КомпьюАрт

1 - 2016

Кальки

Николай Дубина info@prodtp.ru

Ка́лька (фр. calque, англ. tracing paper) — тонкая прозрачная бумага, применяемая при черчении, свето­ и ручном копировании. Калька появилась в начале 17­го века. Это полупрозрачная жесткая бумага, в состав которой входит мелкоизмельченная целлюлоза. По своей структуре она отличается высокой плотностью, что позволяет сделать ее максимально тонкой.

До эры компьютеризированного черчения калька применялась в конструировании и строительстве для совместного «сквозного» просмотра планов этажей или чертежей разных уровней механического устройства с целью проверки на совместимость разных листов проекта, нарисованных разными исполнителями. Калька — своего рода аналог множества «слоев» в компьютеризированном черчении. В данное время производятся различные виды кальки, способные пройти под валиками принтера или копира без замятия и застревания. Такие разновидности применяются для распечатки чертежа стандартного узла или чертежа детали, а также при поиске инженерного решения через наложение на основной чертеж.

Калька обычно вырабатывается из сульфатной беленой целлюлозы с добавлением в некоторые ее виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя (или с небольшим его содержанием) и хорошо проклеивается. Или, как вариант, из уже готового пергамина.

Рис. 1. Кальки с чертежами

Рис. 1. Кальки с чертежами

Рецепт изготовления прозрачной бумаги из книги «1750 практических техно-химических рецептов» (5-е изд., Губинский В.И., стр. 22): «Гарвей, в Лондоне, обрабатывает бумагу олифою и, по удалению бензином излишка маслянистых частиц, промывает в хлорной ванне; затем, после высушивания, обрабатывает еще раз перекисью водорода».

Высококачественная калька, применявшаяся для копирования чертежей тушью и для светокопирования, при изготовлении сильно увлажняется, каландрируется под высоким давлением валков и промасливается пленкообразующими веществами. Именно высокой степенью спрессованности относительно простой бумаги частично обеспечивается ее прозрачность на просвет.

Основное свойство кальки — прозрачность. Существует два способа ее достижения:

  • каландрирование;
  • повышение градуса (степени) помола целлюлозного волокна.

Второй способ более эффективный, поскольку наряду с высокой прозрачностью позволяет добиться высокой прочности, но он же и более дорогой в изготовлении. Возможно также комбинирование двух способов. Именно по этому пути пошла часть современных отечественных производителей, что и позволило получить высококачественный продукт при сохранении приемлемой цены.

Калька для черчения и копирования карандашом (матовая, без глянцевой стороны) представляет собой именно прозрачную некаландрированную бумагу. Калька с глянцевой стороной была в СССР двух видов:

Рис. 2. Декоративная калька «Бабочки»

Рис. 2. Декоративная калька «Бабочки»

  • тушевая, на бумажной основе с полуглянцевым блеском, очень тонкая и непрочная, намного тоньше и механически слабее карандашной кальки;
  • пленкоподобная лавсановая, где глянцевая сторона была самой прозрачной пленочной основой (лавсан, целлулоид или винил), заметно более толстой и прочной, чем оба вида бумажной, а шероховатое полупрозрачное матовое покрытие для черчения наносилось уже на саму пленку.

Поверхность двусторонней матовой кальки гораздо более абразивная, чем у обычной чертежной или офисной бумаги. Это заметно ускоряет износ нешарикового инструмента, работающего по принципу прямого скольжения металла по бумаге, например металлических перьев и перьевых ручек, рапидографов и рейсфедеров. При отсутствии под рукой абразивного бруска матовая калька используется как шлифовальный материал для доводки фабричных каллиграфических перьев до приемлемой гладкости скольжения (снятия фаски с контактной зоны) и закругления внешних углов пера, царапающих бумагу.

Карандашная матовая калька времен СССР настолько абразивная, что может использоваться как подручный шлифовальный материал не только для мягких металлов, вроде меди и латуни, но и для стали и даже стекла.

Стандарты калек

Substance

Плотность

Влажность

Шероховатость

Прозрачность

Tensile strength (mD)

Surface Alkali pH

ISO 536

 

ISO 287

ISO 8791-2

ISO 2469

ISO 1974

ISO 6588

г/м²

кг/м³

%

мл/мин

%

мН

pH

42

1,200÷1,235

7

100-300

79+/–5

220-440

6-7

53

1,200÷1,235

7

100-300

77+/–5

220-440

6-7

63

1,220÷1,250

7

100-300

75+/–5

220-440

6-7

73

1,220÷1,250

7.5

100-300

75+/–5

220-440

6-7

83

1,220÷1,250

7.5

100-300

75+/–5

220-440

6-7

93

1,220÷1,250

7.5

100-300

75+/–5

220-440

6-7

100

1,220÷1,250

7.5

100-300

75+/–5

220-440

6-7

112

1,220÷1,250

8

100-300

73+/–5

220-440

6-7

130

1,220÷1,250

8

100-300

69+/–5

220-440

6-7

150

1,220÷1,250

8

100-300

65+/–5

220-440

6-7

160

1,220÷1,250

8

100-300

61+/–5

220-440

6-7

170

1,220÷1,250

8

100-300

59+/–5

220-440

6-7

190

1,220÷1,250

8

100-300

55+/–5

220-440

6-7

200

1,220÷1,250

8

100-300

53+/–5

220-440

6-7

240

1,220÷1,250

8

100-300

47+/–5

220-440

6-7

280

1,220÷1,250

8

100-300

45+/–5

220-440

6-7

Сегодня в дизайнерских коллекциях можно найти не только матовую прозрачную бумагу, но и фактурные, цветные и перламутровые кальки. Как это ни странно, но технология изготовления данного вида бумаги до сих пор многим людям неизвестна. В секрет ее создания посвящены только производители продукции.

Изначально изделие предназначалось для чертежных работ. О том, что такое калька, знали в основном только специалисты в этой области. На сегодняшний день изделие применяется во многих сферах. Оно используется для ручного копирования, и теперь даже школьник начальных классов с легкостью ответит на вопрос, что такое калька.

Однако не каждый художник отважится использовать эту бумагу в своей работе — а все потому, что иногда результат может оказаться совершенно непредсказуемым. В принципе, калька является вещью первой необходимости для людей творческих профессий, таких, например, как художники. Студент архитектурной специальности также не сможет обойтись без кальки.

Использование этого материала позволяет многократно сократить время, которое необходимо для создания нескольких макетов. Данный вид бумаги не боится многоразового сложения, а кроме того, этот материал достаточно долговечен. Калька компактна при хранении.

Рис. 3. Дизайнерская фактурная калька «Камелия»

Рис. 3. Дизайнерская фактурная калька «Камелия»

Дизайнерские кальки — это очень капризный материал, но в то же время — необычайно красивый. Не стоит забывать о том, что при печати могут возникнуть две проблемы. Не все виды кальки можно применять в печати, так как на некоторых просто невозможно осуществить качественный перенос.

Еще одна проблема заключается в том, что могут возникнуть трудности при подаче листов в печатную машину, а также при прохождении в ней листов в момент печати. Вот почему данный процесс лучше доверить профессионалам.

Кальки на российском рынке бумаги

Несмотря на кажущееся многообразие, предложение калек на российском рынке довольно ограниченно. Тем не менее то, что предлагается, с лихвой покроет запросы даже очень требовательных заказчиков — как по плотности и размерам, так и по цвету. Итак, что же предлагается крупными поставщиками?..

Александр Браун

Производство Schoellershammer, Германия

Немецкая фабрика Schoellershammer существует с 1784 года и знаменита на весь мир своими кальками. Удачное сочетание традиционных методов бумажного производства и современных технологий сделало их образцом для подражания и эталоном качества для полупрозрачной дизайнерской бумаги. Покупателям предоставляются классические белые кальки GlamaBasic.

Рис. 4. Калька GlamaBasic

Рис. 4. Калька GlamaBasic

Чистоцеллюлозные кальки GlamaBasic отбелены без добавления хлора, не содержат кислот и обладают высокой устойчивостью к старению. Они подходят для большинства методов печати и послепечатной обработки: высокой и офсетной печати, шелкографии, лакировки, ламинирования, конгрева, вырубки, лазерной высечки, горячего тиснения фольгой, биговки и фальцовки. Также подходят для использования в офисной технике: струйных и лазерных принтерах. В любом случае, перед печатью тиража рекомендуется делать пробный оттиск.

Плотность (г/м2): 92, 112, 150, 180, 280.

Формат (см/см): 70x100.

Анталис

Производство Arjowiggins, Англия

Кальки прозрачные Curious Translucents Clear и кальки цветные Curious Translucents Color — инновационная коллекция дизайнерской бумаги, полностью сертифицирована FSC.

Curious Translucents — чистоцеллюлозные кальки высочайшего качества. Линейка калек позволяет обыграть оттенки бумаги и напечатанного изображения, имеет множество эффектов: Clear — натуральная прозрачная; Clear Effects — Linear (линии); Space Dust (вкрапления); Coloured — металлизированные, яркие и натуральные оттенки:

  • Curious Color Bright white — экстра­белый;
  • Curious Color pearl — жемчуг перламутр;
  • Curious Color silver — серебро перламутр;
  • Curious Color gold — золото перламутр.

Рис. 5. Серия калек Curious Translucents Color

Рис. 5. Серия калек Curious Translucents Color

Кальки Curious Translucents подходят для основных видов печати: офсетной печати фолиевыми и УФ­красками (с соблюдением рекомендаций производителя), трафаретной, флексографии. В качестве методов послепечатной обработки отлично подходят тиснение, вырубка, фальцовка.

Плотность (г/м2): 90 и 100.

Формат (см/см): 70x100.

Европапир

Производство Schoellershammer, Германия

Праймированная калька Glama Digital производства Schoellershammer, плотностью 112 и 150 г. Эта калька серти­фицирована HP и входит в широкую линейку специализированных материалов для машин HP Indigo. Поставляется в формате 460x320 мм, упакована в пачки по 250 листов.

Сертифицирована FSC.

Компания «Берег»

Производство: Fedrigoni, Италия

GSC (Golden Star Colour)

Чистоцеллюлозная цветная полупрозрачная бумага, тонированная в массе. Поставляется в листах формата 70x100 см плотностью 100 и 200 г/м2.

Большой выбор цветов:

  • Blue — темно­синий;
  • Yellow — ярко­желтый;
  • Red — красный;
  • Green — темно­зеленый;
  • Coffee — кофейный;
  • Cream — сливочный;
  • Fluo Green — флуоресцентно­зеленый.

А также металлизированные:

  • Gold — золотой;
  • Silver — серебряный.

GSK (Golden Star K)

Чистоцеллюлозная бумага высокой прозрачности — «калька». Поставляется в двух оттенках белого: Extra White и Premium White. Процесс отбеливания производится бесхлорным способом. Бумага полностью поддается биологическому распаду и переработке.

Поставляется как в листах полиграфического формата 70x100 см, так и в листах для цифровой печати от формата А4 для офисной техники до 32x46,4 см для HP Indigo. Диапазон плотностей — от 80 до 240 г/м2.

Pergamenata

Чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага, имитирующая матовый пергамент. Поставляется в листах формата SRA3 для цифровой печати и в листах полиграфического формата 70x100 см в диапазоне плотностей от 90 до 230 г/м2.

Поставляется в двух цветах:

  • Bianca — белый;
  • Naturale — бежевый.

Pergamenata Pearl

Чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага с металлическим блеском. Имеет двустороннее перламутровое покрытие. Выпускается в листах формата 70x100 см.

Поставляется в трех цветовых исполнениях:

  • Ice — лед;
  • Silver — серебро;
  • Bronze — бронза.

Все представленные бумаги имеют сертификаты FSC и ISO 9706 (долговечная бумага или бумага длительного срока использования). Они разработаны с учетом спе­цифики печати офсетом, шелкотрафаретом и флексографией, отлично показали себя в послепечатной обработке. Материалы, поставляемые в цифровых форматах, имеют соответствующие сертификаты от HP Indigo и Xerox.

Калька производства концерна Fedrigoni отлично зарекомендовала себя в России. На протяжении последних 20 лет она радует российских полиграфистов качеством и высокой технологичностью материала, а дизайнеров и художников — оригинальным внешним видом и широким выбором возможных применений.

Дубль В

Производство Schoellershammer (Германия)

Помимо чистоцеллюлозной полупрозрачной белой кальки Glama Basic, о которой уже упоминалось выше, компания предлагает Glama Color — тоже чистоцеллюлозную, но тонированную кальку.

Она рекомендована для офсетной, шелкотрафаретной, высокой печати, а также для лакирования, конгревного и блинтового тиснения и тиснения фольгой. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.

Поставляется в листах 70x100 см. Плотностью 62 г/м2 —
250 листов и 100 г/м2 — 125 листов.

Цвет:

  • Glama Basic — белый;
  • Glama Color — темно­бордовый;
  • Glama Color — черный;
  • Glama Color — синий;
  • Glama Color — зеленый;
  • Glama Color — розовый;
  • Glama Color — красный;
  • Glama Color — винно­красный.

Производство Zanders, Германия

Чистоцеллюлозная тонированная калька Zanders spectral, широкий спектр цветов. Рекомендована для офсетной, шелкотрафаретной, цифровой (требуется предварительное тестирование), высокой печати, а также для лакирования, конгревного и блинтового тиснения и тиснения фольгой. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.

Рис. 6. Кальки из коллекции Zanders spectral

Рис. 6. Кальки из коллекции Zanders spectral

Коллекция содержит конверты.

Поставляется в листах 65x92 см и 70x100 см; по 100 листов в пачке.

Плотность: 100 и 200 г/м2.

Цвет:

  • Снежно­белый;
  • Белый;
  • Медовый;
  • Мятно­зеленый;
  • Голубой иней;
  • Розовый леденец;
  • Сиреневый туман;
  • Вишневый;
  • Оранжевый;
  • Солнечно­желтый;
  • Желто­зеленый;
  • Синее озеро;
  • Ультрафиолет.

Чистоцеллюлозная калька Zanders Т2000. Рекомендована для многокрасочной офсетной печати, для изготовления оригинал­макетов, черчения, копирования. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.

Поставляется в листах 70x100 см.

Плотностью 90­95 г/м2 — 500 листов, 80­85, 110, 110­115 г/м2 — 250 листов, 150 г/м2 — 125 листов.

Палитра: обычная полупрозрачная.

Производитель: Fabriano, Италия

Чистоцеллюлозная бумага Pergamon с эффектом «кристалл», по внешнему виду напоминает кальку Trans Marque с аналогичным рисунком.

Изготовлена из ECF­целлюлозы и имеет сертификат FSC. Подходит для одноцветной и полноцветной печати с использованием офсетной и трафаретной технологий. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.

Поставляется в листах 70x100 см.

Плотностью 110 г/м2 — 200 листов; 160 г/м2 — 200  лис­тов. 

Выбор номера:

23-я выставка маркетинговых коммуникаций ДИЗАЙН И РЕКЛАМА
Printtech
computex
heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства