КомпьюАрт

11 - 2003

Защищенная полиграфическая продукция

Классификация защищенной полиграфической продукции

Основные элементы защиты знаков

9 октября текущего года правительство США официально ввело в обращение 20-долларовые купюры нового образца с усиленными элементами защиты и светлым цветным фоном. В этот день новые 20-долларовые банкноты начали распространяться Федеральной резервной системой США и появились в наличии в коммерческих банках США. Введению в оборот более современных купюр предшествовала широкая разъяснительная и пропагандистская кампания американского Министерства финансов. Крупная рекламная кампания вполне объяснима: двадцатка — самая распространенная на территории США банкнота. Более того, поскольку доллар является самой массовой мировой валютой, мощные разъяснительные кампании прошли во многих странах мира, включая и Россию (подробности на www.newdollar.ru).

«Новый цвет денег. Безопаснее. Технологичнее. Надежнее» — звучало заманчиво… Прошло всего три недели, и на территории США была обнаружена первая партия фальшивок. Качество подделок было достаточно высоким, чтобы обмануть значительную часть жителей городка Броктон. Хотя мошенникам не удалось повторить значительное количество элементов защиты, их успех был основан на элементарном незнании американцами собственной валюты и нежелании осуществлять ее проверку на подлинность.

Конечно, доллар США — далеко не единственная валюта мира, которую подделывают фальшивомонетчики. Совсем недавно вышедший в обращение евро тоже страдает от массового появления клонов, наибольшее количество которых было выявлено во Франции. Интересно, что, по данным Интерпола, основная часть фальшивок производится на территории стран Балтии. Более того, качество фальшивых евро неуклонно растет, вызывая серьезную тревогу в Евросоюзе. По мнению немецкого эксперта в области защиты денег от подделки Карлхайнца Бухцика, главным фактором успеха фальшивомонетчиков является стремительное развитие и доступность компьютерной техники. Сегодня практически без ограничений можно приобрести и мощные компьютеры, и печатную технику с высокой разрешающей способностью, и сканеры, способные обеспечить воспроизведение всех видимых невооруженным глазом элементов защиты. Доступность перечисленного оборудования значительно расширяет количество желающих попробовать себя на этой «золотой» ниве. Вместе с тем все государства мира стараются жестко контролировать производство в сфере выпуска денежных знаков и ценных бумаг, чтобы защитить интересы собственных граждан. Основных способов защиты два: жесткое законодательное регулирование и использование технологий, недоступных для производителей фальшивок.

В отношении производства денежных знаков ситуация везде одинакова: государство, как правило, имеет собственные предприятия, занимающиеся выпуском денег ему всегда принадлежит исключительное право на эту деятельность. Иначе и быть не может — многочисленные примеры из истории доказывают, что отсутствие валюты, защищенной не только экономически, но и технологически, способно значительно снижать уровень стабильности экономики.

Разработка защитных технологий в этой области — дело первостепенной важности, поскольку, лишь опережая производителей подделок на несколько шагов, можно быть уверенным в надежности этой действительно ценной продукции. Не будем также забывать, что реализованные способы защиты должны гарантировать невозможность репродуцирования банкнот и т.п. не только силами откровенно уголовных элементов, но и с использованием производственного потенциала третьих стран.

Поэтому разработка технологии защиты от подделок давно уже стала прерогативой научно-исследовательских организаций. Уникальными свойствами наделяются бумага (включая полимерную), красители, дизайн, в том числе конструктивный, и другие элементы денежных знаков и ценных бумаг.

Производство ценных бумаг в нашей стране, как и во всем мире, регулируется законом, причем весьма строго. Достаточно сказать, что сегодня не наберется и двух десятков компаний, обладающих правом печатать ценные бумаги всех видов. На 1 июля 2003 года Министерство финансов России предоставило всего 16 лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией сроком на 5 лет.

Под защищенной полиграфической продукцией (ЗПП) понимается полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг, необходимость защиты которой предусмотрена нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, всех органов государственной власти Российской Федерации и решениями юридических лиц, изготовленная с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции.

Согласно специальному приложению к приказу Минфина России от 7 февраля 2003 года, защищенная полиграфическая продукция подразделяется на три уровня («А», «Б» и «В»), для каждого из которых утверждены особые технические требования и условия изготовления (см. врезку).

Лицензией на изготовление ЗПП всех трех уровней в настоящее время обладают лишь семь компаний. Так уж сложилось (видимо, в силу объективного развития рынка), что компании, производящие ценные бумаги, достаточно равномерно распределены по территории России. С одной стороны, это слегка снижает конкуренцию, а с другой — способствует уменьшению издержек.

Рассмотрением заявок на получение лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, в нашей стране занимается специально созданная экспертная комиссия Минфина. Кроме того, к предприятиям предъявляются особые требования по режиму охраны используемых помещений, а также технические требования и условия по технологии производства.

Комиссия осуществляет контроль обеспечения достоверности учета изготовленной продукции. Лицензиаты при этом обязаны соблюдать следующие условия:

• не изготавливать защищенную полиграфическую продукцию с нумерацией, приводящей к возникновению двух и более бланков без внешних отличий;

• не выпускать ЗПП-продукцию, внешне идентичную ЗПП, изготовленной другим лицензиатом;

• не использовать при изготовлении бланков ценных бумаг оригинал-макеты заказчика, а также не передавать указанные оригинал-макеты другим изготовителям;

• не допускать изготовления защищенной полиграфической продукции полностью или частично за пределами территории, охраняемой в соответствии с режимными требованиями;

• не применять полиграфические полуфабрикаты другого производителя при изготовлении защищенной полиграфической продукции, отнесенной к уровням «А» и «Б».

При разработке и изготовлении оригинал-макетов защищенной полиграфической продукции, обработке конфиденциальной информации на автоматизированных рабочих местах рекомендуется соблюдать режим технической защиты конфиденциальной информации.

В целях установления единого порядка изготовления, применяемого ко всем видам ЗПП, производители должны соблюдать общие технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции.

Для надежного обеспечения защиты от подделки бумага и печатное изображение, а также краски должны нести в себе элементы защиты. Каждый вид защищенной полиграфической продукции должен быть отпечатан не менее чем двумя видами печати. Номер и серия выполняются высоким способом печати.

В основе композиции защищенной полиграфической продукции должны быть гильоширные рисунки, под которыми понимают комбинацию тонких и взаимопереплетающихся линий, имеющих сложную геометрию и характерный шаг 1-2 мм. Гильоширные рисунки могут быть позитивными (контурными) и негативными (директными). Толщина линий гильошей не должна превышать в контурных элементах (позитивно) 40-70 мкм, в директных (негативно) — 50-90 мкм.

Гильоширные рисунки составляются из большого количества одинаковых элементов. Структура графических элементов должна быть нерегулярной.

Многоцветные гильоширные рисунки изготавливаются посредством нанесения двух и более дополняющих друг друга гильоширных элементов в разных цветах один на другой, когда рисунки скоординированы между собой и дополняют друг друга. Это должно легко идентифицироваться. Наложение произвольно выбранных элементов не допускается.

Композиция ЗПП может содержать не менее трех различных по форме и рисунку гильоширных изображений, одни из которых имеют позитивное, а другие — негативное исполнение линий. В композицию защищенной полиграфической продукции требуется включать микротекст. В позитивном исполнении он должен иметь высоту шрифта 150-200 микрон, а негативном — 200-250 микрон.

Лицевая сторона ЗПП обязательно не менее чем на 70% состоит из многоцветных гильоширных рисунков нерегулярной структуры.

При изготовлении бланков ценных бумаг на бумаге с водяным знаком оборотная сторона также должна быть запечатана. В этом случае, кроме вышеуказанных, могут быть использованы однокрасочные, мультиматные гильоширные рисунки.

Печать характеризуется четкостью, равномерностью тона, отсутствием заваленных или забитых краской пробельных участков. Тон краски, размер полей во всех экземплярах, принадлежащих одному тиражу, должны быть одинаковыми. Изготовление ЗПП с видимыми различиями по указанным выше параметрам не допускается. Перекрестья линий гильоширных элементов и фоновых сеток не должны иметь утолщений (узлов). Печать наложенных друг на друга многоцветных гильоширных элементов требуется выполнять с точной приводкой, позволяющей пользователю идентифицировать совмещение элементов.

В многокрасочных гильоширных рисунках печать должна быть выполнена полиграфическими красками, колористические особенности которых затрудняют их воспроизведение известными фотографическими и копировальными методами. Кроме того, применяются специальные краски, обладающие видимой люминесценцией (кроме голубого света) в ультрафиолетовом излучении, и краски, характеризующиеся визуальными защитными эффектами и/или специальными машиночитаемыми признаками.

Голограммы, использующиеся в качестве элементов ЗПП, должны быть выполнены в виде фольги горячего тиснения или холодного ламинирования, иметь эксклюзивный дизайн и микротекст от 20 до 100 мкм. Рекомендуется использование изображений с кинеграммными эффектами и скрытых изображений.

Кроме денег, часто подделывают ценные бумаги, поэтому чем выше уровень их защиты, тем меньше риск. Продукция уровня «А», с образцами которой нас любезно ознакомили в типографии «Опцион», до недавнего времени обладавшей лицензией № 1 (сейчас № 3; первые две отданы предприятиям «Гознака»), оснащена самыми современными элементами защиты. Помимо традиционных средств ценные бумаги могут иметь изменяемое в УФ-свете свечение, различающееся для разных элементов композиции, а также длительное, строго фиксированное по времени послесвечение. Подделка таких документов непромышленным способом просто невозможна, а промышленным — практически исключена в силу вышеописанных требований по режиму производства.

В заключение отметим, что отечественные технологии защиты денег и ценных бумаг по праву считаются одними из самых надежных. Российские научные разработки в этой области завоевали заслуженное признание экспертов. А на прошедшей в этом году выставке «Интеграф» в швейцарском городе Монтре был представлен уникальный станок для изготовления металлографских форм, используемых в производстве банкнот и монет. Именно поэтому около 20 стран заказывают у «Гознака» банкноты, монеты, банкнотную бумагу.

Редакция выражает благодарность сотрудникам типографии «Опцион» за помощь, оказанную при подготовке материала.

КомпьюАрт 11'2003

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства