КомпьюАрт

11 - 2004

Шрифт в России от Петра до наших дней

Часть I. Петровская реформа

Николай Дубина info@prodtp.ru

Из истории реформы

Проблема лишних букв

Истоки гражданского шрифта

Эстетика гражданского шрифта

В предыдущих статьях мы уже обращались к теме развития кириллицы как в рукописных книгах, так и в первых печатных книгах Ивана Федорова. Теперь остановимся на таком важном событии, как петровская реформа гражданского шрифта.

Общеизвестно, что времена Петра — важная эпоха в истории русской культуры, науки и просвещения, а также в развитии книгопечатания. С начала XVIII века в России впервые началось массовое печатание гражданских книг по математике, военному искусству, градостроительству, географии, истории и пр. В результате произведенной реформы гражданского шрифта печатный полуустав времен Ивана Федорова стал применяться только для набора религиозной литературы. Для остальных изданий был введен гражданский (антиквенный) шрифт (рис. 1). Изменился и сам алфавит: появились арабские цифры, буквы «Э» и «Я», исчезли надстрочные знаки и некоторые буквы полуустава. Так произошла адаптация кириллицы к формам латинской антиквы. При жизни Петра I гражданским шрифтом было напечатано около 400 книг.

Из истории реформы

Побудить Петра к означенной реформе могли преобразования француз-ского короля Людовика XIV, по приказу которого в 1692 году была образована королевская комиссия по стандартизации ремесел. Комиссия начала свою работу с типографского ремесла — в результате появился шрифт «королевская антиква». Этим шрифтом в 1702 году в Париже была набрана великолепная иллюстрированная книга о медалях царствования Людовика Великого, экземпляр которой имелся в библиотеке Петра I. Однако следует иметь в виду, что рисунок королевской антиквы принципиально не отличался от существовавших в то время шрифтов, тогда как Петр задумал произвести более фундаментальные изменения.

Рис. 1. Первая страница гражданской азбуки с исправлениями Петра I

Рис. 1. Первая страница гражданской азбуки с исправлениями Петра I

Первым шагом на пути осуществления реформы можно считать выдачу монополии Яну Тессингу на ввоз книг в Россию. Тессинг открыл в Амстердаме типографию, изготовил шрифты, отпечатал около 15 книг и ввез их в Россию. Однако кириллические шрифты, изготовленные для этой цели, были не более чем механической переработкой существовавшей на тот момент антиквы, к которой были добавлены несколько знаков кириллицы из полуустава, не имевших аналогов в антикве. Тогда Петр решил, как сейчас говорят, взять процесс проектирования нового шрифта «под личный контроль». Из сохранившихся писем Петра известно, что рисунки новых русских букв в январе 1707 года сделал «чертежник и рисовальщик» Куленбах. Из этих писем явствует, что Куленбах был техническим исполнителем заданий Петра, а предварительные эскизы букв азбуки разрабатывал сам Петр. Так, в одном из писем, отправленных в Могилев И.А. Мусину-Пушкину, Петр пишет: «А в присланных от Вас словах Куленбах ошибся, ибо надлежало б их таким маниром написать, каковы посланы, а оной написал таким маниром те же слова, как я дал ему в Жолкове; и для того при сем вновь посылаю образцы словам, чтоб слово в слово сим маниром написал, а не те, как я дал ему в Жолкове, только б величиною против жолковских всех трех рук».

Всего были сделаны оригиналы 32 строчных букв и четырех прописных («А», «Д», «Е», «Т»). Оригиналы остальных прописных литер надо было сделать по эскизам строчных букв. Шрифт в трех размерах был заказан в Амстердаме. Копии рисунков были переданы и мастерам Московского Печатного двора.

