КомпьюАрт

2 - 2014

Стандартизация для флексо —возможно ли это? Часть 2

Максим Синяк, международный технический эксперт XRite,
сертифицированный эксперт Ugra
Msiniak@xrite.com

Рассмотрев в прошлом номере журнала «КомпьюАрт» степень стандартизации для офсетной и флексографской печати, перейдем к практическому вопросу, возникающему при использовании стандартов в производстве, а именно — к правильности их внедрения.

Описание производства — основной элемент стандартизации

Это, пожалуй, самый «туманный» вопрос на большинстве предприятий. Все знают, что стандарты существуют и им необходимо очень строго следовать. Напомним, что сами стандарты не содержат никакой информации о методах и средствах достижения указанных в них референтных значений. Казалось бы, куда проще — есть стандарт ISO, открываешь его и пытаешься напечатать или откалибровать цветопробу под указанные значения. Более того, многие программы и даже приборы в настоящее время содержат ISO­стандарт в виде библиотек, доступных для использования и сравнения в процессе производства. Тем не менее это не всегда получается, а порой временные и материальные затраты сводят на нет все усилия.

Основной проблемой здесь является отсутствие регламентирующих инструкций, четко описывающих какую­либо производственную стадию или процесс с указанием референтных значений допусков и методики контроля. Подобные документы не должны являться переписанными руководствами пользователя, например по работе на СtР для производства флексографских форм, а должны служить регламентирующим документом, c помощью которого любой человек даже без высшего образования способен разобраться в процессе и начать работу.

Эти документы носят разные названия, например, технологическая инструкция, технический регламент, спецификация процесса и т.д., но суть у них одна — четкое описание конкретного процесса, не допускающее двоякого толкования приводимых процедур или значений. При этом неважно, описывается ли процесс воспроизводства CMYK или смесевыми красками, например, по системе Pantone, HKS или Ral.

Как и в других областях промышленности, существуют различные мнения по поводу написания и содержания подобных технических документов. Специальных правил написания, а также требований к содержанию не существует. Для одного предприятия это могут быть документы на нескольких станицах, для других — на нескольких десятках страниц. Главное, чтобы документы были написаны не для того, чтобы они лежали на полке, а для того, чтобы им можно было ежедневно следовать. Некоторые компании, работающие на рынке сертификационных услуг, имеют «заготовки» регламентов, которые порой требуют заметной переработки с учетом специфики производства, управляющей структуры и внутрифирменных связей.

Глубоко заблуждаются и те, кто считает, что технические регламенты создаются навечно. Производство — это всегда «живой» механизм, который необходимо оптимизировать и совершенствовать. Поэтому подобного рода документация должна периодически пересматриваться и перерабатываться с учетом изменений в производственном процессе, внедрения нового оборудования, материалов и т.д.

Кроме того, бытует мнение, что каждый работник предприятия должен знать все, что он делает, на память, а значит, инструкции ему не нужны, при этом обучение и передача опыта осуществляются в устной форме без какого­либо документирования. Это мнение хотя и заслуживает уважения, однако по многим параметрам является уязвимым.

Другая крайне «современная» позиция заключается в том, что предприятия должны быть как можно более гибкими и каждый раз перестраиваться под заказчика, именно поэтому в создании инструкции у них нет необходимости, а использование стандартов им вообще не грозит. К этому утверждению стоит относиться весьма настороженно, так как даже на предприятиях, выпускающих защищенную продукцию, такую как паспорта, идентификационные карты, или печатающих денежные знаки, во всем мире существуют элементы стандартизации. Они могут напрямую не касаться печатного стандарта серии ISO 12647, а относиться к другим частям процесса, но использование стандартов и регламентных инструкций на таких предприятиях обязательно.

Американская Флексографская технологическая ассоциация FTA (Flexographic Technical Association), выпустившая в прош­лом году обновление к своей спецификации FIRST, версию 4.1, дает очень хороший отправной пункт для флексографских предприятий, которые начинают процесс стандартизации либо продолжают работу над уже имеющейся документацией. В спецификации рассмотрены все стадии производственного процесса, и для каждой из них приведены параметры, значения и методы контроля. Также Ассоциация выпустила пособие и сборник практических советов по флексографии Flexography Principles & Practices 6.0. Обе книги являются отличным источником информации о часто встречающихся проблемах и путях их решения в производственных условиях.

Акцент на смесевые цвета

Описанные в предыдущей статье стандарты, кроме непосредственно печатных, мало зависят от количества цветов (красок), используемых в производстве. Управление цветом на основе ICC­профилей, оценка окружающего освещения, создание PDF/x или работа с форматом CxF одинаковы для всех процессов и безотносительны к цвету, используемому в издании.

Вопрос стандартизации воспроизведения смесевых цветов в чистом виде поднимался уже давно, но по ряду причин как технического, так и политического характера фактически остается все еще на первоначальном уровне.

Тем не менее, имея полноценный комплект документов и описанные ранее стандарты, можно начинать реализовывать «стандартизацию» в рамках собственного производства, включая смесевые цвета. Поскольку принцип стандартизации в большинстве случаев остается одним и тем же, к нормированию будут относиться технологические параметры, допуски и т.д., которые необходимо разрабатывать самостоятельно в рамках своего производства с учетом собственных возможностей и требований заказчиков.

Если обратиться к действующим печатным ISO­стандартам серии 12647 для офсета и флексо, то можно заметить, что в них содержится информация о стандартных величинах отклонений dE для CMYK, и весьма скупая информация о смесевых цветах. Приведем несколько примеров.

ISO 12647­2 (2004) для офсетного производства.

Рекомендация: допуски для специальных (смесевых) цветов и для упаковочной индустрии должны быть ниже, чем приведенные в стандарте (значения допуска dEab CIELAB для 100% полей триадных красок), в особенности допуск по координате L*.

ISO 12647­2 (2013) для офсетного производства.

Рекомендация отсутствует.

ISO 12647­6 (2012) для флексографской печати.

Рекомендация: смесевые цвета должны быть определены через спектральные кривые отражения краски, наложенной на запечатываемую подложку, которая впоследствии будет использоваться на производстве, либо на эталонную подложку, по характеристикам схожую с производственной.

Для определения кроющей способности предусматривается также определение цвета на черной подложке.

Для определения возможности воспроизведения смесевых цветов полутонами в процессе производства следует воспроизвести полутоновую шкалу с девятью полями от 0 до 100% с включением 50%­ного поля.

Измерение и сравнение необходимо производить при условии измерения M1 в соответствии со стандартом ISO 13655 на белой подложке, если иное не оговорено между заказчиком и печатающим предприятием.

Сертификация — инструмент подтверждения правильности воспроизведения смесевых цветов

Рассмотрим теперь, как можно измерить «степень стандартизации» на предприятии и как это влияет на отношение с заказчиком.

В 2011 году самый главный игрок на рынке визуализации смесевых цветов не только в полиграфии и упаковке, но и во многих других индустриях анонсировал собственную программу сертификации предприятий — PANTONE Certified Printer Program.

Зачем нужна еще одна сертификационная программа, когда и заказчики, и производства пользуются устоявшейся практикой — системой смешения Pantone Matching System (PMS), применяя физические атласы для коммуникации и сравнения?

Прежде всего, эта сертификация расcчитана на предприятия, печатающие в основном смесевые цвета. Она не ограничивается только офсетом, как, например, известная сертификационная процедура PSO (Process Standard Offset), а охватывает флексо, глубокую трафаретную и цифровую виды печати.

В идеальном случае работу системы смешения и получения требуемого цвета можно было бы описать следующим образом: на производство приходит заказчик с атласом цветов или просто озвучивает номер цвета в атласе, а типография, используя современные технологии по рецептированию красок, получает краску требуемого цвета или просто заказывает ее у поставщика. Затем выполняется печать тиража, при этом цвет должен попасть в оговоренные допуска.

Но все оказалось не так просто — физические образцы цвета (атласы) необходимо периодически менять, требуется обновлять электронные библиотеки атласов, да и производитель не сидит на месте, придумывая всё новые системы и новые атласы. Например, с 2010 года компания Pantone анонсировала систему Pantone Plus, существенно отличающуюся в некоторых областях спектра (цветах) от используемой до этого системе. При этом из ассортимента атласов была убрана матовая бумага.

К сожалению, концепция в 100%­ном варианте не работает в той форме, в которой хотелось бы всем на производстве, переводя отношения с клиентами в разряд игры в рулетку — повезет­не повезет. Флексографское производство, где в подавляющем большинстве случаев используются запечатываемые материалы, отличные от бумаги, подвержена этому в большей мере, чем, например, офсет. Тем не менее существует несколько путей решения данной проблемы, но остановимся мы на том, который был предложен самим производителем системы визуализации цвета.

PANTONE Certified Printer Program, профессиональная программа сертификации предприятий для всех процессов печати, разработана для подтверждения точности воспроизведения цветов на протяжении всего производственного цикла. При этом предприятие может работать не только с библиотеками PANTONE, но и с любыми цветами заказчика.

Программа сертификации фокусируется на объективной оценке, инструментальном контроле и аудите каждого этапа производства, включая допечатную подготовку, печать и подготовку краски. Все стадии производства должны быть стандартизованы и описаны, как было рассмотрено выше. Благодаря использованию измерительных инструментов и программного обеспечения расчета красочных рецептур, участник сертификации должен воспроизвести оптимальный рецепт на выбранном клиентом запечатываемом материале и получить результат, который оценивается аудитором. Отпечатанные листы или образцы подвергают оценке в лаборатории компании X­Rite/Pantone.

В программу включен аудит, инспекция, анализ и квалификация технологических операций участвующих предприятий — от приема заказа и смешения красок до печати продукции и взаимодействия с клиентами.

Рассматривая основные положительные моменты PANTONE Certified Printer для предприятий, можно разделить их на три категории, которые влияют на человеческие отношения внутри коллектива, качество и экономическую составляющую производства продукции.
Влияние на внутрифирменные связи:

  • повышается мотивация работников;
  • обязанности служащих более понятны и лучше определены — каждый знает, каковы его задачи и цели;
  • новые работники быстрее «вводятся» в свои рабочие обязанности;
  • улучшается управляемость предприятия.

Влияние на качество:

  • стабильность качества во времени;
  • качество печати между различными типографиями находится на одинаковом «измеряемом» уровне;
  • повторные тиражи соответствуют предыдущим;
  • допечатный отдел компании работает более слаженно с печатным производством;
  • отпадает необходимость в регулярном одобрении печати;
  • оценка работы оборудования становится более простой;
  • улучшается коммуникация между отделами внутри предприятия;
  • упрощается общение с клиентами и поставщиками;
  • предприятие получает международное подтверждение компанией XRite/Pantone правильности воспроизведения смесевых цветов.

Влияние на экономику:

  • уменьшение количества рекламаций;
  • снижение производственных издержек и увеличение прибыли за счет стандартизации производства;
  • гарантия сроков выполнения заказов и сокращение сроков поставки готовой продукции;
  • более гибкий подход к ценообразованию;
  • создание конкурентного преимущества и получение дополнительных заказчиков, в том числе международных брендов;
  • освобождение времени для новых заказов и, как итог, повышение ликвидности предприятия.

Как бы ни относились к нормированию те предприятия, которые печатают флексографским способом, — лишь стандартизация является базой для формирования культуры производства и улучшения экономических показателей. 

КомпьюАрт 2'2014

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства