или с двумя промежуточными сушками.

Каждый модуль для нанесения лака может быть в двухваликовом исполнении и/или в виде системы с камерным ракелем, а также в трехваликовом исполнении.

Для большей ясности рассмотрим каждую систему отдельно с технологической точки зрения.

В начало

В начало

Двухваликовая система лакирования

При двухваликовой системе лакирования (см. Рис. 2а) один из валиков представляет собой стальной цилиндр, а второй имеет резиновое покрытие. При этой системе диаметр стального и резинового валиков одинаковый. Такая конфигурация позволяет менять валики местами.

Если на формном цилиндре натянуто офсетное полотно и должна осуществляться сплошная или выборочная лакировка, то в качестве накатного валика используется стальной валик.

Если на формном цилиндре закреплена фотополимерная форма для выборочного лакирования, то накатным валиком становится резиновый.

И в том, и в другом случае один из валиков используется в качестве дозирующего. Следовательно, количество подаваемого лака регулируется при помощи зазора между стальным и резиновым валиками.

Деление лакового слоя между стальным и резиновым валиками происходит в пропорции, отличной от 50% к 50%. Поэтому регулировку подачи лака можно осуществлять не только путем уменьшения или увеличения зазора между валиками, но и меняя валики местами. К тому же, если вспомнить высокую печать, а фрагментарное лакирование проводится с использованием печатной формы высокой (флексографской) печати, то в качестве накатного валика там всегда используется резиновый валик.

Используя в качестве накатного валика стальной, можно максимально уменьшить количество лака, наносимого на запечатанный материал, и наоборот, накатный резиновый валик дает максимальный лаковый слой на запечатанном материале.

Однако даже тогда, когда в качестве накатного валика выступает стальной валик, минимизировать количество подаваемого лака можно только до определенного уровня, который является чрезмерным при работе с тонкими бумагами до 70 г/м2.

Второй вариант конструкции двухваликовой системы — это когда стальной валик, работающий накатным, имеет диаметр в два раза больше, чем диаметр дозирующего резинового валика. Такая конструкция не позволяет менять местами стальной и резиновый валики в зависимости от того, что установлено на формном цилиндре — офсетное полотно или фотополимерная форма. Регулировка подачи лака осуществляется только изменением зазора между стальным и резиновым валиками. Правда, увеличение при такой системе диаметра накатного валика в два раза позволяет получить более тонкую лаковую пленку. Но и такой вариант двухваликовой системы не позволяет нанести минимально необходимое количество лака для некоторых бумаг плотностью ниже 70 г/м2.

Количество наносимого двухваликовой системой лака не может быть менее 5,0 г/м2. Это, в свою очередь, при печати, например, этикеток может привести к нежелательным явлениям.

Во-первых, из-за большого слоя лака на оттиске возникает необходимость в снижении скорости печатной машины и увеличинии мощности сушек, чтобы высушить лак до такой степени, когда листы в стапеле на приемке не слипаются.

Обычно скорость снижают до 5000-7000 оттисков/час. В связи с этим возникает вопрос: экономично ли иметь печатную машину для работы на скорости 15000 оттисков/час, а печатать на скорости в 2-3 раза медленнее, когда одновременно печатаем и лакируем? А увеличение мощности сушек может повлиять на качество готовой продукции (форсированная сушка слоев краски и лака) и вызовет большие затраты на электроэнергию.

Во-вторых, у заказчика могут возникнуть проблемы при печати этикеток, так как большая толщина лака на этикетке может привести к тому, что аппарат для наклейки этикетки остановится или выбросит некондиционную этикетку (большая толщина этикетки из-за толстой лаковой пленки на тонкой бумаге).

Основными недостатками двухваликовой системы являются большой расход дорогостоящего лака, неравномерное нанесение лака по всей ширине листа и необходимость регулировки подачи лака с потерей некоторого количества печатной продукции в макулатуру. Давайте подумаем: почему необходима регулировка и от чего она зависит?

Понятно, что на оттиск можно нанести только то количество лака, которое можно высушить, чтобы листы в стапеле не слиплись. Поэтому регулировку, как правило, осуществляют следующим образом. Уменьшают подачу лака до тех пор, пока на листе не появятся проплешины — места без лака. После этого снова увеличивают количество подаваемого лака, чтобы полностью устранить проплешины. Именно это количество лака является оптимальным. Второй этап регулировки — выставление нужной температуры в сушке. Для этого вместе с сушкой поставляется щуп для измерения температуры листов в стапеле. При достижении в стапеле необходимой температуры, которая не должна превышать 300 С, считается, что лак высушивается до нужной степени.

Конечно, получив определенный практический опыт в регулировке процесса нанесения различных толщин лакового слоя, печатник может значительно сократить регулировку по времени, а также потери на макулатуру, образующуюся при регулировке. Обычно на регулировку затрачивается около 150 листов.

Сегодня двухваликовая система используется в основном при нанесении лака вязкостью до 100 секунд, так как система камерного ракеля не позволяет работать с вязкими лаками.

В начало

В начало

Система лакирования с применением камерного ракеля

Система лакирования с камерным ракелем (см. Рис. 3) состоит из камеры, в которую подается лак, позитивного и негативного ракелей, а также растрированного цилиндра, который охватывается с двух сторон ракелями. Позитивный и негативный ракели снимают лак с поверхности растрированного цилиндра. Растрированный цилиндр имеет керамическое покрытие. В зависимости от линиатуры растра растрированный цилиндр применяется либо для нанесения лака, либо для флексаграфской печати, либо для печати золотым или серебряным лаком.

Например, для лакирования используют цилиндры одной линиатуры 80 лин./см, но с разным объемом ячеек: 6 г/м2, 9 г/м2, 13 г/м2, 18 г/м2 и 20 г/м2. Такое разнообразие растрированных цилиндров свидетельствует о разнообразии потребностей заказчиков и печатной продукции.

В зависимости от плотности и впитывающей способности бумаги можно использовать тот или иной растрированный цилиндр, чтобы нанести оптимальное количество лака и его высушить. Например, для этикеточной бумаги применяют растрированные цилиндры 6 г/м2 и 9 г/м2. Тот же растрированный цилиндр 9 г/м2 можно с успехом использовать для лакирования высокоглянцевой бумаги до 150 г/м2.

В предлагаемом широком ассортименте растрированных цилиндров имеется и экономическая подоплека. Большая разница в подаваемом количестве лака обязательно приводит к необходимости снизить скорость печати и увеличить мощность сушек. Конечно, все понимают, что снижение скорости приводит к потере производительности оборудования и, как следствие, к увеличению себестоимости печатной продукции.

Немаловажную роль при работе с системой камерного ракеля играет размещение этой системы в лакировальном модуле. На рынке полиграфической печатной и копировальной техники сегодня предлагаются два варианта размещения:

  • ближе к приемке;

  • ближе к последней печатной секции.

При совершенно одинаковой системе камерного ракеля могут возникать проблемы, о которых изначально даже трудно догадаться.

При вращении растрированного цилиндра находящийся в нижней части позитивный ракель снимает лак, оставшийся на поверхности растрированного цилиндра после контакта с формным цилиндром. В результате из-за скопления лака образуется капли, которые попадают на передающий цилиндр или трансфертер и загрязняют их. Поэтому периодически необходимо останавливать печатную машину и чистить систему камерного ракеля.

Когда позитивный ракель находится в верхней части системы камерного ракеля, то образование названного брака не происходит.

Система камерного ракеля нашла очень широкое применение благодаря тому, что лак наносится по всей ширине печатного листа очень равномерно и отсутствует необходимость в какой-либо регулировке подачи лака. Благодаря тому, что эта система очень точно дозирует подаваемого количества лака, точное повторение не является проблемой, что особенно важно при повторном тираже после истечения какого-то времени. Конечно, точность дозирования лака говорит и об экономичности системы камерного ракеля. Следовательно, только с использованием этой системы можно осуществлять печать дорогим золотым или серебряным лаками.

В начало

В начало

Трехваликовая система лакирования

Трехваликовая система лакирования (см. Рис.2б) позволяет получить лаковый слой с меньшей толщиной на оттиске и значительно увеличить равномерность нанесения лака по всей ширине листа по сравнению с двухваликовой системой. Однако существенным ее недостатком является более длительный процесс регулировки и, соответственно, большее количество макулатуры.

При заказе машины с лакировальным модулем необходимо приобретать устройство охлаждения лака. Без этого устройства повышение температуры лака всего на 1°С приводит к изменению вязкости лака примерно на 4 секунды. Как следствие таких изменений возникает необходимость снижения скорости печати и новая регулировка подачи лака.

Основное назначение одинарного лакировального модуля — нанесение лака на запечатанный материал. Если печать осуществляется с применением традиционных офсетных (масляных) красок, то такую запечатанную продукцию лакировать можно только дисперсионным лаком. При необходимости лакировать продукцию УФ-лаком печатная машина должна быть оснащена таким образом, чтобы лист запечатывался УФ-красками, а после каждой печатной секции стояла УФ-сушка. Однако есть и другое решение. Это наличие печатной машины с двойным лакировальным модулем и различной конфигурацией сушек.

В начало

В начало

Двойной лакировальный модуль

Двойной лакировальный модуль (см. Рис. 4) позволяет значительно расширить возможности облагораживания печатной продукции.

Во-первых, он осуществляет все процессы, которые выполняет одинарный лакировальный модуль.

Во-вторых, двойной лакировальный модуль дают возможность значительно разнообразить печатную продукцию.

Одной из разновидностей двойного лакировального модуля является модуль с одной промежуточной сушкой (см. Рис. 4).

Такое построение позволяет работать с традиционными красками и осуществлять разные виды работ в лакировальных модулях:

  • в первом модуле выборочно наносить матовый лак, а во втором глянцевый;

  • в первом осуществлять печать флексографской краской, а во втором лакирование;

  • в первом наносить лаковый слой в качестве грунтового лакового слоя (праймера), а во втором лакировать золотым или серебряным лаком;

  • в первом лакировать продукцию, а во втором наносить блистерный лак (применяется в упаковочной промышленности при изготовлении упаковок для соединения двух поверхностей без нагрева).

Для таких работ в двойном лакировальном модуле требуются все виды приводки, как в печатных секциях: и продольная, и поперечная, и диагональная.

Если отсутствует диагональная приводка для двойного лакировального модуля, что встречается в некоторых моделях печатных машин, то необходимо производить регулировку диагональной приводки в печатных секциях. То есть в случае возникновения проблем диагональной приводки в двойном лакировальном модуле ее необходимо осуществлять изменением диагональной приводки во всех печатных секциях машины. Конечно, это возможно только при определенных условиях:

  • во-первых, когда диапазон диагональной приводки не исчерпан;

  • во-вторых, когда это не приведет к неприводке всего изображения.

Отдельно следует остановиться на технологии лакирования золотым или серебряным лаком.

Обязательными условиями для этого вида облагораживания печатной продукции являются:

  • двойной лакировальный модуль;

  • промежуточная и конечная сушка;

  • устройство для охлаждения дисперсионного лака;

  • устройство для постоянного перемешивания и охлаждения металлического (золотого или серебряного) лака;

  • система камерного ракеля, где работают с металлическим лаком;

  • линиатура растрированного цилиндра должна быть как минимум вдвое больше линиатуры изображения на фотополимерной печатной форме.

Однако возникает вопрос: «А почему нельзя использовать для лакирования с использованием металлического лака одинарный лакировальный модуль?».

Лакирование металлическим лаком требует предварительного нанесения на оттиск грунтового лакового слоя. В противном случае металлический лак, нанесенный на места с краской, будет отслаиваться, что приведет к потере элементов изображения. Мало того, нельзя произвести сначала грунтовку, а затем, за второй прогон, нанести металлический лак. Металлический лак может хорошо закрепиться только тогда, когда лаковый грунтовой слой еще не полностью высох. Применение системы камерного ракеля для нанесения металлического лака на фотополимерную форму обязательно по той причине, что, если использовать двухваликовую систему, то золотой лак трудно будет ложиться на печатные элементы оттиска (на краску).

Двойной лакировальный модуль с двумя промежуточными сушками является более универсальной конструкцией. Подобная конфигурация покрывает все возможности одинарного лакировального модуля и двойного лакировального модуля с одной промежуточной сушкой, если в качестве конечной применяется инфракрасная сушка (ИК-сушка).

Такая конструкция позволяет лакировать продукцию УФ лаком если конечной является УФ-сушка.

Конечной сушкой может быть ИК- и/или УФ-сушка, и по необходимости включается та или иная сушка.

Следует обратить особое внимание на то, что для печати традиционными офсетными красками с последующим лакированном УФ лаком обязательным является наличие двух промежуточных ИК-сушек между лакировальными модулями. При такой технологии УФ лак можно наносить на печатное изображение только после предварительного нанесения грунтового слоя из дисперсионного лака. Чем больше дисперсионного лака удастся нанести в качестве грунтового слоя, тем выше будет глянец. Поэтому максимальная скорость печати может быть только до 10 000 оттисков/час. Именно на этой скорости еще возможно полное высыхание печатных офсетных красок и дисперсионного лака, чтобы нанесение УФ лака происходило на полностью высохшее подготовленное изображение оттиска.

Конечно, при печати УФ красками лакировать продукцию УФ лаком можно без грунтового слоя. Однако возможен чрезмерный расход лака из-за значительного его проникновения в бумагу на пробельных элементах изображения оттиска. Кроме того, с некоторыми сортами бумаги вероятен малоприятный эффект, вызывающий изменение цвета бумаги.

В начало

В начало

Трафаретное УФ-лакирование

Существует множество способов нанесения УФ-лака, и некоторые из них уже были нами рассмотрены. Каждый из этих способов имеет отличительные особенности и преимущества, но далее мы поговорим о трафаретном способе лакирования. Этот способ не так сильно распространен и не пользуется пока широкой популярностью у российских полиграфистов, хотя его уникальные характеристики не позволяют сомневаться, что в будущем он займет достойное место среди услуг, предоставляемых полиграфическими предприятиями своим клиентам.

Говоря о трафаретном УФ-лакировании, хотелось бы перечислить главные достоинства этого способа. Среди них — возможность нанесения слоя лака большой толщины, что создает неповторимый глянец поверхности, сравнимый лишь с ламинированием, неограниченные возможности при выборочном (фрагментарном) лакировании. При этом могут использоваться глянцевые или матовые лаки, а также их сочетание.

УФ-лакирование — не самый дешевый вид отделки печатной продукции, поэтому большинство заказов выполняются некрупными тиражами, а иногда и очень маленькими. Трафаретное нанесение — единственный способ лакирования, где изготовление тиражей 100-200 штук рентабельно. Трафаретное оборудование — одно из наиболее быстроокупаемых по сравнению с другими видами лакировального оборудования.

Универсальность способа трафаретной печати позволяет использовать его и для обычной печати оттисков. Для этого используются специальные краски УФ-отверждения, которыми можно запечатывать материалы очень широкой гаммы: бумагу, картон, пластики, металл.

Весь процесс УФ-лакирования трафаретным способом можно условно разделить на три стадии: изготовление печатной формы (трафарета), нанесение лака, полимеризация (сушка) слоя лака.

Перенос лака с печатной формы производится путем продавливания его сквозь сетку при помощи полиуретанового ракеля. Такой способ переноса лака позволяет очень легко регулировать толщину его слоя, которая напрямую зависит от размера ячейки сетки и величины давления на ракель.

Для нанесения УФ-лака используются обычные трафаретные печатные станки. В зависимости от требуемой производительности они бывают полуавтоматические или автоматические.

Ручные станки применять не рекомендуется из-за их низкой производительности и невозможности обеспечения постоянного давления ракеля при печати, в результате чего может получаться слой лака неодинаковой толщины на разных участках оттиска.

Полуавтоматические станки можно использовать как в режиме печати с ручным накладом и съемом с ориентировочной производительностью 500 — 600 оттисков в час, так и с монтированными секциями в линию, состоящую из печатного станка, подборщика листов и туннельной печи УФ-сушки. В этом случае печатник лишь подает листы запечатываемого материала на печатный стол, а съем производится подборщиком листов, который переносит их на ленту транспортера УФ-печи. Производительность такой линии с учетом скорости работы печатника может составлять до 1000 оттисков/час.

Автоматические печатные модули монтируются в линии с механизмами подачи и съема листов, что резко повышает производительность. Например, автоматическая линия может производить лакировку с производительностью до 2500 оттисков/час.

Немаловажным моментом для процесса УФ-лакирования является полимеризация (сушка) нанесенного лакового слоя. Для этих целей используют специальные туннельные печи с УФ-лампами. При их выборе следует руководствоваться тремя правилами:

Печь должна обеспечить движение отлакированного материала в течение 3-5 секунд до попадания в зону облучения. Это связано с тем, что лак, будучи продавленным через сетку, ложится на поверхность лакируемого материала не совсем гладким слоем; в течение нескольких секунд после нанесения он должен как бы равномерно растечься. В противном случае поверхность с нанесенным лаковым слоем будет иметь недостаточный блеск.

УФ-лампы, используемые в печи для сушки лака, должны быть таковы, чтобы обеспечить облучение отлакированной поверхности в течение 1-3 секунд, которое окажется необходимым и достаточным для полного отверждения лакового слоя во всем его объеме.

В связи с высокой мощностью УФ-ламп в атмосферу выделяется большое количество озона. Для его удаления УФ-печи должны быть снабжены системой отсасывания воздуха из рабочей зоны с последующей его очисткой.

Одной из проблем, возникающих при использовании УФ излучений для сушки, является разогрев высушиваемого материала, что в свою очередь может привести к его деформации. Для предотвращения нежелательных явлений, связанных с нагревом, в линиях УФ-лакировки предусмотрена система охлаждения. В результате на выходе получаем листы лакированного материала, имеющие температуру окружающей среды.

Говоря о трафаретном лакировании и об оборудовании для лакирования, следует обратить внимание и на некоторые его потенциальные возможности.

Типография, решившая остановить свой выбор на трафаретном способе лакирования, приобретает помимо инструмента для лакирования и печатное оборудование большой универсальности, которое способно заметно расширить ассортимент услуг, предлагаемых типографией своим клиентам. Оборудование, приобретаемое для Уф-лакирования, может использоваться для обычной трафаретной печати УФ-красками со всей широкой гаммой открывающихся возможностей либо послужить ядром для дальнейшей организации производства таких видов продукции, как пластиковые карты, лотерейные билеты со стирающейся композицией, доколи, в том числе для стекла и керамики, флаги, трансферы для тканей.

Лакирование в специализированных лакировальных машинах

В самом общем виде строение всех лакировальных машин выглядит так:

  • самонаклад;

  • секция лакирования;

  • транспортер;

  • сушка;

  • приемка.

Как правило, секция лакирования, если форма не трафаретная, имеет валиковую систему нанесения лака. Лак непрерывно подается из резервуара между дозирующим и наносящим валиками. Наносящий валик имеет увеличенный диаметр, что улучшает, как было уже отмечено, качество лакирования. Печатный валик (валик противодавления) движется вверх-вниз, что при лакировании с двух сторон обеспечивает чистый оборот, так как лак на валик не переходит, а остатки его счищаются ракелем, который может быть установлен по желанию заказчика. После нанесения лака лист отделяется от накатного валика при помощи «воздушного ножа», то есть из специальных сопел подается сжатый воздух, который и производит разделение.

Между лакировальной секцией и сушкой листы проходят довольно большое расстояние, что также способствует улучшению качества лакирования. УФ-сушку, как правило, снабжают устройством для переработки выделяющегося при сушке УФ-лака озона, что делает лакировальную машину экологичной.

При реверсивном лакировании используется другой дозирующий валик, а наносящий валик вращается в обратную сторону. Получается, что направления движения листов лакирования и наносящего валика не совпадают. При этой технологии поверхность лаковой пленки как бы полируется, в результате чего образуется более ровная поверхность, что придает готовой продукции больший глянец.

Сегодня во всем мире наблюдается тенденция к увеличению использования выборочного лакирования, и в будущем, по прогнозам специалистов, она будет только усиливаться. Следовательно, специализированные лакировальные машины продолжат свое триумфальное шествие.

Немаловажно учитывать, что если парк машин укомплектован полностью, а как известно, уже имеющиеся печатные машины дооснастить лакировальной секцией невозможно, то специализированная лакировальная машина – это единственный выход.

И еще одно немаловажное обстоятельство: имея специализированную лакировальную машину, можно брать на изготовление заказы у других типографий и иметь дополнительную прибыль.

В начало

В начало

Сушка играет ведущую роль в процессе лакирования

Современные офсетные печатные машины, скорость печати которых достигла 16 000 оттисков/час, при оснащении лакировальными секциями и модулями должны быть оснащены и современными сушками, чтобы обеспечить высыхание слоя лака на максимальной скорости печати.

Структура печатных лаков похожа на основу офсетной печатной краски. Процесс сушки в основном осуществляется химически, путем окисления, а отчасти и физически — впитыванием минеральных масел запечатываемым материалом. Вследствие окисления из смоляных и масляных частиц образуется полимерная лаковая пленка. Этот процесс продолжается несколько часов и ускоряется сиккативной добавкой к печатному лаку или обдуванием теплым воздухом во время обработки.

УФ лак под действием ультрафиолетового излучения сохнет мгновенно. В этом процессе полимеризируется почти весь лаковый слой. Этот процесс химический (полимеризация), он не является обычной физической сушкой. УФ краски и УФ лаки твердеют под влиянием ультрафиолетового излучения при длине волн от 250 до 400 нм.

Реакция водяного лака совсем другая. Он сохнет чисто физически. Используемые в настоящее время в полиграфии лаки на водной основе представляют собой дисперсии, состоящие из примерно 40% сухого вещества и 60% воды. Сушка дисперсионных лаков на водной основе является чисто физическим процессом с образованием пленки, причем образующие ее частицы сухих веществ химически не активны.

С образованием лаковой пленки ее водная составляющая удаляется частично за счет впитывания в запечатываемый материал, частично за счет испарения. Важнейшим в этом является излучение небольших количеств энергии, так как для образования пленки требуется определенное время. Чем больше дается времени на этот процесс, тем лучше формируется пленка, а это значит, что образуется очень гладкая поверхность с хорошим глянцем.

Использование новой комбинации коротко- и средневолновых излучений в системе сушки дает (см. Рис. 5) при высыхании лака положительный эффект вследствие:

  • быстрого первоначального нагрева водной составляющей лака под воздействием ИК излучений, в результате чего она выделяется на поверхность лака и оттуда удаляется форсунками с горячим воздухом;

  • воздействия больших объемов воздуха с высокой температурой, обладающих повышенной впитываемостью влаги и ускоряющих процесс сушки благодаря интенсивному воздухообмену над поверхностью лака;

  • чередования зон воздействия ИК излучений и обдува горячим воздухом на относительно длинном пути сушки.

При сушке инфракрасными лучами пользуются длинами волн от 800 до 4000 мм.

С помощью сиккативных добавок стремятся к непосредственному испарению высокого содержания воды с тем, чтобы по возможности оказать меньшее влияние на стабильность размеров запечатываемого материала. Воздействие тепла способствует испарению воды. Воздух с температурой 100°С способен поглотить почти в 35 раз больше воды, чем воздух, нагретый до 20°С. Обдувание воздухом, нагретым при помощи ИК-излучения, зарекомендовало себя особенно хорошо.

К тому же насыщенный водой воздух постоянно должен заменяться восприимчивым к воде воздухом, чтобы отводилось как можно больше влажности. На практике это достигается при помощи воздушных ножей, обдуванием или отсосом. Таким образом предотвращается также чрезмерное нагревание стапеля и, следовательно, слипание листов в приемном стапеле маловероятно.

При лакировании для получения блестящего лакового покрытия предъявляются повышенные требования к глянцу лакового слоя. Решением этой проблемы является сочетание ИК-сушек с термовоздушными сушками и удлинение, которое устанавливается между последним лакировальным модулем и приемкой. Именно равномерное распределение сушильных устройств внутри удлинения позволяет в щадящем режиме воздействовать на запечатанный материал и дает возможность получать лаковое покрытие с высокой степенью глянца.

Сильное термическое воздействие на запечатываемый материал (форсированная сушка) и на слой лака при недостаточном количестве сушек ведут к побочным явлениям: сморщиванию запечатываемого материала; появлению эффекта апельсиновой корки, а также растрескиванию лакового слоя. В этом случае не помогает, а лишь усугубляет побочные явления система охлаждения запечатываемого материала после активного воздействия теплом. Единственный выход для устранения эффектов, ведущих к браку, — это снижение скорости печати.

Промежуточные сушки (см. Рис.4) также, как правило, представляют собой комбинацию из ИК- и термовоздушных сушек, которая в особых случаях может содержать УФ-сегмент. В случае, когда между лакировальными модулями имеется лишь одна промежуточная сушка, печать на максимальной скорости и полное высыхание грунтового слоя лака после первого лакировального модуля исключается. Да это и не нужно, о чем уже говорилось выше. При двух промежуточных сушках высушить грунтовой слой лака можно, только необходимо печатать на пониженной скорости и лишь в этом случае можно наносить УФ лак и получить высокий глянец на требуемом месте оттиска.

В начало

В начало

Требования к оттискам, предназначенным для лакирования

Перед лакированием оттиски выдерживаются до полного закрепления красочного слоя. На поверхности листов печатной продукции не должно быть бумажной пыли и противоотмарывающих порошков. Ширина переднего поля оттиска, поступающего в захваты цилиндра, обычно составляет 20 мм. На оттисках не должно быть загрязнений, следов отмарывания и механических повреждений.

По цветовому тону, точности передачи изображения и расположения на листе все тиражные оттиски должны соответствовать подписным листам-эталонам.

Качество лакирования в значительной степени зависит от характера поверхности бумаги и ее капиллярно-пористой структуры. Наилучшие результаты получаются при лакировании высокогладкой бумаги с низкой впитывающей способностью.

Печатно-технические свойства бумаги необходимо также контролировать. Бумага считается пригодной для лакирования, если основные ее показатели соответствуют техническим нормам. Качество лакирования зависит не только от гладкости бумаги, но и от ее механической прочности и других свойств. Для некоторых видов бумаги, используемых для специальных работ или упаковок, важными показателями являются воде-, паро-, жиро- и воздухопроницаемость, устойчивость окраски к воздействию света, отсутствие дефектов, правильность обрезки и т. п.

На весь тираж издания должна быть подготовлена бумага одного предприятия-изготовителя, одного вида и массы и желательно одной партии. Весь тираж заказа следует печатать красками одной и той же серии и номера.

В начало

В начало

Критерии выбора типа лакирования

Тот или иной вид лака выбирают в соответствии с назначением и характером печатной продукции, свойствами и качеством бумаги, способом и режимом лакирования. При этом руководствуются следующими требованиями: лаки должны быть химически нейтральными к бумаге и краске и не изменять цвета оттиска. При высыхании лаковая пленка не должна вызывать скручивания оттиска и изменять свои свойства под влиянием окружающей среды. Кроме того, лаки не должны содержать токсичных и взрывоопасных компонентов или веществ с резким и неприятным запахом.

Рабочая вязкость раствора лака, используемого на машине, должна обеспечивать равномерное нанесение его на оттиски.

Выбор растворителей проводится с учетом их совместимости с пленкообразователем. При выборе пластификатора и других добавок следует исходить из того, какими эксплуатационными свойствами должно обладать покрытие (декоративными, водостойкими, термостойкими и т. п.).

Очень важно соблюдать гарантийный срок и условия хранения лака. Лак может быть использован в производстве лишь после проверки на соответствие техническим требованиям.

В начало

В начало

Каландрирование продукции после лакирования

Каландрирование — это процесс отделки лакированной продукции на каландрах для придания ей дополнительного глянца.

В каландре установлены два цилиндра, которые соприкасаются друг с другом и вращаются во время работы в противоположных направлениях. Верхний цилиндр — металлический с полированной поверхностью, нижний цилиндр — прижимной с обрезиненной поверхностью. Для очистки полированного цилиндра от налипшего лака устанавливается очистительный валик. Металлический полированный цилиндр имеет электрообогрев. Температуру нагрева его поверхности регулируют в пределах 100-150°С при помощи терморегулятора. Цилиндры имеют относительное смещение по окружности и в осевом направлении для технологических регулировок. Величину зазора и давление между цилиндрами изменяют при помощи механизмов регулировки. Нагрев включают только после того, как цилиндры приведены во вращение.

Качество глянца лакированной продукции после каландрирования зависит от характера и толщины лакового покрытия, температуры нагрева и давления, скорости прохождения листов между валами каландра. Перерыв между лакированием дисперсионными (водными) лаками и каландрированием должен составлять не менее 6 ч.

Каландрирование иногда приводит к таким нежелательным явлениям, как появление складок на листовой печатной продукции, образование матовой поверхности, а также пожелтение оттисков. Чтобы предупредить образование складок на оттисках, надо провести акклиматизацию листов (влажность в стапеле контролируется при помощи электронного влагометра). Не следует каландрировать листы, потерявшие плоскостность. При скручивании листов изменяют направление их подачи в каландр и уменьшают давление между цилиндрами. Необходимо систематически проверять и шлифовать резиновую облицовку прижимного вала.

Причинами образования матовой поверхности листов после каландрирования могут быть малая толщина слоя лака, недостаточная сила прижима валов каландра, а также низкая температура верхнего вала каландра или чрезмерно высокая скорость прохождения листа и загрязнение валов.

При пожелтении оттисков рекомендуется понизить температуру нагрева полированного цилиндра. Температурный режим следует контролировать как в процессе лакирования, так и во время каландрирования.

В начало

В начало

Качество лакирования

Качество лакирования контролируется в соответствии с техническими требованиями.

Оттиски после лакирования не должны изменять своего цвета, лишь в отдельных случаях допускаются незначительные отклонения. Это требование не относится к случаям, когда используют металлизированные лаки.

Блеск лакированной поверхности должен соответствовать требованиям оформления и характеру печатной продукции.

Лакированная поверхность должка быть ровной, без полос и просветов, затеков и пузырей. Обычно она становится водостойкой и прочной к истиранию.

Печатная продукция после лакирования не должна деформироваться и скручиваться.

Слой лака должен прочно соединяться с бумагой и оттиском и не отслаиваться при сгибе листа.

Блеск поверхности отлакированных листов контролируется блескомером или визуальным сравнением их с утвержденным эталоном. Равномерность лакового покрытия, отсутствие полос, просветов, пузырей и загрязнений проверяются визуально. При перегибе листа лицевой стороной наружу контролируется адгезионная прочность соединения. Она считается достаточной, если при однократном перегибе не наблюдается отслаивание лакового покрытия от поверхности. Отлакированные листы не должны скручиваться и коробиться. Это проверяют после выдерживания листов в стопе.

При выходе отлакированных листов из сушильной камеры машины слой лака на них должен быть сухим. Высыхание лака проверяется прикосновением пальца к лаковому покрытию после выхода листа из зоны охлаждения. Палец не должен даже легко прилипать к лаковому слою.

Слипание оттисков после сушки проверяют при выдерживании оттисков в стапеле под нагрузкой.

По внешнему виду лаковый слой должен быть прозрачным и бесцветным, если лакирование проводили прозрачными бесцветными лаками. Цветовая гамма изображения на листах после лакирования должна оставаться без заметных изменений. Контроль проводится визуально или колориметрическим способом путем сравнения цветовой гаммы изображения на листах печатной продукции до и после лакирования.

Прочность печатной краски к лакированию оценивается в баллах по следующему методу. Определяется способность краски окрашивать листы фильтровальной бумаги, пропитанной растворителем или пластификатором, входящим в состав лака. При соприкосновении с оттисками число окрашенных листов и соответственно прочность к лакированию бывают различными.

Лабораторный контроль качества лака необжодимо проводить в соответствии с нормативно-технической документацией.

По различным методикам определяют:

  • вязкость — по вискозиметру, по времени истечения лака (с помощью секундомера);

  • содержание летучих и нелетучих веществ — при высушивании в сушильном шкафу, взвешивании и вычислении соответствующей доли веществ в рабочем растворе лака;

  • цвет — путем визуального сравнения лака, налитого в пробирку, с пробирками йодометрической шкалы;

  • продолжительность и степень высыхания — при сушке слоя лака на оттиске в сушильном шкафу;

  • блеск — с помощью фотоэлектрического гониофотометра, прибора для измерения отраженных от поврхности оттиска световых потоков;

  • эластичность — по шкале гибкости путем изгибания пластинки со слоем лака вокруг стержней различного диаметра.

В начало

В начало

Устранение неполадок при лакировании

В процессе лакирования могут возникнуть такие дефекты, как пробелы и пятна в лаковом слое или неровности лакового покрытия. Причиной их возникновения может быть неправильная регулировка положения валиков лакировального аппарата. Следует проверить равномерность расстояния между валиками, их параллельность, а также расстояние между валиком и опорной поверхностью цилиндра.

Если на поверхности валиков обнаружены дефекты, их исправляют шлифовкой.

Продольные полосы на листе могут появиться в результате недостаточной толщины лакового покрытия. Чтобы увеличить толщину наносимого слоя, следует увеличить расстояние между валиками лакировального устройства.

Если на лаковом слое появляются поперечные полосы, это также свидетельствует о недостаточном количестве лака, подаваемого из лакировального устройства. Необходимо проверить вязкость рабочего раствора лака и увеличить его подачу.

Пузыри, затеки или полосы на листе свидетельствуют о чрезмерном давлении между лакировальным валиком и лакируемой поверхностью. В этом случае следует тщательно отрегулировать давление и проверить состояние декеля и плотность натяжки.

Образование складок на листе в процессе лакирования возможно в результате неточной регулировки положения листа относительно передних упоров. В первую очередь проверяют положение листа относительно передних упоров, работу захватов, а также положение лакировального валика.

В результате нарушения режима сушки или неправильного выдерживания листов в стопе может произойти их слипание. Чтобы устранить это, требуется нормализовать режим сушки, интенсифицировать охлаждение листов, а также уменьшить высоту стопы отлакированной продукции в соответствии с практически установленной нормой.

Неправильный режим сушки и охлаждения лакированной продукции может вызвать ее коробление. В этом случае требуется проверить работу сушильного устройства и вентиляционные системы.

Если наблюдаются перебои в подаче листа, необходимо опустить листоотделяющие и листотранспортирующие присосы, проверить правильность установки стола и положения щеток. Вакуум в присосах увеличивают путем регулирования клапана на вакуум-насосе. При подаче самонакладом одновременно двух листов следует усилить задний раздув, завернув регулировочную гайку на головке самонаклада у воздушного насоса. После этого надо установить стол и отрегулировать механизм его подъема в соответствии с сортом и форматом бумаги. При одновременной подаче нескольких листов надо отрегулировать положение щупа- сопла и механизм подъема стола.

Если листы подаются на накладной стол с перекосом, следует ослабить прижим того ролика, из-под которого лист раньше других выводился на накладной стол. Для выравнивания листов по боковой кромке регулируют устройство бокового равнения листа.

В начало

В начало

Требования к помещению (участку), где проводят лакирование

Участок лакирования продукции должен быть расположен в отдельном помещении, имеющем общую приточно-вытяжную вентиляцию во взрывобезопасном исполнении.

В помещении участка лакирования рекомендуется поддерживать постоянную температуру 18-20°С и относительную влажность воздуха 40-60%.

Помещение участка должно иметь равномерное комбинированное освещение, обеспечивающее в зоне работы освещенность 1000 люкс при использовании газоразрядных ламп.

Системы общеобменной вентиляции и местной вытяжки должны быть раздельными. Приточный воздух для компенсации вытяжки подается в рабочую зону помещений. С помощью общеобменной вытяжки из цехов удаляется воздух (из верхней зоны помещений); кратность обмена воздуха определяется из расчета полного удаления вредных веществ.

Степень пожарной и взрывной опасности различных жидкостей зависит от температуры вспышки их паров, температуры воспламенения и самовоспламенения, предела взрываемости смесей паров с воздухом, испаряемости и плотности как самой жидкости, так и ее паров. Наиболее пожароопасны те жидкости, у которых температура вспышки паров ниже 450С, а нижний предел образования взрывоопасных смесей с воздухом составляет меньше 10% по отношению к объему воздуха.

Смывочные и смазочные вещества и растворители (бензин, ацетон, этилацетат, бутилацетат, толуол и др.), необходимые для работы, хранят в небольших, плотно закрывающихся металлических сосудах. Запас этих жидкостей не должен превышать суточной потребности цеха. Хранить легковоспламеняющиеся жидкости в стеклянной таре воспрещается.

Для предотвращения возможности возникновения взрывов в помещениях необходимо иметь: надежную изоляцию на горячих поверхностях; воздушное отопление, совмещенное с приточной вентиляцией; освещение и электрооборудование во взрывозащищенном исполнении.

В начало

В начало

Выводы

«Нанести лак» и «покрыть лаком», как мы уже убедились, это всего лишь термины, отражающие сущность процесса лакирования. Убедились мы также и в том, что сама технология требует как сочетаемости используемых материалов, так и нормализации и стабилизации технологических режимов, контроля качества готовой продукции и, что очень важно, теоретического и практического опыта исполнителей и организаторов производства.

КомпьюАрт 8'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства