КомпьюАрт

6 - 2004

Классификация упаковочных материалов

Марго Григорян

Картонная упаковка

Стеклянная упаковка

Полимерная упаковка

Пленочная упаковка

Алюминиевая упаковка

Блистерная упаковка

Эксклюзивная упаковка

Пакеты

В России упаковка наиболее востребована в сферах производства продуктов питания, напитков, хозяйственных товаров, косметики и фармацевтических средств. И каждому продукту требуется определенный вид упаковки, изготовленной из определенного материала. Рассмотрим те виды упаковки, которые наиболее часто встречаются на прилавках магазинов нашей страны.

Картонная упаковка

Картонная упаковка традиционно пользуется большим спросом у производителей разного рода товаров. В р оссии используется картонная упаковка не только отечественных, но и зарубежных производителей, что говорит об огромной потребности в этом продукте на нашем рынке. к артонная упаковка обладает целым рядом преимуществ. Так, она отличается достаточной прочностью при транспортировке, легкостью, возможностью запечатывания множеством печатных способов, а также безвредностью по отношению к окружающей среде.

Как правило, упаковочные картоны обладают многослойной структурой: верхняя лицевая сторона, один или несколько внутренних слоев и оборотная сторона. Благодаря подобной структуре увеличивается толщина и жесткость материала. Между собой все слои соединяются на бумагоделательной машине еще во влажном состоянии, после чего спрессовываются. От того, какое сырье было использовано при изготовлении упаковочного картона, зависят его свойства и внешний вид. Исходя из этого упаковочные картоны можно подразделить на несколько основных категорий: чистоцеллюлозные, макулатурные, гофрокартоны, микрогофрокартоны и дизайнерские картоны.

Фармацевтическая упаковка из мелованного картона

Фармацевтическая упаковка из мелованного картона

Чистоцеллюлозные картоны отличаются прекрасными печатными свойствами, что делает их пригодными для создания упаковки для косметических и фармацевтических товаров, кондитерских изделий и прочей дорогой и эксклюзивной упаковки. Такие картоны производятся только из древесной массы и целлюлозы, благодаря чему обладают высокими показателями жесткости и гладкости, однако и ст о ят чистоцеллюлозные картоны дороже прочих картонных упаковочных материалов.

Помимо древесной массы и целлюлозы макулатурный упаковочный картон содержит макулатурное сырье, что снижает стоимость материала, но уменьшает его жесткость. Поэтому макулатурные картоны чаще всего используются для товаров, не нуждающихся в особо прочной упаковке, но требующих максимально возможного снижения ее стоимости. В первую очередь это продукты питания, недорогие сигареты, хозяйственные товары и фармацевтические препараты. Поскольку макулатурный упаковочный картон не должен вступать в прямой контакт с пищевыми продуктами, производители часто используют дополнительную упаковку, например полиэтиленовые пакеты. п родукт помещается сначала в нее и только потом — в картонную коробку. При этом необходимо проанализировать, какой вариант окажется более целесообразным с экономической точки зрения: дешевый макулатурный картон плюс дополнительный пакет или картон более высокого качества.

При выборе материала для упаковки многие производители отдают предпочтение гофрокартону, в котором между двумя прочными слоями располагается волнообразная прокладка. Этот материал обладает комплексом уникальных свойств, а стоит дешевле многих других материалов. Гофрокартон незаменим при транспортировке упакованных товаров: благодаря своей конструкции он легок, что соответственно позволяет снизить расходы при перевозке. Кроме того, данный материал универсален в плане возможности упаковки разного рода товаров: продуктов питания, табачных и алкогольных изделий, косметики, мебели и многого другого. г офрокартон подходит и для индивидуальной упаковки товаров, а также хорош тем, что на него можно наносить полноцветное изображение самыми различными способами.

Микрогофрокартон ничем принципиально не отличается от обычного гофрокартона, однако волны на внутренней прокладке ниже и у же, а их количество на погонный метр — больше. Это позволяет изготавливать из микрогофрокартона коробки небольших размеров, которые оказываются не слишком толстыми, но намного более прочными, нежели из обычного картона.

Дизайнерские картоны — это особая статья. Данные материалы чаще всего входят в коллекции элитных бумаг с высокими плотностями, хотя встречаются и собрания, полностью состоящие из дизайнерских картонов. Как и дизайнерские бумаги, такие картоны могут быть наделены множеством интересных свойств: необычной текстурной или тисненой поверхностью, металлизированным покрытием, разнообразными включениями, широкой цветовой палитрой и т.д. Дизайнерские картоны предназначены для создания эксклюзивной упаковки для дорогой продукции: парфюмерно-косметических изделий, подарочных наборов, элитных алкогольных напитков и пр. Такие материалы целесообразно использовать в тех случаях, когда цена самого продукта достаточно высока: роскошная упаковка прибавит товару лоска и шика.

В начало В начало

Стеклянная упаковка

В качестве упаковки стекло используется уже на протяжении нескольких веков благодаря тому, что обеспечивает сохранность продукта. Стекло гигиенично, устойчиво к воздействию химических веществ, непроницаемо для жидкостей, запахов, вкусов или газов и легко перерабатывается. И хотя материал этот достаточно хрупкий и тяжелый, он широко применяется в пищевой, парфюмерной, фармакологической и медицинской промышленности.

Стеклянная упаковка, похоже, не скоро утратит свою популярность

Стеклянная упаковка, похоже, не скоро утратит свою популярность

Особые требования предъявляются к стеклу, предназначенному для парфюмерной продукции: оно должно обладать высокой степенью прозрачности и блеском. Чтобы достигнуть таких показателей, при его изготовлении не применяются оксиды железа и прочих металлов. Не менее взыскательными бывают и производители фармакологической продукции: для упаковки физиологически активных веществ обязательно использование дорогого нейтрального борнокремнеземного стекла. Для препаратов, содержащих кислоты, используется натрий-кальциевое стекло со специальной обработкой. Однако для прочих целей подходит и стекло без обработки.

Из стекла, как правило, изготавливаются емкости нескольких видов — это бутылки, применяемые для различных алкогольных и безалкогольных напитков; банки, используемые для консервированных продуктов (солений, варений, джемов, некоторых сортов сыра); флаконы, находящие применение в парфюмерной промышленности, а также ампулы для фармакологического производства.

В начало В начало

Полимерная упаковка

Полимерная упаковка все активнее вытесняет с магазинных полок товары в стеклянных упаковках. Это и понятно: полимеры во многом обогнали стекло по своим упаковочным свой-ствам и характеристикам. Как и стеклянная упаковка, полимерная обеспечивает сохранность продукции в установленные сроки, предохраняет товары от деформации, высыпания, разливания и разрушения, поскольку обладает достаточной механической жесткостью и прочностью. К тому же полимерная упаковка весит гораздо меньше стеклянной, что позволяет значительно сэкономить на транспортировке товаров. Более того, полимерная упаковка зачастую является более подходящим решением для защиты продукции от разного рода повреждений: стеклянная упаковка при падении, скорее всего, разобьется, тогда как полимерная может лишь немного деформироваться, сохранив упакованный в нее товар от повреждения.

Рыба, упакованная в термоусадочную пленку

Рыба, упакованная в термоусадочную пленку

Полимерные материалы чаще всего используются при изготовлении упаковки для пищевых продуктов, особенно жидких: молочных продуктов, пива, соусов и т.д., а также для товаров косметической промышленности: шампуней, кремов, гелей.

Полимерная упаковка может быть самых разных форм, объемов и конструкций в зависимости от упаковываемого продукта. Наиболее распространенные виды полимерной упаковки — бутылки, флаконы, банки, коробки. Чаще всего полимерная упаковка изготавливается экструзионнно-выдувным или литьевым способом, а также термо- либо вакуумоформованием. В качестве сырья обычно используются полиэтилен низкой и высокой плотности, полипропилен, комбинации непластифицированного и пластифицированного поливинилхлорида, полистирол, поликарбонат, полиакрилат, полиформальдегид и полиэфир.

Эксклюзивная упаковка

Упаковка для дорогих и эксклюзивных товаров может быть изготовлена из любого упаковочного материала при условии умелого его использования дизайнерами. Однако существует ряд материалов, которые не относятся к традиционным упаковочным, но с успехом применяются для создания необычной упаковки для специфичных продуктов. Один из таких материалов — дерево. В красивые деревянные коробки упаковывают дорогие сигары, наборы коллекционных алкогольных напитков, модные аксессуары и даже ювелирные изделия.

Часто для того, чтобы подчеркнуть эксклюзивность и качество продукта, используется упаковка из ткани. Например, дорогие сорта кофе помещаются в матерчатые мешочки, внутри которых, однако, часто бывают пакеты, в которые и насыпается кофе.

Еще один вариант — упаковка из бумаги ручной выделки. Вот уж где у производителей есть возможность проявить креативность: как правило, бумагу ручной выделки можно отлить на заказ, используя различные материалы и включения. Впрочем, такая упаковка весьма легко повреждается и стоит отнюдь не дешево.

В начало В начало

Пленочная упаковка

Упаковка из пленочных материалов также занимает довольно прочные позиции у нас на рынке. Разновидностей пленочных материалов существует немало, а кроме того, пленочная упаковка хороша тем, что позволяет модифицировать свои свойства с помощью различных химических добавок. Этот материал также позволяет варьировать и методы упаковки: в термоусадочную пленку, в растягивающиеся пленки и т.д.

В России упаковка из термоусадочной пленки пользуется большим спросом у производителей — в основном из-за своей легкости. Такая упаковка сжимается при нагревании и плотно обтягивает сам товар, не занимая дополнительного места, а ее вес весьма незначителен, поэтому она идеально подходит для транспортировки товаров. Полимерная упаковка позволяет увеличить срок хранения продуктов благодаря своей герметичности. Используя термоусадочную пленку, производители не только предохраняют товар от повреждений, но и получают интересный маркетинговый результат: покупатель может без труда разглядеть то, что находится внутри упаковки, и у него появляется уверенность в качестве товара.

Термоусадочную пленку можно комбинировать с другими упаковочными материалами. Например, товар выкладывается на жесткую подложку и только после этого упаковывается в термоусадочную пленку.

В начало В начало

Алюминиевая упаковка

Россия — один из крупнейших мировых производителей алюминия. По-этому не удивительно, что алюминиевая упаковка занимает стойкие позиции на нашем рынке. Алюминий успешно выдерживает конкуренцию с прочими упаковочными материалами, а его использование неизменно растет не только у нас в стране, но и во всем мире. Уникальное сочетание эксплуатационных и технологических свойств этого металла делает его универсальным упаковочным материалом. Особая прочность, жаростойкость, нетоксичность, безвредность для здоровья человека и для окружающей среды позволяют применять алюминий для упаковки практически любого вида товаров, а легкость и компактность делают этот материал очень удобным при транспортировке и складировании.

Довольно часто алюминиевая упаковка используется в пищевой промышленности, а алюминиевые банки в последнее время особенно популярны у производителей пива, поскольку позволяют сохранять вкусовые качества напитка значительно лучше, нежели пластиковая тара: защищая пиво от воздействия извне, алюминий не оказывает никакого воздействия на сам продукт, а из-за непрозрачности металла продукт защищен от воздей-ствия солнечных лучей.

Среди жестких алюминиевых упаковок наиболее популярны аэрозольные баллоны, тубы и консервные банки. Помимо жесткой алюминиевой упаковки существует множество гибких вариаций: фольга, ламинаты и т.д., которые используются в основном для упаковки молочных и кондитерских продуктов, чая, сыпучих пищевых продуктов, а также для изготовления пакетов и коробок для напитков. Полужесткие упаковки (контейнеры и консолетки) как нельзя лучше подходят для хранения продуктов быстрого питания. Кроме того, в этих упаковках такие продукты можно приготовить или разогреть.

Алюминиевая фольга используется для мягкой упаковки продуктов питания. Толщина такой фольги составляет 0,007-0,099 мм. Алюминиевую фольгу можно использовать в качестве упаковочного материала и в тех случаях, когда внешнему виду упакованного товара требуется придать особое ощущение престижности и качества.

Алюминиевая банка — распространенный вид упаковки для напитков

Алюминиевая банка — распространенный вид упаковки для напитков

Фольга — очень гигиеничный материал, допускающий непосредственный контакт пищевого продукта с упаковкой. Одно из ее несомненных преимуществ состоит в том, что этот материал непроницаем для паров и газов, что дает возможность использовать эту упаковку для любого вида товаров. Однако у фольги, наряду со всеми плюсами, есть один существенный минус: изготовленная из нее упаковка не отличается проч-ностью и легко повреждается от механического воздействия. Многие производители преодолевают эту проблему, соединяя фольгу с иными упаковочными материалами в одной упаковке, например помещают продукт в упаковке из фольги в картонную коробку. Правда, такая упаковка обойдется производителям значительно дороже других (например, синтетических).

Пакеты

Все приобретаемые продукты в конечном счете складываются в полиэтиленовые пакеты, поэтому их тоже можно отнести к упаковке. Кроме своей транспортной функции, полиэтиленовые пакеты часто выступают в качестве полноправной упаковки того или иного товара. Так, разработан полиэтилен, пригодный для упаковывания пищевых продуктов; полиэтилен, не допускающий проникновения химических частиц упаковки в продукцию, а также полиэтилен со специальными добавками, которые увеличивают его прочность. Распространены также упаковки (в основном для пищевых товаров) с герметичной застежкой zip-lock.

Небольшой пакет с герметичной застежкой — упаковка для специй

Небольшой пакет с герметичной застежкой — упаковка для специй

В начало В начало

Блистерная упаковка

С блистерной упаковкой мы встречается ежедневно: она используется для хозяйственных, косметических, фармацевтических товаров и многого другого. Самые распространенные примеры — батарейки, суперклей. Блистерная упаковка — это жесткая картонная подложка с накрывающим ее прозрачным объемным футляром, изготовленным из термопластичного материала. Футляр прикрепляется к картонной подложке посредством сварки или клея. У нас в стране блистерную упаковку производят нечасто, а большинство товаров в ней импортируется.

У нас в стране блистерные упаковки производятся редко, однако все мы с ними хорошо знакомы

У нас в стране блистерные упаковки производятся редко, однако все мы с ними хорошо знакомы

В начало В начало

КомпьюАрт 6'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства