КомпьюАрт

5 - 2013

Два издания для царской династии

Алексей Венгеров
Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

Благодаря 300-летию Дома Романовых, которое сто лет назад отмечали в России, мы видим, с каким трепетом подходили тогда мастера печатного дела к оформлению своей продукции. Сейчас в этом плане мало что изменилось в России, и если нужно создать эксклюзивные книги, то современные профессионалы также используют ручное оформление, дорогие расходные материалы и государственный контроль за процессом.

«Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича» Платона Васенко (1913 год)

Изданная на средства Комитета для устройства празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых книга магистра русской истории П.Г. Васенко была написана продемонстрировать читателю не только неоценимые заслуги правящей династии перед Отечеством, но и законность ее пребывания на российском престоле.

История Романовых прослеживается с XIV века. Как свидетельствуют летописи, первый известный представитель этой фамилии — Андрей Иванович, по прозвищу Кобыла, в 1347 году находился на службе у Великого Московского и Владимирского князя Семена Ивановича Гордого. Андрей Кобыла имел пятерых сыновей, младший из них— Федор Кошка — стал непосредственным родоначальником Романовых, а точнее, его старший сын Иван. Фамилия Романовых произошла от правнука Ивана Федоровича, окольничьего Романа Юрьевича Захарьина, умершего в 1543 году.

Васенко Платон Григорьевич (1874—1934) «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича». Издание Комитета для устройства празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых. — С.-Петербург, Государственная типография, 1913. 225 с., с 20 цветными иллюстрациями. В издательском картонаже. Заставки, концовки и буквицы — Л.Е. Дмитриева-Кавказского (31,3Ѕ23,8 см)

Васенко Платон Григорьевич (1874—1934) «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича». Издание Комитета для устройства празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых. — С.-Петербург, Государственная типография, 1913. 225 с., с 20 цветными иллюстрациями. В издательском картонаже. Заставки, концовки и буквицы — Л.Е. Дмитриева-Кавказского (31,3Ѕ23,8 см)

Васенко Платон Григорьевич (1874—1934) «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича». Издание Комитета для устройства празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых. — С.-Петербург, Государственная типография, 1913. 225 с., с 20 цветными иллюстрациями. В издательском картонаже. Заставки, концовки и буквицы — Л.Е. Дмитриева-Кавказского (31,3Ѕ23,8 см)

3 февраля 1547 года шестнадцатилетний царь Иван Васильевич, еще не успевший приобрести прозвище Грозный, женился на дочери Романа Юрьевича — Анастасии. Этот брак вывел родню царицы на сцену русской политической жизни. Особой популярностью в народе пользовался брат Анастасии — боярин Никита Романович. Его внук Михаил Федорович первым из Романовых занял московский престол.

Портрет царя Михаила Романова

Портрет царя Михаила Романова

Избрание Михаила Романова на царство историки рассматривают как итог компромисса между несколькими влиятельными фамилиями, боровшимися за корону. Юный царь, чья семья в годуновские времена пережила опалу и потеряла былое влияние, не казался опасным боярам, надеявшимся управлять неопытным венценосцем. Однако жанр юбилейного издания, к каковому относится представляемая книга, требовал не столько беспристрастного анализа прошлого, сколько обоснования исторической неизбежности прихода Романовых к власти. А потому, о каком бы поколении семьи ни шла речь, вывод автора неизменен: веками играя заметную роль в жизни страны, Романовы всегда являлись надежной опорой российской государственности. Характерны строки, которыми П.Г. Васенко, авторитетный ученый, добившийся широкого признания научными трудами, посвященными Смутному времени и Отечественной войне 1812 года, заканчивает свое сочинение: «Велика была цена, которой наши предки купили себе спокойствие на границах русской земли и прекращение иноземного вмешательства во внутренние дела Московского государства. За то Русь получила возможность дальнейшего беспрепятственного развития и усиления. Верные слуги и сотрудники, затем родственники князей и царей­собирателей Руси, Романовы явились по праву исторического преемства наследниками их власти и заветов. В тяжелую годину смуты Государи ныне царствующего Дома бодро взялись за кормило правления и, не страшась бурь и волнений, вывели могучую нашу Родину на широкий путь славы».

Пример цветной иллюстрации издания

Пример цветной иллюстрации издания

Издание прекрасно оформлено: стилизованные заставки, концовки и буквицы были специально разработаны известным рисовальщиком, гравером и живописцем, академиком Академии художеств Львом Евграфовичем Дмитриевым­Кавказским (1849—1916), гелиогравюры заказывали в одном из лучших издательств Петербурга, — специализировавшемся на художественных альбомах, — Товариществе Р. Голике и А. Вильборга. По некоторым сведениям, тираж «Бояр Романовых» достигал 50 тыс. В дни юбилейных торжеств книгу широко использовали как подарочную. Однако ныне она встречается достаточно редко: после октября 1917 года большая часть экземпляров погибла, уничтоженная владельцами из­за смертельной опасности такого имущества. Вот почему безукоризненное состояние описываемого экземпляра может рассматриваться и как свидетельство твердости духа тех, кто его сохранил.

Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых (1913 год)

Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых. [Выпуск 1.] Юбилейное издание в ознаменование 300-летия царствования (1613-1913). Москва, Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, [1913]. 113 с. с многочисленными иллюстрациями, в том числе цветными, 2 листа с приклеенными цветными фотоцинкографиями, 16 цветных иллюстраций. Титульный лист — C.И. Вашкова. Заставки и буквицы — Б.В. Зворыкина. Рамки к портретам царя Михаила Федоровича и императора Николая II — С.И. Ягужинского. В картонажном печатном издательском переплете. Узорные печатные форзацы 46Ѕ33 см

Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых. [Выпуск 1.] Юбилейное издание в ознаменование 300-летия царствования (1613-1913). Москва, Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, [1913]. 113 с. с многочисленными иллюстрациями, в том числе цветными, 2 листа с приклеенными цветными фотоцинкографиями, 16 цветных иллюстраций. Титульный лист — C.И. Вашкова. Заставки и буквицы — Б.В. Зворыкина. Рамки к портретам царя Михаила Федоровича и императора Николая II — С.И. Ягужинского. В картонажном печатном издательском переплете. Узорные печатные форзацы 46Ѕ33 см

Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых. [Выпуск 1.] Юбилейное издание в ознаменование 300-летия царствования (1613-1913). Москва, Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, [1913]. 113 с. с многочисленными иллюстрациями, в том числе цветными, 2 листа с приклеенными цветными фотоцинкографиями, 16 цветных иллюстраций. Титульный лист — C.И. Вашкова. Заставки и буквицы — Б.В. Зворыкина. Рамки к портретам царя Михаила Федоровича и императора Николая II — С.И. Ягужинского. В картонажном печатном издательском переплете. Узорные печатные форзацы 46x33 см

«Изборниками» в Древней Руси называли рукописные сборники, состоявшие из статей и отрывков, выбранных из разных книг. Одно из самых помпезных изданий, появившихся в год празднования Российской империей 300­летия правления царствующей династии, — «Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых», вероятно получил такое название из­за разнородности материалов, вошедших в него. Как сказано в аннотации, под одним переплетом оказались объединенные темой юбилея «памятники старины и оригинальные произведения — литературные и художественные». Всего редактором князем М.С. Путятиным и издателем С.С. Ермолаевым предполагалось подготовить двенадцать выпусков «Изборника» (по три выпуска в год), но вышло только два. Здесь представлен первый. В предисловии к нему говорится: «Много испытаний на своем веку пережила Русь, но в годы несчастий, войн и народных бедствий она всегда знала и помнила, что на небе у нее есть Бог, а на земле — Царь, и это сознание воодушевляло и спасало народ, сплачивая его воедино. Пусть же и теперь, как триста лет тому назад, Бог вложит в сердца наши единомышление, и те, кому Господь привел дожить до радостных дней, движимые порывом беспредельной любви и благодарности, пусть земно поклонятся Престолу Романовых. Мы верим, что воспоминание великих событий еще сильнее объединит русский народ и вдохнет в него новые силы для служения Царю и Родине. Людям свойственно стремление отмечать главнейшие современные события тем или иным памятником, и нет сомнения, что исполнившееся ныне трехсотлетие Дома Романовых приличнее всего было бы увековечить начертанием его летописи, но писать историю Рода и Дома Романовых значило бы писать историю самой России за последние шесть веков ее бытия. Сознавая непосильность такой задачи и с благоговейным страхом приступая к изданию Изборника, участники настоящего труда поставили себе цель: в кратких чертах и, где возможно, по новейшим исследованиям воспроизвести — в современной им обстановке — образы виднейших представителей того преименитого Рода, судьбы коего промыслом Божиим столь неразрывно связаны с историей нашей Родины».

Патриарх всея Руси Гермоген

Патриарх всея Руси Гермоген

Портрет царя Михаила Романова

Портрет царя Михаила Романова

Первый выпуск «Изборника» составляют шесть статей, связанных с «романовским» сюжетом, таких как работа профессора Н.В. Покровского «Костромской Ипатьевский монастырь — колыбель Царствующего дома» или исследование Е.В. Барсова «Исторические основы царской власти на Руси в народных песнях и преданиях». Завершает выпуск «Гимн царствующему Дому Романовых», написанный князем Д.П. Голицыным­Муравлиным и положенный на музыку И.Н. Броневским:

Пресвятое достоянье —

Мощь державную Руси,

Трех веков завоеванье, —

Боже благостный, спаси!

Дух даруй нам невредимый,

Освети России дни!

Дом Романовых родимый

Заступи и сохрани!

Под твоим благословеньем

Наш Великий Государь,

Мощный Божьим изволеньем,

Самодержец, как и встарь!

Это — наше достоянье!

Это — мощь Святой Руси!

Трех веков завоеванье, —

Боже благостный, спаси!

Издание роскошно оформлено. Его украшают работы В.М. Васнецова, А.Ф. Максимова, С.И. Ягужинского, Н.Н. Хохрякова. Общее художественное решение разработано Сергеем Ивановичем Вашковым (1879—1914). Выпускник, а в последние годы жизни и преподаватель Строгановского училища, Вашков приобрел известность прежде всего как автор эскизов церковной утвари. К 300­летию Дома Романовых им были изготовлены подносные серебряный ларец и блюдо из слоновой кости. Заставки и буквицы для «Изборника» подготовил Борис Васильевич Зворыкин (1872—1942(?)). Талантливый художник, вышедший из купеческой среды, Зворыкин оформлял и иллюстрировал книги для издательств И.Д. Сытина, А.И. Мамонтова и И.Н. Кнебеля в Москве, А.Ф. Маркса в Петербурге, рисовал красочные меню для праздничных банкетов, устраивавшихся по торжественным случаям. После октября 1917 года оформлял обложки для журнала «Красноармеец», исполнил плакат «Бой красного рыцаря с Темной силой», на котором изобразил рабочего на коне, сокрушающего молотом «воинов зла», облаченных в доспехи. С 1921 года жил в Париже. Точная дата его смерти неизвестна.

«Изборник Дома Романовых» печатался как подарочное издание для избранных. В Государственном Эрмитаже хранятся его выпуски, принадлежавшие библиотекам Николая II и императрицы­матери Марии Федоровны. 

КомпьюАрт 5'2013

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства