Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

10 - 2000

Каталог названий цвета в русском языке

А.П. Василевич, С.С. Мищенко, С.Н. Кузнецова

Творческая Группа «Колорит», basil@rc.msu.ru

 

Список 6. Слова с чисто рекламной функцией

   1. Названия, так или иначе связанные с географией

   2. Названия, навеян-ные устоявшимися символами и образами, в том числе почерпнутыми из сказок, легенд и т.п.

   3. Названия, в которых используются объекты и явления природы

   4. Названия, связанные с различными эмоциональными состояниями

   5. Названия с ноткой тоски по ушедшему прошлому (включая упоминание классиков живописи)

   6. Названия, имеющие отношение к разнообразным событиям, в особенности связанным с праздниками и досугом

   7. Прочие названия

 

Продолжаем публиковать материалы Каталога названий цвета в русском языке (начало см. № 8, 9, 11’99 и № 4, 5’2000).1

Список 6. Слова с чисто рекламной функцией

Как мы уже отмечали, в последнее время возникает все более настоятельная потребность не столько выразить сам цвет, сколько привлечь к нему внимание. Другими словами, названию цвета придается особая — рекламная — функция. В опубликованном ранее Списке 5 собраны слова подобного типа, образованные от названий предметов. Как правило, представляя себе соответствующий предмет, мы можем составить более или менее четкое представление о цвете. Однако в помещаемом ниже Списке 6 слова практически вообще не несут в себе указания на конкретный цвет, а красивое и броское название выполняет чисто рекламную функцию. Массовое использование подобных слов на российском рекламном рынке — пожалуй, наиболее приметная черта развития лексики цветонаименований в настоящее время. Хотя толчком к их появлению сейчас послужили заимствования из иностранных языков (прежде всего из английского), следует отметить, что впервые слова этого рода исторически появились именно в русском языке (ср. бедро испуганной нимфы, лягушка в обмороке и др.). Произошло это в самом начале ХХ века, когда и российские товары, и сопутствующая им реклама занимали первые места в мире.

Однако нельзя думать, что подобные слова лишены всякой привязки к цвету. Каждое слово языка обладает так называемым ассоциативным полем. Слово выступает в роли стимула, пробуждающего в сознании носителя языка ряд ассоциаций, которые могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Выяснить это можно, в частности, путем обращения к носителям русского языка, применяя обычную методику ассоциативного эксперимента. Информанту — носителю языка задается слово-стимул, а он в ответ называет первые слова, которые приходят ему в голову по ассоциации2:

лист бумага, зеленый, белый, дерево; солнце яркое, светит, луна, небо, красное;

море cинее, вода, волны, соленое; голубь мира, сизый, птица, белый и т.д.

Как мы видим, среди ассоциаций довольно часто фигурирует цвет. Именно это обстоятельство позволяет использовать некоторые слова и словосочетания в качестве рекламного названия цвета. Успех здесь напрямую связан с тем, насколько естественной является ассоциация с цветом по сравнению с другими ассоциациями на данное слово. Если для слова море ассоциация «синее» является самой сильной (она пришла в голову 72 информантам, в то время как «вода» – 15), то, например, у слова океан та же ассоциация занимает лишь десятое место (ее назвали всего 13 человек). Но, пожалуй, еще более важным для эффективности термина является наличие одной и той цветовой ассоциации у значительной группы опрошенных. Для конкретных предметов (вроде упомянутого выше моря) этого достичь несложно. А вот если обратиться к абстрактным понятиям, которые, собственно, и составляют основу рекламной лексики, то здесь достичь единообразия значительно сложнее. Какой цвет ассоциируется у вас, скажем, со словами Адриатика, душа Африки, болотный фавн?

Прежде чем поместить какое-либо название цвета в наш список, мы провели своего рода экспертизу всех найденных нами слов и словосочетаний, использованных в рекламе. С этой целью данные слова были предложены группе носителей русского языка с применением традиционной процедуры ассоциативного эксперимента.

Из литературы известно, что в любом опросе этого типа встречаются ответы двух видов. Одни из них стандартны, типичны, отражают характерные для определенного социума бытовые и культурные реалии. В этой своей части итоги ассоциативного эксперимента легко воспроизводимы, и эксперимент можно повторить в аналогичной группе испытуемых примерно с тем же результатом. Другие ответы индивидуальны и свойственны скорее отдельным личностям, их собственным лексиконам. Соответственно эта часть ответов может сильно варьироваться даже в близких по составу группах информантов.

