Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

3 - 2000

Подводя итоги XX столетия: книгоиздание

Бестселлер – детище рекламы

Евгений Немировский

Продолжение. Начало см. в № 12, 1999.

Девятнадцатое столетие не знало такого слова — «бестселлер». Точнее, оно появилось в самом конце прошлого века. В 1895 году Гарри Тьюрстон Пек опубликовал на страницах редактируемого им журнала «Bookman» список книг, которые хорошо распродавались в крупных городах США. Начинание было одобрено читателями. Списки стали публиковать ежемесячно, а затем и еженедельно. Количество книг, приводимых в них, на первых порах ограничивалось шестью. Затем ограничения были сняты.

В названии списка, посвященного «best sellers books», то есть «наиболее хорошо распродающимся книгам», слово «books» («книги») для краткости опустили. Так родилось новое английское слово «bestseller», вскоре получившее права гражданства и в других языках. В русский язык оно пришло с запозданием и на первых порах имело негативный оттенок. Слово «бестселлер» ассоциировалось с произведениями детективного и эротико-порнографического жанра, что традиционно у нас считалось непременной принадлежностью так называемой буржуазной литературы.

Впоследствии, когда журнал «Bookman» перестал выходить, списки лидеров продаж перекочевали в журнал «Books of the Month» («Книги месяца»). Ныне они регулярно публикуются в органе книготорговцев и книгоиздателей США «Publishers Weekly» («Еженедельник книгоиздателей»).

К 60-летию бестселлеров, которое отмечалось в 1955 году, библиограф Алиса Пейн Хекетт составила их полный список, в котором было названо 306 книг, каждая из которых разошлась в количестве свыше 1 млн. экз. В 1977 году, к 80-летию бестселлера, появилось новое, дополненное издание.

В конце книги А.П.Хекетт помещен список «Ранние бестселлеры». Исследовательница как бы опрокинула сравнительно новый термин в прошлое. Она решила перечислить книги, которые появились на свет божий до 1895 года, когда началась регистрация бестселлеров, но которые за последующие десятилетия были распроданы в США в количестве свыше 1 млн. экз. Открывает список, конечно, Библия, которую можно найти в каждом американском доме.

На второе место Хекетт поставила нравоучительное и аллегорическое сочинение английского писателя и проповедника Джона Беньяна (John Bunyan, 1628-1688) «Путь паломника» (The Pilgrim’s Progress), впервые изданное в 1678 году.

Преобладают в списке произведения англоязычной литературы. Причиной тому — всегдашний американский изоляционизм и низкий уровень переводческой культуры в США, о чем уже шла речь в нашей предыдущей статье.

Из произведений зарубежной литературы первое место отдано «Басням» Эзопа.

Среди классических произведений, изначально написанных для взрослого читателя, но со временем ставших любимыми детскими книгами, названы «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. А вот «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» испанца Мигеля Сервантеса в списке нет.

Чарлз Диккенс представлен в списке семью произведениями («Приключения Оливера Твиста», «Лавка древностей», «Рождественские повести», «Давид Копперфилд», «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Повесть о двух городах»). Французы же — Виктор Гюго, Гюстав Флобер и Эмиль Золя — представлены каждый лишь одной книгой («Отверженные», «Мадам Бовари», «Нана»).

В списке упомянута лишь одна книга русского писателя — «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Имен Антона Павловича Чехова, Ивана Сергеевича Тургенева и даже Федора Михайловича Достоевского в списке А.П.Хекетт нет. Это с одной стороны. А с другой — названы «Время небылиц» Томаса Балфинка и «Семейный курс» Джона Бартлета — книги, у нас совершенно неизвестные. Хотя и в изданном в 1994 году в США капитальном биографическом «Словаре писателей» этих имен мы не найдем.

Работая над основной частью своего труда, А.П.Хекетт руководствовалась беспристрастными данными статистики. Она включила в списки бестселлеров книги в твердом переплете, раскупленные в количестве свыше 750 тыс. экз., и книги в мягких обложках, совокупный тираж которых превысил 2 млн. экз. Есть и сводный список, учитывающий как те, так и другие издания. В 1895-1975 годы лишь 366 книг разошлись в США тиражом свыше 2 млн. экз. каждая. А тираж 43 из них превысил 6 млн. экз. По меркам советского, да и современного российского книгоиздания это не так уж и много.

Читателю, конечно, интересно, какая книга стала абсолютным чемпионом. Это популярный и у нас труд Бенджамина Спока (Benjamin McLane Spock, 1903-1998) «Карманная книга об уходе за ребенком» («The Common Sense Book of Baby and Child Care»). Вышел этот труд впервые в 1946 году и за неполные 30 лет разошелся в количестве 23,3 млн. экз.

Немногим отстает от руководства Б.Спока «Новая поваренная книга» журнала «Better Home and Garden», которая впервые увидела свет в 1930 году и с того времени разошлась в количестве 18,7 млн. экз.

Неизменной популярностью в англоязычных странах, и не только там, пользуется «Американский словарь английского языка» («American Dictionary of the English Language», ныне «Webster’s New International Dictionary of the English Language»). Словарь этот был составлен американским лексикографом Ноем Вэбстером (Noah Webster, 1758-1843). Впервые книга увидела свет в 1828 году. С того времени эпохальный труд Вэбстера постоянно дополнялся и переиздавался. В 1895-1975 годы его суммарный тираж в Соединенных Штатах Америки составил 18,5 млн. экз.

И еще одна книга, весьма популярная во всем мире, а с недавнего времени и у нас, — «Книга рекордов Гиннесса» («The Guinness Book of World Records»), изданная тиражом в 16,5 млн. экз.

Произведения художественной литературы отстают от так называемого non fiction. Поясним, что в буквальном переводе это означает «нехудожественная литература». Так именуют рассчитанную на массового читателя общественно-политическую, научно-популярную и прикладную литературу. В области беллетристики абсолютным чемпионом признан «Крестный отец» («The Godfather») Марио Пьюзо (Mario Puzo, 1921-1999), успех которого был подкреплен удачной экранизацией, осуществленной замечательным режиссером Фрэнсисом Фордом Копполой (Francis Ford Coppola, род. в 1939). Роман, рассказывающий о семье итальянских мафиози, возглавляемой Доном Корлеоне (в фильме его роль исполнял Марлон Брандо), вышел в 1969 году и за шесть лет разошелся в количестве 12,1 млн. экз. (из них 11,7 млн. — книги в бумажных обложках).

Второе место среди произведений художественной литературы занимает мистический роман «Изгоняющий дьявола» Уильяма Блетти (William Blatty), опубликованный в 1971 году и до 1975 года изданный в количестве 11 702 097 экз.

Наконец, на третьем месте находится роман Харпер Ли (Harper Lee) «Убить пересмешника» («To Kill a Mockingbird»), очень популярный и у нас. Его общий тираж в 1960-1975 годы — 11 113 990 экз.

Широкий резонанс в обществе вызвал и сентиментальный роман Эрика Сегала (Eric Segal) «История любви» («Love Story»), появление которого в 1970 году свидетельствовало о том, что в США пресытились сексуальной революцией и хотят возвратиться к традиционным ценностям. Общий тираж этой книги составил 9 905 627 экз.

Известный роман Маргарет Митчелл (Margaret Mitchell, 1900-1949) «Унесенные ветром» («Gone with the Wind»), который в течение многих лет удерживал первенство в списке бестселлеров, по данным А.П.Хекетт, находится лишь на 9-м месте (его общий тираж 8 630 000 экз.). Этот роман, повествующий о судьбах нескольких семей в годы гражданской войны в Америке, был издан в 1936 году и вскоре был удостоен весьма престижной Пулитцеровской премии. В 1939 году роман был экранизирован, что также способствовало росту его популярности. По более современным сведениям (на 1994 год), этот единственный роман Маргарет Митчелл издан тиражом свыше 25 млн. экз. на 30 языках.

Несколько иные сведения о тиражах находим в обобщающем списке бестселлеров, приведенном на конец 1981 года. Здесь названы 88 книг в твердых переплетах, разошедшихся тиражом свыше 750 тыс. экз., и 45 книг в бумажных обложках, вышедших тиражом свыше 1 млн. экз. Список возглавляет «Поваренная книга Бетти Крокер» («Betty Crocker’s Cookbook»), изданная фирмой «Golden Press» в 1969 году и разошедшаяся до 1981 года общим тиражом в 20 млн. экз. Далее следуют «Новая поваренная книга» журнала «Better Home and Garden», которая есть и в списке А.Хекетт. Книга впервые увидела свет в 1930 году и с того времени разошлась в количестве 19 886 989 экз. И еще одно пособие по кулинарии — книга Ирмы С.Ромбауер и Марион Ромбауер Беккер «Радость приготовления пищи», общий тираж которой (начиная с 1931 года) составил 9 млн. экз.

Несколько уступают в популярности поваренным книгам произведения детской литературы. Лидером здесь является «История Питера Кролика», которая увидела свет в 1902 году и с тех пор разошлась в количестве 8 млн. экз.

Безусловным чемпионом в области художественной литературы в 1981 году признан роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».

В списке бестселлеров в бумажных обложках в 1981 году лидировал роман английского писателя Уильяма Джеральда Голдинга (William Gerald Golding, 1911-1993) «Повелитель мух» («The Lord of the Flies»), впервые изданный в 1954 году и разошедшийся до 1981 года тиражом в 7 068 345 экз. В 1983 году У.Д.Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Среди произведений так называемого non ficton, изданных в бумажных обложках, по списку 1981 года лидировала научно-популярная книга Алекса Комфорта «Радости секса», общий тираж которой в 1974-1981 годы составил 4 736 700 экз.

Назовем еще несколько произведений художественной литературы, лидирующих в списке 1981 года бестселлеров в бумажных обложках: «Великий Гэтсби» («Great Gatsby») Ф.Скотта Фицджеральда (F.Scott Fitzgerald, 1896-1940) с тиражом в 4 352 653 экз., «Смерть коммивояжера» («The Death of a Salesman») Артура Миллера (Arthur Miller, род. 1915) с общим тиражом 3 268 000 экз., «Старик и море» («The Old Man and the Sea») Эрнста Хемингуэя (Ernst Miller Hemingway, 1899-1961) с общим тиражом

3 237 595 экз., «Посторонний» («L’Etranger») Альбера Камю (Albert Camus, 1913-1960) с тиражом в 3 019 331 экз., «Маленький принц» («Le Petit Prince») Антуана де Сент-Экзюпери (Antoine de Saint-Exupery, 1900-1944) с тиражом 2 890 980 экз.

В приведенном выше перечне, вопреки расхожему мнению, почти нет произведений детективной или эротической литературы. Все это — вполне добротные книги, давно уже ставшие классическими. Дело в том, что список бестселлеров за многие годы превращается в перечень произведений, которые американцы называют «studyseller» («книгами устойчивого спроса»). И наоборот, в еженедельных списках бестселлеров, регулярно публикуемых на страницах журнала «Publishers Weekly», преобладают книги временного спроса, подавляющее большинство которых и составляют в массе своей низкопробные произведения так называемого масскульта.

Огромные по зарубежным меркам тиражи стадиселлеров, если подходить к ним с мерками советского книгоиздания недавних времен, покажутся не столь уж большими. Как известно, в нашей стране вплоть до 90–х годов произведения общественно-политической, художественной и детской литературы выпускались многомиллионными тиражами. Тиражи произведений основоположников марксизма-ленинизма и партийных лидеров при этом устанавливались «сверху» и, конечно же, не соответствовали реальной читательской потребности. Так, например, «Задачи союзов молодежи» В.И.Ленина в 1918-1986 годы были изданы общим тиражом в 45 654 900 экз. на 65 языках народов СССР и 27 языках народов зарубежных стран. Но впечатляют и тиражи произведений художественной литературы. В те же годы общий тираж романа «Как закалялась сталь» Николая Островского составил 36 416 000 экз., «Войны и мира» Льва Толстого — 36 085 000 экз., «Молодой гвардии» Александра Фадеева — 26 143 000 экз., «Поднятой целины» Михаила Шолохова — 24 891 000 экз., «Дяди Степы» Сергея Михалкова — 21 494 000 экз...

Любопытно сравнить общие тиражи книг из американского списка бестселлеров с объемами издания этих произведений в СССР. Так, например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя в США к 1981 году вышел общим тиражом в 3,2 млн.экз., а в СССР к 1986 году — 10,02 млн.экз.

Как уже говорилось выше, списки бестселлеров в США регулярно публикует журнал «Publishers Weekly». Каковы механизмы формирования этих списков? Журнал поддерживает тесные связи с книготорговцами всей страны, которые регулярно сообщают сведения о распространении книг, пользующихся наибольшим спросом. Данные, полученные с мест, суммируются и еженедельно публикуются. Принуждать книготорговцев представлять своеобразные отчеты не приходится, ибо цивилизованный бизнесмен заинтересован в объективной информации о складывающейся на рынке конъюнктуре. Благодаря спискам бестселлеров он всегда знает, какие книги нужно заказывать у оптовиков, чтобы получить наибольшую прибыль. Довольны и читатели, поскольку списки помогают им ориентироваться в казалось бы безбрежном море издаваемой в стране литературы. Каждый стремится прочитать книгу, о которой пишут в газетах и говорят по телевидению, о которой спорят на дружеских вечеринках и в офисах.

Есть одно ограничение, снижающее объективность списков. В них попадают лишь те книги, которые распространяются через розничную торговую сеть. Издания, которые были заказаны по почте или получены через весьма популярные в США и других странах книжные клубы, сюда не включаются. Нет в списках и изданий, выпускаемых различными ведомствами, фирмами, учебными заведениями и не поступающих в свободную книжную торговлю. Такие книги, к слову, не попадают и в суммарную национальную книжную статистику США. Впрочем, такие издания большей частью издаются сравнительно небольшими тиражами, и их шансы стать бестселлерами минимальны.

Еженедельно «Publishers Weekly» публикует четыре списка бестселлеров. В первый из них входят произведения художественной литературы, издаваемые в твердых переплетах, во второй — произведения общественно-политической, научно-популярной, прикладной литературы (в США эти книги, как уже говорилось, именуют «non fiction») — также в твердых переплетах. Следующие два списка посвящены «художественным» и «нехудожественным» бестселлерам, изданным уже в мягких обложках и чаще всего в удобном, так называемом карманном формате. Для таких книг придумали термин «paperbacks», который также стал общепринятым. В первых трех списках помещают библиографические описания не более 15 бестселлеров, в четвертом — не более 10.

В чем смысл раздельной публикации списков книг в твердых переплетах и в мягких обложках? Все дело в особенностях издательского процесса, который в США и в развитых западноевропейских странах до недавнего времени сильно отличался от нашего. Подавляющее число изданий художественной литературы там вначале публикуется в твердых переплетах, но весьма ограниченным тиражом — 2000-5000 экз. Подобные книги стоят дорого — в среднем приблизительно 40 долл., то есть по нашему сегодняшнему курсу около 1200 руб. За последние 10 лет цены на книги в твердых переплетах выросли в США примерно в два раза. В 1977 году средняя цена книги в твердом переплете составляла 19,22 долл., в 1984 году — 24,66 долл., в 1987 году — 35,35 долл. За 10 лет цена книги в твердом переплете возросла на 83,9%. Очень дорога научная книга. При средней цене книги в твердом переплете в 1987 году в 35,35 долл., научная книга стоила в среднем 60,83 долл., книга по медицине — 56,56 долл., научно-техническая книга — 58,21 долл., книга по сельскому хозяйству — 46,98 долл. Такие издания доступны лишь обеспеченным читателям — предпринимателям, профессуре, адвокатам, врачам, высококвалифицированным рабочим и другим представителям научной и творческой интеллигенции. Эта элита является своеобразным пробным камнем будущей популярности произведения, фактически исполняя роль экспертов.

Наш читатель может указать на недемократичность подобной экспертизы. В какой-то мере это действительно так. Однако коммерция далеко не всегда соседствует с демократизмом. Следует также иметь в виду, что оплата труда в США значительно выше, чем у нас. И так называемый средний класс, который у нас только нарождается, является в Америке мощной и многочисленной социальной группой.

Книги дорого стоят и в Европе, причем цена их непрерывно повышается. В Федеративной Республике Германии в 1997 году книга в среднем стоила 40,46 марок. Цена одного экземпляра книги по сравнению с 1996 годом увеличилась на 4,7%. Средняя цена книг по математике и естественным наукам в ФРГ в 1997 году составляла 61,04 марки, по изобразительному искусству — 73,60 марки, по технической химии — 101, 40 марки. Дороже всего обходятся читателю библиографические указатели — в среднем по 211,21 марок.

В качестве примера приведем цены на книговедческую литературу, выпускаемую штуттгартским издательством «Anton Hiersemann». Библиографический указатель «Книгопечатание в XV веке», выпущенный в свет в 1988 году (книга в твердом переплете объемом в 699 страниц), стоил 1300 марок. По официальному курсу на начало февраля 2000 года это составляет 18 538 рублей. Не только специалист, но даже крупная государственная библиотека в нашей стране не может себе позволить приобрести подобную книгу. Неудивительно, что даже в Российской государственной библиотеке практически отсутствует зарубежная научная литература за 1990-2000 годы.

И еще один пример. Каждый том выпускаемой тем же издательством «Anton Hiersemann» многотомной «Энциклопедии книжного дела» обходится читателю в 390 марок, или в 5560 руб.

Если пробный тираж в твердом переплете расходится хорошо, издатель производит допечатку, выбрасывает на рынок новую партию. А затем наступает пора выпустить произведение в мягкой обложке. Тираж таких книг исчисляется многими тысячами, а иногда и миллионами. Цена же экземпляра по сравнению с той же книгой в твердом переплете значительно снижается. Средняя цена книги в бумажной обложке с учетом книготорговых наценок составляла в США в 1977 году в среднем 5,93 долл., а в 1987 году — 14,53 долл.

За 10 лет книги этой категории подорожали на 145%.

Бывает, что обычная практика, так сказать, пробного выпуска произведений художественной литературы изданиями в твердых обложках нарушается. Так происходит, если издатель заранее уверен в том, что книга будет хорошо расходиться. В этом случае одновременно выпускаются издания в твердом переплете и в мягкой обложке и сразу большим тиражом. Так, например, в 1991 году произошло с романом «Скарлетт» Александры Риплей. Это продолжение знаменитого романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», который в свое время стал бестселлером и долго удерживал пальму первенства по части наибольших тиражей. Легко понять, что издательская фирма «Warner», решившая выпустить «Скарлетт», рассчитывала на немедленный и небывалый успех. Первичный тираж романа Александры Риплей был установлен в 2,1 млн. экз. Фирма не ошиблась. Продавая книгу по немалой цене в 24 доллара 95 центов, она моментально реализовала весь тираж и тут же произвела допечатку, и не одну. Роман был переведен на многие языки, в том числе и на русский. Любопытно отметить, что «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл ждали русского перевода более 30 лет.

Но вернемся к спискам бестселлеров, публикуемым в журнале «Publishers Weekly». В конце каждого года составляются итоговые перечни, в которые попадают книги в твердых переплетах, удержавшиеся в еженедельных списках свыше 15 недель, и книги в мягких обложках, сохранявшие титул бестселлера в течение 10 недель.

Дадим представление о количественных оценках. Например, на протяжении 1989 года в еженедельных списках побывало 291 произведение литературы, в 1990 году — 319, в 1991 году — 287. Отсев для ежегодных списков идет более строгий и более придирчивый. Из 287 книг, названных бестселлерами в 1991 году, в суммарный годовой список вошло лишь 39.

По результатам 1990 года лидером стала изданная в твердом переплете книга Чарлза Гивенса «Здоровье без риска», которая находилась в списке бестселлеров в 1989 году в течение 48 недель, а в 1990 году — в течение 41 недели. В 1991 году она продержалась в списке наиболее популярных книг ту же 41 неделю, но уступила пальму первенства работе Роберта Блая «Железный Джон: книга о человечестве», которая числилась бестселлером в течение 47 недель.

Среди произведений художественной литературы, изданных в 1991 году в твердом переплете, лидировал роман Джона Гришэма (John Grisham) «Фирма» («The Firm»), который находился в списке бестселлеров 41 неделю. Гришэм сравнительно молод; он родился в 1955 году в небольшом провинциальном городке Джонсборо в южном штате Арканзас. По образованию он юрист, все его романы так или иначе связаны с судебно-правовой тематикой. Первый роман — он назывался «Пора убивать» («A Time to Kill») — вышел в свет в 1989 году. Это отнюдь не детектив, как можно было бы подумать, судя по названию романа. Как и всякий роман нового писателя, имя которого еще не известно на книжном рынке, «Пора убивать» был выпущен сравнительно небольшим тиражом в твердом переплете и продавался по немалой цене. Книга имела успех, что позволило издателям уже без всяких опасений отпечатать ее массовым тиражом в бумажной обложке. Основной тираж вышел одновременно в двух странах: США и Великобритании. Кроме того, книга была выпущена в Австралии, Новой Зеландии и Южно-Африканской Республике.

Отныне все произведения Джона Гришэма были «обречены» на успех. Первый, сравнительно небольшой тираж (55 тыс. экз.) романа «Фирма», появившегося в марте 1991 года, был моментально распродан. В 1991 году понадобилось 24 допечатки, после чего общий тираж дошел до 520 тыс. экз. Бестселлерами стали и другие романы Джона Гришэма - «Дело о пеликанах» («The Pelican Brief», 1991), «Клиент» («The Client», 1993), «Камера» («The Chamber», 1994), да и те, что последовали за ними. Все они были экранизированы. Для русского читателя Джона Гришэма открыло издательство «Новости», начавшее печатать его в 1993 году в серии «Мировой бестселлер». Выходили эти книги как в мягкой обложке, так и в твердом переплете. Их тираж составлял 50-100 тыс. экз. Надо сказать, что популярность романов Гришэма в России не поражала воображение. Основной массе читающей публики имя этого автора осталось неизвестным, хотя экранизации его романов и показывали по телевидению. Значительно большим успехом пользуются у нас Стивен Кинг (Stephen Edwin King, род. в 1947) и Сидни Шелдон (Sidney Sheldon, род. в 1917), хотя по уровню писательского мастерства они значительно слабее Гришэма.

И совсем незамеченным прошел у нас прекрасный роман Роберта Джеймса Уоллера «Мосты округа Мэдисон». Этот первый роман никому не известного писателя в 1992 году рискнуло выпустить издательство «Warner Books». Никто вроде бы не ожидал столь головокружительного успеха, однако он пришел. За три с половиной года книга разошлась в количестве 10 млн. экз. Ее перевели на многие языки, а в 1995 году экранизировали. В списках бестселлеров роман продержался 164 недели — больше трех лет. Такого успеха в течение последних десятилетий не имела ни одна книга. Роберт Уоллер в одночасье стал миллионером.

В России «Мосты округа Мэдисон» вышли в конце 1994 года в московском издательстве «РИПОЛ». Немалый по сегодняшним меркам тираж — 100 тыс. экз. — разошелся, но широкого резонанса книга не вызвала. Допечаток не последовало, шквального обвала рецензий и критических статей — тоже.

Конечно, успех книги не приходит сам собой. Бестселлер — во многом детище рекламы. Одним из главных рычагов, с помощью которых обеспечивается успех, является рекламирование книжной продукции, которое производится как до выхода книги в свет, так и после того, как она поступила в книжные магазины. Формы и методы рекламы, существующей на радио и телевидении, но главным образом в печати, могут быть различными. Выпускаются проспекты и буклеты, рассказывающие о содержании книги и о ее авторе. Шумно и с большой помпой проводятся презентации новых книг. И все же основной формой знакомства читателей с только что выпущенным изданием является рецензирование и реферирование книг.

В США, да и в других развитых капиталистических странах существует большое количество специализированных журналов и газет, по преимуществу еженедельных, которые знакомят потенциальных читателей, а также книготорговцев с новыми книгами. Как правило, книги регулярно рецензируются на страницах наиболее распространенных ежедневных газет, таких как «Чикаго Трибюн», «Чикаго Сан Таймс», «Лос-Анджелес Таймс». Некоторые газеты регулярно выпускают еженедельные приложения, специально посвященные издательским новинкам, — «Нью-Йорк Таймс Санди Бук Ревю», «Вашингтон Пост Бук Уорлд». Подробно знакомит с новыми книгами еженедельный журнал книготорговцев и издателей «Паблишерз Уикли». Существуют также специализированные публикации, посвященные, например, детской и юношеской литературе.

Можно смело утверждать, что ни одна сколь-нибудь заслуживающая внимания новая книга не проходит мимо рецензентов. Количественные показатели рецензирования и реферирования в США поражают воображение. Так, в 1987 году журнал «Choice» («Выбор») опубликовал 6803 рецензии и реферата, журнал «Publishers Weekly» — 6415, «Library Journal» — 4500, «Los Angeles Times» — 2725. Всего же в 1987 году на страницах 14 периодических изданий было прорецензировано 42 824 новые книги.

Нам обо всем этом можно только мечтать. В первой половине 90–х годов в России был лишь один специализированный журнал, призванный знакомить читателей с новой художественной литературой, — «Литературное обозрение». Газета «Книжное обозрение» публиковала лишь обзоры новых изданий; публикация же отдельных рецензий почти прекратилась. Когда-то очень интересные критико-библиографические отделы «толстых» журналов — таких как «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» — практически перестали существовать. Да и тираж этих изданий снизился до минимума. Даже 16-полосная «Литературная газета» перестала уделять внимание этому важному жанру.

В последнее время положение несколько улучшилось. Появились новые периодические издания, например «Новое литературное обозрение» или же во всех отношениях превосходное еженедельное издание «Ex Libris Независимой газеты». Но всего этого крайне мало. В 1999 году примеру «Независимой газеты» решили последовать «Известия». Однако вышел один-единственный номер «Книжных известий». С недавнего времени выходит рекламная газетка «Что почитать?», но ее интересуют лишь произведения масскульта.

В 1993 году автор этих строк писал в «Книжном обозрении»: «В нашей издательско-книготорговой практике определение бестселлеров не проводится. А жаль! Ибо было бы это со всех точек зрения интересно, поучительно и полезно». После этого газета отвела страничку, где помещала списки бестселлеров, названия которых, впрочем, определялись лишь рядом московских книжных магазинов. В последнее время термин «бестселлер» с этой странички исчез. Его заменили «Лидеры продаж», которые также определялись двумя-тремя книжными магазинами. В первом номере за 2000 год «Книжное обозрение» опубликовало список «Лучшие книги 1999 года», составленный восемью экспертами — писателями и литературными критиками. Речь в данном случае шла не о книгах, а о литературных произведениях, и к степени популярности и расходимости этих изданий данный список никакого отношения не имел.

Еще более огорчительным представляется тот факт, что Российская книжная палата прекратила работу в области так называемой персональной книжной статистики, то есть перестала подсчитывать, каким тиражом в течение года изданы те или иные произведения того или иного писателя. Таким образом, наше пожелание от 1993 года остается в силе.

КомпьюАрт 3'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства