Четкость восприятия: швейцарский графический дизайн
Герберт Люпин (Herbert Leupin)
Йозеф Мюллер-Брокманн (Josef Muller-Brockmann)
Швейцарский графический дизайн — это удивительный пример того, как посредством формы, цвета, текста и изображения можно в точности передать зрителю ту или иную идею. Швейцарских дизайнеров отличает оригинальный подход к графическим элементам: буквы, слова и даже целые предложения превращаются в их работах в продолжение иллюстративных элементов, гармонично сливаясь с изображением.
Специфику швейцарского графического дизайна во многом определяет в этой стране уровень культуры вообще и изобразительной культуры в частности. Зрители здесь более требовательны к работам, а дизайнеры постоянно пытаются удивить, создать нечто новое и оригинальное, часто используют в своих работах элементы игры и тонкий юмор. На этой постоянной взаимосвязи дизайнера и зрителя и построен швейцарский графический дизайн: тщательно выверенный, но в то же время игривый и высокохудожественный.
В этой статье мы расскажем о трех мастерах швейцарского графического дизайна, имена которых известны всему миру, а работы стали культовыми.
Герберт Люпин (Herbert Leupin)
Герберта Люпина можно заслуженно причислить к самым успешным швейцарским графическим дизайнерам. Он один из немногих коллег-соотечественников, кому удалось прославиться не только на родине, но и во всем мире. Люпин был одним из самых высокооплачиваемых графических дизайнеров в Швейцарии, и одно уже это о многом говорит. За свою тридцатилетнюю карьеру этот талантливейший дизайнер удостоился свыше 90 наград и создал около 500 постеров, не говоря уже о других работах. Творческий кругозор Люпина был очень широк — от разработки дизайна упаковки до театральных афиш. Однако именно постеры принесли дизайнеру мировую славу и на протяжении довольно долгого времени оставались главным направлением его работы.
Рекламный плакат мыла работы Герберта Люпина
Плакаты, созданные Гербертом Люпиным для минеральной воды «Eptinger»
Родился Люпин в 1916 году, а обучение начал в крупном швейцарском городе Базеле. Но вскоре он переехал в Париж, где учился в течение двух лет. Там он познакомился с множеством талантливых художников и графиков, расширил свой творческий кругозор. В Париже Люпин и нашел свой стиль, в котором гармонично сочетаются сильная графическая школа, которую он прошел в Швейцарии, и более свободная художественность.
Дизайнер вернулся в Базель перед самым началом Второй мировой войны. В тот период он создавал работы в реалистичном стиле, разбавляя их крупицей юмора. За десять лет Люпин и его швейцарские коллеги работали столь продуктивно и успешно, что стали культовыми дизайнерами, и им впоследствии приписывали создание так называемой базельской школы графического дизайна.
В 1950-е годы Люпин сменил свой художественный стиль на более мягкий и спокойный. Эта перемена наиболее заметна в серии работ для рекламной кампании минеральной воды «Eptinger». Над проектами по продвижению этой минеральной воды дизайнер работал с 1941 года и продолжал сотрудничать с данной фирмой более десяти лет. Новому стилю, который, впрочем, остался крайне изобретательным и инновационным, Люпин был верен на протяжении долгих лет, вплоть до 1970-х годов. Дизайнер выработал удивительную манеру отображать сущность самых незатейлевых изделий и продуктов с шармом и элегантностью.
Позднее Люпин снова поменял свои предпочтения, на этот раз обратившись к иллюстрации детских книг. И здесь его тоже ждали успех и признание.
Дизайнера не стало в 1999 году.
Никлаус Трокслер (Niklaus Troxler)Никлаус Трокслер — один из наиболее типичных представителей современного швейцарского графического дизайна. Его работы — необычайно яркие, запоминающиеся своей четкостью и в то же время высокохудожественные. Помимо графического дизайна Трокслер занимается архитектурными проектами и разработкой дизан-концепций для разного рода мероприятий. По словам самого Трокслера, графический дизайн должен не только отличаться индивидуальным стилем, но и, несомненно, передавать идею, послание. Дизайнер считает, что очень важную роль играет и жанр, в котором выполняется работа. Трокслер также говорит, что, работая в своей студии, он старается сосредоточиваться на своих собственных импровизациях, на своем художественном чутье и ни за что не позволит банальности прокрасться в его работы. |
Йозеф Мюллер-Брокманн (Josef Muller-Brockmann)
Йозефу Мюллеру-Брокманну многим обязаны все современные графические дизайнеры. В своей книге «Grid Systems in Graphic Design» («Модульные сетки в графическом дизайне») он изложил теорию об одном из наиболее популярных методов конструирования полиграфической продукции — модульной сетке. Сегодня ни один профессиональный дизайнер, работающий над созданием макета того или иного печатного издания, не обходится без модульной сетки, благодаря которой информация, поданная с логически построенными графическими и текстовыми элементами, не только быстрее и легче читается, но и лучше воспринимается и усваивается человеком. Естественно, все работы Мюллера-Брокманна построены на основе тщательно выверенных и просчитанных модульных сеток. Именно поэтому они идеально структурированы, благодаря чему необычайно легко воспринимаются зрителем.
Обложка книги «Geschichte des Plakats» Йозефа Мюллера-Брокманна
Плакат работы Йозефа Мюллера-Брокманна
Мюллер-Брокманн родился в 1914 году в швейцарском городе Рапперсвиле. Перед тем как юного Иозефа захватил мир графического дизайна, он пробовал получить образование в самых разных областях. Но, попав в Цюрих, Мюллер-Брокманн окончательно определился с выбором профессии и был принят учеником в студию графического дизайна. В 1932 году Мюллер-Брокманн оставил студию и начал посещать курсы в школе искусств Zurich School of Arts and Crafts. Двумя годами позже он попробовал работать как фрилансер, а в 1936 году основал в Цюрихе свою собственную студию графического дизайна, коммерческого искусства и фотографии. с этого момента карьера молодого дизайнера пошла в гору.
В 1939 году Мюллер-Брокманн принял участие в Национальной швейцарской выставке, прошедшей в Цюрихе. Затем, после окончания Второй мировой войны, он продолжил заниматься дизайном — в этот период было создано множество сценических декораций для театров в Цюрихе, а также серия марионеток для театрального представления.
В начале 1950-х годов Мюллер-Брокманн принял решение вернуться к графике. В эти годы он расширил свою студию. Тогда же дизайнер создал один из первых прославивших его постеров — «Watch that Child!» — для швейцарского автомобильного клуба.
В этот период своей жизни Мюллер-Брокманн много путешествовал, читал лекции по всему миру и даже жил некоторое время в Нью-Йорке. А в 1957 году он принял предложение Zurich School of Arts and Crafts, в которой когда-то учился, и начал преподавать там графический дизайн. Казалось, что творческой энергии дизайнера нет границ: годом позже он вместе со своими коллегами основал журнал «New Graphic Design», который, к сожалению, закрылся после 18 выпусков.
Современный швейцарский графический дизайн — работы Никлауса Трокслера
Но тяга к совмещению художественного и литературного творчества у Мюллера-Брокманна осталась: в 1961 году он издал книгу «The Graphic Artist and his Design Problems». Кроме этой книги и знаменитого труда о модульных сетках, на счету Мюллера-Брокманна еще две книги: «Geschichte des Plakats», «Geschichte der visuellen Kommunikation».
Дальнейшая деятельность Мюллера-Брокманна была очень активной. Он занимался преподаванием, экспонировал свои работы, работал консультантом в IBM Europe, а также попробовал себя в роли скульптора. Дизайнер удостоился множества престижных наград, и даже был принят в почетные члены Российской академии графического дизайна. Мюллер-Брокманн скончался в 1996 году у себя на родине, оставив огромное наследие работ и публикаций.