Наше внимание, естественно, было направлено на изучение массовых, а не индивидуальных ассоциаций. Другими словами, в первую очередь мы стремились определить, имеет ли данное цветонаименование вполне определенный ассоциативный смысл. Если – да, то в ответах обязательно обнаруживалось определенное совпадение, то есть некоторые ответы были доминантными, а другие — малочисленными, случайными. И наоборот, если никаких значимых доминант в ответах не было, то это означало, что данное слово обладает очень незначительной ассоциативной силой.

На основе вышесказанного мы разделили слова нашего списка на следующие категории, в зависимости от структуры полученных для них ответов:

  • Слова имеют выраженную ассоциативную доминанту. Это наиболее благоприятный результат экспертизы для автора названия цвета. Стоит, однако, отметить, что наш анализ имел двойную цель. С одной стороны, мы выясняли, имеет ли данное слово или словосочетание выраженный цветовой смысл. С другой стороны, мы оценивали, совпадает ли выявленный смысл с тем, который изначально имел в виду автор (кстати, изначальный смысл — не что иное, как индивидуальное ассоциативное представление самого автора). Понятно, что истинный эффект, производимый названием цвета, термина все-таки связан с представлением большинства воспринимающих его потребителей.
  • Доминанта выявляется, но не столь явно. Возможно, требуется более представительный опрос. В Списке 6 эти слова отмечены знаком *.
  • Слова имеют две-три доминанты. Ситуация также вполне приемлемая. Впрочем, опять-таки с поправкой на совпадение коллективного мнения и авторского замысла. Так, традиционными цветами Уимблдона принято считать фиолетовый и зеленый. Однако, как показала наша экспертиза, в представлении информантов Уимблдон — это либо белый (цвет традиционного теннисного костюма), либо зеленый (цвет газона). По-видимому, должно пройти время, чтобы какая-то из конкурирующих ассоциаций взяла верх. Здесь можно говорить о своеобразном процессе обучения, при котором последовательное использование названия цвета в одном и том же контексте в конечном итоге приведет к соответствующему изменению в сознании потребителя. В Списке 6 приводятся все выявленные господствующие варианты.
  • Доминанты нет. Причина может заключаться либо в недостаточном числе опрошенных, либо в самом термине. Скорее всего, он не имеет тех ассоциаций, на которые рассчитывал автор, и потому вряд ли можно ожидать от него должного рекламного эффекта. В Списке 6 при этих словах стоит знак **.
  • Большинство информантов плохо представляют себе, что означает данное слово или словосочетание. В таких случаях, естественно, мы получили многочисленные отказы от ответа. Конечно, при значительном увеличении числа опрошенных можно было бы выявить какую-то тенденцию в ассоциациях, но очевидно, что подобная ассоциация будет работать лишь для узкой группы лиц, по каким-либо причинам знакомых с данным цветонаименованием. Эта ситуация вряд ли приемлема для нормального функционирования слова, которое явно неудачно и обречено на скорое исчезновение. В Списке 6 при этих словах стоит знак [нет].

Для наглядности слова Списка 6 поделены на шесть групп. В седьмую группу вошли слова, не попавшие в шесть предыдущих. Вполне возможно, что со временем из этой группы возникнет какая-то новая категория.

в начало

в начало

1. Названия, так или иначе связанные с географией:

Австралия — желто-зеленый*

Адриатика — светлая морская волна

Амурские волны — серовато-синий

Ангара — морская волна, сине-голубой

Арктика — белый с голубоватым оттенком

Багамы — ярко-желтый, ярко-зеленый

Багдад — коричневый*

Белое море — **

Валдайское сафари— светло-зеленый, светло-желтый

ветер с Нила — голубой, песочный

вечернее Средиземноморье — **

воспоминания о Египте — песочно-желтый

воспоминания об Италии— голубой

восточные пряности — **

восточный танец — яркие цвета с акцентом на желтый

восточный — красный

Гоби — песочно-серый

душа Африки — **

дыхание Востока — **

загадка Востока — **

заповедные Кижи — пепельный цвет старой древесины

заря Венеции — теплые красно-розовые тона

зной пустыни — оливковый

знойный юг — **

звонкий Валдай — **

зов Арктики — **

зов пустыни — песочно-желтый

Капри — зеленый

Кара-Кумы — желтый с серым оттенком, палевый

Карибик — ярко синий, бирюзовый 

Карибский берег — **

карнавал в Рио — яркие цвета радуги с обязательным красным

королева Камеруна — эбонитовый

Ладога — голубой с сиреневым *

Летний сад — доминирующий зеленый с дополнительным желто-красным

Лимпопо — яркий зеленый, желтый, оранжевый

Мальдивы — ярко-зеленый

Манхэттен — коричневато-серый

Марианская впадина — **

мираж в Каракумах — беловато-голубой

московская осень — **

Онега  — беловато-голубой

Пицунда — зеленовато-голубой, желтый, цвет какао

пламя Парижа — кроваво-красный цвет революции, желто-оранжевый цвет огня

подмосковный загар — охристо-коричневый

Ривьера — ярко-голубой, темный зеленовато-голубой

Рица  — холодный сине-голубой

Москва на рассвете— красный

солнце тропиков — цвет расплавленного золота

солнце Ямайки — ослепительно-желтый

Средняя Азия— разнообразные цвета с преобладанием желтого, коричнево-красного и зеленого

Старая Англия — серо-коричневый

Туманный Альбион — холодный серый

в начало

в начало

2. Названия, навеян-ные устоявшимися символами и образами, в том числе почерпнутыми из сказок, легенд и т.п.:

Аврора — розово-красный

Аэлита — голубой

Барби — розовый

барышня-крестьянка — **

бездна — глубокий черный, иссиня-черный

болотный фавн — желто-зеленый, грязно-зеленый

Валентина — серо-сине-фиолетовый

верный паж — бархатно-черный

волосы русалки — болотно-зеленый

Гаврош — коричнево-серый

[цвет] Генцианы — [нет]

Гринпис — **

девятый вал — **

деликатный кентавр — светлый серовато-коричневый

дипломат — темно-лиловый

задумчивая блоха — **

влюбленная жаба — **

вольный ветер — серовато-голубой

голубая русалка — **

звезда Альдебаран — холодный светящийся голубой

Зевс во гневе — черно-красный

золотая Аида — золотистый

Золушка — **

игривый водяной — **

Калипсо — бирюзовый*

кардинал — пурпурно-красный, черный

кентавр — зеленовато-коричневый

королева болота — коричневато-зеленый

космическая симфония — черно-синий

космическая фантазия — **

космический разум — лилово-синий, серый

леди Бонд — [нет]

лунный каприз — серебристо-голубой, желтый, фиолетово-синий

лягушка в обмороке — светлый серовато-зеленый

любимый цвет Венеры — красно-розовый, бело-голубой

марсианский рассвет — пурпур на черном фоне

Меркурий — [нет]

мечтательный охотник — **

морская сирена — сине-зеленый, фиолетовый

Мустафа  — [нет]

невеста рыцаря — серебряно-белый, серебристо-голубой

нимфа в миноре — серовато-голубой

Орфей — иссиня-белый

Пеппи — рыжий

перо жар-птицы — **

персидская сказка — голубой с лиловым оттенком

Петрушка — зелено-красный

пират  — черный и красный

подводный замок — ярко-зеленый, бирюзовый

Прометей — огненно-красный

Пьеро  — серовато-белый и черный

Робин Гуд — коричнево-зеленый

робкая нимфа — бледно-розовый, нежно-розовый

рождение Венеры — **

розовая Кармен — **

Садко — красно-синий

Северная Аврора — холодный серовато-голубой

Сезам  — кремово-бежевый

Снегурочка — бело-голубой

Снежная королева — **

сны инков — **

сны Шахерезады — сине-красный *

сон разбойника — золотой, красный и синий

стыдливая русалка — **

сундук домового — пыльно-серый

тень русалки — темный зеленовато-серый

тренняя Аврора — холодный розовый

хвост сирены — зеленовато-фиолетовый

Хелиоген — зеленовато-темно-голубой

Царевна-лягушка — ярко-зеленый с золотом

Шамаханская царица— темно-красный

Шахерезада — красный

шлейф королевы — серебристо-белый

Шопенгауэр — [нет]

юнония — светло-телесный

юность рейвера — цвет подсолнуха, яркий красновато-желтый

в начало

в начало

3. Названия, в которых используются объекты и явления природы:

августовская прохлада — **

бархат розы в пальцах ветра — нежно-красный, темно-розовый

бетонная пустыня — серый

бледная поляна — **

венерин башмачок — [нет]

вечерний звон — **

вечная мгла — темная умбра

взрыв холода — пронзительно-белый

дождливое воскресенье — **

дух моря — сине-голубой

дыхание морского прибоя — пастельный голубой

жаркий день — светло-оливковый

запах черемухи — кипенно-белый, сиреневый

звенящая даль — холодный голубовато-серебристый

звонкая капля — **

зеркальные брызги — **

зимний остров — **

каменный цветок — малахитовый

капли на ветру — серебристо-голубой

кашемировая мышь — [нет]

квазар — **

коралловые рифы — красновато-розовый, белый

летняя засуха — пожухлый желтый

лимонный каприз — блестящий зеленовато-желтый

луговой ветер — светло-фисташковый

магма — светло-оранжевый

майский — **

медовый ветер — желтовато-янтарный

мелодия дождя — светлый голубовато-серый

мороз и солнце — желтый и сине-голубой

морской бриз — холодный зелено-голубой

морской ветер — бирюзовый

мышиная рябь — коричневато-серый

небесный лед — светлый сизо-голубой

осенний триумф — взрыв бордово-красного, оранжево-желтого

осень в горах — багряно-золотой

осень в городе — **

оттенок весны — светлый голубовато-зеленый

песня дождя — **

песня жаворонка — разные цвета с доминирующим сверкающе-голубым *

плавление — оранжевый * 

плоды Прованса — яркий цвет молодых оливок

потухшие звезды — **

просвет лунного мороза — светлый желто-зеленый

пустынный берег — песочно-бежевый

робкая весна — светлый желтовато-зеленый

робкая серна — серовато-коричневый

рождение цветка — ярко-голубой, светло-зеленый

русский ландшафт — буровато-зеленый

рыбья кожа — **

санрайз — (от англ. Sunrise — восход) розово-красный

северное безмолвие — серебристо-голубой

солнечный берег — **

солнечный бриз — **

солнечный бум — **

соловьиная песня — **

туманная неопределенность— дымчатый голубовато-серый

утомленное солнце — оранжево-желтый

утренние звоны — **

утренний бриз — беловато-голубой

утренняя свежесть — голубой с сероватым, розоватым оттенком

флора — однозначно зеленый

февральская пастель — голубовато-белый

хрустальный лес — серебристо-изумрудный

чистый источник — **

яблочный аромат — светлый яблочно-зеленый

в начало

в начало

4. Названия, связанные с различными эмоциональными состояниями:

бледная немочь — [нет]

бухта радости — золотисто-желтый, голубой

вечная молодость — чистый светло-зеленый

вкус нежности — розовый

геморроидальный — [нет]

гордое очарование — серебряно-белый

губы красивой девушки — **

девичьи грезы — мягкий нежно-розовый

импровизация — пестрое разноцветье

импульс — яркий бело-голубой

каприз — розовый

легкомыслие — дымчато-розовый

летнее настроение— желтовато-зеленый

надежда — кораллово-красный, оранжевый

негодование — сиренево-лиловый, черно-коричневый

неоновый всполох— бирюзовый, электрик

ночная нежность — светлый серовато-синий

очарование — бледный лиловато-розовый

проблески радости— сиренево-синий, теплые оттенки желтого, красного, розового

пробуждение города— голубовато-серый с розоватым оттенком

прозрачная невинность— нежно-голубой, розовый

радостный день — теплые цвета (желтый и оранжево-красный), холодные цвета (зеленый и голубой)*

райское наслаждение — нежно-розовый, салатовый, светло-голубой

розовые надежды — розовый

розовый сон — пастельный голубовато-розовый

сгусток энергии — желто-красный с металлическим блеском, яркий фиолетово-черный

стальная улыбка — серый металлик

улыбка бурого медведя — **

фимиам — сизый, дымчатый

элегия — сиреневато-голубой

в начало

в начало

5. Названия с ноткой тоски по ушедшему прошлому (включая упоминание классиков живописи)3:

античные руины — мраморно-серый

бабушкина ваза — тускло-синий

барокко — темно-красный, золотой

городская элегия — печальный серый разных оттенков

гробница фараона — цвета серого камня

империя Вавилон — серый

инфанта  — розовый, голубой *

кантри — разноцветье с преобладанием зеленого *

королевский бархат — фиолетовый, темно-вишневый

Куинджи — темно-синий; колорит картины «Ночь на Днепре»

озорная юность — ярко-зеленый, красно-желтый

очарование Рериха — **

палитра Врубеля — **

пасторальная симфония — светлые оттенки зелени

Патриаршие Пруды — зеленовато-голубой

пески времени — бежево-желтый

плюшевый мишка — шоколадно-коричневый

поляна Куинджи — темно-зеленый

прошлогодний букет— пожухлый серо-коричневый, охристо-зеленый

пыль веков — бледно-соломенный

роскошь увядания — цвет увядшей бордово-красной розы

священный — оранжевый

серебряный век — **

скифская степь — зелено-охряный

старая шаль — темно-серый

старинный фарфор — матово-белый

Страдивари — цвета красного дерева, красновато-коричневый

Тициан — **

в начало

в начало

6. Названия, имеющие отношение к разнообразным событиям, в особенности связанным с праздниками и досугом:

английский клуб — **

балаган — яркие пестрые цвета

бархатный сезон — **

белый танец — голубовато-белый

веселые запевки — пестрота теплых ярких цветов

веселый праздник — красный

весенняя феерия — ярко-салатовый

весенняя икебана — **

вечерние окна — **

вечерний макияж — темный фиолетово-красный

вечерняя сюита — лилово-синий

виндсерфинг — сине-белый, бело-голубой

Голливуд4 — яркий, желтовато-красный

гольф-клуб — зеленый

дебют  — бледно-бежевый *

жемчужный вальс — серебристо-белый

Звездные войны — голубовато-стальной

капризный Голливуд — см. Голливуд

караван — коричневато-желтый

карнавал — яркая пестрота с преобладанием теплых цветов – оранжевого, желтого, а особенно красного

контральто — серовато-синий *

кордебалет — ярко-красный

коррида  — бордово-красный, светло-коричневый с оранжевым оттенком

королевская регата — сине-белый, красно-золотой

круиз — **

круизная нега — сине-голубая морская волна

летняя рапсодия — голубовато-зеленый, теплые цвета — желтый и красный

Марлен Дитрих — красный (цвет губ), платиновый (цвет волос)

матадор — красный с оранжевым оттенком

мелодия блюза — голубой, сиренево-серый

мерцанье ночного города— **

морские леди — **

негритянский блюз — черно-коричневый с желто-красным оттенком

ночная серенада — фиолетово-синий

ню — светло-розовый*

охотничий сезон — болотный, коричневато-зеленый

паинька — ярко-розовый *

перепелиная охота— зелено-бурый

песчаный вальс — охристо-желтый, золотисто-песочный

полночное танго — темный сине-красный

русская ярмарка — сочные желто-зеленый и красный цвета

русский шик — **

сафари — зеленовато-охряный, хаки

светский раут — **

серпантин — пестрое разноцветье

сомбреро — соломенно-охристый, оранжево-красный

сумеречная колыбельная— серовато-синий, фиолетовый

танго  — яркий темно-красный *

увертюра — прозрачный серовато-голубой с розовым отливом

Уимблдон — цвет теннисной формы (белый), цвет газона (свежий зеленый)

фейерверк — красный *

«холодная война» — **

цыганский танец — красный с золотом

яхт-клуб — бело-голубой

в начало

в начало

7. Прочие названия

арания (аранья) — блестяще-черный, черное золото 

астронавт — серебристый

Аэрофлот — синий 

верметус — бледно-розовый

голубая кровь — **

городской — грязно-серый

День пограничника — зеленый, защитно-зеленый

детская неожиданность— сочный желто-рыжий

дисторсио — лиловый *

классический адидасовский — сине-белый

рыночная кофта — [нет]

сари  — яркие цвета с акцентами на красный и золотой

секрет — темно-розовый

субмарина — серо-стальной

текила санрайз — красный *

тиффани — зеленый *

томарилла — темно-коричневый с красным флуоресцентным *

туннель — фиолетово-черный

урцеус — соломенный *

фальшьфеерный — красный *

фаргон — розово-серый *

феррари — красный

фузинус — тепло-розовый *

чеченский моджахед— зеленый

шабо  — темный какао *

янтина — золотисто-желтый *

КомпьюАрт 10'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства