КомпьюАрт

9 - 2011

Цифровое издательство

Николай Дубина info@prodtp.ru

Чтобы полноценно обсудить заявленную тему, вначале надо определиться с тем, что, собственно, такое цифровое издательство и какую продукцию оно выпускает. Обычно подразумевается, что цифровое издательство выпускает интерактивные издания в цифровом же виде (прошу прощения за тавтологию), включающие видео­ и аудиоматериалы и текст. Конечно, это упрощенный, но в целом  верный взгляд на обсуждаемую тему.

Предлагаю читателям совершить краткий исторический экскурс.

Далеким прообразом нынешнего мультимедийного издания можно считать известный в прошлом журнал «Кругозор», или, как его называли в народе, журнал с дыркой, — ежемесячный общественно­политический и литературно­музыкальный иллюстрированный журнал с гибкими пластинками (рис. 1). Он выпускался с 1964­го по 1993 год издательством «Правда» и Всесоюзной студией грамзаписи. Гибкие диски печатались на приобретенной во Франции специальной машине.

Рис. 1. Обложки двух разных номеров «Кругозора»

Рис. 1. Обложки двух разных номеров «Кругозора»

 В журнале было четыре страницы обложки, 16 журнальных страниц и шесть гибких двусторонних пластинок со скоростью вращения 33 1/3 оборота в минуту. В 1991 году журнал вместо гибких пластинок начал комплектоваться аудиокассетой.

Журнал содержал документальные и художественные звукозаписи, воспроизводившие выступления государственных, общественных деятелей, мастеров искусств, а также лучшие образцы и новинки литературы, музыки, театра, эстрады. Так что в журнале можно было прочитать что­то интересное, посмотреть фотографии и иллюстрации с одновременным прослушиванием тематической пластинки.

Похожим образом этим же издательством была издана первая в СССР звуковая книга (о Ленине).

Это был лучший в стране музыкальный журнал. В 1983 году его тираж составлял более 500 тыс. экземпляров, и с полок он сметался чуть ли не в день завоза.

Для знатоков добавлю, что одним из основателей журнала был Юрий Визбор, проработавший в нем семь лет с момента открытия. А название для журнала придумал писатель Лев Кассиль.

Другой заметной вехой на пути к цифровым изданиям стал журнал «Аурамедиа» одноименного издательства. Это был первый в России журнал на компакт­дисках, не имевший печатного варианта. Первый его номер увидел свет в далеком 1995 году. Он весь был сверстан в формате HTML, содержал десяток тематических статей (в основном об интернет­технологиях) и каталог сайтов со всем их содержимым в офлайн­варианте. В каждом номере было не менее сотни сайтов. Надо сказать, что в ту пору количество качественных сайтов было настолько мало, что существовала опасность исчерпать их запасы уже к концу первого года издания журнала. Но отечественный Интернет развивался столь стремительно, что опасения оказались напрасными.

Журнал был очень полезен в тех районах, где возможность подключения к Сети отсутствовала, а «пощупать» Интернет очень хотелось.

Итак, журнал издавался в формате HTML. На тот момент это была версия 2.0, и в интернет­браузере можно было увидеть размеченный текст, формы, ссылки, изображения и… всё. В те времена нельзя даже было назначить фоновое изображение. Да о чем мы?! Нельзя даже было определить цвет фона страницы! По умолчанию в разных браузерах он показывался по­своему: где­то белым, где­то серым цветом. Тем не менее это был первый опыт безбумажного, то есть цифрового издания!

Изначально язык HTML был задуман и создан как средство структурирования и форматирования документов без привязки их к средствам воспроизведения (отображения). В идеале текст с разметкой HTML должен был без стилистических и структурных искажений воспроизводиться на оборудовании с различной технической оснащенностью (цветной экран современного компьютера, монохромный экран органайзера, ограниченный по размерам экран мобильного телефона или устройства и программы голосового воспроизведения текстов). Однако современное применение HTML очень далеко от его изначальной задачи. С течением времени основная идея платформонезависимости языка HTML была принесена в жертву современным потребностям в мультимедийном и графическом оформлении.

Форматы электронных книг

TXT

Текстовый формат, простой текст (plain text). Обычно не требует установки дополнительного программного обеспечения. Открывается обычным блокнотом. С одной стороны, он не поддерживает оформление текста, что обедняет его возможности, с другой — нет такой платформы, на которой TXT-файл нельзя было бы прочесть.

HTML

Стандартный язык разметки документов в Интернете. По открытости, конвертируемости и читаемости на любой платформе — один из лучших форматов. Но полноценная книга с иллюстрациями будет состоять из нескольких файлов, а это не слишком удобно.

MHT

Веб-архив, один файл. Размер примерно в полтора раза больше обычного файла HTML. Не всеми браузерами открывается корректно.

XML

По структуре тэгов близок к HTML, но для его открытия нужны особые программы или методы.

CHM

Compiled HTML. Идея формата проста и понятна — вместо множества разрозненных HTML-страниц с сопутствующей графикой сделать один файл, который удобен в работе и занимает мало места благодаря ZIP-сжатию. К преимуществам формата СНМ относятся развитые средства поиска и индексации содержимого.

HLP

Иногда попадаются книги и в таком старом формате справки.

RTF

Книги данного формата открываются с помощью программы Microsoft Word или WordPad, а также множеством других редакторов. Является межплатформенным форматом хранения размеченных текстовых документов, предложенным фирмой Microsoft. RTF-файл, созданный на PC-совместимом компьютере под управлением Windows, можно без труда прочитать на Apple Macintosh под Mac OS. Структура стандартного RTF-файла представляет собой последовательность секций данных, заключенных в специальные метки (тэги), которые указывают программе-обработчику начало или конец секции. Данные могут быть разных типов: текстовые блоки, графические объекты, таблицы и даже выполняемые файлы и др.

При запуске RTF-файла обработчик просматривает его содержимое и автоматически выполняет все известные ему секции и пропускает незнакомые. Более того, структура RTF подразумевает возможность безболезненного введения новых видов секций, необходимых пользователю для выполнения специфических задач. Причем эти новые секции не будут влиять на общую работоспособность программы в других приложениях.

Большинство текстовых редакторов реализует импорт/экспорт в формат RTF, благодаря чему этот формат часто используется как «общий» для передачи текста из одной программы в другую. Документ состоит преимущественно из команд управления настройки программы чтения файлов в RTF-формате. Эти команды можно разделить на управляющие слова (control words) и управляющие символы (control symbols).

DOC

Книги данного формата открываются с помощью программы Microsoft Word. Фильтры экспорта и импорта в данный формат присутствуют в большинстве текстовых процессоров. Формат документа разных версий Word меняется, различия бывают довольно тонкими. Последняя версия MS Word использует по умолчанию формат, основанный на XML, — Microsoft Office Open XML. Спецификация форматов файлов Word 97-2007 была опубликована Microsoft в 2008 году.

ODF

OpenDocument Format — открытый формат документов для офисных приложений, в том числе текстовых документов (таких как заметки, отчеты и книги), электронных таблиц, рисунков, баз данных, презентаций. Он обеспечивает доступ к содержанию документов независимо от вида и версии приложения, в котором они были созданы. Стандарт был разработан индустриальным сообществом OASIS и основан на XML-формате, изначально созданном OpenOffice.org.

PDF

Portable Document Format — этот формат вовсе не предназначался для создания электронных книг. Первоначально идея состояла в том, чтобы документ, подготовленный к печати на одном компьютере, можно было бы в том же самом виде открыть на другом, независимо от его конфигурации, программного обеспечения и настроек. Формат не налагает никаких ограничений на внешний вид документа: текст, векторная и растровая графика могут быть объединены произвольным образом. Данные импортируются из большинства современных форматов текстовых документов, векторных и растровых графических форматов. Для просмотра PDF-файла не нужно ничего, кроме самого файла и бесплатной программы, такой как Acrobat Reader. Этот формат отличается удобной навигацией, позволяющей быстро найти нужную страницу, и простотой пользования. Имеется также возможность шифрования файла для коммерческого применения. Для того чтобы прочитать PDF-файл, его нужно иметь целиком, поскольку фрагмент данных, который понадобится первым, может находиться в любой части файла, в том числе в самом конце. Для документов с явным преобладанием текста и векторной графики формат PDF, как правило, обеспечивает заметное сокращение объема файла.

FB2

FictionBook 2.0 — открытый формат, основанный на XML, возможно включение иллюстраций. Поддержка Unicode полностью решает проблему корректного отображения текстов на разных языках. Для Windows и Pocket PC выпущено множество инструментов для чтения книг в этом формате и для конвертации в него текстов из других форматов. Существуют библиотеки, поддерживающие FB2 и экспорт из него в различные форматы.

DjVu

Узкоспециализированный растровый графический формат, разработанный фирмой AT&T, оптимизирован для хранения отсканированных документов. Предназначен для передачи текста именно в том виде, в каком он был подготовлен. Прекрасно подходит для хранения рукописей, текстов с рукописными заметками и т.п. DjVu иногда называют текстографическим форматом. Он оптимизирован для передачи по сети таким образом, что можно начать  просматривать страницу еще до завершения скачивания. DjVu-файл может содержать текстовый (OCR) слой, что позволяет осуществлять полнотекстовый поиск по файлу. Кроме того, DjVu-файл может иметь встроенное интерактивное оглавление и активные области — ссылки, что позволяет реализовать удобную навигацию в DjVu-книгах. Размер файла отсканированной книги оказывается в пределах нескольких мегабайт, что вполне приемлемо. Для файлов с черно-белыми монохромными изображениями формат обеспечивает сжатие порядка 500:1. Файл DjVu по сравнению с этим же файлом в формате GIF меньше в среднем в 20 раз.

LIT

Закрытый формат, основанный на OEB. По сути, LIT скорее не независимый формат, а DRM-контейнер (Digital Right Management — технология защиты авторских прав в цифровом пространстве) для обычных OEB-документов. Microsoft LIT включает ряд инструментов, которые делают его очень похожим на Adobe PDF. В частности, доступны закладки, аннотации и масштабирование. Помимо родной программы Microsoft Reader, понимающих его «читалок» немного.

ZIP

Некоторые программы могут читать тексты прямо из архивов.

GIF, JPG и т.п.

Книги могут выглядеть и как отсканированные документы (картинки) в форматах GIF, JPG или в других графических форматах. Несколько картинок могут объединяться для просмотра и навигации файлом HTML.

RB

Локальный формат для устройств типа Rocket EBook и аналогичных гаджетов, который был широко распространен несколько лет назад. Поддерживается также операционными системами, устанавливаемыми на КПК Palm и PocketPC. Формат создавался специально для RocketBook, а их производство давно прекращено.

PDB

Palm Doc (Aportis Doc). Графика не поддерживается, степень компрессии малая. Зато понимают его практически все КПК-«читалки», да и конверторов более чем достаточно.

iSilo

Очень интересный формат: поддержка иллюстраций, высокая степень сжатия файла, возможность конвертировать страницы сайтов, сохраняя взаимные ссылки и пр. Однако читать эти документы могут лишь программы от компании iSilo.

OEB

Открытый формат, основанный на XHTML (XML) и созданный в свое время консорциумом компаний под предводительством Microsoft. По сути, OEB-книга представляет собой ZIP-архив XHTML- (XML-), графических файлов и файла с информацией о документе в целом. В своем текущем состоянии формат мало используется.

PRC

Palm-формат. Поддерживается программой Mobi Pocket.

TR

ToRaTRPW — формат программы Tome Raider. Отличается одной из наиболее высоких степеней сжатия.

DataPlkr

Открытый формат Plucker. Требует специальной программы, предназначенной для просмотра веб-документов на Palm. Корректно отображает рисунки, гиперссылки и разные шрифты.

FBR

Защищенный формат данных, доступных для чтения программой Franklin Reader.

eBookMan

Был создан специально для прообраза современных Palm — устройства под названием Franklin eBookMan — и сегодня практически не применяется.

EXE

Формат самоисполняемых файлов. Работает без дополнительного программного обеспечения. Книга содержит текст, рисунки, анимацию, навигационный гипертекст, поиск в книге, живые линки на интернет-ресурсы, Java Applets и JavaScripts. Большинство программ в качестве исходников применяют HTML, GIF, JPEG и стандартные плагины. Имеется возможность использования парольной защиты всей книги, а также отдельных страниц, запрет на печать и копирование. Exe-книги работают только на платформе Win32.

ExeBook

Хотя он и относится к формату Exe, всё же его можно назвать особым. Этот формат разработан специально для книгоиздания Яковом Судейкиным. В нем реализован визуальный эффект «живой» книги, что дает пользователю возможность комфортного чтения. Неплохо сделана и защита для коммерческого распространения е-книги. Однако у этого формата есть серьезные недостатки. Прежде всего они касаются оформительских возможностей, имеются некоторые шрифтовые ограничения.

zTXT

Закрытый формат, очень похожий на PalmDOC, но с гораздо более высокой степенью компрессии (до 45%). Допускает возможность вставки закладок, поддерживает гиперссылки. Доступен на Palm OS.

Сейчас тема цифрового издательства стала еще более актуальной. Народ у нас творческий, а Глобальная сеть охватила едва ли не каждое подворье. Соответственно Интернет дает возможность каждому желающему опубликовать свое сочинение. Однако большинство существующих ресурсов позволяют только публиковаться. А вот как извлечь из этого прибыль, то есть сделать деньги не на рекламных показах, а на авторском труде, пока неизвестно. Отчасти это проблемы неразвитой системы онлайн­платежей, отчасти — выбора платформы.

Также нельзя не упомянуть о библиотеках. Оцифровка библиотечных фондов и появление их в онлайн­доступе естественным образом приведет к предложению электронного контента в интернет­магазинах. Прежде всего это относится к так называемым неохраняемым фондам.

Торговля электронными книгами снимает практически все ограничения на количество наименований книг, выставляемых на виртуальную книжную полку.

Ведь посмотрите, что происходит: для того чтобы продать реальную книгу, то есть ее бумажную версию, надо заложить в ее цену расходы на дистрибьюцию (услуги оптовиков, розницы, возврат нереализованной продукции), а это составляет в среднем около 45% от цены книги! Конечно же, это способствует росту популярности книжной интернет­торговли. И хотя ее объем относительно невысок — всего около 7% (по данным РБК), тем не менее в денежном выражении это уже огромная сумма — более 4 млрд руб.

Однако при этом издатель всё равно имеет проблемы со складским хранением, затратами на само издание и пр. Неудивительно, что обороты набирает продажа электронных и аудиокниг.

Пока рынок подобных изданий весьма ограничен по объективным причинам. Так, аудиокниги ориентированы на людей с плохим зрением, детей, ленивых и тех, кто, не желая тратить время зря в общественном транспорте или пробках, закачивает на свой плеер десятки новинок в аудиоисполнении.

Рынок электронных изданий ограничен наличием у потенциальных читателей планшетов, «наладонников» и прочих «читалок». В большинстве своем существующие ныне устройства для чтения поддерживают ряд текстовых и растровых форматов без особых медийных возможностей (см. врезку «Форматы электронных книг»). Стандарта для создания электронных книг (е­книг) не существует, и в ближайшее время его появление трудно себе представить. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Каждый выбирает то, что удобнее или что больше нравится. На практике применяются различные форматы, среди которых наиболее распространенными являются DOC, TXT, PDF, EXE, CHM, DJVU и некоторые другие.

Стремительно развивается формат ePub (Electronic Publication). Это открытый формат электронных версий книг, разработанный Международным форумом по цифровым публикациям IDPF. Данный формат позволяет издателям производить и распространять цифровую публикацию в одном файле, обеспечивая совместимость между программным и аппаратным обеспечением, необходимым для воспроизведения цифровых книг и других публикаций с плавающей версткой.

Zip­архив контейнера ePub содержит тексты в формате xHTML, HTML или PDF, описание издания в XML, рядом в папках — графика, включая векторную (SVG), встроенные шрифты, таблицы стилей и т.д.

При этом формат ePub оптимизирован для функций iBooks, таких как изменение размера текста, шрифта или ориентации (поворот устройства для установки альбомной или книжной ориентации), поддерживает встроенное в документ видео, предоставляет навигацию с помощью автоматически созданного оглавления.

Замечу, что iBooks — бесплатное приложение от Apple, Inc. для чтения электронных книг. Работает только для устройств корпорации Apple. В частности, для iPad, iPhone и iPod Touch. Является основной «читалкой» для устройств Apple. Утилита изначально создавалась для iPad, но потом стали появляться версии и для других устройств Apple. Программа бесплатна. В имеющихся на рынке iPad она уже встроена.

Рис. 2. Окно программы Sigil

Рис. 2. Окно программы Sigil

Создавать и редактировать публикации в формате ePub можно с помощью широкого ряда редакторов и конверторов. Наиболее популярна программа Sigil (рис. 2). Верстальщикам же будет проще создать публикацию с помощью программы Adobe InDesign CS5­5.5.

Еще одной ветвью развития цифрового издательства стало появление таких планшетов, как Apple iPad, и связанных с ними специфических по исполнению изданий — цифровых журналов и книг. Это абсолютно новый медиапродукт, полноценное приложение, созданное с учетом интересов читателя и при помощи самых современных средств программного обеспечения.

Цифровое издание может быть журналом, презентацией, рекламным приложением, виртуальным туром, каталогом, годовым или социальным отчетом компании и пр. В зависимости от жанра оно наполняется соответствующими интерактивными элементами. Это позволяет более тесно взаимодействовать с обладателями планшетных компьютеров.

Такие издания читают на любых планшетных компьютерах.

Какие­либо издания на планшетах не читают с первой и до последней страницы — их пролистывают, с ними играют. Это не столько чтение, сколько игра, доставляющая удовольствие.

Рис. 3. Процесс выбора издания в Apple App Store

Рис. 3. Процесс выбора издания в Apple App Store

Для комфортного чтения издания можно верстать сразу в двух ориентациях — вертикальной и горизонтальной. В зависимости от типа издания и мастерства верстальщика/разработчика, в цифровом издании могут использоваться такие интерактивные элементы, как 3D­проекции, слайд­шоу, видео, поворот на 360°, панорамы, масштабирование, прокручиваемые окна, гиперлинки в том или ином виде, а также аудио и видео в полном объеме.

Практически все эти возможности для верстки представляют такие издательские пакеты, как Quark App Studio и Adobe Digital Publishing Suite, позволяющие создавать, публиковать, оптимизировать и продавать цифровой контент напрямую пользователям через магазины контента или ведущие площадки по дистрибьюции мобильного контента.

Надо отметить, что решение от Adobe предоставляет больше возможностей для комфортного производства и продажи цифровых изданий. Оно состоит не только из инструментов верстки, но и из специализированных сервисов, таких как:

  • сервис рассылки Distribution Service для хранения и доставки цифровых версий изданий на различные устройства на базе Android, iOS и RIM QNX;
  • сервис производства Production Service для загрузки статей непосредственно из InDesign в интуитивно понятный внешний сервис, который открывает издателям новые возможности для совместной работы над дизайном, создания финальных макетов, добавления комментариев и метаданных и позволяет просматривать предварительную версию всего номера в том виде, в каком он будет доступен на настольном компьютере или планшетном устройстве;
  • средства аналитики Analytics Service для анализа и оптимизации редакционных и рекламных материалов с использованием встроенной аналитической отчетности или сервисов Adobe SiteCatalyst для более подробной и обстоятельной отчетности и анализа;
  • сервис Viewer Builder для оценки, тестирования и создания брендированных, подписанных приложений для просмотра контента;
  • сервис E­commerce для продажи контента через магазины мобильных приложений, в том числе через магазины Apple App Store и Android Market, через цифровые каналы и путем непосредственной подписки на сайте издательств;
  • сервис Folio Producer для загрузки контента непосредственно из Adobe InDesign CS5 с возможностью организации и создания готовых к производству цифровых версий изданий.

Готовый продукт распространяется в формате *.folio через Apple App Store или Android Market, где читатель получает возможность как скачать отдельно номер­приложение, так и оформить подписку (рис. 3).

Сегодня для приобретения и загрузки доступно уже более 650 газет и журналов, созданных с использованием продукции Adobe. Полный список можно посмотреть по адресу: http://blogs.adobe.com/digitalpublishinggallery/. 

КомпьюАрт 9'2011

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства