КомпьюАрт

4 - 2011

Про шрифты с продолжением. Часть 13

Николай Дубина info@prodtp.ru

Классификация типографских шрифтов (по ГОСТу)

В советское время действовал стандарт на применение гарнитур (ГОСТ 3489.1­71 — 3489.38­72), в рамках которого использовалась классификация, разделяющая шрифты на семь разновидностей:

1) группа рубленых шрифтов;

2) группа шрифтов с едва наметившимися засечками;

3) группа медиевальных шрифтов;

4) группа обыкновенных шрифтов;

5) группа брусковых шрифтов;

6) группа новых малоконтрастных шрифтов;

7) группа дополнительных шрифтов.

Данная классификация не выходила за рамки стандарта, и применять ее в современных условиях нет возможности.

В упомянутом ГОСТе все типографские шрифты разделены на шесть основных групп и одну дополнительную. Такое деление продиктовано непосредственной связью между типографской и исторической классификациями. Из трех разновидностей антиквы образованы три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконтрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные — переходной, обыкновенные — классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах отличаются гротесковой природой. Контрастные рубленые (например, гарнитура «Центральная») вместе с другими «нарушителями» стандарта оказались за пределами классификации.

Надо понимать, что в рамках стандарта гарнитуры — это подгруппы или подклассы шрифтов, одинаковых по рисунку, свойственному той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю.

В превращении буквы­схемы (графемы) в букву­образ активно участвуют такие параметры шрифтов, как их насыщенность, плотность, наклон и пр.

По насыщенности шрифты разделяют на светлые, полужирные и жирные (напомню, что речь идет о ГОСТе). Степень насыщенности определяет соотношение толщины штрихов и величины просвета между ними. В среднем эти соотношения характеризуются такими величинами: в светлых шрифтах — 1:6, в полужирных — 1:2, в жирных — 1:1.

Плотность и пропорциональность шрифта образуют отношение ширины букв к их высоте. По этому признаку шрифты бывают нормальными с пропорцией 4:5, узкими — примерно 1:2, широкими — 1:1, а также сверхузкими и сверхширокими.

В печати общеприняты прямостоящие буквы, но они могут быть начертаны и с наклоном или курсивом, имитирующим рукописный стиль письма. Наклонные, курсивные, полужирные и жирные начертания шрифтов придают им выделительную и декоративную функцию.

В настоящее время данная классификация может представлять лишь чисто академический интерес. На практике она никак не используется.

Классификация MS Windows

В терминологии MS Windows глифы могут иметь различный внешний вид (typeface). Операционная система Windows разделяет шрифты на несколько типов, или семейств (font family): Modern, Roman, Swiss, Script, Decorative (см. врезку).

Шрифты семейства Modern имеют одинаковую ширину букв. Таким шрифтом обычно оформляются листинги программ. Шрифты семейства Roman содержат буквы различной ширины, имеющие засечки. Семейство шрифтов Swiss отличается тем, что при переменной ширине буквы они не имеют засечек. Буквы в шрифтах семейства Script как бы написаны от руки. Семейство Decorative содержит глифы в виде знаков, которые по внешним признакам нельзя отнести к предыдущим семействам.

Классификация по системе IBM Classification

Информация о классах и подклассах хранится в области sFamilyClass таблицы OS/2.

Class ID = 0 Нет классификации

Class ID = 1 Oldstyle Serifs

Шрифты, основанные на латинской традиции XV­XVII веков, с ярко выраженным диагональным контрастом и плавным переходом от штрихов к засечкам (гуманистическая антиква по исторической классификации).

Subclass ID = 0 : Без классификации

Subclass ID = 1 : Округленный

Subclass ID = 2 : Гаральды (итало­французская антиква старого стиля)

Subclass ID = 3 : Венецианская

Subclass ID = 4 : Венецианская модифицированная

Subclass ID = 5 : Голландская современная

Subclass ID = 6 : Голландская традиционная

Subclass ID = 7 : Современная

Subclass ID = 8 : Каллиграфическая

Subclass ID = 9­14 : (reserved for future use)

Subclass ID = 15 : Прочие

Class ID = 2 Transitional Serifs

Шрифты, основанные на латинской традиции XVIII­XIX веков, с выраженным вертикальным контрастом и плавным переходом к засечкам (переходная антиква по исторической классификации).

Subclass ID = 0 : Без классификации

Subclass ID = 1 : Прямолинейная

Subclass ID = 2 : Рукописная

Subclass ID = 3­14 : (reserved for future use)

Subclass ID = 15 : Прочие

Семейства шрифтов в MS Windows

Roman

Шрифты с засечками. Например, «Таймс» или «Бодони».

Swiss

Рубленые шрифты, имеющие переменную толщину штрихов. Например, «Гельветика» или «Футура».

Modern

Шрифты, имеющие постоянную толщину штрихов, и все моноширные шрифты. Например, «Курьер».

Script

Шрифты, имитирующие рукописные. Например, «Декор».

Decorative

Декоративные шрифты. Например, трафаретные.

Dont know

Общий тип шрифтов. Используется в том случае, когда информация о шрифте недоступна.

Class ID = 3 Modern Serifs

Шрифты, основанные на латинской традиции начала XX века, с сильным контрастом и угловым переходом к засечкам (новая антиква (классицистическая) по исторической классификации).

Subclass ID = 0 : Без классификации

Subclass ID = 1 : Итальянская

Subclass ID = 2 : Рукописная

Subclass ID = 3­14 : (reserved for future use)

Subclass ID = 15 : Прочие

Class ID = 4 Clarendon Serifs

Вариант Oldstyle Serifs и Transitional Serifs со слабым контрастом и гладким переходом к засечкам (группа «кларендон»).

Subclass ID = 0 : Без классификации

Subclass ID = 1 : Кларендон

Subclass ID = 2 : Современная

Subclass ID = 3 : Традиционная

Subclass ID = 4 : Газетная

Subclass ID = 5 : С укороченными засечками

Subclass ID = 6 : Монотонная

Subclass ID = 7 : Машинописная

Subclass ID = 8­14: (reserved for future use)

Subclass ID = 15 : Прочие

Class ID = 5 Slab Serifs

Характеризуются прямоугольным переходом к засечкам и малым контрастом (группа брусковых шрифтов).

Subclass ID = 0 : Без классификации

Subclass ID = 1 : Монотонная

Subclass ID = 2 : Гуманистическая

Subclass ID = 3 : Геометрическая

Subclass ID = 4 : Швейцарская

Subclass ID = 5 : Машинописная

Subclass ID = 6­14 : (reserved for future use)

Subclass ID = 15 : Прочие

Class ID = 6 (reserved for future use)

Class ID = 7 Freeform Serifs

Шрифты с засечками, которые трудно отнести к другим типам классификации.

Subclass ID = 0 : Без классификации

Subclass ID = 1 : Модерн

Subclass ID = 2­14 : (reserved for future use)

Subclass ID = 15 : Прочие

Class ID = 8 Sans Serif

Большинство шрифтов (исключая рукописные и орнаментальные), которые не имеют засечек (рубленые шрифты).

Subclass ID = 0 : Без классификации

Subclass ID = 1 : Новые гротески IBM

Subclass ID = 2 : Гуманистические

Subclass ID = 3 : Геометрические с мелким очком

Subclass ID = 4 : Геометрические с крупным очком

Subclass ID = 5 : Новые гротески

Subclass ID = 6 : Модифицированные новые гротески

Subclass ID = 7­8 : (reserved for future use)

Subclass ID = 9 : Машинописные

Subclass ID = 10 : Матричные

Subclass ID = 11­14 : (reserved for future use)

Subclass ID = 15 : Прочие

Class ID = 9 Ornamentals

Декоративные и сильно стилизованные шрифты, обычно используемые для выделения заголовков.

Subclass ID = 0 : Без классификации

Subclass ID = 1 : Гравированные

Subclass ID = 2 : Средневековые

Subclass ID = 3 : Декоративные

Subclass ID = 4 : Трехмерные

Subclass ID = 5­14 : (reserved for future use)

Subclass ID = 15 : Прочие

Class ID = 10 Scripts

Большинство шрифтов, имитирующих рукописное написание.

Subclass ID = 0 : Без классификации

Subclass ID = 1 : Унциалы

Subclass ID = 2 : Связная кисть

Subclass ID = 3 : Формально связные

Subclass ID = 4 : Монолинейные связные

Subclass ID = 5 : Каллиграфические

Subclass ID = 6 : Несвязная кисть

Subclass ID = 7 : Формально несвязные

Subclass ID = 8 : Монолинейные несвязные

Subclass ID = 9­14 : (reserved for future use)

Subclass ID = 15 : Прочие

Class ID = 11 (reserved for future use)

Class ID = 12 Symbolic

Не зависящие от дизайна шрифты, содержащие наборы специальных символов (математических, музыкальных и др.), которые могут использоваться с любым шрифтом.

Subclass ID = 0 : Без классификации

Subclass ID = 1­2 : (reserved for future use)

Subclass ID = 3 : Смешанные засечки

Subclass ID = 4­5 : (reserved for future use)

Subclass ID = 6 : Старостильные засечки

Subclass ID = 7 : Неогротесковые

Subclass ID = 8­14 : (reserved for future use)

Subclass ID = 15 : Прочие

Class ID = 13 Reserved

Class ID = 14 Reserved

No classification

Шрифты, не относящиеся ни к одной из групп. Для таких шрифтов невозможна автоматическая подстановка.

Структура описания PANOSE в шрифтах TrueType выглядит следующим образом:

typedef struct tagPANOSE {

 BYTE bFamilyType;

 BYTE bSerifStyle;

 BYTE bWeight;

 BYTE bProportion;

 BYTE bContrast;

 BYTE bStrokeVariation;

 BYTE bArmStyle;

 BYTE bLetterform;

 BYTE bMidline;

 BYTE bXHeight;

} PANOSE, *LPPANOSE;

Таблица bfamilytype

Value

Meaning

PAN_ANY

Any

PAN_NO_FIT

No fit

PAN_FAMILY_TEXT_DISPLAY

Text and display

PAN_FAMILY_SCRIPT

Script

PAN_FAMILY_DECORATIVE

Decorative

PAN_FAMILY_PICTORIAL

Pictorial

Таблица bSerifStyle

Value

Meaning

PAN_ANY

Any

PAN_NO_FIT

No fit

PAN_SERIF_COVE

Cove

PAN_SERIF_OBTUSE_COVE

Obtuse cove

PAN_SERIF_SQUARE_COVE

Square cove

PAN_SERIF_OBTUSE_SQUARE_COVE

Obtuse square cove

PAN_SERIF_SQUARE

Square

PAN_SERIF_THIN

Thin

PAN_SERIF_BONE

Bone

PAN_SERIF_EXAGGERATED

Exaggerated

PAN_SERIF_TRIANGLE

Triangle

PAN_SERIF_NORMAL_SANS

Normal sans serif

PAN_SERIF_OBTUSE_SANS

Obtuse sans serif

PAN_SERIF_PERP_SANS

Perp sans serif

PAN_SERIF_FLARED

Flared

PAN_SERIF_ROUNDED

Rounded

Таблица bWeight

Value

Meaning

PAN_ANY

Any

PAN_NO_FIT

No fit

PAN_WEIGHT_VERY_LIGHT

Very light

PAN_WEIGHT_LIGHT

Light

PAN_WEIGHT_THIN

Thin

PAN_WEIGHT_BOOK

Book

PAN_WEIGHT_MEDIUM

Medium

PAN_WEIGHT_DEMI

Demibold

PAN_WEIGHT_BOLD

Bold

PAN_WEIGHT_HEAVY

Heavy

PAN_WEIGHT_BLACK

Black

PAN_WEIGHT_NORD

Nord

Таблица bProportion

Value

Meaning

PAN_ANY

Any

PAN_NO_FIT

No fit

PAN_PROP_OLD_STYLE

Old style

PAN_PROP_MODERN

Modern

PAN_PROP_EVEN_WIDTH

Even width

PAN_PROP_EXPANDED

Expanded

PAN_PROP_CONDENSED

Condensed

PAN_PROP_VERY_EXPANDED

Very expanded

PAN_PROP_VERY_CONDENSED

Very condensed

PAN_PROP_MONOSPACED

Monospaced

Таблица bContrast

Value

Meaning

PAN_ANY

Any

PAN_NO_FIT

No fit

PAN_CONTRAST_NONE

None

PAN_CONTRAST_VERY_LOW

Very low

PAN_CONTRAST_LOW

Low

PAN_CONTRAST_MEDIUM_LOW

Medium low

PAN_CONTRAST_MEDIUM

Medium

PAN_CONTRAST_MEDIUM_HIGH

Medium high

PAN_CONTRAST_HIGH

High

PAN_CONTRAST_VERY_HIGH

Very high

Таблица bStrokeVariation

Value

Meaning

PAN_ANY

Any

PAN_NO_FIT

No fit

PAN_STROKE_GRADUAL_DIAG

Gradual/diagonal

PAN_STROKE_GRADUAL_TRAN

Gradual/transitional

PAN_STROKE_GRADUAL_VERT

Gradual/vertical

PAN_STROKE_GRADUAL_HORZ

Gradual/horizontal

PAN_STROKE_RAPID_VERT

Rapid/vertical

PAN_STROKE_RAPID_HORZ

Rapid/horizontal

PAN_STROKE_INSTANT_VERT

Instant/vertical

Таблица bArmStyle

Value

Meaning

PAN_ANY

Any

PAN_NO_FIT

No fit

PAN_STRAIGHT_ARMS_HORZ

Straight arms/horizontal

PAN_STRAIGHT_ARMS_WEDGE

Straight arms/wedge

PAN_STRAIGHT_ARMS_VERT

Straight arms/vertical

PAN_STRAIGHT_ARMS_SINGLE_SERIF

Straight arms/single-serif

PAN_STRAIGHT_ARMS_DOUBLE_SERIF

Straight arms/double-serif

PAN_BENT_ARMS_HORZ

Nonstraight arms/horizontal

PAN_BENT_ARMS_WEDGE

Nonstraight arms/wedge

PAN_BENT_ARMS_VERT

Nonstraight arms/vertical

PAN_BENT_ARMS_SINGLE_SERIF

Nonstraight arms/single-serif

PAN_BENT_ARMS_DOUBLE_SERIF

Nonstraight arms/double-serif

Таблица bLetterform

Value

Meaning

PAN_ANY

Any

PAN_NO_FIT

No fit

PAN_LETT_NORMAL_CONTACT

Normal/contact

PAN_LETT_NORMAL_WEIGHTED

Normal/weighted

PAN_LETT_NORMAL_BOXED

Normal/boxed

PAN_LETT_NORMAL_FLATTENED

Normal/flattened

PAN_LETT_NORMAL_ROUNDED

Normal/rounded

PAN_LETT_NORMAL_OFF_CENTER

Normal/off center

PAN_LETT_NORMAL_SQUARE

Normal/square

PAN_LETT_OBLIQUE_CONTACT

Oblique/contact

PAN_LETT_OBLIQUE_WEIGHTED

Oblique/weighted

PAN_LETT_OBLIQUE_BOXED

Oblique/boxed

PAN_LETT_OBLIQUE_FLATTENED

Oblique/flattened

PAN_LETT_OBLIQUE_ROUNDED

Oblique/rounded

PAN_LETT_OBLIQUE_OFF_CENTER

Oblique/off center

PAN_LETT_OBLIQUE_SQUARE

Oblique/square

Таблица bMidline

Value

Meaning

PAN_ANY

Any

PAN_NO_FIT

No fit

PAN_MIDLINE_STANDARD_TRIMMED

Standard/trimmed

PAN_MIDLINE_STANDARD_POINTED

Standard/pointed

PAN_MIDLINE_STANDARD_SERIFED

Standard/serifed

PAN_MIDLINE_HIGH_TRIMMED

High/trimmed

PAN_MIDLINE_HIGH_POINTED

High/pointed

PAN_MIDLINE_HIGH_SERIFED

High/serifed

PAN_MIDLINE_CONSTANT_TRIMMED

Constant/trimmed

PAN_MIDLINE_CONSTANT_POINTED

Constant/pointed

PAN_MIDLINE_CONSTANT_SERIFED

Constant/serifed

PAN_MIDLINE_LOW_TRIMMED

Low/trimmed

PAN_MIDLINE_LOW_POINTED

Low/pointed

PAN_MIDLINE_LOW_SERIFED

Low/serifed

Таблица bXHeight

Value

Meaning

PAN_ANY

Any

PAN_NO_FIT

No fit

PAN_XHEIGHT_CONSTANT_SMALL

Constant/small

PAN_XHEIGHT_CONSTANT_STD

Constant/standard

PAN_XHEIGHT_CONSTANT_LARGE

Constant/large

PAN_XHEIGHT_DUCKING_SMALL

Ducking/small

PAN_XHEIGHT_DUCKING_STD

Ducking/standard

PAN_XHEIGHT_DUCKING_LARGE

Ducking/large

Система описания шрифтов PANOSE

Разработанная фирмой ElseWare, система классификации шрифтов PANOSE, в отличие от перечисленных систем, оперирует не описательными характеристиками дизайна всего шрифта, а отдельными, наиболее важными параметрами символов. Такой подход обеспечивает большую гибкость при описании шрифтов, позволяет производить более точную их подстановку и даже дает возможность автоматически синтезировать недостающие шрифты (что и реализовано в технологии InfiniFont той же фирмы).

Установки PANOSE в шрифтовом редакторе FontCreator 5.5

Установки PANOSE в шрифтовом редакторе FontCreator 5.5

В системе PANOSE шрифты описываются по десяти параметрам с образованием набора из десяти цифр, однозначно представляющего все детали внешнего вида символов:

1. FAMILY (гарнитура) — определяет тип шрифта:

  • Any | Не определено (0);
  • No Fit | Нет подходящего значения (1);
  • Latin Text and Display | Латинская текстовая и непечатаемые символы (2);
  • Latin Script | Латинская рукописная (3);
  • Latin Decorative | Латинская декоративная (4);
  • Latin Pictorial | Латинская иллюстративная (5).

2. SERIF (засечки) — определяет форму засечек:

  • Any | Не определено (0);
  • No Fit | Нет подходящего значения (1);
  • Cove | Куполообразный (2);
  • Obtuse Cove | Куполообразный тупоугольный (3);
  • Square Cove | Граненый куполообразный (4);
  • Obtuse Square Cove | Граненый куполообразный тупоугольный (5);
  • Square | Прямоугольный (6);
  • Thin | Нитевидный (7);
  • Bone | Шипообразный (8);
  • Exaggerated | Резко расширяющийся (9);
  • Triangle | Треугольный (10);
  • Normal Sans | Нормальный (11);
  • Obtuse Sans | Тупоугольный (12);
  • Perp Sans | Крутой или перпендикулярный (13);
  • Flared | Расширяющийся (14);
  • Rounded | Закругленный (15).

3. WEIGHT (насыщенность) — определяет насыщенность шрифта:

  • Any | Не определено (0);
  • No Fit | Нет подходящего значения (1);
  • Very Light | Сверхсветлое начертание (2);
  • Light | Светлое начертание (3);
  • Thin | Тонкое начертание (4);
  • Book | Нормальное начертание (5);
  • Medium | Среднее начертание (6);
  • Demi | Полужирное начертание (7);
  • Bold | Жирное начертание (8);
  • Heavy | Тяжелое начертание (9);
  • Black | Сверхжирное начертание (10);
  • Extra Black | Сверхжирное начертание (11).

4. PROPORTION (пропорции) — определяет пропорциональность символов шрифта:

  • Any | Не определено (0);
  • No Fit | Нет подходящего значения (1);
  • Old Style | Минускульный, старый стиль (2);
  • Modern | Современный (3);
  • Even Width | Пропорциональный (4);
  • Expanded | Широкий (5);
  • Condensed | Узкий (6);
  • Very Expanded | Сверхширокий (7);
  • Very Condensed | Сверхузкий (8);
  • Monospaced | Моноширинный (9).

5. CONTRAST (контраст) — определяет контраст шрифта:

  • Any | Не определено (0);
  • No Fit | Нет подходящего значения (1);
  • None | Неконтрастный (2);
  • Very Low | Ультранизкая контрастность (3);
  • Low | Сверхмалоконтрастный (4);
  • Medium Low | Малоконтрастный (5);
  • Medium | Контрастный (6);
  • Medium High | Высококонтрастный (7);
  • High | Сверхвысококонтрастный (8);
  • Very High | Ультравысококонтрастный (9).

6. STROKE (штрих) — определяет форму штрихов:

  • Any | Не определено (0);
  • No Fit | Нет подходящего значения (1);
  • No Variation | Без вариаций (2);
  • Gradual/Diogonal | С плавными вариациями/диагональными (3);
  • Gradual/Transitional | С плавными вариациями/промежуточными (4);
  • Gradual/Vertical | С плавными вариациями/вертикальными (5);
  • Gradual/Horisontal | С плавными вариациями/горизонтальными (6);
  • Rapid/Vertical | С резкими вариациями/вертикальными (7);
  • Rapid/Horisontal | С резкими вариациями/горизонтальными (8);
  • Instant/Vertical | С мгновенными вариациями/вертикальными (9);
  • Instant/Horizontal | С мгновенными вариациями/горизонтальными (10).

7. ARM (росчерк) — определяет форму росчерков:

  • Any | Не определено (0);
  • No Fit | Нет подходящего значения (1);
  • Straight Arms/Horisontal | Прямые росчерки/горизонтальные (2);
  • Straight Arms/Wedge | Прямые росчерки/клинообразные (3);
  • Straight Arms/Vertical | Прямые росчерки/вертикальные (4);
  • Straight Arms/Single Serif | Прямые росчерки/с одной засечкой (5);
  • Straight Arms/Double Serif | Прямые росчерки/с двумя засечками (6);
  • Non­Straight/Horisontal | Непрямые росчерки/горизонтальные (7);
  • Non­Straight/Wedge | Непрямые росчерки/клинообразные (8);
  • Non­Straight/Vertical | Непрямые росчерки/вертикальные (9);
  • Non­Straight/Single Serif | Непрямые росчерки/с одной засечкой (10);
  • Non­Straight/Double Serif | Непрямые росчерки/с двумя засечками (11).

8. LETTERFORM (форма символа) — определяет общую форму символов:

  • Any | Не определено (0);
  • No Fit | Нет подходящего значения (1);
  • Normal/Contact | Нормальная/непрерывная (2);
  • Normal/Weighted | Нормальная/насыщенная (3);
  • Normal/Boxed | Нормальная/блочная (4);
  • Normal/Flattened | Нормальная/расширяющаяся (5);
  • Normal/Rounded | Нормальная/закругленная (6);
  • Normal/Off Center | Нормальная/децентрированная (7);
  • Normal/Square | Нормальная/прямоугольная (8);
  • Oblique/Contact | Наклонная/непрерывная (9);
  • Oblique/Weighted | Наклонная/насыщенная (10);
  • Oblique/Boxed | Наклонная/блочная (11);
  • Oblique/Flattened | Наклонная/расширяющаяся (12);
  • Oblique/Rounded | Наклонная/закругленная (13);
  • Oblique/Off Center | Наклонная/децентрированная (14);
  • Oblique/Square | Наклонная/прямоугольная (15).

9. MIDLINE (средняя линия) — определяет положение средней линии:

  • Any | Не определено (0);
  • No Fit | Нет подходящего значения (1);
  • Standart/Trimmed | Стандартная/укороченная (2);
  • Standart/Pointed | Стандартная/заостренная (3);
  • Standart/Serifed | Стандартная/с засечкой (4);
  • High/Trimmed | Завышенная/укороченная (5);
  • High/Pointed | Завышенная/заостренная (6);
  • High/Serifed | Завышенная/с засечкой (7);
  • Constant/Trimmed | Постоянная/укороченная (8);
  • Constant/Pointed | Постоянная/заостренная (9);
  • Constant/Serifed | Постоянная/с засечкой (10);
  • Low/Trimmed | Заниженная/укороченная (11);
  • Low/Pointed | Заниженная/заостренная (12);
  • Low/Serifed | Заниженная/с засечкой (13).

10. X­HEIGHT (строчные) — определяет соотношение высот строчных и прописных букв:

  • Any | Не определено (0);
  • No Fit | Нет подходящего значения (1);
  • Constant/Small | Постоянной высоты/маленькие (2);
  • Constant/Standard | Постоянной высоты/стандартные (3);
  • Constant/Large | Постоянной высоты/большие (4);
  • Ducking/Small | Непостоянной высоты/маленькие (5);
  • Ducking/Standard | Непостоянной высоты/стандартные (6);
  • Ducking/Large | Непостоянной высоты/большие (7).

Каждому значению параметра соответствует определенное число, которое сохраняется вместе со шрифтом и в дальнейшем служит основой для подстановки шрифтов. Например, набору значений 2 2 6 3 6 5 5 2 3 4 в системе PANOSE соответствует шрифт «Таймс»: наборный шрифт (2), имеющий засечки, плавно соединяющиеся со штрихами (2), светлым по насыщенности (6), имеющий классические пропорции (3), невысокий контраст (6), боковой наплыв в округлых знаках (5), односторонние вертикальные засечки (5), обычную форму символов (2), обычное положение средней линии (3), стандартное соотношение высоты прописных и строчных букв (4).

PANOSE 1.0 поддерживается форматом TrueType (см. врезку) для латиницы. Type 1­шрифты никак не поддерживают данную систему.

PANOSE 2 представляет собой описание процедуры сопоставления и более тщательной классификации шрифтов, которая не ограничивается только латинскими шрифтами. Например, можно сравнить характеристики засечек и штриховых окончаний букв латинского и японского начертаний соответственно.

Значения PANOSE 2 не поддерживаются ни одним из известных форматов шрифтов.

Слово PANOSE представляет шесть групп латинского алфавита. Бен Бауермайстер, изобретатель системы и основатель ElseWare Corporation, поделил алфавит на шесть частей: круглые буквы (O C Q G), полукруглые (S U), четверть­круглые (D B P R J), квадратные (H N X K M), полуквадратные (E F T L Y) и диагональные (A V W Y). После чего он выбрал по одной букве из каждой группы и составил их так, чтобы получилось благозвучное, по его мнению, слово (Паносос — по­гречески означает «всесвятой»).

При подготовке обзора использовались материалы сайтов фирм «ПараТайп», ProDTP.ru, IBM и Microsoft. 

КомпьюАрт 4'2011

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства