Составляющие хорошей газеты: дизайн, верстка, контент
Существует хорошая традиция — когда надо подчеркнуть, что раньше было хорошо, а сейчас все не так, то начинают сравнение чеголибо с 1914 годом или с лучшими годами советского периода.
Так вот, давнымдавно, когда еще существовала страна под названием СССР, все выходившие издания были набраны и сверстаны хотя и несколько однообразно, но в полном соответствии с законами удобочитаемости, которые были закреплены в ГОСТах и технологических инструкциях. Любое отступление от этих правил строго наказывалось, а за их исполнением следили корректоры и технические редакторы.
Только не надо думать, что все газеты были на одно лицо. Отнюдь! «Известия», «Правда», «Вечерняя Москва» и пр. — каждая имела свой неповторимый и узнаваемый имидж. Это говорит о том, что даже в рамках строгих правил и отраслевых стандартов можно создавать уникальный для каждого издания дизайн.
Потом не стало страны, на смену ручной верстке пришел компьютерный набор, корректоров заменил spell checker, набор и верстку в издательствах стали делать «дизайнерысамоучки». О существовании правил набора и верстки стали забывать (а многие их просто никогда не знали). И не просто забывать — появилось огромное количество «революционеров», которые хотят отринуть выработанные годами правила верстки. Остракизму подвергаются рекомендации Мильчина, Шицгала и других признанных авторитетов. И ладно бы этих авторитетов критиковали другие не менее крупные авторитеты — нет, чуть приподнялся из серой массы и уже зовет верстальщиков на баррикады. Попросишь такого собственные работы показать, а там и смотреть нечего...
Появление огромного количества опечаток, мельтешение шрифтов, верстка текста в слишком узкие колонки и многие другие погрешности набора и верстки привели к тому, что некоторые издания стало просто невозможно читать.
Бывает, возьмешь в руки журнал или газету, а читать ее никак не получается. Вроде бы и тема актуальная, и тексты потенциально интересные, но отсутствие хоть какогонибудь дизайна, фото из бесплатных клипартов и неграмотная верстка — и всё, читать совершенно не хочется.
Дизайн
Итак, после контента (собственно содержимого) дизайн является самым важным элементом успешной газеты. Это поняли более 35 лет назад (в 1978 году) в США, где появилось Общество газетного дизайна. Впоследствии оно было переименовано в Общество новостного дизайна (Society for news design, SND).
В 1990 году результаты первого исследования EyeTrack показали, что 80% читателей прежде всего воспринимают общий вид (дизайн, если угодно) полосы, 75% во вторую очередь рассматривают фото, потом заголовки — 56%, подписи к фото и выносы — 29%. При этом основное внимание к текстам — 25%.
Уже по этим цифрам видно, что плохой дизайн, некачественные фотографии, слабые иллюстрации убивают хорошие тексты.
Как это ни досадно, но во многих российских издательствах понимание этого отсутствует до сих пор. Большинство редакторов не обращают внимания на дизайн и не участвуют в его создании, не считаются с артдирекцией, не обсуждают с дизайнерами тексты до их написания, не думают об использовании инфографики, пишут огромные тексты, не сочиняют информационные подписи к фотографиям, не интересуются информационным дизайном и стараются забить буквами каждый квадратный миллиметр полосы.
Разворот газеты «Мой район», получившей «золото» в 2010 году на Всемирном конкурсе новостного дизайна
Редакторы успешных газет, напротив, очень трепетно относятся к вышеперечисленным моментам. Так, Гейл Грин, управляющий редактор газеты National Post (Канада) еще пять лет назад писал: «Иллюстрации, дизайн — часть рассказывания историй. А редакторы и дизайнеры работают хорошо, когда вместе думают о наилучшей визуальной ее реализации. Насколько много должно быть дизайна? Будет ли история более доступной читателю с визуальными разбивками и врезками? Как насчет боксов с фактами? Или графиков?
Редакторы играют главную роль в дизайнпроцессе, потому что лучше всех знают тексты и то, как эти тексты должны быть поданы. Если они задаются подобными вопросами, то истории, которые мы пытаемся рассказать, только выигрывают.
Даже самые прекрасные и сильные тексты, поставленные на полосу без иллюстраций, визуального привлечения внимания — утонут, пройдут мимо читателя. Аналогично, красивый и стильный дизайн, который не имеет отношения к тексту, задержит внимание читателя лишь на секунду. Редакторы и дизайнеры должны работать вместе, чтобы быть уверенными, что контент подходит дизайну, чтобы вдохновлять друг друга, расширять границы креативности и повышать уровень визуальной и текстовой журналистики в издании».
Такого же мнения придерживается и Дмитрий Сурнин, основатель конкурса и конференции «Газетный дизайн» в России: «Редактору дизайн нужен для того, чтобы газету читали. Чтобы привлекать внимание к тем материалам, к которым нужно его привлекать. Чтобы доносить информацию наиболее эффектным и эффективным способом. Чтобы организовывать через дизайн процесс производства и менять культуру работы в редакции».
Разворот газеты «Мой район», получившей «золото» в 2010 году на Всемирном конкурсе новостного дизайна
Ему вторит Игорь Садреев, в ту пору шефредактор журнала FHM: «Мы продаем читателю не вордовский файл, а упакованный продукт. Дизайн — это упаковка, которая должна привлекать внимание. Можно продавать шоколадные конфеты в целлофановых пакетах, а можно — в коробочке с шелковой лентой. Второе будут покупать лучше. Впрочем, сравнение немного хромает. Функция дизайна шире. Он должен работать не только на продажу, но и на общее восприятние. Грамотный визуальный ряд помогает усвоить сказанное в тексте и рождает новые смыслы. Как правило, артдиректора не любят читать тексты, а следовательно, работать нужно обязательно совместно: обсуждать, показывать, спорить. Иначе получится упаковка для шоколадных конфет, внутри которой лежат гвозди».
Тимур Юсупов, газетный дизайнер, работал артдиректором в газете «Труд»: «Современные новости уже давно перестали быть просто текстом. И простое размещение текста на полосе совсем не гарантирует, что читатель сделает над собой усилие и прочтет его от корки до корки. Его надо заинтересовать, предоставить все удобства для получения информации, красиво рассказать историю, создать верный эмоциональный фон для восприятия. Зацепить.
И здесь очень важно, чтобы редактор мог представить, как может выглядеть его история на полосе, какими средствами она может быть разыграна, уже в тот момент, когда только собирает информацию. Затем он должен изложить свое видение дизайнеру, чтобы воздействие получилось максимально эффективным. Для читателя огромное значение имеет не только слово, но и то, как оно выглядит. Известны случаи, когда объемный текст о событии в последний момент заменялся эффектным фоторядом с небольшими комментариями. И это вызывало больший резонанс у аудитории. Или история в словах плавно превращалась в инфографику — визуализированный рассказ. Быть может, не обязательно, чтобы дизайнер начал писать, а журналист — рисовать, но очень здорово, когда каждый из членов команды знает чуть больше, чем предусмотрено его прямыми обязанностями. Такое знание, несомненно, добавляет эффективности совместной работе».
Почему сегодня к газетному оформлению не следует подходить формально? Почему дизайн постепенно приобретает для любого печатного издания всё большее значение?
Борьба издателей газет за читателя с каждым днем всё больше накаляется. Эпоха «сплошного чтения» сменилась эпохой «чтения выборочного». Читатель уже не вчитывается в каждую фразу на газетной полосе, а останавливает свой взгляд на том, что ему наиболее интересно. Современная газета, конкурируя с другими печатными СМИ, в своем оформлении многое перенимает от более привлекательных по дизайну журналов и интернетресурсов. Используя дизайн, газетчики пытаются управлять вниманием читателя.
Следует признать, что за рубежом гораздо раньше осознали, насколько важно в интересах читателя уметь грамотно структурировать информацию, разбивая материал на составные элементы: врезки, цитаты, подзаголовки.
Задача газетного верстальщика — подать материал так, чтобы всё на полосе выглядело естественно и органично, чтобы хотелось и тексты читать, и картинки рассматривать.
Внешний облик издания должен соответствовать его содержанию. Практика показывает, что дизайн, разработанный для еженедельника, вряд ли подойдет для ежедневной газеты. Увы, такие примеры были, но ничего хорошего из этого не вышло.
В настоящее время более активно используется цвет. Именно на цвет сегодня всё чаще обращают внимание газетные дизайнеры. И еще на фото. В западных газетах можно встретить огромные снимки, причем нестандартных размеров — очень узкие и вытянутые, большие подборки из снимков, на которые хочется кликнуть, как в фотогалерее интернетсайта, обилие «вырезанных» фото. За рубежом дизайнеры часто используют так называемое жесткое кадрирование снимков — в интервью так можно передать эмоции собеседника. У нашей периодической прессы такой практики почти нет, за исключением единичных случаев.
В хорошо сверстанной газете всё красиво, логично и удобно организовано. И это может быть не только заслуга дизайнера и верстальщика. Подача материала должна начинаться с журналистов и поддерживаться усилиями всего коллектива редакции.
Журналист должен уметь не только придумать заголовок, но и выделить подзаголовки, тэги, врезки, важные цитаты. Все участвующие в процессе должны следовать общим правилам подачи и оформления материалов.
Победитель номинации «Лучшая первая полоса» в норвежском конкурсе газетного дизайна
Интернет дает газетчикам огромные возможности. При поиске нужного фотоматериала мы можем обращаться к фотографам и художникам всего мира — фрилансерам и обычным интернетпользователям. Для многих из них важен не гонорар, а сам факт, что их снимок напечатают в профессиональном издании. Зная это, почему бы не сделать пользу взаимовыгодной?
Фотография может играть в газете гораздо большую роль, чем принято считать. Легендарный художникоформитель «Ленинградской правды», учитель многих ленинградскихпетербургских фоторепортеров Юлий Гальперин всегда мыслил разворотами и непременно начинал свою работу с фотографий: он четко понимал, какое место должны они занимать в газете.
Современная фотография выполняет несколько функций: информационную, иллюстративную и оформительскую. Чем выше информационное значение фотографии, тем больше ее ценность. «Если фотография не несет в себе информации, значит, она не нужна», — таково мнение Владимира Никитина.
Дизайнер должен чувствовать оптимально допустимые размеры снимка на полосе. Одну фотографию можно поставить крупно, другую нет. Если перед нами качественная фотография, кадрирование нежелательно. И наоборот, некачественное фото можно улучшить, грамотно его подрезав. С умом надо располагать и заголовки, тем более на фото. Этот прием может «убить» даже прекрасный снимок.
Другая проблема, относящаяся уже к большинству российских изданий — неумение работать с подписями под фотографиями. В большинстве случаев подписей просто нет. В фотографии должна быть интрига: если фото задает вопрос, то подпись дает ответ. «Ни одной фотографии без подписи», — настоятельно советует Владимир Никитин.
Инфографика
Порой в газете уместнее использовать информационную графику вместо огромного текста с утомительными аналитическими выкладками.
Показателен опыт газеты USA Today 30летней давности, благодаря которой и родился термин «информационная графика». В 1982 году газета начала отводить значительную часть своих полос под информационные рисунки. Новшество оказалось настолько удачным, что распространилось и на другие американские издания.
Инфографика совмещает в себе несколько пластов информации, она наглядна и понятна даже неспециалистам, используется для лучшей подачи информации. Как отмечают дизайнеры, инфографика нравится молодежи — это важно для изданий, пытающихся завоевать внимание молодой аудитории.
Артдиректор газеты «Мой район» Алексей Коньков, который считается одним из лучших газетных дизайнеров России, уверен, что если существует выбор — текст или иллюстрация (ею может быть фото или инфографика), то нужно всегда выкидывать лишние слова.
В любом тексте всегда найдется пара необязательных абзацев, которые не делают статью или заметку более информативной. Без них она просто становится короче.
Лаконичные тексты в нынешней газетной моде считаются хорошим тоном.
По мнению Алексея — меньше текста, больше фото — это не новые тенденции, а уже устоявшиеся нормы.
Газетный дизайн, требующий больших и красивых иллюстраций, повлиял на подачу информации и жанры материалов:
- • тексты стали лаконичнее, но при этом содержательнее;
- • все, что можно показать на фото или инфографике, показывается;
- • подпись к фотографии приобретает значение дополнительного текста, который тоже надо использовать для информирования читателя;
- • инфографика становится модной;
- • текст превращают в графические блоки — к примеру, верстают не статью и потом к ней фотографии, а делают из них инфографику и именно ее верстают на полосе;
- • предпочтение отдается не полосным материалам, а небольшим заметкам.
Последний тренд, по мнению Алексея, — дизайнерская необходимость. «Невозможно сделать красивое и интересное оформление, если у тебя мало материалов на полосе и развороте», — считает он.
Причины, по которым инфографика в газетах становится модной:
- • визуально она выглядит более привлекательно;
- • инфографикой можно показать то, чего не сможет передать фотография;
- • единожды увидев гдето прилично сделанную инфографику, любой редактор понимает, что это лучше, чем любой текст. Она преподносит историю более интересно и понятно, чем даже хорошо написанный рассказ;
- • инфографика хорошо видна среди массы информации и новостей;
- • инфографика позволяет читателю отфильтровать информацию на полосе по уровню интереса.
Верстка
Несколько слов следует сказать о верстке. В этой статье мы не станем затрагивать особенности верстки рубрик, формул, некоторые особые виды верстки (например, верстку стихотворений). Нас интересуют только основные правила набора текста, размещение иллюстраций, шрифты, отступы и другие важные детали, помогающие сделать газетную полосу более удачной.
В газете очень важным является единообразие верстки. Под единообразием верстки подразумевается одинаковый характер верстки всех полос издания, имеющих одинаковые элементы, в частности: равенство всех спусков на начальных полосах, примерное равенство отбивок всех заголовков и подзаголовков различных рангов, примечаний в тексте, сносок, подписей под рисунками, одинаковый способ заверстки однотипных иллюстраций (вразрез или в оборку), одинаковая отбивка колонтитулов и колонцифр, сигнатур и норм и т.п.
Команда специалистов, работающая над цифровой версией газеты The New York Times в стенах редакции
Композиция газетного номера в значительной мере определяет характер его верстки. Устойчивая композиция номера — один из основных компонентов долговременной модели газеты, облегчающих читателю ознакомление с номером, поиск интересующих его материалов. Устойчивость композиции вырабатывает у читателя своеобразную «модель ожидания» — готовность воспринимать публикации каждого номера той или иной газеты в хорошо знакомых и привычных формах.
Но устойчивость композиции газетного номера не означает принятия жесткого стандарта ее схемы. Один из признаков хорошей композиции — ее гибкость, допускающая при необходимости быструю переверстку той или иной полосы или даже замену какойлибо из них целиком, а также перемену мест разделов и рубрик, вынесение важнейших на данный момент материалов вперед, на самые выгодные места номера.
Связь между полосами газетного номера подчеркивается единством стиля их оформления. Это проявляется, например, в общем формате всех полос, в постоянном, стандартном для данной газеты количестве текстовых колонок на полосе, в общих для всех полос особенностях технического оформления.
Разумеется, связь между полосами номера не исключает возможности резкого выделения какойлибо из них, если такая необходимость диктуется содержанием материалов. Это может быть выделение в форме тематической полосы или страницы плаката и т.п. В целях выделения может быть использовано и изменение формата какойлибо из полос номера. Так, в небольшой газете, выходящей в формате A3 на четырех полосах, возможна замена двух внутренних смежных полос одной большой полосой формата А2. Эта полоса будет верстаться как бы «повернутой на бок». Подобный прием укрупнения формата применяется в тех случаях, когда необходимо более подробно осветить какуюлибо важную тему. Но возможно и уменьшение стандартного формата полосы, например с A3 до А4. Этим пользуются по большей части при оформлении «газеты в газете» или спецвыпусков. Например, таким образом оформляют какойлибо из разделов, помещая на каждой странице вместо одной полосы стандартного формата A3 по две полосы формата А4, располагающиеся вместе со средником, который их разделяет, горизонтально, вдоль поперечной оси всего номера.
Газета The New York Times на iPad
Разрабатывая композицию номера, можно в целях выделения какойлибо полосы изменять на ней количество текстовых колонок. Например, в газете, разверстанной на пять стандартных колонок, при необходимости выделяют одну из полос, размещая на ней шесть узких колонок. Иногда такое изменение числа текстовых колонок связано с характером постоянно помещаемых на полосе материалов. Так, если на последней полосе газеты публикуются мелкие информационные сообщения, то ее можно постоянно верстать на шесть колонок, что открывает более широкие возможности для верстки и оформления материалов. Композиция номера во многом определяется его объемом, зависящим от формата и количества полос. Чем больше полос в номере, тем легче разместить на них материалы основных разделов газеты, закрепив важнейшие тематические рубрики за определенными полосами. Поэтому для того, чтобы сделать композицию номера более четкой, облегчить группировку материалов и рационально распределить газетную площадь, формат периодического издания иногда уменьшают, увеличивая за счет этого количество страниц и полос. Компонуя номер, верстальщик должен иметь в своем распоряжении большой выбор различных по размерам материалов. Крупные статьи послужат основой, фундаментом для построения каждой полосы. Но строить номер, используя только объемные материалы, можно лишь в исключительных случаях, поскольку он будет трудночитаемым. Наряду с большими статьями на страницах должны быть помещены и средние по размерам заметки, и разнообразные мелкие сообщения. Переход от крупных проблемных статей к мелким заметкам облегчает восприятие всего номера.
Особенности содержания специального номера газеты — целевого, выпускаемого к празднику, юбилею, знаменательной дате, или тематического, все материалы которого посвящены какойлибо одной теме, — определяют и особенности его композиции и оформления. Для того чтобы оформление спецвыпуска не было однообразным, необходимо разносторонне подать избранную тему с использованием различных газетных жанров и форм подачи материалов. Как можно более разнообразной, необычной должна быть и композиция такого номера, определяющая яркую верстку и оформление. Тематический номер нужно и иллюстрировать соответствующим образом. В его оформлении очень часто используют дополнительные одиндва цвета.
Недостатки разных видов верстки
Недостатки верстки, как правило, весьма относительны: то, что ранее считалось недостатком, с течением времени может стать достоинством. Один из наиболее ярких тому примеров — изменение отношения к так называемому перерезу. Перерез газетной страницы горизонтальной линейкой или установкой заголовков нескольких соседних материалов на одном уровне раньше считался недопустимым. Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, применяли различные приемы: передвигали один из заголовков в середину заметки, отбивали линейками и т.д. Но когда в газетах стала активно использоваться горизонтальная верстка, отношение к перерезу изменилось.
Однако существуют недостатки, которые повторяются в сотнях самых разных по своему типу и характеру изданий. Несмотря на их различие, у большинства этих недостатков общая основа — невысокая квалификация части верстальщиков и дизайнеров, непонимание ими особенностей, специфики верстки и оформления той или иной газеты, связанное с этим стремление применить приемы верстки, не соответствующие ее задачам и характеру, а также игнорирование ограничений, связанных с возможностями полиграфической базы.
Так, оправданное стремление к простоте и ясности верстки, доведенное до крайности, приводит к так называемой серой верстке. Она выражается в подаче материалов «сплошняком», в одну колонку, без попытки каклибо разрядить текст. Серая верстка однообразна, отталкивает читателя и способна погубить любой, даже самый интересный и содержательный материал. Часто этот эффект возникает при неумелой подаче крупных материалов, особенно в малоформатных местных газетах. Между тем с помощью ряда достаточно простых приемов этот недостаток можно относительно легко устранить.
В то же время столь же понятное желание избежать штампа и стандарта в верстке, доведенное до абсурда, приводит к гипертрофированным формам ломаной верстки — к крайнему усложнению оформления и столь замысловатому размещению заметок, что верстка, в конце концов, начинает запутывать читателя, превращая газетный номер в ребус. На полосах появляются уродливые «горбатые» подвалы, заметки с чудовищно длинными «ножками», статьи непонятной многоугольной формы. Подобные ошибки особенно часто встречаются в «желтой» прессе и рекламных изданиях.
Подражая некоторым центральным газетам, во многих местных изданиях стали активно применять горизонтальную верстку. При этом нередко теряется чувство меры: любую статью или заметку, независимо от ее размеров, стараются разверстать исключительно горизонтально. Результат получается абсурдным: 20строчную заметку размещают на тричетыре колонки по четырепять строк в каждой.
Распространенный недостаток некоторых газет — непостоянство стилей верстки, когда за весьма короткое время без конца меняются виды и типы верстки. Подобная неразборчивость свидетельствует лишь о непонимании возможностей верстки, о неумении найти ее стиль, наиболее соответствующий типу и характеру данной газеты.
Контент
Несколько слов хотелось бы сказать о газетном контенте. Это касается как платных, так и бесплатных изданий. Главная и ключевая проблема заключается в абсолютном непонимании ядра бизнеса и, как следствие, в абсолютно неправильном формулировании продукта, целевой аудитории и других фундаментальных вещей.
Особенно наглядно это видно по нише «бесплатных газет». Кавычки здесь стоят потому, что на самом деле бесплатных газет не существует. Это оценка обывателя. Нет такого сегмента на потребительском рынке — бесплатные газеты. Речь на самом деле идет об одном из нескольких возможных каналов доставки контента потребителю. Другими словами, «бесплатные газеты» — это газеты с бесплатной дистрибьюцией.
Мелочь, казалось бы, но при управлении проектом это дает возможность сделать акцент на слове «газета». Конечно, такой канал доставки контента налагает определенные ограничения на технологию его производства, но, тем не менее, ядром бизнеса является именно контент.
И только в отношении контента можно говорить о сегментах рынка, целевых аудиториях, качестве продукта и прочих параметрах.
Люди, делающие газету, вдруг начинают удивляться, что их издание не пользуется спросом. Они пытаются экономить на производстве, сокращают штат, переезжают на меньшие офисные площади, а потом списывают всё на очередной кризис и закрывают газету... Если бы в их головах были правильно расставлены приоритеты, то они давно бы поняли, что люди больше никогда не захотят читать вчерашние новости на бумаге, но с удовольствием будут открывать газету, для того чтобы с ее помощью разобраться в той или иной ситуации. Люди знают новости, даже если не очень утруждали себя для их получения, но они очень нуждаются в простых и понятных объяснениях.
Золотая медаль за спортивную страницу в газете (Washington Post)
В условиях таких ограничений необходимо спроектировать технологию производства контента, обладающего высокими потребительскими свойствами. Качество контента — это качество умов, находящихся в головах высокомотивированных и, желательно, высокостимулированных людей, объединенных в креативную команду.
Как выживать в таких условиях? Ни в коем случае не экономить на талантах, а экономить на процессах и организации. Например, при возможностях современных newsroom management system, позволяющих сотрудникам стопроцентное погружение в рабочую среду, где бы они ни находились, совершенно не обязательно арендовать для редакции огромный офис. Леонид Бершидский (Slon.ru / Эксмо / Forbes.ua) на собственном примере доказал возможность такого производства.
Теперь становится понятно, почему первой и основной причиной закрытия многих газет в прошлом и настоящем (и, повидимому, в будущем) является отношение к контенту не как к основному продукту, а как к не очень существенному компоненту, наполняющему основной продукт под названием «газета», с неким тиражом и некоторыми показателями аудитории, позволяющими преподнести их рекламодателю.
Вторая причина прямо вытекает из первой — плохое понимание аудитории, для которой делается контент, и, как следствие, отсутствие четкого позиционирования контента относительно желаемого сегмента рынка.
Это означает, что если в фокусе внимания издателей находится не контент как продукт, а бумага, покрытая краской, раздаваемая бесплатно, количество экземпляров которой вроде бы является высшей ценностью для рекламодателя, то именно это очень скоро и станет началом конца издания.
Третья проблема — дистрибьюция контента. Казалось бы, о чем речь? Ведь мы говорим о газете, и доставка продукции проработана на всех этапах.
И всетаки сегодня я хотел бы поговорить именно о дистрибьюции контента. В наше время издавать просто газету, считая это полноценным бизнесом, нельзя. Недаром сначала на Западе, а теперь и у нас в России крупные бизнесмены стали объединять разрозненные медиаактивы в полноценные корпорации.
Редакция газеты всегда может предложить своим потребителям чуть больше, чем просто газету. И уж тем более в нынешнее время. Создавая верхний уровень качества контента, необходимо было бы обработать очень большой объем информации событийного ряда в виде не только сообщений, но и информационного мультимедийного потока от собственных репортеров, добрая часть которого в прежние времена была бы просто сырьем, пищей для размышления.
Но добро пропадать не должно, особенно если есть спрос на его потребление. Однако доставлять контент с такими свойствами через бумагу бессмысленно и непрактично.
Именно для дистрибьюции подобного рода контента и необходимы онлайнканалы — Интернет, мобильные устройства, онлайнтелевидение и всё остальное, что способна создать редакция. А теперь сравните полученный в результате продукт с газетой, где дветри аналитические статьи, кроссворд и малоинтересные запоздалые новости. Тем более что планшеты, смартфоны и Интернет теперь появились даже в забытой всеми святыми Тьмутаракани.
Золотая медаль за инфографику в газете Boston Globe на Всемирном конкурсе дизайна среди спортивных газет
Как это практически можно осуществить в условиях газеты? Например, на первой полосе размещается анонс материала, который выносится на обсуждение, а вместе с ним и приглашение к разговору со ссылкой на сайт. Одновременно на вебстранице под рубрикой «Обсуждаем перед публикацией» вывешивается собственно сам материал. В течение недели посетители сайта его комментируют. Посты могут быть самыми разными. Затем и материал, и самые интересные комментарии облачаются в печатные слова на страницах газеты. Кто от всего этого выигрывает? И читатель, и редакция, и автор статьи тоже, если он умеет ценить иную точку зрения.
Понятно, что и сайт редакции можно сделать нудным и серым, публикуя свои же вчерашние статьи, и копируя оттуда же «новости». Но канал доставки есть, а чем вы его будете наполнять, зависит только от вас. Однако научитесь разделять! Газете — газетное, Интернету — интернетное.
Очень интересен в этом смысле опыт Фейсбука, который стал внедрять на сайте технологии газетного производства. Только производства не как полиграфического процесса, а как действия по созданию контента.
Прессрелиз, распространенный этой компанией, описывает простой способ создания индивидуальной газеты — как по конкретному поводу, так и в обобщенной форме с учетом долгосрочных индивидуальных потребностей человека.
Например, если когото интересуют президентские выборы, они могут создать список «Политика» и добавить в него личные страницы кандидатов, а также ведущие общественнополитические газеты.
Теперь осталось дело за малым — перевести по желанию заказчика эту индивидуальную газету в любой комфортный для него формат: для стационарного компьютера, планшетника, айфона и др. И даже распечатать на газетной бумаге. И всё это может сделать робот по алгоритму, заданному потребителем. Но человеку может потребоваться не «одежда» массового производства, а информационный «индпошив».
Персональные газеты независимо от носителя будут нужны значительному кругу потребителей информации. Технологии развиваются именно в этом направлении. Результаты мы увидим в недалеком будущем.
Помните, что, например, сайт korrespondent.net в составе нескольких человек имеет в два раза большую аудиторию, чем сайт газеты «Сегодня», в ньюсруме которой работает на порядок больше людей.
Газета на планшете
Интересна эволюция газеты в направлении мобильных устройств. Когда издатели газет впервые осознали неизбежность наступления цифровой эпохи, первое, что они начали делать, — создавать цифровой клон бумажному изданию.
Редакторы стали выкладывать статьи из бумажных газет на вебпорталах, в них появились какието ссылки, отдельно выкладывался видеоконтент, иногда все это компоновалось и выкладывалось в App Store в качестве приложения для планшетного компьютера.
Но практика показывает, что это совершенно тупиковый путь. Если верить проведенным исследованиям, аудитория бумажной газеты резко отличается от аудитории цифрового издания. Статистика Pew Research Center говорит: читатели в возрасте 55 лет предпочитают читать бумажную газету, а данные Nielsen показывают, что среди владельцев iPad лишь 15% — люди в возрасте 55 лет. Дальше — больше. Исследование comScore за период с декабря прошлого года по февраль текущего указывает, что основной аудиторией покупателей приложений стали люди в возрасте 2534 лет (27% общих продаж) и 3444 лет (20,3%). Теперь становится понятно, почему все попытки предложить аналог бумажной газеты для молодой аудитории обречены на провал. Среди владельцев iPad просто недостаточно платежеспособного спроса на подобного рода товароы.
Интересен опыт медиахолдинга Freedom Communications. Как отметил Дуг Беннетт (Doug Bennett), руководитель отдела цифровых разработок Freedom Communications, основной аудиторией цифровой газеты должны стать пользователи в возрасте 2545 лет. «Как правило, люди в этом возрасте довольно редко читают обычные газеты. Они предпочитают получать новости из других источников: Интернета, радио или телевидения. Осознав это, мы задались вопросом — какую информацию и в каком виде хочет получить аудитория владельцев планшетных компьютеров?» — заявил Беннетт.
По его словам, понимание того, как происходит процесс чтения с iPad, так же важно, как и знание того, что читают пользователи планшета. «Особый интерес для нас представляет информация о том, как пользователь взаимодействует с планшетным компьютером. Для владельца iPad читать сухой текст скучно. Он хочет больше графики, видео, интерактивности и инфографики, он не любит большие тексты», — отметил Дуг Беннетт.
Беннетт также говорит, что поведение читателя iPadгазеты разительно отличается от поведения читателя бумажной: «Как правило, планшетный компьютер чаще используется в период с 17 до 19 часов. Люди “играют” с устройством, лежа на диване или во время просмотра телевизора. В этом плане они ведут себя совсем иначе, чем владельцы ноутбуков, и уж совсем не так, как читатели традиционных бумажных СМИ. Поэтому цифровая газета должна выходить во второй половине дня. Если iPadгазета вышла в 6 утра, она успеет устареть к тому моменту, когда пользователь захочет наконец взять в руки iPad».
По словам экспертов, цифровая газета должна больше походить на журнал, нежели на привычное нам ежедневное издание. Она должна учитывать особенности тачскринэкрана планшета, содержать короткие статьи, щедро «приправленные» видеовставками, картинками, социальными сервисами и другим интерактивным функционалом.
Команда разработчиков и редакторов iPadгазеты находится в отдельной комнате, то есть они независимы от ньюсрума редакции. «Это совсем другой персонал, они создают другой контент, для другой аудитории и другими способами. Весь персонал цифровой газеты — это увлеченные, креативные сотрудники, они очень воодушевлены созданием нового проекта, им нравится совмещать различные подходы и контент. Наша команда состоит из шести человек: дизайнеры, видеооператоры, программисты и другие специалисты», — отмечает Беннет.
Несмотря на то что иногда в цифровой газете размещается материал из бумажного издания или эфира телеканала, в цифровой газете приоритетность новостей совсем иная, нежели в других медиа. Например, статья о забастовке учителей, которая является главной в бумажном выпуске, может быть с легкостью отнесена в самый конец новостной ленты цифрового издания.
Создание цифровой газеты — очень сложный процесс. Программное обеспечение, которое привык использовать издатель, будь то Atex, CCI или любое другое, «заточено» под верстку контента на стандартном бумажном листе. Как вы сами понимаете, газета для планшетного компьютера имеет несколько иной формат. Кроме того, системы управления контентом (content management system, CMS), находятся сегодня лишь в начале своей эволюции. Они постоянно развиваются и дополняются, поэтому если вы решили сделать свое приложение, то вам не обойтись без собственного программного кода. Не верьте тем, кто скажет, что создать цифровой журнал можно простым нажатием на одну кнопку.
Программное обеспечение, в котором создается бумажная газета, до сих пор не полностью совместимо со средой разработки iPad. В последнее время стали появляться специальные программы (например, Woodwing — см. врезку) для конвертации контента из мира бумаги в мир цифры, однако результаты их работы оставляют желать лучшего.