КомпьюАрт

6 - 2013

Строим дом и расставляем мебель в двух программах 3D-графики

Софья Скрылина, преподаватель информационных технологий Академии профессионального образования, (Санкт-Петербург)

3D-графика в Google SketchUp

Программа Google SketchUp — это 3D­редактор, позволяющий моделировать трехмерные объекты: строения, внутреннюю отделку помещений и интерьер. В настоящей статье рассмотрим возможности некоторых основных инструментов программы, предусмотренных по умолчанию.

Запуск программы

При запуске программы появляется окно приветствия, в котором следует выбрать необходимый шаблон (рис. 1). Шаблоны отличаются друг от друга разными системами счисления (например, дюймы или сантиметры), и стартовым видом рабочего пространства в окне приложения (например, вид изометрический или горизонтальная проекция). Для начала работы требуется выбрать шаблон и нажать кнопку Начать использование SketchUp.

Рис. 1. Окно приветствия приложения Google SketchUp

Рис. 1. Окно приветствия приложения Google SketchUp

Интерфейс программы очень простой и не отягощен большим числом настроечных окон и панелей. По умолчанию окно программы содержит всего одну расположенную сверху панель инструментов (рис. 2).

Рис. 2. Окно программы Google SketchUp

Рис. 2. Окно программы Google SketchUp

Рис. 3. Пример рисования квадрата. Мышь отведена в сторону, заключительный щелчок еще не выполнен

Рис. 3. Пример рисования квадрата. Мышь отведена в сторону, заключительный щелчок еще не выполнен

Навигация в программе

Для навигации используются три инструмента: Орбита, Панорама и Масштаб. Орбита позволяет «облететь» объект с разных сторон, Панорама — переместить точку обзора, а Масштаб — уменьшить или увеличить масштаб.

Программа предлагает несколько удобных приемов для навигации:

  1. В режиме работы с инструментом Панорама клавиша Shift переключает его в инструмент Орбита.
  2. Если выбран инструмент Масштаб, перемещение мыши с нажатой кнопкой изменяет масштаб: вверх — для увеличения, вниз — для уменьшения. Клавиша Shift позволяет изменить зону обзора.
  3. Для переключения в режимы навигации из любого инструмента можно использовать мышь:
  • прокрутка колесика мыши позволяет из любого инструмента переключиться в масштабирование;
  • перемещение с нажатым колесиком переключает любой инструмент в режим Орбиты;
  • нажатое колесико и клавиша Shift выполняют переключение в инструмент Панорама.

Особенности работы с инструментами программы

При работе в программе Google SketchUp возникает некоторое неудобство в использовании ее инструментов. В любом графическом редакторе, например CorelDRAW или Photoshop, для работы с большинством инструментов используется нажатая кнопка мыши. Необходимо выбрать инструмент, а потом, проводя мышью с нажатой кнопкой, выполнить этим инструментом какие­то действия, например нарисовать линию кистью в Photoshop или овал в CorelDRAW.

В Google SketchUp  всё иначе. При использовании большинства инструментов необходимо применить следующий прием (рассмотрим его на примере рисования квадрата):

  1. Выбрать инструмент, в нашем случае Квадрат.
  2. Щелкнуть мышью. Именно щелкнуть, а не нажать и держать!
  3. Отвести мышь в сторону (рис. 3).
  4. Для фиксации результата снова щелкнуть мышью.

Если вы используете инструмент Тяни/Толкай или Смещение, прежде чем щелкать первый раз мышью, наведите указатель именно на ту грань, которую следует изменять. Выделенная грань закрашивается точечками. Например, требуется нарисовать параллелепипед. Для этого сначала рисуем квадрат, а потом выдавливаем из него объемную фигуру. Рассмотрим процесс выдавливания:

  1. Выбираем инструмент Тяни/Толкай.
  2. Наводим указатель на квадрат (рис. 4а). Как только он закрасился точечками, щелкаем мышью.
  3. Тянем указатель вверх (рис. 4б). Щелкаем мышью, чтобы закончить рисование.

При моделировании объектов в Google SketchUp часто требуется рисовать фигуры, не выходя за пределы плоскости. В этом случае перед рисованием удобно сменить вид, выбрав нужную проекцию из меню Камера ®→ Стандартные представления (рис. 5).

Обратите внимание: если вы нарисовали действительно плоскую фигуру, она будет автоматически закрашена. Если закрашивания не произошло, значит, фигура «вышла» из плоскости. Увидеть это вам поможет инструмент Орбита. Так, на рис. 6 представлен четырехугольник, который с выбранного ракурса кажется плоским, но он не закрашен, а значит, «вышел» из плоскости.

Рис. 4. Пример рисования параллелепипеда: а — выбран инструмент Тяни/Толкай, указатель наведен на квадрат; б — указатель отведен вверх

Рис. 4. Пример рисования параллелепипеда: а — выбран инструмент Тяни/Толкай, указатель наведен на квадрат; б — указатель отведен вверх

Рис. 5. Команды для смены проекции

Рис. 5. Команды для смены проекции

Рис. 6. Фигура не закрашена, а значит,

Рис. 6. Фигура не закрашена, а значит, она «вышла» из плоскости

Выделение объектов

Для выделения объектов используется инструмент Выбрать. Щелчок по ребру выделяет ребро (рис. 7а), щелчок по грани выделяет грань (рис. 7б). Для добавления выделения следует щелкать по объектам, удерживая клавишу Shift (рис. 7в).

Чтобы выбрать весь объект, трижды щелкните по нему. Также для выделения всего объекта (всех ребер и граней) можно просто заключить его в рамку инструментом Выбрать. Если ваш объект состоит из нескольких элементов, то для выделения одного элемента достаточно выполнить двойной щелчок.

Рис. 7. Примеры выбранных объектов: а — ребра, б — грани, в — трех реберa

Рис. 7. Примеры выбранных объектов: а — ребра, б — грани, в — трех реберb

Рис. 7. Примеры выбранных объектов: а — ребра, б — грани, в — трех реберc

Рис. 7. Примеры выбранных объектов: а — ребра, б — грани, в — трех ребер

Размеры в Google SketchUp

Отсутствие диалоговых окон в программе создает впечатление, что построить объект по заранее заданным размерам совершенно невозможно. Это не так! Необходимо привыкнуть к еще одной особенности программы. При рисовании фигур обращайте внимание на область в правом нижнем углу окна. Именно в ней появляются размеры будущего объекта. Допустим, нам требуется нарисовать прямоугольник размерами 5´3 м. Для этого выполним следующее:

  • выберем инструмент Прямоугольник и начнем его рисовать;
  • введем с клавиатуры размеры, разделяя их точкой с запятой (5m;3m). Обратите внимание — предварительно щелкать никуда не надо. Размеры автоматически занесутся в текстовое поле!
  • нажмем клавишу Enter.

Всё — прямоугольник построен (рис. 8).

Также для точного позиционирования объектов используется инструмент Рулетка и направляющие линии. Рассмотрим их применение на примере построения дома.

Рис. 8. Пример построения прямоугольника по заранее заданным размерам

Рис. 8. Пример построения прямоугольника по заранее заданным размерам

Рис. 9. Этапы построения крышиa

Рис. 9. Этапы построения крышиb

Рис. 9. Этапы построения крышиc

Рис. 9. Этапы построения крыши

Рис. 10. Этапы построения мансардыa

Рис. 10. Этапы построения мансардыb

Рис. 10. Этапы построения мансардыc

Рис. 10. Этапы построения мансардыd

Рис. 10. Этапы построения мансарды

Модель дома

  1. Рисуем прямоугольник, например, 6´6 м. Инструментом Тяни/Толкай выдавливаем его на 3 м.
  2. Нарисуем крышу. Для этого нам потребуется разделить верхнюю грань на две равные части. Берем инструмент Линия и просто проводим указателем по ребру. Появившаяся голубая точка подсказывает нам, что это и есть середина отрезка. Щелкнем мышью в этой точке (рис. 9а). Отведем указатель на противоположное ребро и щелкнем опять же в голубой точке (рис. 9б).
  3. Выделим только что построенный отрезок и инструментом Переместить сместим конек крыши вверх на 2,5 м. Обратите внимание на возникающую пунктирную синюю линию, которая помогает вам вести указатель мыши строго вертикально (рис. 9в).
  4. Нарисуем мансарду. Ее необходимо расположить в центре. Для этого нам понадобится инструмент Рулетка. Но сначала перейдем в проекцию Спереди, чтобы нарисовать фигуру, не выходя из плоскости. Теперь инструментом Рулетка щелкаем в конечной точке нижнего ребра крыши и отводим мышь в сторону, вводим с клавиатуры 1,5 м. Так мы поставили точку, удаленную от края на заданную величину. Аналогично ставим вторую точку (рис. 10а). По заданным точкам рисуем прямоугольник высотой 1,6 м. Дальше инструментом Линия рисуем вертикальный отрезок из середины высотой 0,5 м, а потом соединяем концы отрезков (рис. 10б). Объединяем полученные фигуры в одну, просто удалив лишние линии инструментом Ластик (рис. 10в). Инструментом Тяни/Толкай выдавливаем мансарду (рис. 10г).
  5. Теперь нарисуем навес крыши. Перейдем в проекцию Вправо. Возьмем инструмент Линия. Щелкнем в нижней вершине треугольной крыши и отведем в сторону указатель — необходимо добиться отрезка зеленого цвета, который гарантирует нам рисование отрезка на грани (рис. 11а). Нарисуем отрезок длиной 0,2 м. Затем необходимо провести линию параллельно стороне треугольника. Начнем ее рисовать, а потом наведем указатель на сторону и немного подержим его. Как только мы продолжим рисование, возникнет сиреневая линия. Это и есть линия, параллельная стороне крыши (рис. 11б). Но нам еще предстоит закончить ее рисование строго под вершиной треугольника. Для этого наведем указатель на вершину и отведем его в сторону. Возникнет пунктир. Добившись появления пунктира и сиреневой линии, щелкнем мышью (рис. 11в). Аналогично нарисуем линию параллельно другой стороне треугольной крыши (рис. 11г) и закончим рисование в нижней вершине треугольника (рис. 11д). Осталось немного «облететь» нашу крышу и выдавить навес инструментом Тяни/Толкай (рис. 11е). Аналогично поступим с навесом нашей мансарды.
  6. Перейдем в проекцию Спереди. Нарисуем три окна 1,5´1 м. Но для начала сделаем разметку инструментом Рулетка. Наведем указатель на левую сторону, отведем мышь и введем с клавиатуры значение 1 м. Появится вертикальная направляющая. Аналогичным образом создадим вторую вертикальную направляющую на расстоянии 1,5 м от первой, третью на этом же расстоянии от второй и четвертую на расстоянии 1 м от третьей. Еще нам понадобится горизонтальная направляющая, отстающая от нижнего края тоже на 1 м. Инструментом Прямоугольник нарисуем окно размером 1,5´1м (рис. 12а). Выделим окно, возьмем инструмент Переместить, щелкнем им по одному из углов окна и отодвинем мышь, удерживая клавишу Ctrl. Так мы получим копию окна. Также создадим третью копию. Удалим направляющие, выполнив команду Правка ®→ Удалить направляющие (рис. 12б).

Рис. 11. Этапы построения навеса крышиa

Рис. 11. Этапы построения навеса крышиb

Рис. 11. Этапы построения навеса крышиv

Рис. 11. Этапы построения навеса крышиg

Рис. 11. Этапы построения навеса крышиd

Рис. 11. Этапы построения навеса крышиe

Рис. 11. Этапы построения навеса крыши

Рис. 12. Этапы построения оконa

Рис. 12. Этапы построения оконb

Рис. 12. Этапы построения оконvРис. 12. Этапы построения оконgРис. 12. Этапы построения оконd

Рис. 12. Этапы построения окон

Замечание

Направляющие можно удалять точно так же, как и любой другой объект. Щелкните сначала по ней инструментом Выбрать (для удаления нескольких направляющих пощелкайте по ним с нажатой клавишей Shift), а потом нажмите клавишу Delete.

  1. Выберем инструмент Смещение. Наведем указатель на внутреннюю область окна и отведем его наружу на 0,05 м (рис. 12в). А потом этим же инструментом сместим указатель внутрь окна на величину 0,02 м (рис. 12г). Инструментом Тяни/Толкай выдавим оба обода наружу: широкий — на 0,04 м, узкий — на 0,02 м (рис. 12д). Повторим эти же действия с остальными окнами.
  2. Инструментами Прямоугольник, Тяни/Толкай, Смещение завершим рисование модели дома. Обратите внимание — инструменты Тяни/Толкай и Смещение «запоминают» последние используемые параметры. Например, если только что выполнялось выдавливание объекта на 0,05 м, эту глубину можно перенести и на другие объекты, просто пощелкав по ним дважды. Этот прием удобно использовать для рисования окон.
  3. Инструментом Заливка раскрасим наш рисунок, используя различные текстуры и цвета (рис. 13). Рамы, дверной косяк, вентиляционные отдушины, ступеньки состоят из большого числа различных граней, поэтому их удобно закрашивать, выполняя щелчок мышью с нажатой клавишей Ctrl. Этот прием позволяет закрасить за один щелчок сразу все соприкасающиеся поверхности, из которых состоит объект. Также программа позволяет копировать цвет с одного объекта на другой. Чтобы взять образец цвета, просто щелкните по нужному цвету, удерживая клавишу Alt в режиме работы инструмента Заливка.

Итоговая модель дома представлена на рис. 14.

Рис. 13. Окно материалов инструмента Заливка

Рис. 13. Окно материалов инструмента Заливка

Рис. 14. Конечный результат моделирования дома

Рис. 14. Конечный результат моделирования дома

Рис. 15. Окно Параметры заказа

Рис. 15. Окно Параметры заказа

Это далеко не все возможности приложения Google SketchUp. В данную статью не вошел обзор многих инструментов программы. Так, помимо непосредственно 3D­моделирования, программа позволяет создавать анимацию, экспортировать готовые проекты в растровые и векторные 2D­форматы (JPEG, TIFF, EPS и т.п.) и в 3D­модели (DWG, DXF и т.п.), использовать в своих проектах 3D­коллекцию Google, применять макросы для автоматизации работы.

Существуют две версии программы Google SketchUp: обычная — бесплатная, и версия Pro — коммерческая.

Статья подготовлена по материалам сайта http://studio­gost.ru/sketchup/

Программа расстановки мебели «Астрон Дизайн»

Программа «Астрон Дизайн» — это программа от мебельной фабрики «Астрон». Фабрика предлагает свою программу дизайнерам интерьера, дизайнерским студиям, менеджерам и покупателям. Эта программа позволяет наглядно конструировать композиции из модульной мебели «Астрон» и экспериментировать с различными цветовыми решениями.

Запуск программы

При запуске программы появляются два окна: Параметры проекта и Параметры комнаты. В первое окно заносятся данные о проекте: номер заказа, ФИО покупателя и т. д. Эти параметры будут использованы для связи с вами и обсуждения вашего заказа при отправке его на сервер «Астрон» (рис. 15). Если вы не желаете отправлять ваш заказ фабрике, то окно можно просто закрыть.

Во втором окне Параметры комнаты вы можете указать размеры помещения и выбрать материалы или цвет однотонной заливки для потолка, стен и пола (рис. 16).

Оба окна можно открыть в любой момент, нажав одноименные кнопки на панели инструментов.

Рис. 16. Окно Параметры комнаты

Рис. 16. Окно Параметры комнаты

Интерфейс программы и инструменты

Интерфейс программы очень простой и интуитивно понятный. В верхней части окна находится панель инструментов. Как видно на рис. 17, инструментов не так уж много.

Для перекраски мебели, штор и изменения вида двери используется инструмент Изменить цвет. После выбора инструмента нужно просто пощелкать им по нужным объектам.

Чтобы добавить объект, просто перетащите его из правой панели, в которой располагается база мебели «Астрон» (рис. 18).

Рис. 17. Окно программы «Астрон Дизайн»

Рис. 17. Окно программы «Астрон Дизайн»

Рис. 18. Добавление модуля кровати «Дарья»

Рис. 18. Добавление модуля кровати «Дарья»

Рис. 19. Добавление антуража в комнату:

Рис. 19. Добавление антуража в комнату: а — матраса, б — ковра

Чтобы переместить объект, сначала выделите его инструментом Выделить модуль, а потом используйте инструмент Перемещение. Для перемещения в вертикальном направлении перемещайте модуль с нажатой клавишей Shift.

Помимо модулей мебели в комнату можно добавлять матрасы, ковровые покрытия, картины, компьютеры, вазы, книги и т. д. Все эти предметы можно брать из Антуража. Следует отметить, что приложение предлагает два типа антуража: вкладка Антураж в нижней части окна и папка Антураж из базы «Астрон».

Чтобы добавить матрас на кровать, поставить на стол компьютер или положить стопку книг на полку, используется вкладка Антураж (рис. 19а) Предварительно следует выделить объект. Чтобы положить ковер на пол, повесить картину на стену или поставить стул, используется папка Антураж (рис. 19б).

Замечание

Матрасы есть и в папке Антураж, но если вы попытаетесь поместить их на кровать, у вас ничего не получится. Они не подходят по размеру.

База «Астрон» имеет широчайший ассортимент корпусной и модульной мебели: шкафы, столы, кровати, прихожие, журнальные столики, гостиные, библиотеки, витрины. А Антураж, входящий в базу, позволит вам украсить комнату удобными мелочами и сделать ее по­настоящему уютной.

Скачать программу вы можете с официального сайта фабрики «Астрон» http://astron­mf.ru

КомпьюАрт 6'2013

Выбор номера:

xcom.ru
bereg
Printtech
heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства