
Photoshop: от простого к сложному. Часть 50
Обработка традиционных рисунков: перо
4. Будьте готовы к неожиданностям
Очередные три урока нашей рубрики будут посвящены использованию 
  в иллюстрациях картинок, нарисованных традиционными методами. В первой части 
  рассмотрено создание изображения на основе рисунков пером и тушью, из которых 
  в Photoshop построена композиция со слоями и текстурой.
  Чтобы цифровая иллюстрация выглядела как изображение, нарисованное обычными 
  инструментами, вам в качестве основы понадобится оригинал. Это может быть фотография, 
  рисунок, эскиз, текстура — все что угодно. Успех будет зависеть от оригинальности 
  исходной картинки. Не стесняйтесь и экспериментируйте с разным материалом.
  Photoshop предлагает большой выбор инструментов и фильтров, способных изменять 
  исходное изображение в большей или меньшей степени. Мы продемонстрируем, как 
  с помощью манипуляций слоями, а также использования сканированных текстур можно 
  модифицировать оригинальный рисунок и придать ему выразительность.
1. Исходный рисунок
Одним из важнейших условий имитации традиционного рисовального стиля является экспериментирование с натуральным материалом. Это может быть оригинальная текстура или картинка, которая будет служить основой...
-  Эти рисунки созданы в классической манере — пером и тушью. Левое изображение 
    имеет массу мелких деталей. Складки и перья аккуратно заштрихованы. Справа — 
    упрощенный эскиз того же изображения на увлажненной бумаге, чтобы линии были 
    несколько размытыми.  
-  Голова ангела нарисована пером в сочетании с карандашной растушевкой. Она 
    гораздо больше, чем туловище, поэтому черты сканированного и уменьшенного 
    в Photoshop изображения более реалистичны.  
-  Теперь — самое интересное. Эта сине-зеленая текстура создана путем нанесения 
    цветных красок на пластмассовую плитку, потом плитка была прижата к увлажненной 
    бумаге, и получился интересный оттиск, пригодный для сканирования. Оранжевая 
    текстура получена нанесением краски на рельефный кусок металла.  
|  |  | 
2. Размещение фигур
Далее предстоит плавно вписать фигуры ангелов в новое окружение. Здесь важно определить верное настроение...
-  Уменьшив голову и соединив ее с туловищем, помещаем ангела на красочный 
    фон. Пока рисунок выглядит статичным. Для придания живости ему следует сообщить 
    элемент движения.  
-  Модуль Liquify поможет вдохнуть жизнь в фигуру. После обработки мелких 
    деталей инструментами Pucker (Сжатие) и Bloat (Расширение) складки мантии 
    стали более естественными, а загнутые концы перьев придают крыльям даже несколько 
    угрожающий вид.  
-  Фигура гораздо лучше впишется в фон, если заменить режим наложения Normal 
    (Нормальный) на Luminosity (Яркость). Фоновые цвета станут проглядывать сквозь 
    черно-белый рисунок. Поскольку фигура остается все еще слишком прилизанной, 
    загрузим второй рисунок, чтобы сделать изображение чуть грубее.  
-  Инвертировав изображение, мы с помощью команды Hue/Saturation (Цветовой 
    тон/Насыщенность) сделали его зеленым, чтобы лучше вписать в фоновую текстуру. 
    Теперь помещаем этот слой поверх фигуры ангела.  
-  Переключаем режим наложения слоя с Normal на Screen (Осветление), в результате 
    чего поверх оригинального изображения появляются слабо различимые участки 
    нового рисунка. Это придает фигуре новое измерение и является частью процесса 
    придания изображению вида старой гравюры.  
-  Эти действия следует повторить применительно к остальным фигурам. Для придания 
    неповторимости каждой из них использован модуль Liquify. Однако, хотя он и дает 
    замечательные результаты, помните: чем меньше, тем лучше.  
|  |  | 
3. Волшебство текстуры
Разместим на изображении текстуру...
-  Пока фигуры выглядят на фоне не совсем достоверно. Вырезая те или иные 
    участки фона и накладывая их на фигуры, постарайтесь как можно лучше вписать 
    ангелов в окружение.  
-  Распределив текстуру на теле ангела с наибольшей естественностью, переключаемся 
    с режима Normal на Hard Light (Жесткий свет). Получаем нечто, напоминающее 
    эффект травления или витражного стекла — перекрывающая текстура кое-где кажется 
    подсвеченной.  
-  Проделайте то же с остальными изображениями ангелов. Это потребует экспериментирования, 
    поскольку одни участки фона накладываются лучше, другие хуже. Работать придется 
    методом проб и ошибок, пока изображение не будет выглядеть так, как надо. 
      
|  |  | 
4. Будьте готовы к неожиданностям
Хороший эффект может появиться случайно, что подтверждает пользу экспериментирования...
-  Чтобы создать «родное» окружение для ангелов, построим облачный ландшафт. 
    Берем фотографию облаков, сделанную из окна самолета. Мы предполагали наложить 
    облака на текстуру в режиме Multiply (Умножение). Но хотя теоретически это 
    казалось здорово, на практике не сработало.  
-  Обратившись к команде Hue/Saturation, мы придали облакам фиолетовый оттенок 
    и поэкспериментировали с наложением слоев.  
-  В режиме Soft Light цвета во всем изображении стали ярче и контрастнее. 
    И хотя от облаков ничего не осталось, этот случайный фиолетовый оттенок в сочетании 
    с эффектом Soft Light высветил нужные участки фона.  
|  |  | 
5. Атмосфера
Атмосфера должна придать завершенность фону, но не затенять ангелов...
-  Мы импортировали фотографии облаков и из каждой выбрали наилучшие детали. 
    Для разных частей композиции нужны разные облака. Нижние требуют эффекта типа 
    плиточного, образующего линию горизонта, а средние и верхние должны изображать 
    лишь кое-какие атмосферные детали, оттеняющие «твердь».  
-  Переносим облака в соответствующие участки композиции. Для подгонки цвета 
    облаков под области, на которых они располагаю тся, использована команда Hue/Saturation: 
    зеленые облака покрывают зеленую область, голубые — голубую. Для усиления 
    деталей воспользуйтесь инструментом «Резкость».  
-  Верхним облакам задайте режим наложения Screen, средним — Multiply, а нижним — 
    Hard Light (Жесткий свет).  
|  |  | 
6. Создание текстурной рамки
Далее создаем текстурное обрамление и добавляем луну...
-  Подобрав из библиотеки изображений подходящую рамку, мы с помощью команды 
    Color Range выделили белую область посередине и инвертировали выделение. 
    Затем перенесли выделение в окно с рельефной текстурой. Путем копирования 
    и вставки выделения мы получили текстурное обрамление для своей композиции. 
     
-  Командой Hue/Saturation заменяем оранжевый цвет другим, более подходящим 
    для фона. В данном случае с ним хорошо сочетается голубой.  
-  Рамка слишком плотно сливается с изображением. Чтобы как-то отделить ее, 
    добавим отбрасываемую тень. Снова выделяем рамку и создаем отдельный слой, 
    залив выделение черным. Для придания тени большего 
    реализма слегка размываем ее фильтром Gaussian Blur (Размытие по Гауссу). 
     
-  Помещаем тень за рамкой и слегка сдвигаем ее вправо и вниз, чтобы создать 
    иллюзию источника света. Такая рамка придает изображению вид старинной картинки. 
      
-  Композиция нуждается еще в чем-то, что объединило бы все элементы. Эта 
    луна придаст ей равновесие. Командой Levels (Уровни) повышаем контраст луны, 
    делая серые области черными, а светлые — белыми.  
-  Такая техника позволяет наложить изображение на фон в режиме Screen без 
    ущерба для окружающих цветов и текстуры. При этом светлые области наложенного 
    изображения вычитаются из нижних темных цветов и черные его участки становятся 
    невидимыми.  
|  |  | 
7. Завершающие штрихи
Передний план требует ничуть не меньшего внимания, чем фон. Эти небольшие штрихи придадут композиции завершенность...
-  Как вы, возможно, заметили, картинка получилось слишком чистой — чтобы 
    имитировать ее под старину, следует добавить немного «пыли и царапин». Этому 
    послужит изображение текстуры камня.  
-  Мы инвертировали текстуру, превратив ее в негатив. Затем с помощью средств 
    диалогового окна Hue/Saturation сделали все белые пятна бледно-зелеными под 
    стать фону.  
-  В завершение мы задали текстуре режим наложения Screen, получив эффект 
    электризованной, изъеденной временем поверхности. Теперь простые рисунки пером 
    и тушью выглядят так, словно пропущены через цифровой ад, но в то же время 
    сохраняют многие из своих особенностей.  
КомпьюАрт 2'2002