Полученные из Амстердама оттиски не удовлетворили Петра. Технически они были на высоте, но рисунок некоторых букв не соответствовал представлениям царя. Работы московских мастеров также были далеки от идеала. По результатам наборных проб царь решил изменить форму некоторых литер и добавить несколько пропущенных букв традиционного алфавита. Летом 1708 года Петр заказал дополнительные буквы в Амстердаме и параллельно в Москве на Печатном дворе. В Москве были изготовлены в среднем размере 21 прописная и 21 строчная литеры, а в мелком размере — только 17 строчных. В Амстердаме было сделано по 18 дополнительных строчных букв во всех трех размерах. И те и другие представляли собой варианты уже выполненных литер (новые формы «б», «д», «п», «р», «т», «ц», «щ», «ъ», «ы», «ь», «ять»), а также некоторые буквы, пропущенные ранее («з», десятеричное «i» с двумя точками, «и», «ук», «ф», полууставное «е» ударное, «юс малый», «кси», «пси», «ижица», а также «юс большой», «омега» и лигатура «от»). В новых вариантах шрифт стал гораздо спокойнее. Если сначала прописные буквы делались по рисункам строчных, то после корректуры, наоборот, некоторые строчные («д», «и», «п», «т») были сделаны по рисункам прописных. 25 из 34 строчных букв среднего размера имели рисунок прописных. Среди строчных крупного размера применяли несколько прописных без выносных элементов. Очевидно, таким образом пытались увеличить количество кеглей шрифта. Благодаря всем этим изменениям гражданский шрифт в результате образовывали преимущественно прямоугольные формы, а его строчные литеры в основном отличались от прописных незначительно.

Рис. 2. Собственноручная запись Петра I: «Симы литеры печатать…»

Рис. 2. Собственноручная запись Петра I: «Симы литеры печатать…»

В Голландии дополнительные литеры производились около года. Московские буквы за это время несколько раз доделывались и переделывались. Было выполнено не менее четырех их корректур. 18 января 1710 года Петр I посетил Печатный двор и одобрил оттиски азбуки. Затем он провел по-следнюю корректуру: вычеркнул знаки печатного полуустава, «от», «омегу», «пси» и первые варианты знаков нового шрифта и собственноручно на внутренней стороне переплетной крышки написал: «Симы литеры печатать исторические и манифактурныя книги. А который подчернены, тех [в] вышеписанных книгах не употреблять» (рис. 2). Однако первоначальные формы букв гражданского шрифта 1708 года применялись вместе с утвержденными Петром до 40-х годов XVIII века. На первом листе эталонной азбуки стоит дата окончания реформы: «Дано лета Господня 1710, Генваря в 29 день».

В начало В начало

Проблема лишних букв

Реформа типографского полуустава в начале XVIII века была проведена в двух направлениях: изменение состава букв и одновременное изменение графики шрифта. Важно, что при разработке гражданской азбуки были исключены знаки ударений (в том числе придыханий), сокращений, а также введены арабские цифры вместо обозначения чисел буквами, что затрудняло арифметические дей-ствия.

Принятая еще в IX веке кириллица обладала преимуществами перед западноевропейской системой латин-ского письма за счет наличия в ней букв для передачи шипящих и йотированных звуков. Тем не менее к началу XVIII века в русском алфавите, состоявшем из 41 буквы, лишними оказались 11 — буквы, дублировавшие одни и те же звуки: «фита» и «ферт»; «ижица», «иже» и «i» (десятеричное, писалось с двумя точками наверху); «зело» и «земля»; «он» и «омега»; «ук» и «у»; а также буквы, которые не соответствовали звуковому составу русского языка: «кси», «пси», два «юса» («юс большой» заменял букву «у», а «юс малый» — букву «я»), и буква, обозначавшая предлог «от» («омега» с надбуквенным знаком «т»). Все эти буквы имелись в букварях, в частности в «Букваре» Поликарпова 1701 года.

При изготовлении первого комплекта букв азбуки Петр I, видимо, решил отказаться от лишних букв: шести букв, дублировавших одни и те же звуки («иже», «земля», «омега», «ук», «ферт», «ижица»), греческих сочетаний «кси» и «пси», а также от лигатуры «от». Дополнительно были введены оборотная буква «э» (для более резкого ее различения с йотированной «есть») и вместо «юса малого» — новая форма буквы «я», которая встречается уже в скорописи XVII века.

Такая реформа алфавита встретила противодействие со стороны церкви, и Петр был вынужден пойти на уступки. В июле-августе 1708 года он дал заказ на изготовление дополнительных букв, среди которых значились все ранее исключенные.

Установлено, что в первой четверти XVIII века применялись только два вида шрифтов в трех размерах. К первому виду относится шрифт, который был приведен в учебной азбуке (ок. 1708 года). Шрифт этот включал 32 буквы. Им набирались книги гражданской печати с января 1708 года по февраль 1710 года, то есть до того времени, когда Петр I 29 января 1710 года утвердил гражданскую азбуку. В соответствии с утвержденным образцом азбуки 1710 года появился второй вид гражданского шрифта, которым печатались книги до начала 30-х годов XVIII века.

В учебную азбуку 1710 года был введен полный комплект букв, который применялся в старой печати. Судя по корректурному оттиску 1710 года, Петр исключил из прежнего полного состава алфавита только три буквы: «омегу», «пси» и лигатуру «от».

Таким образом, второй вид шрифта включал 38 букв. Кроме того, он отличался от первого вида начертаниями букв «Ц», «Щ», «П», «Р». В него были внесены и другие изменения: вместо буквы «зело», которая имела начертание латинской «S», стали применять букву «земля», вместо «фиты» — букву «ф», вместо рукописной буквы «Д» — ее прописное начертание. Строчные буквы «ь», «ы», как и в рукописном письме, не были выступающими. Что касается букв «ъ» и «ять», то они как выступающие сохранялись до начала XIX века.

Некоторые изменения буквенного состава русского алфавита были произведены Академией наук в 1735, 1738 и 1758 годах. Несмотря на то что еще в середине XVIII века В. Тредиаковский предложил изъять из русского алфавита лишние буквы, в частности «фиту», одну из двух «и», а также «ять», — эти буквы оставались в русском алфавите вплоть до Октябрьской революции.

В начало В начало

Истоки гражданского шрифта

В начале XVIII века, кроме нового типа скорописи, получает распространение и другой вид письма. Это письмо имеет связь как с полууставом, так и со скорописью конца XVII — начала XVIII века. Поскольку данный вид письма в определенной мере послужил основой построения гражданской азбуки, его назвали гражданским письмом.

Факт появления новой графики в русском письме конца XVII — начала XVIII века признан многими исследователями (палеографами и историками русской книги). В новых почерках московской письменности явно выражена тенденция постепенного образования начертаний букв, впо-следствии превратившихся в строчные (минускульные). К таким буквам в первую очередь относятся «б», «у», «р», которые применялись в графике письма, чаще в гравированном виде. Однако почерки гражданского письма всего XVIII века были неустойчивыми. Минускульный алфавит в полной мере установился в русском письме, видимо под влиянием типографского гражданского шрифта, только в 20-30-х годах XIX века.

Как указывает А.Г. Шицгал, анализ письменности конца XVII — начала XVIII века дает основание утверждать, что первоосновой русского гражданского шрифта явилось в определенной мере московское гражданское письмо начала XVIII века, переработанное на основе латинской антиквы. Этот процесс до некоторой степени протекал аналогично созданию в конце XV века в Венеции антиквы Йенсона — путем переработки гуманистического письма на графической основе монументального римского капитального шрифта.

Особенности шрифта антиквы — построение букв на основе круга и квадрата, плавный контраст между основными и соединительными штрихами, характер засечек — также отражены в русском гражданском шрифте.

Несколько больший контраст между штрихами и более тонкие засечки в гражданском шрифте по сравнению со шрифтами эпохи Возрождения можно объяснить, по-видимому, влиянием переходных видов шрифтов, которые появились уже в конце XVII века во Франции и Голландии под воздействием гравированных образцов.

То, что рукописный образец, переданный в январе 1707 года в Амстердам, а в мае того же года — на Печатный двор, отражал характерные особенности русского гражданского письма, следует из сходства некоторых букв этого образца с буквами гражданского письма начала XVIII века. Поразительное сходство мы находим при сравнении букв «д», «ъ», «б», «ять», «ц», «щ», «л», шрифта «Геометрии», а также указанных выше азбук с буквами гражданского письма начала XVIII века. Построение букв, соответствующих латинской основе, в определенной мере связано с рукописным шрифтом или с гравированными образцами.

Некоторые буквы гражданской азбуки имеют оригинальное построение. В этом отношении интересно выделить высокие буквы «ъ», «ять» и подобные им «ь», «ы», которые и придают гражданскому шрифту специфические черты. В литературе можно найти различные толкования рисунка этих букв — вплоть до прослеживания в них элементов стиля барокко. В действительности же высота перечисленных букв отражает особенности гражданского письма; подобное явление встречается и в русском полууставе середины XV века, и в XVI веке. Высоту упомянутых букв можно объяснить тем, что они часто оканчивали слово и служили как бы рубежом между словами. Вероятно, высота этих букв облегчала чтение. В связи с этим любопытно одно замечание В. Тредиаковского: «Сие очам российским сперва было дико, и делало некоторое затруднение в чтении особливо ж таким, которые и старую московскую с превеликою запинкою читают».

Утвержденные Петром новые образцы букв «ц» и «щ» — результат обработки прежних, типичных для гражданского письма и применявшихся в печати до 1710 года. Новые формы этих букв стали использовать в гражданском письме после появления гражданского типографского шрифта. Здесь прослеживается обратное явление: влияние типографского шрифта на изменение начертаний букв гражданского письма.

Характерные формы завитков у букв «ц» и «щ» обычно приписывают влиянию полуустава конца XVII века. Получается, что в гражданском шрифте только направление завитка указанных букв совпадает с полууставным, а выполнен этот завиток в системе росчерков скорописи конца XVII века.

Буква «к» с плавно нарисованным окончанием имеет сходство с гравированными образцами амстердамской печати, однако в типографском образце это окончание сделано более свободно.

Особенно интересно построение букв «з» и «ж». Буква «з» — типичный образец типографского полуустава петровского времени. Кстати, ее конфигурация в заглавном и основном алфавитах полуустава не имеет существенных различий. Эта буква в азбуке в наибольшей мере отражает элементы полуустава. В гражданском письме ее форма более симметричная и геометрическая.

Образец буквы «ж» встречается среди заглавных букв начала XVII века. На ее форму оказали влияние не только полуустав, но и шрифты типа антиквы, однако своим построением она не нарушает общего ансамбля азбуки.

К буквам гражданской азбуки, которые по начертаниям больше всего сходны с буквами латинской антиквы, относятся: «а», «Вв» и «Тт» (рис. 3).

Строчное «а» в гражданском письме писалось как «а» или «А» (в полууставе буква сходна с византийской). Петр утвердил вариант этой буквы наподобие латинской. Буква «В», прописная и строчная, в гражданском письме была округлой, в полууставе — ломаной; в гражданском же шрифте ее начертания сходны с начертаниями в латинской антикве.

В гражданском письме употреблялась трехножная буква «т» (прописная и строчная); в полууставе эта буква сходна с византийской. В гражданской азбуке 1710 года не только для прописного, но и для строчного начертания буквы «т» Петр утвердил образцы, сходные с прописной латинской. Однако трехножное строчное начертание буквы «т», сходной с рукописной, применялось как в азбуке, так и в гражданском письме до 30-х годов XIX века.

Рис. 3. Элементы графической основы петровской гражданской азбуки

Рис. 3. Элементы графической основы петровской гражданской азбуки

То же самое произошло со строчной буквой «д», напоминавшей рукописную. Несмотря на указание Петра I от 8 ноября 1708 года заменить ее по образцу печатной, эта буква использовалась в гражданской печати до февраля 1710 года.

Любопытно, что в гражданской азбуке в прописном и строчном вариантах буквы «м» средний острый угол доходит только до средней оси буквы. Такое построение встречается в отдельных образцах типографии Тессинга, а сходные варианты — в инициалах итальянского раннего Возрождения.

Необходимо особо остановиться на построении прописных букв. В первом заказе нового шрифта (в Амстердаме) Петр приказал выполнить рисунки прописных букв только для «а», «д», «е», «т». Прочие же прописные — делать на основе рисунков строчных: «...понеже всех слоф в два манира (как етех четырех) привесть не могли,— писал Петр, — для того протчие слова (кроме сих четырех) таким же маниром, как и в строках в начале, употреблять, а величеством протиф сих четырех, что на верху стоят».

Очевидно, сделать рисунки всех прописных букв помешала спешка. И действительно, мы видим, что некоторые буквы, например «б», «р», «у», в прописном начертании имеют выступающие элементы, как воспроизведенные на основе рисунков строчных. Однако эти буквы технически были так хорошо выполнены, что применялись в гражданской печати вплоть до 40-х годов XVIII века.

Надо отметить, что выступающие элементы в прописных буквах «б», «р», «у» хорошо сочетались с другими особенностями букв гражданской азбуки (прописных и строчных «д», «ц», «щ»), возникших на основе росчерков гражданской скорописи.

Новая азбука имела несколько названий. Первое время Петр именовал ее амстердамской. Это явно относилось к шрифтам, которые были изготовлены в Амстердаме. Иногда азбука называлась белорусской. Такое название, скорее всего, объясняется тем, что дополнительные рисунки букв получали в 1708 году из Белоруссии, то есть из штаба Меньшикова, который в то время находился в Могилеве. Сами изобретатели граждан-ского шрифта еще при составлении учебной азбуки в 1708 году решили назвать ее рукописной, поскольку ее первоосновой было гражданское письмо. В итоге азбуки петровского и послепетровского времени выходили под заглавием «Изображение древних и новых писмен славенских печатных и рукописных».

То, что Петр в разработке эскизов нового шрифта исходил из русского письма, доказывают, в частности, его указания при исправлениях азбуки. В письме М.П. Гагарину от 8 ноября 1708 года Петр писал: «Только „добро”, „твердо” напечатать, которые сходны к печати, а не к скорописи, как здесь объявлено: „д”, „т”».

Необходимо отметить, что с введением гражданской азбуки в русском шрифте четко устанавливаются два начертания — прописное и строчное. Заглавные буквы в древнерусском книгопечатании служили главным образом для рубрицирования текста, прописное же начертание граждан-ского шрифта широко применялось уже в петровской «Геометрии» для набора заглавий, формулировок и для выделений в тексте.

Реформа шрифта и «Ведомости»

В конце 1702 года в Москве начинает выходить первая, тогда еще рукописная русская газета «Ведомости». В 1703 году появились печатные номера. Эта газета до 1727 года выпускалась в малом формате, небольшим объемом (чаще 4-8, а иногда 16 и более страниц). До 1710 года она набиралась древнерусским шрифтом (размером, соответствующим примерно 12 пунктам). Рисунок этого шрифта мало отличался от шрифта «Арифметики» Магницкого (1703). Гражданским шрифтом в основном среднего размера «Ведомости» стали набираться с 1 февраля 1710 года, при этом для сравнительно больших статей применялся шрифт мелкого размера. Однако до 1714 года для набора отдельных важных сообщений наряду с гражданским использовали и древнерусский шрифт.

Таким образом, первоосновой гражданского шрифта явились лучшие образцы гражданского письма и скорописи начала XVIII века, а также латинский шрифт антиква. Были использованы, по-видимому, и гравированные надписи начала XVIII века. Менее значительным было влияние кирилловского печатного полуустава петровского времени.

В начало В начало

Эстетика гражданского шрифта

Внешний облик и художественные достоинства русского гражданского шрифта напрямую связаны с его графической основой. Декоративный характер нового шрифта, в отличие от строгой по своему построению латинской антиквы, приближает его к графике русского письма начала XVIII века. В стилистическом отношении гражданский шрифт в какой-то степени выражает классицистические тенденции в сочетании с элементами барокко, нашедшими свое отражение еще в росчерках скорописи начала XVIII века.

Новый рисунок шрифта, по сравнению с древнерусским, стал более удобным для чтения. Книга петровского времени, новая по своему содержанию и набранная новым шрифтом, приобрела светскую и национальную художественную форму. Этим в значительной мере и объясняется тот факт, что наборный шрифт становится не только функциональным, но и главным эстетическим элементом в оформлении русской книги первой четверти XVIII века. Азбуку, введенную Петром, можно рассматривать как одно из важнейших событий русской культуры начала XVIII века. Обладая своеобразными декоративными достоинствами, рисунок шрифта сам по себе украшал титульные страницы, заглавия и текст книги.

Петровская книга, в зависимости от ее назначения, набиралась шрифтами различных размеров и издавалась разными форматами. Несмотря на существование всего трех размеров шрифта (большого, среднего и мелкого), искусство шрифтового оформления изданий отличалось разнообразными композиционными приемами, что полнее всего отразилось на наборе титульных страниц.

Особую декоративность титульным страницам, заглавиям и другим частям книги придавали выносные элементы не только строчных, но и прописных букв, таких как «б», «р», «у». В связи с этим долгое время считалось, что в шрифтовом ассортименте петровской книги не три, а шесть размеров шрифта.

В среднеформатных изданиях на титуле, как правило, применяли шрифты трех размеров (в двух начертаниях с капителью для большого размера), которые воспринимались как шесть. Примером тому может служить титульная страница «Геометрии» (1708). Тот же композиционный прием применен на титульной странице книги «Книга устав морской» (1720). В малоформатных изданиях, таких, например, как «Приклады како пишутся комплементы разные» (1708), применяли два размера шрифтов, но воспринимались они как четыре. В ряде случаев использовали только строчное начертание трех размеров. Такой прием особенно наглядно проявляется в оформлении начальной страницы книги «О способах, творящих водохождение рек свободное». В этом случае в одном слове «водохождение» два раза выделяется типичная для ранней петровской книги буква «д» строчная, которая придает странице особую декоративность.

На титульных листах петровской книги, несмотря на текстовую загруженность, хорошо выделены разные по значению тексты, причем практически акцентируется основное заглавие.

Основной текст большинства изданий петровского времени набирался средним размером шрифта. Исключение составляли малоформатные издания (например, справочные типа «Генеральных сигналов» или словари), а также дополнительные материалы (например, таблицы), которые воспроизводились в малом размере.

Много внимания уделялось в петровской книге оформлению начальных рубрик. Благодаря наборным литерам более крупного размера и особому характеру шрифта страницы этих рубрик приобретают торжественный вид.

***

В настоящее время находится немало желающих повернуть нашу письменность к истокам — к допетровскому полууставу. Делаются попытки создания «истинно кириллических» шрифтов на основе полуустава с пропорциями, например Times New Roman. Встречается и другая крайность — создание кириллических шрифтов, максимально приближенных к латинице, где, например, буква «Д» изображается как «D», и т.п.

И то и другое совершенно излишне, и подобные шрифты годятся разве что для набора заголовков или небольших текстов в рекламной продукции. За прошедшие без малого 300 лет русскоязычные читатели свыклись с латинизированной формой кириллицы, привнесенной Петром. Нужна ли нам новая революция в области шрифта?

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2004

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства