КомпьюАрт

4 - 2002

Не GUI единым...

TeX называют легендарным издательским пакетом. Но ориентирован он в основном на оформление научно-технических публикаций. Но есть в нем особенности, которым могут позавидовать любые популярные пакеты верстки, например:

  1. Однажды созданный в TeX документ будет транслироваться на любой компьютерной системе не только сегодня, но и (с большой долей вероятности) через сто лет, поскольку формат исходных файлов и набор команд практически не изменялись.
  2. TeX распространяется бесплатно. Ядро программы по желанию автора должно оставаться неизменным, но на его основе можно создавать расширенные системы, дополненные утилитами, макросами и пр.
  3. Механизм форматирования текста обрабатывает абзацы целиком, а не отдельные строки, что, естественно, позволяет достигать более корректных результатов, более равномерно распределяя текст по строкам.
  4. TeX работает на всех платформах и он непритязателен к аппаратной части. Поскольку исходные файлы хранятся в текстовом формате, результат их трансляции будет одинаков на любой системе. Также результат не зависит и от устройства вывода: будь то экран компьютера, принтер или фотонабор — форматирование остается неизменным.
  5. Большую часть форматирования TeX выполняет самостоятельно в соответствии с принятыми в полиграфии правилами (ГОСТы, увы, не соблюдаются).

TeX практически не пригоден для верстки художественных публикаций (работать с цветом и иллюстрациями в нем действительно непросто). Тем не менее в последнее время развиваются надстройки ТеХ, реализующие GUI и WYSIWYG, и вывод в популярные файловые форматы, такие, например, как PDF. Интеграция TeX с Internet возможна посредством стандартизованного W3C языка разметки MathML. При помощи дополнений документы TeX можно просматривать непосредственно в окне браузера.

История TeX началась в 1977 году, когда создатель ТеХ — Дональд Кнут* получил гранки своего труда «The Art of Computer Program-ming». Будучи огорчен их внешним видом, Кнут отложил все дела и вплотную занялся цифровой «полиграфией», которая на 10 лет заняла математика-программиста. Кроме программы подготовки текста TeX, Кнут создал программу растрирования шрифтов METAFONT.

При работе над TeX он также разработал концепцию литературного программирования (literate programming). Ее суть в том, что к написанию программ следует подходить как к литературному творчеству. «Поистине полезная и прекрасная программа должна быть легко читаема для других людей, и создавать ее нужно не для машин, а для людей».

Концепция выкристаллизовалась в систему программирования WEB. Готовая программа на WEB фактически представляет собой книгу, однако ее можно транслировать в документацию на TeX и в исходный код на Pascal. Именно таким образом и реализованы TeX и METAFONT, которые распространяются в исходных кодах.

Многие научно-технические издательства во всем мире используют TeX. В странах бывшего Союза все не так и чаще можно встретить Ventura или FrameMaker. В 1979 году в США начала функционировать международная ассоциация пользователей TeX. Она называется TeX User Group (http://www.tug.org/). Позже подобные организации оформились во многих странах, в России — CyrTUG.

*Дональд Кнут — автор «The Art of Computer Programming», почетный доктор многих университетов, среди прочих и Санкт-Петербургского. В 1996 году за достижения в области передовых технологий был удостоен японской премии Kyoto Prize (аналог Нобелевской премии). «Единственным существенным достижением в сфере издательской деятельности со времен изобретения печатной прессы» были названы его программы TeX и METAFONT и заложенные в них технологические идеи.

возврат

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства