КомпьюАрт

5 - 2011

О полиграфическом машиностроении России

Вячеслав  Румянцев, Вячеслав Румянцев, канд. техн. наук

В июле этого года исполняется 80 лет со дня выпуска первой советской плоскопечатной машины «Пионер». Это повод, чтобы оглянуться назад и посмотреть, как у нас в стране начиналось и развивалось полиграфическое машиностроение, а также проанализировать сегодняшнюю ситуацию.
Анализ событий в полиграфическом машиностроении России и СССР позволяет выделить несколько исторических фаз его функционирования (применительно к нынешним условиям говорить о его развитии не слишком корректно).

Начало полиграфического машиностроения в России относится к концу 20­х годов ХIХ века, когда на Александровской мануфактуре Санкт­Петербурга вручную были изготовлены первые печатные машины. Затем, в 60­80­е годы того же века в Санкт­Петербурге и Москве стали изготавливать печатные и некоторые другие виды машин для полиграфии. Наиболее известно из них Екатерининское «механическое заведение» петербургского фабриканта А.Васильева. Проектной группой этого завода во главе с М.Рудометовым была создана печатная машина, получившая золотую медаль на Московской художественно­промышленной выставке 1882 года. Следует упомянуть производство машин в Москве на заводе И.Флора и в Санкт­Петербурге на заводе И. Гольдберга. Здесь наряду с плоскопечатными и тигельными печатными машинами изготавливались бумагорезальные, проволокошвейные, линовальные ротационные машины, стереотипное оборудование. Однако кредитная политика российских банков в отношении отечественных производителей, а также недостаточная защита государством внутреннего рынка от ввоза импортной продукции в те годы не способствовали развитию в стране производства полиграфического оборудования. В условиях сильнейшей конкуренции с иностранными фирмами в начале ХХ  века было сначала свернуто, а затем и полностью прекращено собственное производство. Поэтому можно говорить, что в начале ХХ века закончился первый этап отечественного полиграфического машиностроения, который длился порядка 80 лет.

Началом второго этапа развития отечественного полиграфического машиностроения можно считать конец 20­х годов прошлого века, практически через сто лет после начала первого этапа. В 1929 году была образована Правительственная комиссия, подготовившая предложения об организации в стране полиграфического машиностроения. Президиум ВСНХ СССР 8 февраля 1930 года принял решение «организовать на заводе имени Макса Гельца (в Ленинграде) производство наборных линотипных и других подобных полиграфических машин». Затем в октябре 1930 года принято постановление, в котором было записано: «Учитывая огромное значение для культурного строительства страны роста полиграфической промышленности, признать необходимым немедленную организацию в системе промышленности ВСНХ РСФСР и УССР полиграфического машиностроения и всемерное форсирование последнего». Постановление определило базу для развития отрасли и утвердило специализацию отдельных заводов. Для их реконструкции был создан так называемый «железный фонд» полиграфического машиностроения из обязательных отчислений из фондов книжных и газетных издательств.

Уже летом 1931 года была изготовлена первая серийная машина «Пионер», которая сейчас стоит в сборочном цехе Рыбинского завода полиграфических машин (ООО «ЛИТЭКС»). В 1932 году в Ленинграде последовал выпуск первого линотипа. Следом за этим — первая рулонная машина, переплетное оборудование и т.д.

Дальнейшим толчком к развитию полиграфического машиностроения послужило принятое весной 1938 года Советом народных комиссаров СССР решение о создании в системе Народного комиссариата машиностроения Главного управления полиграфического машиностроения. В его состав были переданы заводы в Ленинграде, Рыбинске, Москве, Ейске, Ростове­на­Дону, а также машиностроительные заводы в Киеве, Харькове, Ромнах, Сысерти, а также фабрика в Калинине — всего 11 заводов. Кроме того, в состав главка вошло московское ЦКБ «Полиграфмашпроект».

После Отечественной войны 1941­45 годов некоторые заводы были перепрофилированы на выпуск иного оборудования. Но на смену им были введены в строй другие заводы. Развитие отрасли полиграфического машиностроения продолжилось, хотя ей уделялось не очень много внимания. Тем не менее в «застойные годы» для организации производства полиграфического оборудования в отрасль был передан завод стиральных машин в г.Ходорове (под Львовом), строились два завода — один в г.Кизил­Юрте (Дагестан) с крупнейшим на Северном Кавказе литейным цехом, другой в Гремячинске Пермской области. К изготовлению полиграфического оборудования был даже подключен один из заводов в г.Николаеве. В итоге в отрасли насчитывалось 13 заводов, несколько СКБ и КБ, а также один институт. К середине 1980­х годов на заводах отрасли выпускалось более 250 наименований полиграфического оборудования. Порядка 15% продукции отрасли поставлялось на экспорт. Одновременно с этим в системе Госкомпечати СССР стали функционировать заводы в Туле, в Александрии (Украина), в системе Управления делами ЦК КПСС заработал завод в Зарайске («Зарайский офсет»), который изготавливал формные пластины, приемные устройства к рулонным машинам и нестандартное оборудование. В системе Министерства обороны работал Экспериментальный оптико­механический завод № 106 (ЭОМЗ). По сравнению с теми годами промежуток с конца прошлого века по начало нового века является периодом не просто застоя, а скорее спада.

Организация производства листовых печатных машин в кооперации Рыбинского завода «Полиграфмаш» и завода «Планета» (ГДР) в 1970­е годы явилась хорошим примером международного сотрудничества с зарубежными фирмами. В то же время эта кооперация, позволив увеличить количество поставляемых в полиграфию страны листовых печатных машин, фактически привела к прекращению производства листовых машин собственной разработки. Напомним, что в Рыбинске за год изготавливалось до 120 малоформатных печатных машин, не считая машин средних и больших форматов, а также рулонных машин с формным оборудованием.

Весьма успешными оказались в те годы попытки преодолеть отставание с помощью закупки и освоения лицензий на производство некоторых видов оборудования для Рыбинского, Ленинградского, Ейского и Шадринского заводов, что помогло оснастить заводы высокоточным оборудованием. Сложившаяся в те годы система взаимоотношений изготовителей и потребителей в условиях планового хозяйства и централизованного распределения ресурсов, приоритет количественных показателей в оценке эффективности производства, огромная номенклатура деталей, приходившихся на каждый завод, и отсутствие должной кооперации производства (высокопрочные болты приходилось, например, изготавливать самим) — все это ощутимо сдерживало развитие отрасли. В условиях ограниченных возможностей приобретения многих видов технологического оборудования состояние отечественного полиграфического машиностроения сказывалось на развитии нашей полиграфии.

В середине 1980­х, во время «перестройки», была проведена реорганизация отрасли полиграфического машиностроения. Был ликвидирован единый орган управления (главк), предприятия стали самостоятельными. Затем половина заводов, занимавшихся в основном брошюровочно­переплетным оборудованием, оказалась в другом государстве — в Украине. В это время на российских заводах отрасли стало проводиться акционирование, в итоге у всех заводов сначала поменялся собственник, как и во многих других отраслях, а затем большинство предприятий прекратило свое существование. На базе одних были образованы мелкие производства, на базе других — торговые центры.

Если за точку отсчета взять 1930 год, то в 2011­м,
спустя 80 лет, полиграфическое машиностроение вернулось в начало тридцатых годов. Поэтому иногда приходят мысли о близком завершении второго этапа функционирования отечественного полиграфического машиностроения в виде крупных заводов. Причины такого положения в большой степени напоминают причины завершения первого этапа.

Теперь российские типографии покупают многие виды техники у стран, которые раньше импортировали ее из СССР (например, в Индии, Китае). Эти страны развивают и защищают свое машиностроение. У нас же, наоборот, даже то, что выпускается, государством не защищается — вводятся меры по облегчению ввоза импортной техники.

Если посмотреть список изготовителей полиграфического оборудования, то сегодня он включает компании, образованные в основном 10­15 лет тому назад. Это, как правило, небольшие фирмы, занимающиеся разработкой и производством сравнительно узкого ассортимента оборудования, запчастей, а также его ремонтом. Многие из них функционируют благодаря энтузиазму своих сотрудников. Если этим фирмам не только не мешать, но и помогать, то они сами захотят осваивать всё более сложную технику. Помощь нужна в первую очередь со стороны государства. Важно подчеркнуть, что когда мы сегодня говорим о поддержке российского производителя, то, как и почти 200 лет назад, речь должна в первую очередь идти об организационной поддержке.

Понятно, что типографии покупают и будут покупать часто не то, что им больше подходит, а то, что они в состоянии оплатить. Разрыв между спросом и возможностью закупки оборудования по импорту приводит к прогрессирующему старению производственного потенциала многих типографий. Получившая широкое распространение практика закупки оборудования, бывшего в употреблении, — вынужденная мера, которая в конечном счете только усугубляет проблему физического и морального старения парка оборудования.

Как представляется, в России неизбежно будет развиваться производство полиграфической техники, принципы работы которой давно уже используются в различных отраслях. На простой продаже нефти и газа долго не прожить. Для начала третьего этапа развития полиграфического машиностроения (или продолжения второго) есть предпосылки, но когда все это реализуется, сейчас сказать сложно.

КомпьюАрт 5'2011

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства