КомпьюАрт

11 - 2013

Новогодние и рождественские открытки

Николай Дубина
info@prodtp.ru

Сакраментальный вопрос, заданный малолетним племянником: «Рождественские или новогодние открытки появились раньше?», привел меня к решению сесть за этот обзор. Благодатная тема для исследования и повод вспомнить о приятных моментах недавнего прошлого, когда в морозный день на исходе декабря вы открывали почтовый ящик и оттуда вываливалась кипа иллюстрированных поздравлений со всей страны от родственников, друзей, сослуживцев, однополчан и других менее близких людей.

Как быстро все меняется! Мы начали забывать о том, как здорово получать поздравительные открытки. Еще совсем недавно перед каждым праздником в продаже появлялось великое множество новых почтовых открыток. Новый год не был исключением — помните эти открытки с мультяшными зверюшками, Дедами Морозами, курантами, красивыми елками и украшениями? Народ скупал пачками эти открытки и вечерами подписывал многочисленным родственникам, друзьям и знакомым. К сожалению, постепенно эта добрая традиция стала исчезать. Мало кто сейчас пишет друг другу открытки — проще купить с уже готовым текстом. Но текст поздравления, написанный от души и выведенный рукой родственника или близкого друга, ничем нельзя заменить.

Представляю, как в старину было приятно получить новогоднюю или рождественскую открытку с ангелочками и витиеватой надписью: «А не соблаговолите ли вечерком свидеться у меня и распить вместе бутылку дорогого вина?» Разве такое скажешь по телефону?! Как хорошо, что мы все­таки сохранили привычку посылать друг другу поздравительные открытки! Правда, это уже в основном открытки электронные и подписываем мы их все реже и реже…

И пусть сегодня все больше людей предпочитают виртуальные послания настоящим бумажным письмам — все равно с самого раннего детства яркие новогодние открытки являются для нас такими же атрибутами праздника, как пушистая елка, блестящая мишура, ароматные мандарины, игристое шампанское и, конечно же, новогодние подарки.

Так откуда появились новогодние открытки и какова их история? Новый год — это языческий праздник и, казалось бы, должен был появиться раньше христианского Рождества. А значит, логично было бы предположить, что и открытки новогодние старше рождественских.

Ан нет. Оказывается на самом деле все не так…

От прообраза визиток к поздравительным открыткам

Известно, что аналоги современных поздравительных открыток китайцы использовали более тысячи лет назад. Но первоначально на них указывалось лишь имя человека, нанесшего визит хозяину дома, но не заставшего последнего на месте. Фактически это был прообраз визитных карточек. Интересный поворот, не правда ли?

Эти карточки также прикладывали к оставленным подаркам. Сначала на них возникли надписи, сопровождающие новогодние подарки, а потом — и собственно поздравления. На этих карточках не было рисунка, они были красного цвета и на них писали добрые пожелания. Интересны пожелания, которые сопутствовали этим подаркам. Чаще всего желали счастья, здоровья, долголетия и благополучия.

История всегда возвращается на круги своя и движется по спирали… В средневековой Европе были популярны гравюры и литографии на темы Рождества. Позднее европейцы стали посылать друг другу письма с рождественскими и новогодними поздравлениями, иногда в них даже рисовали от руки. Дети в конце декабря готовили такие письма родителям, и родители могли оценить успехи своих отпрысков в чистописании и живописи.

Появившиеся в середине XVIII века в Париже визитные карточки также с полным правом можно считать прообразом поздравительных открыток. Парижская мода тот час же распространилась по всей Европе.

Накануне Рождества визитные карточки лично развозили всем важным адресатам. Здесь нужно отметить, что изобретателями именно почтовых открыток, то есть открытых писем без конверта, считаются немцы, точнее — пруссаки. Открытые письма с маркой на обратной стороне ведут свою историю с 1870 года и обязаны своим рождением франко­прусской войне. Тогдашний обер­почтмейстер Пруссии Генрих Штеффан предложил подобное нововведение, «чтобы не писали, что ни попадя». Вскоре по почте стали пересылать уже не просто письма, а иллюстрированные карточки.

Следующей вехой на пути возникновения полноценных открыток стала Англия. Считается, что обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник именно в Англии. Историки утверждают, что первую новогоднюю открытку создал английский художник Добсон в 1794 году. Он изобразил на ней заснеженный зимний лес и счастливую семью возле елки. На следующий год, вдохновленный успехом, Добсон отлитографировал несколько дюжин подобных карточек и разослал их всем своим знакомым в виде рождественского подарка. Собственно, с этого события и началось хождение открытки в народ. К сожалению, самые первые рождественские и новогодние открытки не уцелели.

А первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. Позднее именно он обратился к своему другу Джону Хорсли (John Calcott Horsley, знаменитый портретист, мастер жанровых сценок и автор фресок палат Британского парламента) с просьбой нарисовать новогоднюю открытку.

На листе картона размером 12Ѕ7 см Хорсли изобразил (рис. 1) настоящий рождественский триптих: семью сэра Генри Коула за рождественским обедом. Картинки справа и слева — символы, призванные напомнить получателям о милосердии и сострадании. Надпись на открытке — пожелание веселого Рождества и счастливого Нового года. Над картинкой предусмотрена строчка для имени получателя открытки, а внизу — для подписи отправителя.

Рис. 1. Новогодняя открытка Коула-Хорсли

Рис. 1. Новогодняя открытка Коула-Хорсли

С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия, состоящая из тысячи экземпляров новогодних открыток. До наших дней дошло всего десять таких открыток.

Завистникам работа Хорсли показалась излишне фривольной: художника упрекали в том, что он изобразил семейство с бокалами в руках и поднимающими тост за Рождество. Но, несмотря на это, интерес к открытке Коулов не ослабевал. Даже спустя три года ее по­прежнему выставляли на всеобщее обозрение.

Это натолкнуло Коулов на мысль, что подобные открытки, если их продавать всем желающим, могут принести неплохой доход. За каждую открытку Коулы получили по шиллингу — это были очень большие деньги! Но при этом семейство было уверено, что интерес публики к рождественским открыткам не более чем сиюминутная мода, но никак не бизнес.

По применявшейся в первой половине XIX века технологии, напечатаны были только основные линии черными чернилами. Все другие краски наносились вручную, поэтому можно сказать, что каждая из таких открыток в равной мере результат как типографской печати, так и кропотливой ручной работы. Массовое производство открыток началось лишь в 1860­х годах, когда благодаря развитию технологии в Англии возможно стало печатать полноцветные картинки, в том числе и новогодние открытки.

Настоящее серийное производство открыток началось через 20 лет после инициативы Коула: первую партию рождественских открыток отпечатали в 1862 году. Тираж был небольшой, и открытки моментально раскупили, но с каждым годом тиражи росли, а интерес не ослабевал.

Так, 170 лет назад обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками начал распространяться по  всему миру.

Как уже было отмечено, открытки именно в виде самостоятельного почтового отправления появились в 1870 году. Во Франции и Германии почтовые открытки стали выпускаться в 1870­м, в Англии, Швейцарии — 1871­м. В 1874 году был учрежден Всемирный почтовый союз, который установил международный стандартный размер открытки 9Ѕ14 см (который в России, к слову сказать, никогда не соблюдался). Тогда же появились и филокартисты — коллекционеры открыток. А через 25­30 лет, на изломе XIX­XX столетий, это увлечение стало в мире повальным.

История новогодней открытки в России

В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии. Прообразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки. Как правило, на лубке изображалось счастливое семейство с главным новогодним подарком — тугим мешочком с деньгами. Отходя от изображения лубка, художники стали рисовать «художественные» открытки с традиционными русскими новогодними пейзажами — заснеженными еловыми лесами и изображением церквей: в русском народном сознании Новый год был неразрывно связан с Рождеством, а значит — с красивыми торжественными службами и обрядами.

Однако все это вовсе не означало, что до привоза в Россию открыток русские люди вообще обходились без поздравлений. Просто для этих нужд существовали специальные карточки, вроде визиток, с цветочным орнаментом и единственной надписью: «Поздравляю!» на все случаи жизни.

На большинстве дореволюционных рождественских открыток можно увидеть изображения библейских сюжетов, ангелов т.п. Народные представления о появлении на свет Иисуса Христа сформировались под влиянием Евангельских сказаний, легенд и преданий. Традиционные образы, связанные с рождением Христа, — вертеп (пещера), ясли с младенцем, животные, Иосиф и Богоматерь. На самых старых рождественских открытках все персонажи рисованные, но с появлением фотографии начали печатать открытки с постановочными сценками и детишками, переодетыми в ангелов. В основном такие открытки продавали в фотоателье, и они были очень популярны, ведь изображение действительно было живым (рис. 2).

Рис. 2. Дореволюционная фотооткрытка

Рис. 2. Дореволюционная фотооткрытка

Сочельник (канун Рождества) принято было справлять скромно, а на следующий день начинались гуляния — святки. И, несмотря на то, что православная церковь всегда выступала против этих языческих пережитков, желание русского народа гадать и веселиться, очевидно, пересилить невозможно. На многих дореволюционных открытках можно увидеть ряженых — люди наряжались свиньями, медведями, разной нечистью, делали страшные маски и пугали друг друга, играли в снежки, катались на санях, а девушки гадали на суженого.

Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему — как и на самой первой рождественской открытке, на них изображали накрытый к празднику стол; детей, раскрывающих подарки; веселые, иногда не очень трезвые компании и парочки. Посылая такие открытки, люди желали друг другу того, что на открытке было изображено, — чтобы дом был полной чашей и всегда хватало денег на хороший праздничный стол.

Рис. 3. Традиция наряжать елки пришла в Россию сравнительно недавно

Рис. 3. Традиция наряжать елки пришла в Россию сравнительно недавно

Другие «бытовые» открытки к Рождеству изображают наряженные елки (рис. 3). Традиция наряжать хвойное дерево пришла в Россию вместе с первым новогодним праздником из Германии, однако до 30­х годов XIX века россияне, как правило, ограничивались еловыми ветками. Первые елки и елочные украшения появились в домах петербургских немцев, но к концу XIX века традиция начинать праздники с украшения елки распространилась в России повсеместно. Среди «бытовых» открыток были «открытки для взрослых», изображавшие целующиеся парочки. Действительно, обычай требовал пришедших на Рождество в дом гостей обмениваться с хозяевами поцелуями, и для молодых людей праздник был едва ли не единственной возможностью поцеловаться до свадьбы «без греха», поэтому его ждали с трепетом.

По одной из версий, первым создал русскую новогоднюю открытку художник Николай Каразин. И произошло это в 1901 году. По другой версии, это случилось только в 1912 году, а отцом русской новогодней открытки был библиотекарь Петербургской академии художеств Федор Беренштам.

Как бы то ни было, но доподлинно известно, что первые открытые письма (без иллюстраций) были введены в обращение в России с 1 января 1872 года. Бланки открытых писем с чистой рисуночной стороной имела право выпускать только Экспедиция заготовления государственный бумаг. И только 19 октября 1894 года министр внутренних дел генерал­адъютант С.М. Тимашев, в ведении которого находился почтовый департамент, подписал распоряжение, разрешающее пересылать по почте открытые письма на бланках частного изготовления. Первые российские рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община Святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. Община Святой Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. На первых рождественских открытках традиционно присутствовали изображения младенца Христа в яслях или летящего ангела со звездой, храмы и заснеженные избушки. Окна нарисованных домов обязательно были освещены или даже открыты, что символизировало уют, тепло домашнего очага, гостеприимство и доброту.

Как только Россия обзавелась собственными открытками и стала продавать их в большом количестве, тут же появились конкуренты. Самым крупным стала Германия, она «взорвала» открыточный рынок, наводнив его своей дешевой продукцией.

Большинство германских открыток делалось фотоспособом, и сюжеты были очень похожи: томные барышни поздравляли с праздником. Появлялись на открытках и Деды Морозы, но в очках, больше походившие то ли на поваров, то ли на учителей гимназий. «Влияние Запада» решили сбить русские художники: А.  Бенуа, Л. Бакст, К. Маковский, И. Репин, Н. Самокин, Е. Бем, И. Билибин, Н. Рерих и многие другие. На открытках появились русские тройки, снежные зимы, детишки с колядками, заметенные пургой деревеньки, реки, скованные льдом, купола храмов.

Россия XX века

А в начале XX века в моду уже прочно вошел русский стиль — лихие тройки, народные гулянья и нарядные крестьянские дети. По старинному обычаю они ходили по улицам со звездой, похожей на Вифлеемскую, и славили Христа. Серия открывалась открыткой известной в то время художницы, мастера силуэтного рисунка Елизаветы Меркурьевны Бем — «Сердце сердцу весть подает» (рис. 4). Слова «Сердце сердцу весть подает» метко отразили драгоценную функцию открытого письма, которое на рубеже веков начало прочно входить в русский быт. Отправляя по почте открытку, человек поверял ей свои мысли и чувства, адресованные родным, близким, друзьям. Стало традицией отправлять поздравительные открытки к празднику Рождества, к Новому году, к празднику Пасхи, ко дню Ангела.

Рис. 4. Открытка «Сердце сердцу весть подает» Е.М. Бем

Рис. 4. Открытка «Сердце сердцу весть подает» Е.М. Бем

В России большое внимание уделялось стилю открытки — частные были исполнены с давлением, золотом или блестящей крошкой. А деловые поздравительные открытки выполнялись в более простом и строгом стиле. И каких только открыток не выпускали русские мастера, успешно соперничая с западными художниками: тут и «рельефные изящной работы», и «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «плюшевые» и даже «настоящие гравюрные с золотым обрезом».

Особенно отрадно было то, что, как писало одно издательство: «Мы наконец можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где все так близко нам и дорого и полно воспоминаний о заветах русской старины».

Конечно, они не были такими яркими, как сегодня, — уровень полиграфии был не тот, а многие открытки вообще делались вручную. Однако эти старые открытки являются прекрасными иллюстрациями традиций и обычаев, существовавших тогда в России.

Открытки времен Первой мировой войны изображали солдат, вернувшихся к семьям в канун Рождества, — это тоже было своеобразное пожелание счастья в новом году.

Прекрасная традиция посылать новогодние и рождественские почтовые открытки прервалась с революцией 1917 года, которая привела к упразднению «буржуазных пережитков». В 1923 году издается циркуляр, в котором говорилось, что бытовая обстановка рождественского праздника со святочными рассказами и елками со свечами вредно влияет на воспитание детей. Были даже организованы комиссии, которые ходили по домам и проверяли, не отмечают ли где­нибудь праздник. Запретили продавать елки и выпускать новогодние игрушки. Новогодняя атрибутика ушла в подполье.

Елке была объявлена беспощадная война. При этом ее почему­то обозвали «поповской», хотя до революции именно церковь боролась с елкой, как с отголоском языческих обрядов. Детский журнал «Чиж» призывал детвору включиться в эту борьбу: «Теперь все мы должны бороться против елки!» Кампанию по дискредитации новогодних праздников подхватил и журнал «Юный натуралист».

Под лозунгом «Все на борьбу с религиозным дурманом!» новогодний праздник решили извести под корень. Вот одна из стихотворных агиток тех лет:

Скоро будет рождество —

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придет капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Елку срубит топором,

Отпустивши злую шутку...

Словом, все оказались при деле, никто не отлынивал: центральные газеты клеймили взрослых, детские журналы призывали молодое поколение искоренить глупые мечтания о новогодней сказке. Новогодний праздник вместе с елочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушел в подполье.

Любые напоминания о Рождестве запрещались — под страхом уголовного преследования из домов исчезали новогодние елки, не было новогодних открыток.

На их пути встали худсоветы. Однако в первое время художникам удавалось усыпить бдительность авторитетов от революции. Хорошо это удавалось художнице Елизавете Бем (рис. 5). Она рисовала детские сюжеты и писала на открытке пословицы, которые косвенно намекали на рождественские и новогодние праздники.

Как ни странно, возвращением елки мы обязаны Сталину. Н.С. Хрущев писал в своих воспоминаниях, как П.П. Постышев поднял перед Сталиным вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция, и народу понравилась, детям тоже принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас обсуждаем. А не вернуть ли детям елку?» Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».

Рис. 5. Открытка Е.Бем с пословицей

Рис. 5. Открытка Е.Бем с пословицей
и намеком

28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!», которую написал секретарь ЦК ВКП (б) Павел Постышев. После этой статьи новогодние праздники стали возрождаться. С появлением новогодних елок возродилось и печатание новогодних почтовых карточек, но при возобновлении этой новогодней традиции почти на всех открытках рисовались кремлевские звезды. Этим подчеркивалось, что Новый год приходит не со звоном церковного колокола, а под бой кремлевских курантов.

Особую агитационную роль новогодняя поздравительная открытка сыграла во время Великой Отечественной войны, когда она и вернулась полностью после нескольких десятилетий запретов.

Возрождение традиции приходится на самые трудные дни Великой Отечественной войны. В декабре 1941 года сразу в нескольких издательствах, таких как «Изогиз» и «Искусство», вышли новогодние карточки с девизом «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» (рис. 6 и 7).

Рис. 6. Новогодние фронтовые открытки

Рис. 6. Новогодние фронтовые открытки

Рис. 7. Новогодние фронтовые открытки

Под стать ему было и пожелание: «Воин Красной Армии! Бери пример с героев Гражданской войны! Сам будь героем!». А в качестве изображения на открытках были помещены портреты героев, с которых следовало брать пример: Чапаев, Щорс и Котовский. На обороте такой открытки был размещен призыв: «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!»

В 1945 году советские военнослужащие, находящиеся на территории освобожденной Европы, стали отправлять в нашу страну красивые импортные новогодние открытки, благодаря чему начался новый этап в развитии отечественной рождественской открытки.

Открытки послевоенных лет кажутся нам сегодня домашними, теплыми и уютными, воспевающими мирную жизнь, возвращение к семейным праздникам, чистой скатерти и звенящим бокалам, к чистым румяным детям, занимающимся зимними видами спорта. После военных лишений новогодние открытки вошли в жизнь непривычной красотой. Однако, что бы ни было изображено на новогодней открытке, у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.

После войны в разрушенной стране денег на подарки не было — люди радовались самым простым вещам, дети — примитивным, иногда даже самодельным игрушкам и сладостям. Многие праздники еще не стали выходными днями, а о 10­дневных новогодних каникулах граждане СССР и мечтать не могли. Открытки вновь стали популярны — они давали возможность поздравить близких в любом уголке страны. Новогодние открытки были самыми красивыми — яркие, блестящие, отпечатанные на хорошем картоне, они были настоящим подарком. В большинстве семей их собирали, а если открыток становилось слишком много, долгими зимними вечерами делали из них новогодние поделки — красивые шары, елочные игрушки и шкатулки.

Рис. 8. Новогодний натюрморт с элементами роскоши

Рис. 8. Новогодний натюрморт с элементами роскоши

После Победы новогодние открытки стали выпускаться почему­то реже. Новый всплеск пришелся на 50­60­е годы. Массовое производство поздравительных открыток в Советском Союзе было налажено в 1953 году. Огромными тиражами новогодние открытки по рисункам лучших советских художников печатал «Гознак». И хотя все открытки проходили цензуру, ассортимент быстро расширялся: возвращались открытки со сказочными сюжетами, появлялись открытки с самолетами, поездами, новостройками, изображениями других достижений прогресса и результатов труда; неизменным спросом пользовались открытки с животными и пейзажами. Тогда же появились черно­белые фотооткрытки. На них помещались виды городов, зимние пейзажи, другие сюжеты.

Очередную веху в завоеваниях советского государства можно увидеть на открытке издательства «Молот» из Ростова­на­Дону, где новый, 1960 год летит на космическом корабле.

В 1960­1970­х годах на открытках изображали спортсменов, встречающих Новый год на лыжне или катке, пары и компании в красивой одежде, отмечающие праздник в ресторане. На многих открытках того времени можно увидеть «предметы роскоши» — телевизор, детские механические игрушки, фрукты, шампанское (рис. 9).

Рис. 9. Характерный сюжет «прикольной» открытки последнего десятилетия

Рис. 9. Характерный сюжет «прикольной» открытки последнего десятилетия

История новогодних открыток советского периода показывает процесс переосмысления рождественских образов и попытку придать им новый смысл — во время освоения космоса. Дед Мороз сменил тройку на самолет или космическую ракету, а когда началась антиалкогольная кампания — со старых новогодних открыток исчезли все упоминания о шампанском, более того — пропали даже изображения пустых бокалов.

В 1970­е годы в СССР ежегодно издавалось 2,5­3,5 млрд экземпляров открыток, которые продавались во всех отделениях почтовой связи и газетных киосках. На этих открытках — Деды Морозы всех мастей, Снегурочки, хороводы зверей, лихие тройки и корабли­спутники.

Но кремлевские звезды, башни и куранты оставались самыми популярными образами советской новогодней открытки.

В 1980­е годы рисованную открытку вытесняет фотооткрытка. На большинстве открыток того времени — натюрморты с еловыми лапами, блестящими шарами, серпантином и горящими свечками, зимние пейзажи. Используются предметы традиционных промыслов — хохломские подносы, фарфоровые игрушки, расписанные мастерами Гжели. Появляются открытки с надписями из фольги, тисненым рисунком. Наконец, в начале 1990­х годов вернулись открытки «С Рождеством» — как созданные современными художниками, так и перепечатанные со старинных открыток.

Рис. 10. Австралийская рождественская открытка

Рис. 10. Австралийская рождественская открытка

Конец XX века дал новые сюжеты (рис. 10). В новогодней открытке проявилось влияние восточного календаря, знаков зодиака. Последний пик моды — корпоративные новогодние открытки: администрации крупных предприятий, органы власти стали заказывать в издательствах именные поздравительные открытки.

Несмотря на то что современные открытки сегодня есть на любой вкус, в старых рождественских открытках есть какое­то особое очарование. И дело даже не в безусловном таланте художников, принимавших участие в их создании. Скорее всего, старые новогодние открытки — это частица безвозвратно ушедшей эпохи, с которой связаны приятные воспоминания.

Новогодние традиции

С годами в разных странах сложились и свои национальные традиции. В Японии, например, существует традиция дарить перед Новым годом открытки с изображением животного, которое соответствует этому году по восточному календарю. Такие новогодние открытки жители Страны восходящего солнца посылают друг другу сотнями. В них принято благодарить своих родственников и знакомых за все хорошее, что случилось в уходящем году, и выражать надежду на продолжение доброжелательных отношений в дальнейшем.

Китайские новогодние открытки глубоко символичны. Язык символов основан на фонетическом сходстве произносимых слов. Если на открытке изображена летучая мышь — это пожелание счастья, поскольку слова «счастье» и «летучая мышь» звучат одинаково. Аналогично, если на открытке изображена золотая рыбка и карп — это означает пожелание прибыли и достатка; обезьяна, которая скачет на коне, — пожелание быстрого получения знатного титула. Нередко можно увидеть на рисунке соседство дракона (приносит богатство) с тигром (пожиратель демонов).

В Австрии очень распространен обычай рассылать новогодние открытки с национальными символами счастья. На таких почтовых карточках обычно изображается трубочист, четырехлистный клевер и свинья.

Австралийцы обожают делать рождественские подарки и присылать открытки. На открытках часто встречаются традиционные европейские сюжеты — заснеженные леса, села под звездным небом, санки, елки... Есть открытки, которые отражают местные реалии, когда, например, тележка с Рождественским Отцом (Дедом Морозом) и Снежной королевой везет кенгуру. Нередко можно увидеть и простое изображение кенгуру (рис. 11).

На открытках скандинавских стран часто встречаются веселые и добрые гномы. В Швеции отдают предпочтение детским рисункам, работам в технике аппликации, фотографиям. Забавную открытку можно встретить в Эфиопии: Санта­Клаус — негр с черной бородой и в сером халате, сидящий в повозке, которая запряжена мулами.

Немного грустное послесловие

Жаль, что теперь перед Новым годом наши почтовые ящики уже не завалены поздравлениями, как в былые советские времена, когда каждый уважающий себя гражданин огромной страны задолго до боя кремлевских курантов усердно подписывал не менее двадцати новогодних открыток родным, друзьям, знакомым. Мы лишили себя удовольствия перебирать содержимое коробки с памятными поздравительными открытками, как это делали наши родители. Но исправить такое положение еще не поздно.

Несмотря на все изменения последних лет, во многих семьях и по сей день хранят советские новогодние открытки просто потому, что их приятно держать в руках. Эти открытки напоминают о тех, кого уже нет с нами, и заставляют вспоминать детство — самую прекрасную пору в жизни каждого человека. Вот почему советские новогодние открытки приятно получать и сегодня, ведь они — не просто яркие картинки с забавными сюжетами, они — часть истории страны и каждой отдельной семьи в этой стране.

КомпьюАрт 11'2013

Выбор номера:

Printtech
computex
heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства