КомпьюАрт

9 - 2003

Визитные карточки в России

В России визитными карточками стали пользоваться в конце XVIII — начале XIX века. Широкое распространение они получили во времена царствования императрицы Екатерины II, которая очень любила все изящные нововведения в области этикета.

На карточке И.И.Бецкого, президента Имперской академии художеств, красовался амур в облаках, держащий ленту над овальным щитом, обрамленным веткой лавра. На поле щита можно было написать несколько строк для того, кому визитка предназначалась. Иногда художники ограничивались простой орнаментной рамочкой с местом для письма — именно такой способ оформления был использован на визитной карточке Д.И.Фонвизина, создателя русской социальной комедии. Визитные карточки великого полководца А.В.Суворова были украшены сценами из охотничьей жизни. Часто в качестве визитных карточек использовались изящные маленькие гравюры, прямо на которых писали фамилию.

В середине XIX века, в период становления буржуазии, оформление карточек существенно изменилось. Визитка приобрела более лаконичный дизайн, исчезли замысловатые излишества в оформлении, а на первый план выступила красота шрифтов. Орнамент служил только как дополнение к шрифтовой композиции. У знаменитого русского художника И.Я.Билибина визитка отличалась совершенной простотой: на кремовом поле изящным курсивом начертаны имя, отчество и фамилия владельца. В это время параллельно с типографским способом изготовления карточек сохранялось и рукописное их оформление. При заполнении специальных заготовок для визитных карточек (или, как их еще называли тогда, «билетов») пользовались орешниковыми чернилами, которые при нанесении их на бумагу приобретали благородный бронзовый цвет.

Позднее, на рубеже XIX и ХХ веков, дизайн визитки опять стал усложняться: использовались шрифты ручной работы, орнаменты, гравюры с эмблемами (грозди винограда, голубка с письмом в клюве, якорь и т.п.) и даже с портретами владельцев. Появились и специальные конвертики для визиток, пользовавшиеся большой популярностью, — в них визитки рассылались по городам и странам. Общество святой Евгении в Санкт-Петербурге в конце XIX века специализировалось на издании большими тиражами заготовок для визитных карточек и миниатюрных конвертов к ним. Указание на визитках адреса владельца стало обязательным элементом ее оформления, однако на дамских карточках печатать его было не принято. Дамские визитки в целом выглядели изящнее и миниатюрнее. Мужские же, наоборот, часто имели солидные размеры и порой достигали формата стандартного почтового конверта.

Одновременно с визитными карточками создавались разнообразные аксессуары для них. В передней всякого приличного дома обязательно был серебряный поднос для визитных карточек, а кое-где стояло устрашающего вида чучело медведя, держащего такой поднос на вытянутых лапах. Приезжая с визитом, следовало оставлять свою визитку на этом подносе, а если гость не заставал хозяина дома, верхний левый уголок визитки принято было загибать. Для собственных карточек заводили коробочки: кожаные, серебряные, золотые, фарфоровые, расписные, резные и инкрустированные. Для хранения же чужих визиток использовали роскошно переплетенные альбомы с прорезями для карточек. Шикарно оформленные визитные карточки стали применять и при организации свадебных, траурных, рождественских и пасхальных церемоний. На Пасху и на Рождество обычно составляли подробные списки знакомых, которых предполагалось поздравить и которых набиралось не менее полусотни, а порой и больше. В праздничные дни были обязательны визиты к знакомым и родным. Представьте себе, сколько сил требовалось для этого, например, в Москве, где даже деверь четвероюродной тетки считался родственником! Поэтому еще в начале XIX века появилась мода на «визитный билет вместо визита»: накануне праздника слуги бегали по всему городу, разнося карточки хозяина. Это новшество пришло в Россию из Франции, но при этом обогатилось чисто русской смекалкой: появились своеобразные «биржи» по обмену визитками, куда сообразительная прислуга съезжалась в назначенное место и менялась карточками втайне от хозяев.

В конце XIX века стали популярными рекламные визитки с указанием названия фирмы, фамилии владельца, адреса, телефона, а зачастую и коммерческого предложения товара или услуги. Другая сторона такой карточки использовалась в качестве счета, и ее заполняли после продажи товара: наклеивали гербовую марку уплаты налога, ставили печать фирмы и передавали покупателю.

После 1917 года выпуск визитных карточек в России резко сошел на нет и возродился сравнительно недавно.

возврат

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства