КомпьюАрт

8 - 2004

drupa 2004 и основные направления развития полиграфии

Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, технический директор компании «Полиграфические системы»

Все в этом мире когда-нибудь да проходит

Радоваться или огорчаться за традиционную полиграфию?

Эволюция листовых офсетных машин элитного класса

Неожиданно, хотя и логично

Струйные плоттеры

Напоследок

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум
Уильям Блейк

Все в этом мире когда-нибудь да проходит

Выставка drupa 2004, которую с нетерпением ждали все: и организаторы, и участники, и посетители, закончилась. Настало время подводить итоги.

Конечно, собираясь на эту выставку, я ожидал увидеть много нового и интересного. Попытаюсь описать свои ожидания. В 1995 году drupa проходила под знаком технологии CtP, в 2000 году основной темой была технология цифровой печати. Вместе с тем последние пятнадцать лет ведущие позиции в полиграфии занимают флексография и офсетная печать. Я понимал, что все указанные технологии будут присутствовать на drupa 2004, надеялся, что достойное место на выставке займет возрождающаяся технология глубокой печати. Ожидал увидеть и шумные и красочные шоу перед демонстрацией оборудования — один из видов рекламных технологий. Не зн ал я только того, какое направление развития полиграфии станет на выставке основным. Увиденное удивило меня. Основным направлением развития, на мой взгляд, стало увеличение форматов печати в офсетной, шелкотрафаретной и струйной технологиях. В офсетной печати — больше 2 м по ширине листа, в шелкографии — 2 x 6 м и в струйных плоттерах — 5 м по ширине полотна. Я уже не говорю о режущих плоттерах и плоской высечке, где форматы традиционно большие.

В начало В начало

Радоваться или огорчаться за традиционную полиграфию?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим общий путь развития технических идей. Все они проходят несколько этапов своего становления и развития, а затем уходят в историю. На первом этапе (этапе зарождения идеи) возникает множество технологий и разновидностей ее реализации, потом одна или несколько реализаций становятся доминантами и входят в стадии бурного развития. А когда они получают всеобщее признание и полную победу, то где-то зарождается новая идея, которая со временем начинает теснить позиции недавних триумфаторов до полного их забвения. В этой схватке старая технология вынуждена искать новые пространства реализации, и часто выходом для нее становится гигантизм либо миниатюризация.

Так, офсетные листовые печатные машины превратились в монстров, в гигантских динозавров полиграфии. Они завораживают своими размерами, красочностью и скоростью работы. Максимальный формат листа 1,51 x 2,05 м, красочность — до 12 секций, которые могут дополняться двумя лаковыми секциями с различными видами сушильных устройств; скорость — до 18 тыс. оттисков в час. В то время как тиражи в издательской печати, печати каталогов и рекламы катастрофически падают, офсетная технология развивает свои сильные стороны и нивелирует слабые, порождая гигантов для качественной печати многокрасочных оттисков большого формата, причем за короткое время, большими тиражами и с лакированием в линию. Малые форматы и малые тиражи многокрасочных оттисков на бумаге, картоне, фольге и пластике уже сейчас выполняются с помощью цифровой печати.

В начало В начало

Эволюция листовых офсетных машин элитного класса

Традиционно листовые офсетные машины конструируются по линейной схеме, при которой отдельные печатные секции располагаются по горизонтальной линии. Реже применяется планетарная схема построения, при которой несколько офсетных цилиндров (со своими формными цилиндрами) работают с одним печатным цилиндром большого диаметра. Очень редко в малоформатных двухкрасочных машинах применяются сателитная схема, при которой два формных цилиндра работают с одним офсетным, или схема «резина к резине», при которой запечатываемый листовой материал проходит между двумя офсетными цилиндрами и одновременно запечатывается с двух сторон. Каждая схема построения имеет свои особенности, сильные и слабые стороны. При схеме «резина к резине» одновременно запечатываются обе стороны листа, и для того, чтобы печатать только на одной стороне, необходимо отключить одну из секций, снижая эффективность использования машины на 50%, что экономически невыгодно. При планетарной схеме печать проводится всегда только на одной стороне листа, по-этому для того, чтобы запечатать лист и с обратной стороны, необходимо перевернуть односторонние оттиски и снова пропустить их через машину. Но для этого односторонние оттиски необходимо выдержать от 2 до 24 часов и дать им возможность подсохнуть, так как в противном случае возможно смазывание и отмарывание. При линейной схеме построения, если необходима двусторонняя печать, после нескольких печатных секций вместо передающих цилиндров устанавливают одноцилиндровое или трехцилиндровое переворачивающее устройство.

Три ведущие немецкие машиностроительные компании Heidelberg, MAN Roland и KBA, изготавливающие элитные листовые офсетные машины, остались верны линейной схеме построения с использованием переворачивающего устройства. Все показанные ими на выставке drupa 2004 тяжелые машины были построены по линейной схеме (рис. 1).

Ведущие японские компании Akiyama, Komori и Mitsubishi, изготавливающие офсетные машины элитного класса — пошли по пути разработки новых схем построения своего оборудования. Для того чтобы осуществлять двустороннюю печать без переворота листов, была разработана двухярусная схема расположения печатных секций (рис. 2). Компании Komori и Akiyama показали эти машины и в рамках дюссельдорфской выставки.

Компания Mitsubishi представила на drupa 2004 построенную по линейной схеме машину для двусторонней печати без переворачивающего устройства (рис. 3). Первые (от самонаклада) секции этой машины перевернуты по сравнению с линейной схемой и пара печатный/офсетный цилиндр в них находится наверху, а формный цилиндр с красочным и увлажняющим аппаратами расположены под ними; последние печатные секции имеют такую же конструкцию, как в линейной схеме. Между двумя группами печатных секций размещен наклонный трехцилиндровый передаточный механизм, который передает лист от секции с верхним печатным цилиндром в секцию с расположением печатного цилиндра внизу. Таким образом, нет необходимости переворачивать лист: вначале он запечатывается с оборота, а потом — с лица. В результате получился своего рода гибрид линейной и ярусной схем построения печатных машин, сочетающий в себе сильные стороны обеих схем: машина имеет небольшую высоту, двусторонняя печать выполняется без переворачивающего устройства, причем конфигурация машины может включать разное число секций для печати лица и оборота. Конечно, высота таких машин Mitsubishi на 25 см больше, чем при линейной схеме построения (но не в 2 раза, как при ярусной схеме), однако эти сантиметры использованы конструкторами весьма рационально — высота самонаклада увеличена до 1410 мм, что особенно важно при печати на толстых материалах, например картоне. Для сравнения: у ярусных машин высота самонаклада 1300 мм, а у линейных — 900-1200 мм.

В начало В начало

Неожиданно, хотя и логично

Неожиданным для меня оказалось бурное развитие трафаретной печати. Однако следует признать, что рост интереса к этой технологии вполне закономерен. Развитие шелкографии стимулируется увеличением объемов печатной рекламы. Трафаретная печать отличается целым рядом уникальных достоинств. К тому же только эта печатная технология не предъявляет никаких требований к вязкости и составу красок и лаков, а также к качеству поверхности запечатываемого материала. Предъявляется всего одно требование — краска должна держаться на запечатываемой поверхности. О лакировании (сплошном и фрагментарном) больших форматов, в том числе с нанесением толстых слоев различных по составу лаков, можно говорить только в отношении трафаретной печати, и только ее. Важные достоинства трафаретной печати — дешевый формный материал, пригодный для многократного использования, и дешевая печатная форма при неограниченном формате, так как давление печати создается ракелем. Все это и способствовало подъему шелкографии, увеличению формата и красочности печати, разработке трафаретного печатного оборудования разнообразных конструкций и различной производительности.

Например, компания Dominion screen & digital print показала на выставке четырехкрасочную машину трафаретной печати линейного по-строения, работающую с УФ-красками CMYK и печатающую на тонком пластике формата 6,1 x 1,8 м. Любопытная особенность машины — каждая печатная секция включается в работу только после того, как лист запечатывается в предыдущей секции и полностью высушивается. Во время работы в машине находится только один печатный лист. Технологический цикл начинается с подачи листа на стол для позиционирования и заканчивается с уходом листа со стола приемки. Только после этого машина запускается заново и начинается подача следующего листа.

В начало В начало

Струйные плоттеры

Причину бурного развития струйных плоттеров объяснить несложно — перефразируя известную сентенцию, можно сказать: ищите печатную рекламу. Воспроизведение цветных изображений большого формата малыми тиражами на самых разнообразных материалах (бумаге, пленке, тканях и тонком пластике, высокое качество печати и экономическая эффективность) — вот сильные стороны струйной технологии.

В начало В начало

Напоследок

Вместо заключения — одна мысль, пришедшая мне в голову после выставки drupa 2004. Если раньше освящали колокола, то сегодня пришла пора освящать печатные машины, ведь и те и другие способствуют распространению информации в пространстве и во времени, и те и другие — творения гения и рук отдельных людей для всему служения человечеству.

В начало В начало

КомпьюАрт 8'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства