КомпьюАрт

5 - 2014

Полиграфические госпредприятия Украины вымирают

Конкурентоспособная печатная продукция сама по себе является источником быстрого оборота денег. Более того, развитая полиграфическая индустрия плюс новые технологии и оборудование — один из серьезных показателей развития промышленности государства вообще.

В Советском Союзе серьезно относились к развитию полиграфической отрасли. Перенимались и внедрялись зарубежные технологии, разрабатывались отечественные. Организовывалась собственная сырьевая база, создавались полиграфические комплексы, налаживался выпуск собственного оборудования. Тем не менее существовал и целый ряд проблем, связанный как с экономической стороной дела (невысокая рентабельность полиграфической продукции), так и с технической… Журнал «Огонек» выпускался, например, в одной из дружественных стран социалистического лагеря — Венгрии. Много изданий печаталось в Польше и Чехословакии. Качество полиграфического оборудования, выпущенного в ГДР, было выше аналогичного, произведенного в СССР.

Львовская книжная фабрика «Атлас»

Львовская книжная фабрика «Атлас»

Львовская книжная фабрика «Атлас»

Уже в первые постсоветские годы, благодаря новым возможностям и вызовам рынка, появились частные полиграфические предприятия. А уже к концу 1990­х годов в постсоветских странах небольшие государственные типографии с устаревшим оборудованием остались только в маленьких райцентрах. Наиболее рентабельные полиграфические производства повсеместно переходили в частные руки. Появились частные конкуренты поставщиков материалов для полиграфии.

Частная полиграфия шла от малого к большему, постепенно вытесняя государственные предприятия в первую очередь из сегментов этикеточной и рекламной продукции, тары и упаковки, затем книжно­журнальной и, наконец, газетной продукции. В результате экономических и политических процессов на государственных полиграфических предприятиях стран бывшего Советского Союза сложилась непростая ситуация. Так, уже к началу 2000­х годов изношенность оборудования на госпредприятиях составляла 80%. Полиграфические мощности требовали обновления и модернизации. Предприятия работали неритмично, не имели постоянной загрузки и часто зависели от государственных заказов.

Львовская городская типография

Львовская городская типография

В Украине, в соответствии с Указом Президента Украины от 16.09.1998 года № 1033 «Про улучшение государственного управления информационной сферой», в соответствии с Постановлениями Кабинета Министров Украины от 31.10.1998 года № 1720 и от 26.11.1998 года № 1870 с целью повышения эффективности государственного управления в системе издательской подготовки, полиграфического исполнения и распространения печатной продукции, вдобавок ко всем уже имевшим место проблемам госполиграфии, добавилась еще одна — ГАК. Публичное акционерное общество «Государственная акционерная компания «Украинское издательско­полиграфическое объединение» (сокращенное название — ПАО «ГАК» «Укриздатполиграфия»).

Сегодня «Укриздатполиграфия» объединяет более 20 некогда очень сильных государственных полиграфических и издательских предприятий, а также три специализированных научно­исследовательских и проектных института. Среди них: «Одессакнига», «Галицкая книга», «Укрполиграфпостач»,» «Львовполиграфпостач», издательство «Вильна Украина», издательство «Закарпатье», издательство «Заря», издательство «Киевская правда», издательство «Надднепрянская правда», издательство «Подолье», издательство «Полтава», издательство «Харьков», Волынская областная типография, Черновецкая областная типография, издательство «Флаг», харьковская книжная фабрика «Глобус», Харьковская книжная фабрика им. М.В. Фрунзе, Харьковская типография № 2, тернопольский издательско­полиграфический комбинат «Збруч», Сумская областная типография, «Полиграфкнига», львовская книжная фабрика «Атлас», Кировоградское издательство. Научные организации: «Украинский научно­исследовательский институт специальных видов печати» («УкрНИИСВП»), «Проектный и научно­производственный центр «Полином», «Украинский научно­исследовательский институт полиграфической промышленности им. Т.Г. Шевченко».

Структура товарной продукции предприятий ГАКа  выглядит следующим образом:

  • книжно­журнальная — 71,0%;
  • газетная — 20,8%;
  • бланковая — 1,8%;
  • рекламная — 2,7%;
  • другая полиграфическая — 3,7%.

С уменьшением объемов госзаказов госпредприятия постепенно вымирают. С предприятий уходят лучшие кадры, сдаются в аренду помещения… Государственные полиграфические предприятия передают эстафету частным… 

КомпьюАрт 5'2014

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства