Из истории переплета
Как изготавливался старинный переплет
Переплет эпохи Возрождения в Италии и Франции
Французские переплеты XVI- XVIII веков
Издавна переплет является важной частью книги. За свою многовековую историю он прошел как в техническом, так и в художественном отношении несколько стадий развития, поэтому изучение переплета способно дать весьма ценные сведения о книге. Более того, переплетоведение стало самостоятельным разделом книговедения со своими методами, заимствованными из истории искусства.
Как изготавливался старинный переплет
Назначение переплета состоит в том, чтобы соединять и предохранять тетради книжного блока. Переплет в его современном понимании появился во II веке н.э. Доказано, что уже самые ранние формы кодекса, состоящие из одной тетради, имели переплет. Он изготавливался из своего рода картона — материала, склеенного из нескольких слоев папируса, который обтягивался кожей. С появлением в IV веке многотетрадного кодекса возникла проблема скрепления тетрадей. Первым способом скрепления многотетрадных изданий стало сшивание «цепочкой». При этом каждая последующая тетрадь скрепляется с предыдущей петельным стежком с одновременным прошиванием корешка переплета, на котором создается напоминающий цепочку узор, служащий также декоративным целям. Эта техника применялась еще в коптских книгах. В эпоху позднего Средневековья, в особенности для книг в мягком переплете, стал применяться продольный стежок. Этим стежком книга тоже прошивается вдоль корешка.
Переплет кодекса
Со времен Каролингов известен способ скрепления книг на шнурах, применяемый по сию пору при изготовлении переплета вручную. При этом способе тетради соединяются и прикрепляются к переплету несколькими шнурами или лентами, проходящими поперек корешка. Шнуры могут быть как врезаны в корешок блока, так и проходить по нему рельефно. Поскольку в разное время шнуры изготавливались из различных материалов — кожи, пергамена, пеньки и пр., то по ним можно датировать книгу.
Сначала нить, используемая для скрепления, проходила по всей длине корешка и выводилась наружу сверху и снизу для прикрепления одной тетради к другой. Чтобы она не врезалась в кромку тетради, под нее подкладывалась и прошивалась ею полоска кожи или пергамена. Так появился каптал, который позднее, когда нить не доводили до кромки корешка, стали прикреплять к нему отдельно. В современных книгах каптал приклеивается.
После скрепления книги ее наружные открытые края обрезают, чтобы сделать блок ровным, а его обрезы — гладкими. Современные библиофилы из эстетических соображений нередко предпочитают неровный обрез. При этом листы сохраняют свою первоначальную, полученную в процессе отливки кромку.
Иногда обрез окрашивается. В XIVXV веках его закрашивали желтой или зеленой краской, а позже — красной. Тогда было принято ставить книгу на полку обрезом наружу и писать на нем чернилами название. В эпоху Возрождения обрезы стали золотить, украшать многокрасочным орнаментом и изображениями фигур, а также обрабатывать пунсонами. В XIX веке для украшения обрезов стали применять отделку под мрамор.
Средневековый переплет
Сторонки средневековых переплетных крышек изготавливали из дерева. Применяли также пергаменные, кожаные или тканевые переплеты. Картон начали использовать в качестве переплетного материала в эпоху Возрождения. Поскольку картонные сторонки изготавливались склеиванием нескольких слоев старой исписанной или запечатанной бумаги, то они в настоящее время представляют большой интерес для исследователей.
Деревянные сторонки средневековых переплетов обтягивали кожей или тканью; для отделки роскошных церковных книг применяли слоновую кость, эмаль, чеканку на благородных металлах, инкрустацию. Для кожаных переплетов использовали красную овечью или козью кожу из Кордовы, белую дубленую замшу, коричневую телячью, воловью или свиную кожу. Пергамен в качестве переплетного материала начали применять только в XVI веке.
Для изготовления кожаного переплета мокрую кожу натягивали на деревянную доску и отделывали ее с помощью штампов. Изготовленный гравером металлический штамп нагревался и, как при блинтовом тиснении, прижимался к коже. Для украшения и предохранения переплета служили металлические накладки, закрепляемые на углах и в середине крышки. Накладкам часто придавалась выпуклая форма. Для того чтобы книга произвольно не раскрывалась, она оснащалась металлическими застежками. Часто вместо них использовали простые кожаные ленты или шнуры, на которые насаживались пряжки.
К внутренним сторонам обтянутого кожей переплета приклеивался форзац. Первоначально он изготавливался из пергамена, затем — из бумаги, иногда — из ткани или кожи. Материал форзаца и способ его прикрепления могут многое рассказать о книге.
В Средние века и в эпоху Возрождения существовали особые разновидности переплета, которые служили для предохранения книги или облегчения ее транспортировки. К ним относятся книгимешки для путешествий, складная книга, которую можно было носить на поясе, поясная книга или книгасумка, а также переплет с напуском, имеющий клапаны, в которые можно было заворачивать книгу.
Переплет в Средние века
Из литературных источников известно, что уже в IV веке переплеты богато украшали золотом и драгоценными камнями. Роскошные переплеты для книг, которые использовались при богослужении, изготавливали по заказу властителей вплоть до позднего Средневековья. Самым старым из сохранившихся является переплет Евангелия лангобардской королевы Теоделинды (начало VII века), который хранится в соборе города Монца. Он покрыт листовым золотом, украшен византийской перегородчатой эмалью и драгоценными камнями.
Помимо золота, драгоценных камней и эмали для украшения переплетов иногда применяли слоновую кость. Образцом при этом служили древнегреческие и древнеримские диптихи — покрытые воском доски для письма, сделанные из золота, серебра или слоновой кости и богато украшенные резьбой. Иногда при изготовлении переплета использовали сами диптихи, языческие сюжеты которых получали христианское толкование.
На украшавших переплеты барельефах изображали религиозные сюжеты, иллюстрирующие содержание книги. Золотой или серебряный оклад переплета рельефно украшался чеканными орнаментом, фигурами и сценами. Растительный орнамент позднего Средневековья часто выполняли способом филиграни.
Украшая переплеты перегородчатой эмалью, в ячейки, образованные металлическими перегородками, заливали расплавленное цветное стекло. В XI веке на смену перегородчатой эмали пришла техника углубленной эмали — расплавленное стекло заливали в углубления между линиями нанесенного на медную пластинку рисунка. Применялись также и гравированные пластины, на которые рисунок наносили черными линиями по способу, сходному с техникой ниелло*. Начиная с XI века в таких гравированных пластинках пробельные места прорезались и штриховой рисунок закреплялся на тканевой крышке так, чтобы ткань просматривалась через вырезанные «окна».
Наряду с переплетами, отделанными металлом, слоновой костью и эмалью, для книг постоянного пользования изготавливали более простые, но выполненные не менее искусно кожаные переплеты. Самые старые из известных сейчас подобных переплетов изготовлены на Востоке и относятся к позднеегипетскому периоду. Для орнаментальной отделки этих коптских переплетов использовались способы, которые во времена позднего Средневековья нашли применение и в западном искусстве переплета: блинтовое тиснение штампами и металлической гладилкой, высечка и прорезание кожи, нашивка орнамента.
Самый распространенный вид отделки кожаного переплета в XV веке
Самыми старыми из сохранившихся переплетов западноевропейских книг являются три кодекса библиотеки города Фульда. Считается, что они принадлежали немецкому миссионеру Бонифацию. На переплете одного из них, так называемого кодекса Рагиндрудис (RagyndrudisKodex), видны повреждения — следы нападения на Бонифация, который пытался этой книгой защититься от убийц. Переплет отделан орнаментальной высечкой с подложкой из золоченой кожи. Второй и наиболее старый из этих переплетов принадлежит Евангелию (так называемому VictorKodex), написанному в VIII веке. Узор на переплете составлен из свободно разбросанных по его поверхности розеток, пальметт и линий, выдавленных металлической гладилкой. Третий переплет покрывает Евангелие писца Кадмунга; он отделан прорезанным в коже линейным орнаментом.
Наиболее распространенным видом отделки кожаного переплета в Средние века вплоть до XVI века было блинтовое тиснение штампами в сочетании с выдавливанием гладилкой линий, которые обрамляют плоскость сторонки и образуют на ней узор из крестов и диагоналей. Сохранилась группа переплетов каролингской и оттоновской эпох, на которых многочисленные штампованные изображения разбросаны по крышке безо всякой системы. На них изображали как геометрические фигуры, так и растения и животных. Мастерские, изготавливавшие подобные переплеты, были сосредоточены в югозападной Германии и северной Франции. В начале II тысячелетия эта фаза развития переплета завершилась.
Сохранившаяся группа романских переплетов датируется XII веком. Главная мастерская находилась в Париже, и ее влияние распространялось на северную Францию, Англию, а также на западную Германию. По всей вероятности, ее создание связано с начавшимся по инициативе Парижского университета развитием книжной торговли. Переплеты богато отделывались тиснением. На штампах гравировались как отдельные человеческие фигуры, так и целые сцены. Их размещение на плоскости переплета производилось на основе заранее разработанной декоративной схемы. В композициях господствует рядность.
В готическую эпоху, то есть в XIV и XV веках широкое распространение получила резьба по коже. Ей предшествовала техника прорезания кожи, представленная в переплете Евангелия Кадмунга из библиотеки города Фульда. Техника резьбы по коже чаще всего использовалась совместно с пунсонной манерой — на влажную кожу наносили рисунок, прорезали его линии ножом и выглаживали гладилкой. Для разделения плоскостей фон рисунка обрабатывали пунсоном, в то время как само изображение, как правило, оставалось гладким. Художественные достоинства такого переплета обусловлены тем, что художникпереплетчик не был привязан к конкретным штампам и мог сам создавать рисунок. Переплеты, в которых использована техника резьбы по коже, характеризуются живой и индивидуальной орнаментикой, а также большим количеством разнообразных изображений. Например, на переплете одной из книг Венской национальной библиотеки в технике резьбы по коже воспроизведена гравюра на меди работы так называемого Мастера домашней книги, изображающая любовную сцену. В конце XV века эту технику уже перестают применять.
В готическую эпоху переживает новый подъем отделка переплетов блинтовым тиснением штампами. Первоначально переплетчики работали только гладилками и одиночными штампами. Рабочую плоскость, как правило, разделяли на центральное поле и рамку. Рисунок чаще всего получали штампами, составленными в вертикальные и диагональные ряды или ромбы. Излюбленными декоративными элементами в XV веке были узоры из плодов граната и ветки с листвой, которые создавали рамку, а также готический арочный фриз, применявшийся до XVII века.
Примерно в это же время переплетное дело становится узаконенной профессией, а потому современным исследователям легче установить местонахождение мастерских. Важный материал при изучении переплетного дела этого периода дает сравнительное изучение штампов. Штампы могли как использоваться только одним мастером, так и передаваться из рук в руки в связи с прекращением деятельности той или иной мастерской. Некоторые мастера ставили на переплетах свой именной штамп. В это время печатники начинают отдавать часть книг в переплет сразу же после выхода их из печати, создавая предпосылки для появления издательского переплета. Считается, что так, например, поступали Антон Кобергер и Петер Шеффер.
В XV веке для оформления переплета начали использовать шрифтовые надписи. Уже существовали штампы для тиснения целых слов, когда в 1433 году доминиканец Конрад Форстер из Нюрнберга начал применять наборные штампы для воспроизведения своего имени на переплетах. Изображение знака на штампе было углубленным, и надпись получалась рельефной. Позднее стали использовать наборные штампы с выпуклым изображением знаков, которые вдавливались в поверхность переплета. Так выглядят надписи на переплетах капеллана Иоганна Рихенбаха (ок. 1470 года) из Гейслинга. Тиснение наборными штампами использовал Антон Кобергер для воспроизведения названий своих книг. Тисненые надписи зачастую содержат сведения о назначении книг, их изготовителях и владельцах.
В XV веке появились способы тиснения с пластин и роликовых штампов, которые в дальнейшем стали широко применяться для украшения переплетов. На роликовом штампе были выгравированы фигуры людей и орнаменты, которые при прокатывании его в вертикальном и горизонтальном направлениях образовывали рамку переплета. Уже в 1467 году их использовал Иоганн Рихенбах. Тиснение роликовым штампом — значительно более простой способ по сравнению с трудоемким процессом установки в один ряд наборных штампов.
Штамппластину начинают использовать в последней трети XV века в Нидерландах и на Нижнем Рейне. Отдельные попытки применить такой способ уже имели место в XIII и XIV веках. Внедрение штамповпластин связано с развитием гравирования на дереве и меди. Тиснение выполнялось на специальном прессе, при этом использовали попарно мелкие штампы или один крупный штамп, который мог покрывать все поле.
Переплет эпохи Возрождения в Италии и Франции
Во второй половине XV века появился новый вид переплета, который как по технике изготовления, так и по характеру отделки отличался от средневекового. С этого момента начинается история современного переплета. С изобретением и развитием книгопечатания вид книг коренным образом изменился. Книги должны были поступать на рынок в готовом и удобном для массового использования виде. Их формат уменьшился. Время от времени печатники реализовывали часть тиража в уже переплетенном виде (Антон Кобергер в Нюрнберге и Альд Мануций в Венеции). Тем не менее еще в течение столетий преобладал изготавливаемый индивидуально переплет. Только в XIX веке начинает утверждаться издательский переплет машинного изготовления.
Первый импульс развитию искусства переплета в XV и XVI веках дала Италия, но затем на длительный период ведущая роль в переплетном искусстве перешла к Франции.
Переплет с украшениями в мавританском стиле
В Италии в переплетное дело ввели новые виды украшений, применяемых на Востоке. Изменились принципы декоративной отделки — она стала более свободной. Переплетчики начали использовать золочение по образцу старых коптских книг. В Европе была разработана технология золочения, при которой листовое золото наносилось разогретыми штампами. Основными видами новых украшений стали мавританский орнамент, арабески, ленточный орнамент и плетения, а также светлый и свободный линейный орнамент, как правило, образующий геометрически правильные рамки. Применялся и другой распространенный на Востоке декоративный принцип, встречающийся, например, в рисунках ковров: в центре и в углах плоскости предмета помещаются круглые или овальные поля, которые украшаются разнообразными тонкими и мелкими узорами. Большие орнаментированные участки заполняются искусно подобранными простыми и мелкими одиночными тиснеными изображениями. Столь тонкая работа требовала качественных материалов, поэтому для переплетов стали использовать козью кожу различных цветов, например марокен и сафьян, а в качестве подложек сторонок вместо тяжелого дерева — более легкий и эластичный картон.
В Италии основными центрами нового стиля отделки переплетов стали Венеция, Неаполь, Флоренция и Милан. Венеция поддерживала тесную связь с Ливаном, благодаря чему в этом городе работали восточные мастера художественного переплета. Господствующая династия Неаполя была связана с Испанией, в результате чего сюда проникли восточные влияния из Марокко.
Распространению нового стиля оформления переплетов в значительной степени способствовала деятельность Альда Мануция.
По книгам из собраний знаменитых библиофилов эпохи Возрождения можно получить представление о культуре переплета того времени. Так, король Венгрии Матвей Корвин (1440—1490) снабжал книги из своей библиотеки богатыми переплетами, в оформлении которых итальянское влияние сочеталось с восточным. Технические детали и использование элементов венгерского декоративного народного искусства позволяют сделать вывод, что эти книги были переплетены в венгерской мастерской. После смерти короля книги из его библиотеки частично были утеряны, частично вывезены турками, в результате чего в настоящее время от нее осталось лишь небольшое количество экземпляров.
Примером итальянского стиля эпохи Возрождения являются переплеты, изготовленные для собрания Жана Гролье (1479—1565). Гролье, французский посол в Италии и главный казначей Франциска I, был связан с Альдом Мануцием и активно коллекционировал книги. Отделка переплетов, изготовленных по его заказу, способствовала подъему французского переплетного искусства. Сначала он собирал и переплетал книги в Италии, где перенял распространяемый альдинами геометрический стиль оформления с использованием элементов мавританской орнаментики. После возвращения в Париж Гролье продолжал отдавать в переплет принадлежащие ему книги. Они отличаются красивым и соразмерным расположением элементов украшения переплета. Кроме обычной техники золочения, для отделки книг Гролье использовалась раскраска. Применялись для отделки переплетов и штампы «азюре» (ассюре), воспроизводившие мелкие заштрихованные изображения цветов и листьев. Последние переплеты Гролье выполнены в стиле «а ля фанфар».
Во времена Гролье во Франции был разработан новый оформительский прием — «семе» (Seme), или «семи» (Semis — грядка). Он заключается в заполнении всего декорируемого поля ровными рядами одного повторяющегося элемента. Например, книги для Франциска I украшались буквой F, книги Генриха II буквой Н. Нередко использовалось изображение королевской лилии и т.д. Имя переплетчика, работавшего для Гролье, не сохранилось. Утверждение, что его заказы выполнял придворный переплетчик Франциска I Этьенн Роффет, является спорным.
Наряду с переплетами книг Гролье выделяется группа французских переплетов, которые были изготовлены для книг из собрания Тома Майю, секретаря Марии Медичи и преемника Гролье на посту хранителя французской казны. По оформлению эти переплеты очень близки к переплетам книг Гролье. Не исключено, что для Майю работал тот же мастер, что и для Гролье. Возможно, это переплеты лионского или итальянского происхождения. Во всяком случае, при использовании арабесок с ленточным орнаментом фон у них, как и у Гролье, обрабатывался пунсонами. В них нашел дальнейшее развитие стиль, для которого характерно наличие картушей и прихотливо изогнутых рамок. Переплеты многих книг Майю украшены более обильно и богато, чем переплеты книг Гролье.
Французские переплеты XVI- XVIII веков
Во второй половине XVI века во Франции появился стиль «а ля фанфар» (a la fanfare). Его создал Никола Эв, придворный переплетчик при Генрихе III и Генрихе IV. Свое имя этот стиль получил только в XIX веке по названию одной из книг, переплет которой выполнен в его традициях. Особенность стиля «а ля фанфар» состоит в том, что вся поверхность сторонки заполняется мелкими изображениями цветов и листьев, тонкими линиями и точками в сочетании с узорами в виде спиралей, овалов и квадратов с четырьмя полукругами внутри. Так оформлены переплеты некоторых книг из собрания одного из наиболее знаменитых французских библиофилов XVII века Жака Огюста де Ту, который, как правило, снабжал свои книги очень скромными переплетами. В том же стиле выдержано оформление книг Маргариты Валуа и Марии Медичи.
Наряду с индивидуально изготавливаемыми для библиофилов переплетами, в XVI веке во Франции появляются и переплеты, близкие к издательским. Речь идет о так называемых «Лионских книжках». Печатное и издательское дело в Лионе было хорошо развито; очевидно, на высоком уровне находилось и переплетное производство. «Лионские книжки» выпускались в небольшом формате и отделывались тиснением со штамповпластин. При этом в оформлении переплетов находили отражение самые различные влияния — как стиля Гролье, так и восточных и итальянских образцов. Такие новшества, как, например, штампы «азюре», впервые были внедрены именно в Лионе.
Фрагмент переплета «семе»
В XVII веке становится популярным стиль пуантиль («точечный»), распространившийся по всей Европе. Он появился в 1620 году, и его изобретение приписывают переплетчику ле Гаскону. Однако личность переплетчика точно не установлена, поэтому авторство доказать невозможно. При точечном стиле тонкие линии орнамента разбиваются на мелкие точки, в результате чего образуется тонкий узор, который, как правило, наносится на красный марокен. В работах ле Гаскона различают два принципа построения узора. В первом случае поверхность сторонки переплета покрывается переплетающимся и образующим отдельные открытые поля ленточным орнаментом. В этих полях размещается точечный узор. Во втором случае вокруг центрального поля, украшенного гербом владельца книги, симметрично группируются выполненные в точечной манере узоры в виде букетов. Переплеты, которые приписывают ле Гаскону, выполнены с гораздо большим вкусом, чем работы его подражателей.
Стиль ле Гаскона развил Флоримон Бадье. Сохранились три подписанные им книги, на основе изучения которых ему приписывают авторство еще ряда работ. Творчество Бадье относится в основном ко второй половине XVIII века. Его книги отличаются наличием украшений на внутренней стороне крышек (так называемых дублюр), что в XVIII веке стало обычным приемом оформления.
Наряду с богато отделанными переплетами многие любители книги «одевают» свои сокровища в простые, но зато в техническом отношении лучше выполненные «одежды» — так называемые янсенистские переплеты. Сторонники религиозного движения янсенистов отрицали украшательство книг, поэтому их книги, а также книги многочисленных придворных и королей, в том числе Людовиков XIV, XV и XVI, украшены лишь простой рамкой, гербом или мелкими узорами на углах тома.
Фрагмент переплета «а ля фанфар»
В XVIII веке во Франции основным видом декорирования переплета стал кружевной стиль (дентель). Он появился в начале века, причем первые же работы были выполнены весьма качественно. Для этого стиля характерен кружевной, очень тонкий рисунок, который, располагаясь вдоль кромок сторонок, в большей или меньшей степени захватывает центральное поле, но оставляет там достаточно места для герба владельца книги или его монограммы. Сохранились сведения о многочисленных представителях этого стиля, творивших в XVIII веке, потому что переплетчики в то время обязательно ставили свое имя на переплете.
Значительное число библиофилов во Франции тогда обеспечивали заработок целым династиям переплетчиков. К наиболее знаменитым относится семья Паделуп, работы которой известны с XVII века. Переплетчики Паделуп работали в стиле дентель. Ведущим мастером в этой семье был АнтуанМишель Младший, придворный переплетчик во Франции и Португалии. Он изготовил, в частности, отделанные тиснением с плоских штампов переплеты для собраний гравюр на меди, повествующих о королевских торжествах. АнтуанМишель Младший также является автором мозаик на коже, в которых он использовал рисунки обоев.
Известным мастером кружевного стиля был НиколаДени Дероммладший, создавший великолепные по рисунку и по технике исполнения работы. Его книги можно узнать по мелким изображениям птиц, вытисненным, как правило, в углах переплета.
Большое количество мастеров вышло и из семьи ле Монье. Самый знаменитый мастер этой семьи — ЖанШарльАнри Младший — известен своими мозаичными переплетами. Кружевному узору он предпочитал композиции из повторяющихся изображений плодов померанца и цветов.
Окончание следует
*Ниелло — техника, при которой линии рисунка, гравированного или выбитого штампом на серебре, золоте, меди, бронзе и т.д., заполняются чернью (сплав серебра, меди, серы и буры) или лаком.