КомпьюАрт

3 - 2004

Современные тенденции дизайна периодики

Александр Шмаков

Вместо предисловия

Дизайн периодики. Постоянство ежедневных перемен

История одного редизайна

Логотип

Первая полоса — меню новостей

Пульс внутри

Перевертыш

Из исследований рынка журналов

Вместо предисловия

Дизайнерами у нас именуются все кому не лень, включая выпускников курсов компьютерной грамотности (а очень часто — безграмотности). А мнит себя таковыми еще большее количество народу — от секретарш, ваяющих в «кореле», чей художественный вкус порой не простирается дальше подбора гардероба по советам «Лизы», до бизнесменов, считающих, что способности их не ограничены изобретением относительно честных способов отъема денег у населения. В результате — гадость на каждом шагу. От вокзалов и казино до газет и ТВ. Но говорить об этом все будто бы стесняются, боясь кого­то ненаро­ком обидеть. Предпочитают придерживаться политкорректности, а иначе говоря, эзоповым языком изъясняться. Приведем несколько подобных клише с нашими комментариями.

 

«Дизайн — это то, что устраивает заказчика». Гибельный путь, который обычно практикуют зеленые новички или отъявленные циники.

«Дизайнер вынужден опираться на сложившиеся стереотипы восприятия». Отчасти это верный подход, но годный лишь при разработке отдельных категорий продуктов. Можно, конечно, опираться на эклектику перестроечного периода, но лучше делать это осознанно, понимая, какой аудитории продукт адресован и чего подобными методами можно достичь. Многие действуют по принципу «пипл схавает», причем к решениям для премиум­класса это тоже относится.

«Копируем классику». Калька с заграничных образцов не всегда удачно ложится на нашу действительность, да и рецептура неизбежно извращается. Даже при грамотной подделке легко поставить диагноз — отрыв от реальности (в дополнение к клептомании).

 

«Забьем креативом». Идеи, конечно, имеют свойство впечатлять окружающих. И вполне возможно, что какой­то креатив очарует не только его создателя, но и заказчика. Цель, правда, не в этом, к тому же не стоит перебирать: Икар, помнится, тоже впечатлился идеей папы...

 

«Маслом каши не испортишь». Если каша и без того уже заварилась серьезная (то есть клиент не первый день на рынке), то не нужно делать из нее винегрет (шрифтов побольше, да эффектов «понаворченнее»). Не стоит браться за кулинарные опыты без изучения наследия — выйдет нечто неудобоваримое. Псевдодизайнерам, которые будут предлагать такие решения, нужно сказать вежливо и кратко: «Дизайнер, не пестри!» (можно напечатать на кумаче и повесить на стенку).

 

«Мусорный дизайн» . Если ваши клиенты не панки, то вряд ли стоит предлагать им жуткое нагромождение обломков различных стилей. конечно, если это не специальная акция, приуроченная, например, ко Дню дурака.

 

«Простота хуже воровства». В применении к дизайну это можно трактовать так: примитивность решения хуже, чем удачный плагиат с оригинального образца.

 

«Свободное искусство». Верх абсурда, ибо дизайн — это прикладное творчество и без глубоких знаний традиций и технологий (и связанных с ними ограничений) нужного результата не достичь. Важна также организация производственного творческого процесса. Например, замечательный художник и оригинальный копирайтер могут ничего не смыслить в дизайне, и следование их советам в графической разработке только повредит общей работе. Так же и дизайнер может быть абсолютным нулем в живописи. Вообще говоря, в странах с непрерывным развитием графической культуры уже давно существует специализация. Так, общее решение и дизайн страниц определяет layout designer, а рекламные полосы, коллажи и иллюстрации выполняет graphic designer, причем в рамках стилистики проекта. За выбор необходимых для каждой работы художников, фотографов, дизайнеров и копирайтеров, как правило, отвечает арт­директор, руководствующийся уже выполненными ими работами. В общем, следование традициям и нормам необходимо в степени примерно равной соблюдению правил дорожного движения. Разница лишь в том, что последние усваиваются с детства, а языку дизайна (в силу нарушения преемственности) все обучаются по­разному — в зависимости от окружающей среды, жизненного опыта и воспитания (в широком смысле этих слов).

Хотелось бы сказать в дополнение, что есть масса людей, которые могут грамотно толковать о дизайне, но их способности к области изобразительных искусств имеют весьма опосредованное отношение. А есть дизайнеры, которые мыслят именно образами, а не словами. И угадать такого — редкая удача.

Все вышеописанные типажи не имеют прямых прообразов в действительности и являются образами собирательными и аллегорическими. Никакие претензии не принимаются в силу исключительно художественного характера авторского текста. Копирование не запрещено. Все права сохраняются.

Из исследований рынка журналов

По данным Министерства РФ по делам печати и его региональных управлений, в 2002 на учете состояло 12,5 тыс. журналов, из которых 8,7 тыс. относилось к категории общероссийских, причем 50% из журналов издается в Москве и Санкт-Петербурге.

 

В исследовании «Московский рынок журналов общего интереса в 2002 году: состояние, объем, тенденции, прогнозы» агентство маркетинговых коммуникаций «Медиамарк» проанализировало состояние и динамику развития журнального рынка. На декабрь 2002 года база данных по газетам и журналам, издающихся преимущественно в Москве и представляющих ядро медийного рынка России, включала 550 наименований газет, 750 журналов по общим интересам, 1200 специализированных, отраслевых и корпоративных изданий.

Исследование было построено на анализе 600 журналов, отобранных по ряду критериев:

• характер издания — общего интереса, но в выборку не вошли специализированные, отраслевые журналы и издания В2В, а также корпоративные, рекламные и периодические товарные каталоги;

• разовый тираж — не менее 5 тыс. экз.;

• периодичность — не реже 2 раз в год;

• распространение — в выборку не вошли журналы с бесплатным распространением.

Как и в любом исследовании, представляющем в том числе и экспертные оценки, в настоящем отчете возможны определенные допуски и погрешности. Главные же параметры оценки (периодичность, цветность, объем, скрепление, место печати и т.д.) можно было физически проверить. Большую трудность, по признанию авторов исследования, представила оценка тиражей.

Если давать в целом характеристику основных игроков, определявших ситуацию на московском журнальном рынке в 2001 году, то общий тираж 600 журналов составил 859 млн. экз., а совокупный годовой объем — 61 млрд. полос. По годовому тиражу лидирующее положение занимали издания следующих тематических категорий:

• развлекательные издания — 101,3 млн. экз.;

• телегиды — 95,3 млн. экз.;

• женские журналы — 90,3 млн. экз.;

• кроссвордные издания — 87,6 млн. экз.

 

Все журналы из выборки поделены на 21 тематическую категорию. По тиражу в 2002 году лидировали кроссвордные издания. Количество журналов по сравнению с 2001 годом выросло на 1/3, их совокупный тираж — на 45%, а объем — почти на 50%. Вторую позицию по годовому тиражу занимали телегиды и журналы о кино, количество которых стало в 1,5 раза больше. В категорию женских журналов были включены и издания Life Style. Двадцать журналов, добавленных в эту категорию в 2002 году, увеличили ее удельный вес: годовой тираж увеличился на 32%, а объем вырос почти на 50%.

В 2002 году совокупный объем указанных 600 журналов составил 62,7 млрд. полос. Чтобы выявить закономерности с журнальными объемами, все издания были разделены на пять групп (с ориентировочным шагом в 40-50 полос и кратным 4): внутренний блок до 48 полос, от 52 до 96, от 100 до 152, от 156 до 200, свыше 200.

Самыми многочисленными оказались первые две группы изданий с объемами до 96 полос, — более 50%. При этом треть годового объема и тиража (33,7 и 34,3% соответственно) пришлась на журналы от 52 до 96 полос. Во многом это объясняется тем, что значительное количество многотиражных еженедельников выходит именно в таких объемах. «Тонкие» журналы (до 48 полос) оказались лидерами по тиражу — на их долю пришлось 44,8% годового тиража. Это вполне понятно, так как в данных объемах выходило большинство кроссвордных, а также ряд развлекательных, молодежных и женских журналов, разовые тиражи которых превышали 100 тыс. экз. На тиражные показатели повлияла и еженедельная периодичность значительной части изданий.

По итогам 2002 года тираж 600 журналов, вошедших в выборку, составил 856,6 млн. экз.

Источник информации: www.mediamark.ru.

В том же году российские издатели отдавали предпочтение ежемесячным журналам, поэтому 338 изданий выходили ежемесячно, а с учетом журналов с близкой к ежемесячной периодичности (7-11 номеров в год) это почти 2/3. Около 60% журналов, начавших издаваться в указанном году, также выбрали ежемесячную или близкую к ней периодичность.

В начало В начало

Дизайн периодики. Постоянство ежедневных перемен

Газет и журналов становится все больше (некоторые статистические данные на эту тему приведены во врезке). Об этом росте можно судить и по числу новых изданий, но уровень дизайна периодики повышается гораздо медленнее. Взгляните на приведенные в качестве примеров обложки газет. Какие­то в зависимости от ваших вкусов, могут понравиться вам больше или меньше, но все они — очень неплохие работы серьезного уровня. Часто ли вы видели такие на наших газетных развалах?

Образцом дизайна деловых ежедневных и еженедельных изданий в России следовало бы признать издания ИД «Коммерсантъ». Но, к примеру, дизайн другого делового издания — «Ведомостей» — далеко не блестящий (в отличие от его прототипов: The Wall Street Journal и Financial Times). Есть хорошие образцы журналов о развлечениях: «Афиша», «Красный» (СПб), а есть и плохие, в частности «Досуг», хотя удобный карманный формат этого издания дает простор дизайнерскому творчеству. Существуют и грамотно сделанные телегиды, специализированные журналы и т.п. В общем­то, с журналами по части дизайна все обстоит несколько лучше (хотя и не всегда) — в отличие от газет.

Типичный газетный лоток обычно являет собой жалкое зрелище. К тому же большинство российских газет еще не прошло испытания цветом. Бульварные издания тоже не впечатляют: те же западные таблоиды выстроены гораздо более «ударно» и вместе с тем не аляповато.

В связи с этим чрезвычайно своевременным представляется конкурс «Газетный дизайн­2003», итоги которого были подведены буквально на днях. Организаторами выступили Фонд поддержки независимых СМИ (Eurasia Foundation) и Американский совет по международным исследованиям и обменам (IREX). По сообщению оргкомитета, в качестве судей выступили ведущие западные и российские эксперты в области газетного дизайна. Одним из судей стал Марио Гарсиа, идеолог редизайна газет The Wall Street Journal, Die Zeit и сотен других газет по всему свету. Награждение победителей конкурса состоится в рамках конференции «Газетный дизайн», которая пройдет в Москве в конце мая — начале июня. В настоящее время формируется программа конференции. Подробнее обо всем этом можно узнать на сайте проекта по адресу http://design.mvf.ru.

В следующих номерах журнала мы рассчитываем развернуть подробное освещение этой тематики. В частности, рассмотрим редизайн в качестве средства придания нового импульса развитию издания, а также то, каким образом грамотно продуманный проект может лечь в основу широкой компании по продвижению издания. Пока же отсылаем уважаемого читателя к ранее опубликованным материалам по адресам: http://mediasource.narod.ru/0899magdes.pdf, http://mediasource.narod.ru/0999magdes.pdf, www.compuart.ru/Article.asp?id=4437, http://mediasource.narod.ru/pdfsmi.pdf, а в качестве примера приведем один из случаев успешной модернизации газеты.

В начало В начало

История одного редизайна

Доктор Марио Гарсиа (президент «Гарсиа Медиа»): «Я знал, что эта тенденция уже актуальна для США. Мы видели, что газеты в Европе и Южной Америке переходят на формат таблоида и что эти перемены почти всегда бывают очень удачными. В ближайшие годы издатели увидят, что таблоиды очень популярны и выгодны — как легко организованные и более экономично произведенные газеты».

Ситуация на газетном рынке исторически сложилась так, что в крупных городах за внимание читателей вынуждены были бороться десятки изданий. При этом многие издания, как говорится, знавали и лучшие дни, и одними из способов их второго рождения могут стать коренная перестройка подачи материалов и собственно редизайн издания.

Вот что рассказывает известный консультант по дизайну Рон Ризон (Ron Reason):

«Незадолго до запуска нашей компанией «Гарсиа Медиа» (www.garcia­media.com) модернизации «Уолл­Стрит джорнал» я получил запрос от Боба Гувера, директора «Ревизора Сан­Франциско» (The San Francisco Examiner): “Мы думаем о редизайне. И, между прочим, можем перейти к таблоиду. Вам может быть интересен такой заказ?” — “Будьте уверены”, — отвечал я. Обсуждения и предварительные сессии эскизов, выполненные совместно с боссом Марио Гарсиа оставили у заказчика более чем благоприятное впечатление. Но было несколько помех: газета не хотела ждать шесть­восемь месяцев (срок, на который мы обычно предпочитаем брать для подобного рода работы), а мы были весьма заняты в подготовке специального выпуска публикации Доу Джонса. Но там, где есть желание, есть и путь — и три месяца спустя новый “Ревизор” родился».

В начало В начало

Логотип

Перед модернизацией «Ревизор» был газетой с экспрессивным содержанием, представление которого зачастую было очень скучным. Редизайн издания, как обычно, начался с логотипа. Из архивов были взяты все изменения газетной шапки со времени ее создания. Перед семейством Фанг, которое приобрело газету у Херстов в 2000 году, стоял выбор: оставить готическую надпись или выбрать более современный логотип? В итоге был найден разумный компромисс — логотип сохранил преемственность, но стал более компактным и менее прямолинейным.

Смена логотипа — всегда непростое решение для издателя. За долгие годы этот знак становится привычным, и кажется, что менять в нем что­либо не только не нужно, но и опасно. Однако есть множество примеров из истории любого из ныне существующих старых брендов, доказывающих, что это отнюдь не так.

В начало В начало

Первая полоса — меню новостей

Как только было принято решение перейти на меньший формат (таблоид), редакторы затребовали проект, позволяющий применять более крупные кегли, чтобы визуально увеличить присутствие издания на газетных лотках и в киосках. Газетчиков вовсе не смутило нетрадиционное представление материалов — первая полоса содержала лишь анонсы статей номера. И это стало залогом успеха. Новая концепция основывалась на крупных иллюстрациях, смелых заголовках, на соединении актуальности и игры, а также довольно широкое толкование того, что является новостями. Там, где «Ревизор» прежде имел две статьи, сразу видимые читателю на газетном лотке, теперь помещалось от 8 до 11 элементов. Последняя же страница «Спорт» часто выставлялась радом, что привлекало двойное внимание к газете.

В результате планирование и коммуникация были преобразованы так, чтобы в день сдачи проводить коллективное обсуждение намного раньше, а элементы первой полосы могли редактироваться вплоть до последнего момента.

В начало В начало

Пульс внутри

Одна из существенных возможностей таблоидов — удобное представление новостей. «Ревизор» использовал эту возможность, изменяя содержание для лучшего применения особенностей структуры и темпа таблоида. Сегодня темы, которые привлекают особое внимание читателя, располагаются в середине издания.

В начало В начало

Перевертыш

Авторы проекта редизайна рекомендовали «Ревизору» печатать спортивную часть на последней странице, причем вверх тормашками. Обычно это означает, что читатель должен полностью изменить своей привычной практике и читать справа налево, двигаясь назад. «Ревизору» предложили оригинальное и изящное решение этой проблемы, и читатели быстро привыкли к этому.

Более детально с концепцией редизайна «Ревизора» можно ознакомиться по представленным иллюстрациям.

* * *

КомпьюАрт традиционно уделяет немало внимания материалам для издателей. Этой статьей мы начинаем новую серию публикаций, посвященных дизайну и технологиям производства периодических изданий. Если вам интересны те или иные аспекты данной темы, будем рады рады услышать ваши отзывы и предложения.

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2004

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства