Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

7 - 2001

Историческая справка

... Профессор Яковлев писал по поводу перевода на латинскую графику русского языка: «Территория русского алфавита представляет собою в настоящее время род клина, забитого между стенами, где принят латинский алфавит Октябрьской революции (новотюркский алфавит), и странами Западной Европы, где мы имеем национально-буржуазные алфавиты на той же основе. Таким образом, на этапе строительства социализма существование в СССР русского алфавита представляет собою безусловный анахронизм — род графического барьера, разобщающий наиболее численную группу народов Союза как от революционного Востока, так и от трудовых масс и пролетариата Запада».

Активным сторонником латинизации русского письма был А.В. Луначарский. Он, кроме вышеизложенных доводов, видел в латинском алфавите еще и то преимущество, что благодаря этому алфавиту русские смогут изучить тюркский язык, которому Луначарский придавал большое значение: «Изучить тюркский язык через арабский шрифт было бы непомерно трудно. А между тем каждый гражданин СССР, желающий быть по-настоящему образованным, должен, по моему мнению, изучить тюркский язык, так как на нем говорят десятки миллионов наших граждан, десятки миллионов людей, находящихся за границей нашего Союза». Не ограничиваясь личным мнением, Луначарский приводил свои воспоминания о беседе с Лениным, в которой обнаружилась полная поддержка тем идеи латинизации русского письма. Ленин, по словам Луначарского, говорил так: «Я не сомневаюсь, что придет время для латинизации русского шрифта, но сейчас наспех действовать будет неосмотрительно». Дело не ограничилось обсуждением, были сделаны даже некоторые практические шаги. Так, в 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. В протоколе заседания этой комиссии от 14 января 1930 года читаем: «Признать, что латинизацию русского алфавита следует понимать как переход русской письменности и печати на единый для всех народов СССР интернациональный алфавит на латинской основе, — первый этап к созданию всемирного интернационального алфавита. Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе — неизбежен».

Сейчас может показаться невероятным, что такие сумасбродные идеи обсуждались на государственном уровне, но в то же время поменять письменность миллионам людей считалось обычным проявлением «социалистического строительства». Однако, замахнувшись на русский алфавит, кампания по латинизации натолкнулась на непреодолимое препятствие. В журнале «Советское строительство» писалось: «Правильная языковая политика имеет и «левого» врага — неумеренное прожектерство, фантастические выдумки и прожекты «немедленной революции в языке». Латинизация русского алфавита теперь же — одно из проявлений этих «левых» загибов...»

Практически уже в первой половине 30-х годов начинается свертывание политики латинизации в СССР…

Андрей Выдрин.

«Языковая политика в Узбекистане»

http://www.ferghana.ru/zvezda/vydrin.html

возврат

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства