Первый бестселлер отечественного книгоиздания
Историческая память избирательна. По прошествии столетий мы чаще всего вспоминаем те явления культуры, которые получили статус «классики» и сохраняют свое значение и сегодня. Между тем, произведения признанные потомками, нередко не имеют успеха у современников, и, наоборот, сочинения, пользовавшиеся повышенным спросом в свою эпоху, предаются забвению через несколько десятилетий.
Сегодня создана целая индустрия производства бестселлеров изданий, быстро раскупаемых читателями. А какими были книги, имевшие читательский успех у наших предков? Какова судьба бестселлеров прошлого?
Книгопечатание возникло в России в середине XVI века, а затем почти полтора столетия «состояло на службе» у церкви. По выражению видного историка книги Н.П.Киселева, «книгопечатание Московской Руси было исключительно внутренним порождением церковного хозяйства», занятым «размножением текстов церковных ритуалов при помощи типографского станка». Печатные церковные книги пользовались стабильным спросом, их приобретали для вкладов в монастыри, для обеспечения церквей комплектом богослужебной литературы, для домашнего чтения. Однако говорить о том, что они были бестселлерами, просто некорректно из-за их функционального назначения.
Какое же произведение может претендовать на роль первого отечественного бестселлера? Им, несомненно, стала первая печатная книга по отечественной истории «Синопсис, или Краткое собрание от разных летописцев...». Впервые она была напечатана кириллическим шрифтом в типографии Киево-Печерской лавры в 1674 году. Спорным остается вопрос об авторе этого произведения. Им принято считать архимандрита Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля, но называют также имя Ивана Армашенко, зашифрованное в акростихе, которым оканчивается издание 1680 года.
Книга сразу же вызвала огромный интерес читающей публики, а потому в дополненном варианте была переиздана уже в 1678 году. Окончательный текст «Синопсиса» появился в трех киевских изданиях, датированных 1680 годом. Они вышли в промежутке между 1681-м и 1700 годом.
«Синопсис» охватывал значительный период истории России, но разные ее этапы освещались крайне неравномерно. Центральное место заняли рассказ о древнем происхождении славянского народа, рассмотрение деятельности крестителя Руси св. Владимира (1/6 часть текста), описание Куликовской битвы по «Сказанию о Мамаевом побоище» (около 1/4 текста) и повествование о войне с турками 1677-1679 годов, что было актуально в момент выхода книги в свет. Остальные исторические события рассматривались очень бегло. Можно сказать, что они выполняли роль связки между несколькими основными сюжетами. Так что систематическим изложением истории России «Синопсис» не был. Например, в нем вообще нет информации о деятельности Ивана Калиты, Ивана III и Ивана Грозного.
Пытаясь объяснить успех «Синопсиса», ученые-историки отмечали его значение как первого печатного труда по отечественной истории, указывали на краткость и доступность изложения. Все это, видимо, так, но самым правдоподобным следует считать объяснение А.А.Формозова, утверждающего, что содержание «Синопсиса» было ближе к мифу, чем к научному исследованию, и именно это привлекало к нему широкого читателя. Действительно, находящиеся в центре повествования сюжеты были очень важными для развития чувства национальной гордости у россиян. Это и легенда о древнем происхождении славян, с которым якобы не осмеливался бороться даже Александр Македонский, и рассказ о принятии христианства на Руси, и описание полного разгрома татар Дмитрием Донским все они направлены на прославление русского народа и в то же время представляют собой занимательное чтение.
Книга быстро стала популярной. Автор биографии Иннокентия Гизеля Н.Ф.Сумцов писал, что на Украине «Синопсис» «был общедоступной книгой. Его можно было найти в монастырской библиотеке, можно было купить у странствующего книжного торговца». Еще более широкое распространение он получил в России. Только в современных государственных библиотеках России хранится более 100 экземпляров киевских изданий «Синопсиса».
Киево-Печерская лавра посылала свои издания, включая «Синопсис», в подарок членам царской семьи, влиятельным боярам. Русские люди приобретали его и непосредственно в Киеве. Торговля киевскими изданиями велась и в Москве, в частности жителями Новомещанской слободы, население которой состояло из выходцев с Украины.
Изучение владельческих записей в книгах показывает, что экземпляры киевских изданий «Синопсиса» быстро разошлись по всей России. Уже в конце XVII века они имелись, кроме Москвы, в Пскове, Пензе, Рыбинске, северном Антониево-Сийском монастыре. Первыми владельцами и читателями киевских изданий «Синопсиса» в конце XVII века были члены царской семьи (Федор Алексеевич, царевна Софья), бояре и дворяне, митрополиты и настоятели монастырей, приказные и даже один дворовый человек.
В XVIII веке география распространения кириллических изданий расширяется: Ростов, Тихвин, Елец, Галич, Серпухов, Тверь, Новгород, Коломна, Зарайск, Орел и т.д. Среди известных нам владельцев киевских изданий «Синопсиса» в XVIII веке Петр I, дворяне и представители верхов духовенства. Однако по записям в книгах видно, что среди читателей появляются и рядовые священнослужители, купцы, простые горожане и крестьяне. В первой половине XIX века экземплярами кириллических изданий «Синопсиса» владели, по нашим сведениям, четыре купца, три посадских, два крестьянина жите-ли Москвы, Санкт-Петербурга, Углича, Малого Ярославца, Архангельска.
Однако, если бы «Синопсис» издавался только в Киево-Печерской Лавре в XVII веке, он, несмотря на свой успех, вряд ли стал бы бестселлером. С начала XVIII века он широко начинает переиздаваться в России. В 1708 году Петр I вводит граждан-ский шрифт для выпуска книг светской тематики, и вскоре появляются два гражданских переиздания «Синопсиса». Первое вышло в 1714 году в Москве тиражом 300 экз., а второе в 1718-м в Санкт-Петербурге тиражом 600 экз.
Распространение московского издания «Синопсиса» шло медленными по современным меркам темпами. Так, на 1725 год оставались непроданными 178 из 300 экз. О реализации петербургского издания можно судить по следующим данным. В июле 1720 года нереализованными оставалось 187 экз., а на 30 декабря 1722 года 127 экз. По подсчетам авторитетного историка книги С.П.Луппова, в среднем за месяц в 1718-1722 годах реализовывалось 8,5 экз. «Синопсиса». Следует помнить, что в первые годы книги гражданской печати не пользовались широким спросом. «Синопсис» и такие книги, как «Юности честное зерцало», «Введение в гисторию Европейскую» С.Пуффендорфа, были лидерами продаж.
В числе первых владельцев гражданских изданий «Синопсиса» был сам Петр I и многие его сподвижники (А.П.Волынский, Д.М.Голицын, митрополит Стефан Яворский, П.И.Мусин-Пушкин, В.Н.Татищев). Кроме того, их покупали представители средних слоев русского общества: офицеры, купцы, посадские.
В 1728 году начала работу типография Петербургской Академии наук, ставшая крупнейшим издательским и книготорговым центром России. Именно при Академии было отпечатано восемь изданий «Синопсиса» в 1735, 1746, 1762, 1768, 1774, 1785, 1798, 1810 годах. Первые академические издания «Синопсиса», видимо, были вызваны острой потребностью в печатном пособии по истории России, которое так и не было подготовлено в этот период. Последующее переиздание книги диктовалось ее быстрой раскупаемостью, что позволяло покрывать расходы на другие академические издания, зачастую убыточные и распространявшиеся на протяжении десятилетий.
Первые два академических издания «Синопсиса» почти полностью разошлись к началу 1750-х годов. По данным С.П.Луппова, в 1749-1752 годах в среднем за год продавалось более 18 экз. «Синопсиса». Хорошо расходилось и издание 1762 года. Например, в Москве к августу 1763 года было продано 94 из 200 экз., отправленных сюда для распространения. В конце 1767 году в Петербургской Академической книжной лавке оставалось всего 16 экз. этой книги. Судя по «месячным рапортам» комиссара книжной лавки С.В.Зборомирского, в 1769 году было реализовано 129 экз. «Синопсиса», а в 1771-1773 годах ежегодно продавалось более 40 экз. В конце XVIII века «Синопсис» активно приобретался купцами, скупавшими академические издания оптом. В 1790-1792 и в 1794-1795 годах они закупили 494 экз. для распространения среди жителей провинции.
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что академические издания «Синопсиса» пользовались устойчивым спросом на протяжении всего XVIII столетия, причем не только до 1760 года, когда его положение печатной книги по русской истории было монопольным, но и в последующие два десятилетия. Выход из печати трудов В.Н.Татищева и М.М.Щербатова и издание ряда текстов русских летописей подорвали покупательский спрос на «Синопсис» в обеих столицах, но он продолжал интересовать провинциального читателя до конца XVIII начала XIX века.
В 1774 году в сатирическом журнале «Кошелек» Н.И.Новикова от имени персонажа, защищавшего моду на «французские книги», говорилось, что о русских историках мало что известно, «окроме одной какой-то книжки Синопсис», которую «окроме русских купцов да уездных дворян никто не разумеет».
О широком распространении «Синопсиса» говорит и активное его использование в трудах историков и литераторов того времени. П.Н.Милюков писал, что «дух ”Синопсиса” царит и в нашей историографии XVIII века, определяет вкусы и интересы читателей, служит исходною точкой для большинства исследователей, вызывает протесты со стороны наиболее серьезных из них».
Некоторые историки просто включали в свои труды значительные разделы «Синопсиса». Поручик П.М.Захарьин в 1798 году издал в Николаеве «Новый Синопсис», основную часть которого заимствовал из «Синопсиса» и «Ядра Российской истории» Манкиева, а статский советник Иван Стриттер, составивший и издавший в 1801 году «Историю Российского государства» в трех томах, во многих частях своего труда «просто переводил, а чаще довольно точно излагал» «Синопсис».
«Синопсис» служил важнейшим источником информации и для писателей, работавших над произведениями на древнерусские темы. Так, А.П.Сумароков, создавая пьесы «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750), «Семира» (1751), использовал материалы «Синопсиса». В.А.Озеров при написании пьесы «Димитрий Дон-ской» (1807) и И.Михайлов в своей повести «Низверженный Мамай» (1798 ) излагали «Сказание о Мамаевом побоище» в редакции «Синопсиса».
Отношение к «Синопсису» в образованных слоях общества на протяжении XVIII века становилось все более критичным. Уже В.Н.Татищев писал, что эта книга «весьма кратка и многое нуждное пропусчено, но вместо того польских басен и недоказательных включений со избытком внесено». А.Л.Шлецер, прибывший в Россию в 1761 году, был поражен тем, что здесь по истории «не было ни одного удобочитаемого руководства; так называемый киевский ”Синопсис” не заслуживает этого имени».
В 1775 году в предисловии к третьему изданию своего журнала «Живописец» Н.И.Новиков заявлял, что успех издания зависит от интереса к нему «мещан наших». В России, полагает он, только те «книги третьими, четвертыми и пятыми изданиями печатаются, которые сим простосердечным людям, по незнанию чуже-странных языков, нравятся». «В подтверждение сего моего мнения, продолжает Н.И.Новиков, служат те книги, кои от просвещенных людей никакого уважения не заслуживают и читаются одними только мещанами; сии книги суть: “Троянская история”, “Синопсис”, “Юности честное зерцало”, “Совершенное воспитание детей”, “Азовская история” и другие некоторые. Напротив того, книги, на вкус наших мещан не попавшие, весьма спокойно лежат в хранилищах, почти вечною для них темницею назначенных».
Круг читателей академических изданий «Синопсиса» в XVIII веке очерчен Н.И.Новиковым достаточно точно, что подтверждает и анализ владельческих и читательских записей, выявленных на их экземплярах, и других источников.
В середине XVIII века «Синопсис» становится непременным атрибутом дворянских библиотек России. Встречается также ряд записей о принадлежности книги купцам, горожанам, священникам. Владельцы «Синопсиса» жили по всей России (Казань, Воронеж, Переяславль-Залесский, Белгород, Бежецк, Томск и др.).
В низших слоях русского общества XVIII века «Синопсис» распространялся через лубочные издания, заимствовавшие из него подробное описание Куликовской битвы. Древнейшая сохранившаяся лубочная книжка о Мамаевом побоище относится к 1785 году. Она переиздавалась в 1803 и 1810 годах. Кроме нее, имеются разновидности лубочной книжки, датированные 1787 и 1821 годами. В основе текстовой части лубочных картинок лежит «Синопсис», при этом текст начинается со ссылки на эту книгу с указанием листа.
Значение этого факта в судьбе «Синопсиса» трудно переоценить, ведь цельногравированные лубочные книги были самым массовым видом печатной продукции в России XVIII столетия. Обычно один «завод» (тираж) составлял 3-5 тыс. экз. В XVIII начале XIX века было напечатано шесть-семь таких тиражей (18-35 тыс. экз.). Таким образом, тиражи лубочного «Сказания о Мамаевом побоище» в редакции «Синопсиса» оказались больше, чем тиражи самой книги. Тираж «Синопсиса» в издании 1768 года составил 600 экз. По всей видимости, и другие тиражи были примерно такими же, а значит, совокупный тираж академических изданий около 4800 экз. или несколько более.
Гравированные лубочные книги и небольшие по объему народные издания без картинок о Куликовской битве, основанные на «Синопсисе», продолжали выходить на протяжении всего XIX и в начале XX века. Именно они распространялись в широких народных массах. Яркое свидетельство об их популярности в середине XIX века оставил Д.А.Ровинский: «Сколько раз случалось мне в былое время слышать чтение этого побоища в простонародьи; читает полуграмотный парень чуть не по складам: братцы пос-то-им за зем-лю рус-скую... ря-дом ле-жат кня-зья Бе-ло-зерские... у-бит...
у-бит ..., кажется что тут за интерес в рассказе, а все как один, и старый и малый, навзрыд плачут».
Таким образом, в конце XVII в. XVIII веке «Синопсис» являлся книгой общенациональной, которая читалась «и в графских покоях, и в простой крестьянской избе». Если первые кириллические издания «Синопсиса» были достоянием верхушки русского общества (дворянство, церковные иерархи), то уже в XVIII веке происходит расширение круга читателей за счет представителей офицерства, купечества, мещанства, приходского духовенства, а ближе к концу столетия и крестьянства.
В конце XVIII начале XIX века, когда образованные круги общества получают возможность читать печатные научные труды В.Н.Татищева, М.М.Щербатова, Н.М.Карамзина, «Синопсис» сохранил лишь народную читательскую аудиторию. В 1823 и 1836 годах он вновь был напечатан в Киеве. Позднее несколько раз его издавали в собраниях сочинений митрополита Димитрия Ростовского, хотя он и не имел никакого отношения к его созданию. Общее число изданий «Синопсиса» достигает 30.
Сегодня «Синопсис» представляет интерес только для специалистов, изучающих историографию и историю отечественной массовой культуры. С точки зрения последних, он важен как первый отечественный бестселлер, имевший множество переизданий и пользовавшийся большим спросом на протяжении двух столетий.