Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

12 - 2003

Cоветские художники-плакатисты

Маргарита Григорян

Дмитрий Моор

Кукрыниксы

Владимир Лебедев

Владимир Маяковский

В последнее время дизайнеры все чаще используют в своих работах эстетику различных периодов истории Советского государства, черпая вдохновение в том числе из послереволюционных плакатов. Художников, которые в свое время создавали эти плакаты, сегодня можно назвать графическими дизайнерами, хотя тогда подобного термина еще не было.

Дмитрий Моор

Заслуженный деятель искусств РСФСР, художник Дмитрий Стахиевич Моор (настоящая фамилия — Орлов) оставил след в истории советского искусства как один из самых ярких и плодовитых авторов агитационно-пропагандистских работ. Его кисти принадлежит более 150 картин и плакатов, в частности знаменитый плакат «Ты записался добровольцем».

Дмитрий Орлов родился в 1883 году в Новочеркасске. Художественного образования он не получил, но периодически посещал школу-студию П.И.Келина. Свою учебу Орлов совмещал с работой в типографии, где будущий художник-плакатист освоил основы полиграфического производства. Это помогло Моору уже в самом начале творческого пути очень точно сочетать свой художественный талант со спецификой полиграфического дела.

В журнале «Будильник» Орлов рисовал острые политические карикатуры. Его работы того периода можно смело отнести к одним из самых прогрессивных в сатирической графике. Благодаря Орлову это издание превосходило даже известный знаменитый альманах «Сатирикон» по яркости политической сатиры. Именно в это время художник взял себе псевдоним Моор — по имени Карла Моора, главного героя драмы Фридриха Шиллера «Разбойники». Этот образ как нельзя лучше олицетворял творческий пыл художника. Помимо «Будильника» Моор также сотрудничал со многими другими периодическими изданиями, в том числе с газетой «Правда», журналами «Безбожник у станка», «Крокодил» и т.п.

Во время гражданской войны Моор сменил сферу деятельности  — отошел от жанра карикатуры и занялся политическими плакатами, став одним из первых художников, направивших свое творчество на службу Советской власти. Создаваемые Моором плакаты занимали в революционной пропаганде и агитации немаловажное место, являясь действенным инструментом влияния на настроения народа. В работах Моора типичная для того времени графика — тяжелая, контрастная и намеренно лишенная всякого ­изящества — приобрела новый динамизм и яркость, чтобы доносить до сознания всех и каждого четко сформулированные визуальные послания.

И хотя концепция построения плаката с изображением ключевой фигуры, обращающейся к зрителям с агитационным призывом, была придумана не Моором, он внес сюда свои коррективы. Так, художник исключил персонификацию главного персонажа, превратив его в абстрактного персонажа, олицетворяющего собой общие идеи и побуждения народа. Истолковать сюжетную линию плакатов Моора как-то иначе, чем это было изначально задумано, невозможно: визуальные послания сформулированы очень четко и ясно. Все его работы несут в себе заряд решимости, непоколебимой воли и уверенности в победе. Такого яркого образного эффекта художник достигал за счет невероятно точно сбалансированных элементов плаката. Четкие, хорошо выделенные контуры, придающие плакату ощущение стабильности; яркие, контрастные цвета; эмоционально слаженный фон; твердые, устойчивые шрифты — вот главные составляющие всех работ художника, на которых и основывается смысловое наполнение плакатов. Как и в большинстве плакатов советского периода, в работах Моора ключевую роль играл ярко-красный цвет, придающий плакатам напряженность. А поскольку этот цвет является символом революции, его использование эффективно связывает само визуальное послание с идеями, стоящими за ним.

В отличие от карикатур, в плакатах Моора не было ни малейшего намека на сатиру или юмор. Герои всех его плакатов отличались суровыми, жесткими выражениями лиц, а постановка фигур была динамичной и словно призывала зрителя к немедленным действиям. Его работы буквально пропитаны героизмом, патриотическим пылом, ненавистью к врагам.

Одна из самых известных работ Моора — плакат «Помоги», созданный художником в 1921 году. В отличие от ярких, напористых революционных плакатов Моора, эта работа впечатляет своей пронзительной скорбью. Плакат призывает оказать помощь голодающим Поволжья, и это — не приказ, а мольба. Об этом свидетельствует и отсутствие восклицательного знака в слове «Помоги», и исполненная отчаяния и горя фигура крайне изможденного старика. В этой работе Моор отошел от столь любимого им насыщенного красного цвета и выполнил плакат в черно-белой гамме, что не только не убавило эффективности воздействия, но, наоборот, добавило выразительности и драматизма. Но больше всего плакат «Помоги» поражает своей символикой: видимая простота (черный фон и белая фигура старика с воздетыми к небу руками) подчеркивает все ужасы голода, а тонкий белый колосок пшеницы будто пронзает черноту фона как немая мольба о помощи. Выбранный художником шрифт также сильно отличается от тех, которые он использовал в революционных плакатах: здесь шрифт не устойчивый и четкий, а напротив — шаткий, нервный, словно просящий о помощи.

Кроме занятий творчеством, Моор на протяжении десяти лет преподавал в Московском полиграфическом институте и в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), а после — в Художественном институте им. В.И.Сурикова. Среди его учеников было немало известных иллюстраторов и художников-плакатистов, в том числе известные мастера плаката Кукрыниксы, речь о которых пойдет ниже.

В своей книге, изданной уже после смерти художника (автобиографический отчет «Я — большевик!»), Моор писал, что художник-плакатист должен не только виртуозно владеть своим ремеслом, но и отчетливо представлять особенности ситуации, в которой будут восприниматься его работы. В этом заявлении — суть плакатов Моора, которые не только были хороши сами по себе в качестве талантливых графических работ, но и оказывали сильнейшее психологическое воздействие на зрителей.

В начало В начало

Кукрыниксы

Кукрыниксы — псевдоним творческого коллектива художников, созданный по первым слогам их фамилий: Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова, Николая Александровича Соколова, которые прославились на весь мир своими работами в жанре политической сатиры. Четверть века Кукрыниксы проработали вместе, создавая карикатуры, плакаты и иллюстрации. Художественному мастерству Кукрыниксы обучались в московском ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, а как коллектив сформировались в 1924 году — тогда они создали свою первую совместную карикатуру для студенческой стенгазеты. Впервые работы Кукрыниксов были опубликованы спустя два года в журнале «Комсомолия».

В начале своей творческой карь­еры Кукрыниксы больше всего внимания уделяли карикатурным иллюстрациям на литературные темы. Позднее, создавая карикатуры для периодических изданий (газета «Правда», журнал «Крокодил» и т.д.), Кукрыниксы стремились к точной передаче мыслей тех журналистов, к чьим статьям они создавали иллюстрации. В тот период у коллектива выработался особый фирменный стиль: их карикатуры отличались необычайной саркастичностью, смелостью, язвительным характером, острым и иногда злым юмором. Создаваемые ими образы зачастую были неожиданными и всегда невероятно убедительными.

За свои политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы были удостоены Государственной премии СССР в 1942 году и Ленинской премии в 1965-м. Однако политическими карикатурами сфера творческой деятельности Кукрыниксов не ограничивается — им принадлежит большое количество литературных иллюстраций, в том числе к произведениям Чехова, Салтыкова-Щедрина, Горького, Сервантеса, Ильфа и Петрова.

В начало В начало

Владимир Лебедев

Творческий диапазон народного художника РСФСР Владимира Васильевича Лебедева весьма широк: кроме политических плакатов, он создавал иллюстрации к литературным произведениям, в частности к детским книжкам, а также занимался живописью и графикой.

Художественное образование Лебедев получил в Петербурге в Академии художеств, а также посещал школу рисования, живописи и скульптуры М.Д.Бернштейна и Л.В.Шервуда, совмещая учебу с работой в мастерской известного художника-баталиста Ф.А.Рубо.

Плакаты Лебедева отличает оригинальный стиль, и их невозможно спутать с работами других художников. Этот стиль имитирует цветной коллаж в манере кубизма. Минимальная детализация, яркие, контрастные цвета и четкие геометрические фигуры делали плакаты художника оригинальными и в то же время очень информативными. Лебедев был мастером сочетания типографики и изобразительных элементов плаката.

Одной из самых известных его работ стал плакат «Работать надо, винтовка  — рядом». В этом плакате доминирует не красный, свойственный работам того периода, а желтый цвет. На плакате изображен рабочий с пилой, а винтовка, словно молния, пересекает изображение, причем сама фигура рабочего похожа на ладно сбитый деревянный предмет. За счет диагонально ориентированного основного элемента изображения, контрастных черных линий и нестандартного подхода этот плакат выглядит очень эффективным пропагандистским инструментом и одновременно предстает перед нами как настоящее произведение искусства. В этой работе Лебедев использовал еще один интересный прием — он совместил надпись с графическим элементом изображения, объединив таким образом композицию в единое целое.

В начало В начало

КомпьюАрт 12'2003

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства