Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

1 - 2000

Подводя итоги XX столетия: книгоиздание

Евгений Немировский

В первой части нашей статьи речь шла о нарастании в ХХ столетии темпов выпуска книг по количеству названий. Мы привели абсолютные цифры, характеризующие издание книжной продукции. Сегодня мы хотим прежде всего ознакомить читателей со сведениями о том, сколько изданий приходится на душу населения. А точнее, сколько названий книг выпускается на один миллион населения наиболее развитых стран. Это очень важный показатель, который в конечном счете свидетельствует о том, насколько богат или беден репертуар издательской продукции в той или иной стране. Этот показатель говорит и о том, насколько оперативно вводятся в оборот, становятся читательским достоянием достижения передовой науки и техники, новинки литературы и искусства. Соответствующие данные по всему миру, а также по отдельным континентам и группам стран приведены в таблице 1.

Из таблицы видно, что количество изданий, приходящихся во всем мире на душу населения, непрерывно увеличивалось вплоть до 1975 г. Затем начался спад, за которым последовала стагнация, которая продолжается и сегодня. В промышленно развитых странах этот показатель неперывно рос.

Среди континентов по количеству изданий, приходящихся на один миллион населения, всегда лидировала Европа. Но в последнее время она уступила первое место Австралии и Океании. При малой плотности населения рост количества изданий на 1 миллион населения происходил здесь за счет Австралии и Новой Зеландии, активно развивавших издательское дело. При этом расчет делался на экспорт книжной продукции в англоязычные страны, преимущественно в США и Великобританию. Рост показателя за 36 лет составил 550: темпы поистине поразительные.

На втором месте формально находится Северная Америка с 374,02% роста. Рост здесь, на первый взгляд, также значителен. Но действительного положения вещей он не отражает, ибо в 1964 году. США, занимающие ведущее положение в регионе, изменили критерии учета книжной продукции, что и вызвало резкий скачок показателя. С 1975 здесь наблюдалась стагнация, за которой последовал спад.

В Европе же в 1991-м по сравнению с 1955 г. количество названий книг, приходящихся на душу населения, выросло на 161,23%. Обеспеченность книжной продукцией здесь продолжает расти, увеличиваясь с каждым годом.

Четвертое место по интересуюшему нас показателю занимает Южная Америка. Рост за 36 лет составил здесь всего 55,0%. Вплоть до 1985 г. наблюдался устойчивый рост, но в последнее время показатели резко пошли вниз.

В Азии количество изданий, приходящихся на 1 миллион населения, практически остается на одном и том же уровне вот уже 35 лет. Рост за это время составил всего 9,37%. Это объясняется высокими темпами роста количества населения. Книгоиздание за ним не успевает. Дело не спасает и значительное увеличение выпуска книжной продукции в таких странах, как Китай, Япония, Южная Корея.

Критическое положение сложилось в странах Африки, где на 1 миллион населения приходится всего 20 ежегодно выпускаемых изданий, то есть в 40 раз меньше, чем в Европе. В 1955-1975 гг. упомянутый показатель здесь постепенно увеличивался, достигнув максимума — 27 – в 1975 г. А затем начался спад, продолжающийся и сегодня. В 1991 г. в Африке выпускалось почти столько же книг на душу населения, сколько и в далеком 1960 г. И это – несмотря на различные программы ЮНЕСКО по стимуляции издательской деятельности в развивающихся странах.

Общемировой показатель в этой области весьма низок. Достигнув максимума (187) в 1970 г., он затем начал снижаться и в последние 20 лет находится примерно на одном уровне (160-165). Ответственными за это следует признать страны Азии и Африки, где проживает примерно 2/3 всего населения Земли.

Если же говорить об отдельных странах, то больше всего книг на душу населения издается в сравнительно небольших промышленно развитых государствах, которым легче добиться высокой обеспеченности книжной продукцией. Все эти страны — европейские. В небольших государствах Африки или Латинской Америки книг на душу населения издается очень мало.

Французский социолог Робер Эскарпи еще в 1965 г. в своей известной, переведенной на многие языки работе «Революция в мире книг», говоря о впечатляющих показателях европейских стран «высокойкультуры», писал, что эти показатели свидетельствуют «о требовательности читателей, которых не может удовлетворить только национальная продукция, поступающая из слишком тесного резервуара»1. Характерно, что именно в небольших странах прекрасно развита издательско-переводческая деятельность, о чем пойдет речь в следующей нашей статье.

Сведения о количестве изданий, приходящихся на душу населения в отдельных странах, приведены в таблице 2.

Составляя таблицу 2, мы взяли данные за 1950 и 1965 гг. из книги Робера Эскарпи 2. Сведения за 1986 и 1994 гг. получены из «Статистического ежегодника ЮНЕСКО». При этом показатели по США полного представления об издательской деятельности этой страны не дают, ибо итоговые данные не включают сведений о брошюрах, учебниках, изданиях правительственных учреждений и университетов, не поступающих в книготорговую сеть. Отметим также, что во втором и в последнем столбцах сведения по Нидерландам даны за 1993 г., а по Израилю и Японии — за 1992 г.

В девятку стран, в которых на 1 миллион населения приходится более 1000 изданий, входят как сравнительно небольшие государства — Дания, Швейцария, Австрия, так и крупные промышленно развитые страны — Великобритания и Испания. Ранее в это число входила и ФРГ, но после объединения с ГДР ее показатели снизились. За 45 лет Испания увеличила интересующий нас показатель на 760,00%, Финляндия — на 422,88%, Великобритания – на 385,46%, Дания — на 245,00%, Нидерланды — на 242,19%, Франция – на 228,45%. Особенно показательны успехи Испании, которая в прошлом была одной из самых отсталых в культурном отношении стран Европы. Успехи эти несомненно связаны с демократизацией страны. Следует учесть и тот факт, что испанское книгоиздание работает не только на себя, но и на весьма перспективный книжный рынок испаноязычных стран Латинской Америки.

Общие тиражи. Сведения об общих тиражах книжной продукции подавляющее большинство стран в ЮНЕСКО не предоставляет и не публикует. Обычно считается, что сведения эти составляют коммерческую тайну, хотя это не совсем так. Во многих странах, в том числе и в США, статистика учитывает не тиражи изданных книг, а количество и общую стоимость проданных экземпляров. В этом есть определенный резон, ибо нереализованные экземпляры до читателя не доходят и чаще всего попадают в макулатуру.

Не является коммерческим секретом также стоимость и прибыль проданных книг по отдельным фирмам. Такие сведения регулярно публикуются. Зная среднюю цену одного экземпляра книги в данной стране, можно подсчитать и количество проданных экземпляров.

Что же касается общего тиража издаваемых во всем мире и на отдельных континентах книг, то такие данные могут быть получены лишь в результате приблизительной оценки. Р.Баркер в 1954 г. утверждал, что в мире ежегодно выпускается 5 миллиардов экземпляров книг. Р.Эскарпи считал эту цифру преувеличенной. Он исходил из того, что средний тираж книги составляет примерно 10 000 экземпляров и, отталкиваясь от этого документально не подтвержденного числа, определил общий тираж изданных в 1952 г. на земном шаре книг в 2,5 миллиарда экземпляров. К 1965 г., по мнению того же исследователя, средний тираж увеличился до 14 000 экземпляров. Используя этот показатель в качестве основы для последующих расчетов, Эскарпи определил общемировой тираж книг в 1965 г. в 6 миллиардов экземпляров. Нам и это число представляется завышенным, ибо во всем мире достаточно высок удельный вес малотиражных изданий, выходящих тиражами порядка 200-700 экземпляров.

Полагая, что средний тираж книги в настоящее время не превышает 10 000 экземпляров, можно предположить, что в 1991 г., когда было издано 635 000 изданий, их общий тираж составлял примерно 6,35 миллиардов экземпляров.

Сведения об общем тираже книг и брошюр в отдельных странах приведены в таблице 3. Страны размещены в порядке убывания тиража в 1994 г. Говорить о какой-либо общей тенденции здесь трудно, ибо в отдельных странах общий тираж увеличивается, а в других уменьшается. Значительно снизили общие тиражи книжной продукции бывшие социалистические страны, причем определенный спад здесь начался еще до перехода к рыночной экономике.

Лидирующее положение по общему тиражу занимает Китайская Народная Республика, что и понятно, учитывая огромное количество населения, проживающего здесь. Темпы роста общего тиража в Китае достаточно велики. За 13 лет общий тираж возрос на 23,4%. Впрочем, Южная Корея в этом отношении опережает Китай: за те же 13 лет рост здесь составил 102,9%. В европейских странах (кроме Италии) общие тиражи большей частью падают.

Официальных сведений об общих тиражах книжной продукции в крупных промышленно развитых странах, как уже говорилось, нет. Но они могут быть получены из национальных источников, чаще всего косвенным путем. Так, в сборнике «Книга и книжная торговля в числах» сообщается, что в 1997 г. издательства ФРГ с числом работающих свыше 20 человек выпустили 511 млн. экземпляров книг на общую сумму в 7,1 млн. немецких марок. Отмечается, что эти числа не включают словарно-энциклопедические издания и географические атласы 3.

В США публикуются данные об объеме розничной продажи книжной продукции, которые до некоторой степени могут заменить отсутствие сведений об общем тираже. Так, например, в 1988 г. в этой стране было продано 2,2 млрд. экземпляров книг на общую сумму в 18,4 млрд. долл. Следует иметь в виду, что в этом случае учитывается не только национальная, но и импортированная книжная продукция. Однако удельный вес импорта книг в США сравнительно невелик. В 1987 г. по количеству изданий он составил 14,67%, а по количеству экземпляров — еще меньше.

Удельный вес повторных изданий. Если книга имеет успех, она обычно переиздается. Количество повторных изданий может быть достаточно большим. В ХХ столетии техника изготовления таких изданий значительно упростилась. Если ранее в этом случае был необходим повторный набор, а подчас и изготовление новых клише, то в первой половине заканчивающегося столетия для переиздания книги необходимо было заранее позаботиться лишь о сохранении матриц первого издания. Во второй половине ХХ века для этой цели достаточно было сохранить оригинал-макет. Ныне же проблему решает практически не занимающий места компьютерный носитель.

Сведения об удельном весе первых и повторных изданий приведены в таблице 4. Страны размещены здесь в порядке убывания удельного веса первых изданий.

Пользуясь сведениями, приведенными в таблице 4, необходимо иметь в виду, что в подавляющем большинстве стран мира в число повторных изданий не включаются допечатки и перепечатки — публикации, которые не имеют никаких изменений в содержании и форме, не считая исправления опечаток первого издания. Перепечатки вообще не учитываются статистикой в качестве отдельного издания.

Можно выделить три группы стран: с высоким удельным весом повторных изданий (порядка 25-70%), со средним их удельным весом (10-25%) и с низким удельным весом (менее 10%). Количество переизданий в определенной степени свидетельствует об издательской политике страны — о том, насколько в ней умеют находить для выпуска в свет книги, соответствующие читательскому спросу, и насколько издательства стремятся удовлетворить этот спрос.

По количеству переизданий в настоящее время лидируют Нидерланды. Меньше всего повторных изданий выпускается в России, Финляндии и Индии.

То, что в последнюю группу входят сравнительно небольшие страны, выпускающие ограниченное количество изданий, вполне объяснимо. При сравнительно ограниченных размерах книжного рынка и малочисленности населения здесь легче определить складывающуюся на рынке конъюнктуру и удовлетворить потребности одним лишь первым изданием (при необходимости – с допечатками). Книги старых годов издания здесь легче отыскать в букинистической книжной торговле. Но такому объяснению противоречит, с одной стороны, пример небольших Нидерландов, где удельный вес повторных изданий очень велик, и, с другой стороны, колоссальной России, где повторных изданий выпускается немного.

В России такая практика традиционна. В Советском Союзе в 1989 г. количество переизданий составляло всего 4,85% от общего выпуска. Единственное приемлемое объяснение — ограниченность издательских средств и полное пренебрежение читательским спросом. Положение остается прежним и сегодня, хотя вроде бы говорить о невнимании к читателю ныне не приходится. В 1997 г. удельный вес повторных изданий в России составлял всего 4,42%. Объяснить это можно погоней коммерческих издательств за новыми именами и темами, способными обеспечить быстрый коммерческий успех (хотя так бывает далеко не всегда — элемент риска здесь тоже присутствует). Говорит это и об определенном пренебрежении к классической художественной литературе.

Какие тенденции существуют в соотношении первых и повторных изданий? В крупных странах, где достаточно высок общий выпуск книжной продукции, наблюдается некоторое снижение удельного веса первых изданий. В Великобритании, например, с 81,29% в 1947 г. до 76,30 — в 1987 г. В ФРГ первоначально, когда в послевоенный период происходило восстановление издательского дела и общий выпуск изданий был сравнительно небольшим, невелик был и удельный вес первых изданий, который составлял в 1951 г. 72,0%. Показатель этот постепенно рос и достиг в 1972-1973 гг. 85,0%. Затем начался обратный процесс. По мере роста общего выпуска книжной продукции доля первых изданий снижалась и достигла в 1989 г. 73,31%. На этом уровне удельный вес новых изданий держится и сегодня. В 1997 г. он составлял 74,05%.

Удельные веса книг и брошюр. Соотношение книг и брошюр в общей массе выпуска — любопытный показатель, позволяющий внимательному исследователю сделать важные выводы о характере книгоиздательской деятельности в той или иной стране. Соответствующие сведения приведены в таблице 5, где страны размещены в порядке убывания удельного веса книг. (Напомним читателям, что в соответствии с определениями ЮНЕСКО книгой считается непериодическое произведение печати с количеством страниц не менее 49, не считая обложки; в брошюре должно быть от 5 до 48 страниц.)

К сожалению, в нашем распоряжении нет свежих сведений о соотношении книг и брошюр в издательской практике таких крупных стран, как США, Германия, Франция. По сведениям 1981-1983 гг. удельный вес книг в общей массе книжной продукции составлял в США 94,05%, в ФРГ — 84,9%, во Франции – 68,21%.

Разброс данных, как видим, значителен. Делать в этих условиях выводы о том, почему в одной стране издается мало брошюр, а в другой много, весьма затруднительно. Для СССР, где в 1989 г. удельный вес брошюр составлял 28,9%, и другие социалистических стран традиционно большое количество брошюр во многом объяснялось сильной политизацией общественной жизни. Но почему очень много брошюр издается, допустим, в Дании или Финляндии, мы сказать затрудняемся. В Дании, например, это давняя традиция. Удельный вес брошюр в 1983 г. здесь составлял 34,41%, в 1989 г. — 32,36%, в 1994 г. — 33,00%.

Выпуск массовых изданий в бумажных обложках. Массовое распространение таких малоформатных изданий, которые французский социолог Робер Эскарпи посчитал основной приметой декларированной им «революции в мире книг», — одно из примечательных достижений XX столетия. В терминологии в англоязычных странах упор делают именно на бумажные обложки, именуя такие книги «paperbacks». Толковый словарь английского языка «Collins English Language Dictionary» дает такой книге следующее определение: «A printed book wich has a thin cardboard cover», то есть «Печатная книга, которая имеет переплет из тонкого картонажа». Впрочем, термин «paperbacks» давно уже стал нарицательным, и с материалом, из которого изготовляется обложка, он прямой связи не имеет. В немецкоязычных странах, напротив, при конструировании нового термина за основу были приняты не материал переплета, а размеры издания. Здесь такие книги именуют «Taschenbuch», то есть «Карманная книга».

Массовый выпуск на рынок карманных изданий в бумажных обложках обычно ставят в заслугу английскому издательству «Penguin Books Ltd» («Пингвин»), которое было основано в 1935 г. Алленом Лейном (Allen Lane, 1902-1970)4. Первоначально это издательство выпускало в небольших форматах и в бумажных обложках произведения классической литературы, которые продавались всего по 18 пенсов. Впоследствии в аналогичном исполнении стали выходить научно-популярные (non-fiction) (серия «Pelicans») и детские (серия «Puffins») книги. С 1940 г. Аллен Лейн отказался от исключительного издания классиков и стал выпускать первые издания книг, написанных специально для «Пингвина».

В США аналогичную роль сыграла серия «Pocket Books», которую в 1939 г. начал издавать Роберт де Грааф.

Роль издательства «Пингвин» в удешевлении книги и в превращении ее в массовую печатную продукцию действительно велика. За первые 25 лет своего существования это издательство выпустило в свет 3250 названий книг общим тиражом более 250 млн. экземпляров. Особенно хорошо расходились издания классической литературы. «Одиссея» Гомера, изданная в серии «Пингвин» в 1946 г., до 1960 г. была продана в количестве более 1 миллиона экземпляров.

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что история карманных книг в бумажных обложках берет свой отсчет значительно раньше, а именно в ноябре 1867 г., когда лейпцигский книготорговец и типограф Антон Реклам (Anton Reclam, 1807-1896) выпустил первые томики массовой «Универсальной библиотеки» («Universal-Bibliothek»), каждый из которых стоил два гроша. В первом томе была напечатана первая часть «Фауста» Иоганна Вольфганга Гете. В дальнейшем она неоднократно переиздавалась, и ее общий тираж в «Универсальной библиотеке» к 1942 г. составил 89 млн. экз. Аналогичные издательские серии выпускались и в других странах (в том числе, и в России). В XIX веке никакой «революции в мире книг» они не вызвали. Дело, следовательно, не в форме и в размере книги, а в повышенном спросе на книжную продукцию, который был вызван к жизни научно-технической революцией. Издательство «Пингвин» своевременно заметило увеличение спроса и постаралось его удовлетворить.

Карманные издания печатают на дешевых сортах бумаги обычно способом офсетной (а иногда флексографической) печати. Верстают их с небольшими полями, так что переплести такие книги практически нельзя. В российских библиотеках, впрочем, это умудряются делать. Прочность таких изданий на первых порах была невысока, ибо брошюровали их методом бесшвейного скрепления. Сейчас этот метод уже обеспечивает высокую прочность.

Карманные издания произведений художественной литературы, особенно современной, за рубежом после прочтения обычно выбрасывают. Но благодаря выпуску таких книг огромными тиражами и распространению их по сравнительно низкой цене они оперативно удовлетворяют читательский спрос. Книги эти в прошлом были в огромном большинстве случаев повторными изданиями. Первые же издания выпускали сравнительно небольшими тиражами в твердых переплетах. И лишь после того, как книга нашла спрос на рынке и доказала свою жизнеспособность, она выпускалась в карманном формате с бумажной целлофанированной обложкой. В последнее время эта тенденция претерпела серьезные изменения. Сейчас многие книги сразу же издаются в карманном формате и с бумажными обложками.

Со времен Аллена Лейна вообще многое изменилось. Купить книгу за 18 пенсов в настоящее время невозможно. Книга в бумажной обложке в книжных магазинах США в 1977 г. стоила в среднем 5,93 доллара, в 1985 г. — 13,98 доллара, в 1987 г. — 14,53 доллара5. За 10 лет стоимость таких книг возросла на 145%. Цены на книги в твердом переплете более стабильны. Но они все же стоят раза в 2,5 дороже, чем книги в бумажных обложках.

Международного статистического учета таких изданий ЮНЕСКО не ведет. Чтобы выявить тенденции в этой области, придется пользоваться национальной статистикой. Соответствующие данные по Федеративной Республике Германии приведены в таблице.

На диаграмме отчетливо видно, что основная масса карманных изданий в бумажных обложках приходится на художественную литературу.

С 1965 по 1989 г. выпуск книг и брошюр в ФРГ возрос на 142,15%, а выпуск книг в бумажных обложках – на 710,22%. Удельный же вес этих изданий в общем выпуске за тот же период увеличился в 3,36 раза.

В последние годы ежегодник «Книга и книжная торговля в числах» сведений об общем выпуске книг в бумажных обложках не публикует. Имеются данные лишь о первых изданиях, выпущенных в карманном формате. В 1997 г. таких изданий было 5330. Общее же количество первых изданий равнялось 57 680. Доля карманных изданий, таким образом, составляет 9,24%. Среди первых изданий художественной литературы эта доля составляет 38,2%.

  

Продолжение следует

КомпьюАрт 1'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства