КомпьюАрт

11 - 2000

Субъективные характеристики цвета

Характер ощущения цвета зависит как от суммарной реакции чувствительных к цвету рецепторов глаза, так и от соотношения реакций каждого из трех типов рецепторов. Суммарная реакция чувствительных к цвету рецепторов глаза определяет светлоту цвета, а соотношение ее долей — цветовой тон. С изменением мощности изменяется светлота, а с изменением длины волны — визуально воспринимаемый цветовой тон и насыщенность цвета. Первоначальное представление о светлоте и цветовом тоне можно проиллюстрировать, поместив окрашенную поверхность частично на прямой солнечный свет, а частично — в тень. Обе части ее имеют одинаковый цветовой тон, но разную светлоту. Совокупность этих характеристик обозначается одним термином «цвет». Из приведенного примера можно сделать вывод, что качественные субъективные характеристики цвета — это цветовой тон и насыщенность, а субъективная количественная характеристика — светлота.

Цветовой тон — это субъективный признак цвета, который познается через ощущения и определяется словами — синий, зеленый, красный, желтый и т.д. Цветовой тон предметов, не являющихся источниками излучения, зависит от избирательного спектрального пропускания прозрачных предметов и избирательного спектрального отражения непрозрачных предметов, рассматриваемых в отраженном свете. Цветовой тон источника излучения в видимой области спектра определяется составом видимого спектра излучения.

Наши ощущения субъективны; они зависят не только от спектрального излучения, отражения или пропускания, но и от тонкости восприятия, эмоционального состояния, профессионализма, тренированности, наследственности и многих других факторов.

Насыщенность цвета — это второй субъективный признак цвета, характеризующий силу, интенсивность ощущения цветового тона.

Насыщенность цвета ассоциируется в нашем сознании с количеством красящего вещества, например, с его концентрацией в краске, а также с его чистотой.

Насыщенность цвета предметов проявляет себя максимально, если предметы освещены светом этого цвета.

Натренированный наблюдатель при дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 16 ступеней (градаций) насыщенности.

Оттенки смешанных цветов представляют очень большое, но конечное множество цветов. При пониженном освещении число различимых цветов заметно сокращается. Кроме того, резко меняется представление о цветовом тоне, если освещение цветное. Ночью при голубом лунном свете все помидоры спелые.

Ощущения цветности и насыщенности можно приближенно выразить объективными характеристиками излучений. Так, цветовой тон выражают длиной волны монохроматического излучения, которое в смеси с белым светом дает такое же зрительное ощущение цвета, как характеризуемый объект. Длина волны этого монохроматического излучения называется доминирующей длиной волны. Насыщенность при этом количественно выражается чистотой цвета, которая представляет собой долю монохроматического потока в смеси его с белым светом. Короче говоря, чистоту цвета определяют отношением мощности монохроматического излучения к мощности суммарных излучений видимого спектра, которые создают заданный цвет. Чем больше мощность монохроматического излучения в смеси и чем меньше мощность белого света, тем выше чистота цвета.

Спектральные цвета имеют максимальную чистоту, равную единице. В спектральных цветах мощность белого света равна нулю.

Светлота — третий субъективный признак, характеризующий ощущение объективной величины яркости цвета. Когда одновременно рассматриваются разноокрашенные предметы, мы отчетливо видим, какие из них светлее, какие темнее, хотя они и различны по цветовому тону. Например, окрашенные в желтые цвета предметы более светлые, а окрашенные в фиолетовые цвета — более темные.

Светлота — это ощущение яркости, в котором важную роль играют конкретные условия индивидуального восприятия. Это понятие, относящееся прежде всего к компетенции психологии. Одна и та же физическая, объективная яркость может вызывать различные ощущения светлоты, и наоборот, одна и та же светлота может соответствовать различным степеням яркости.

в начало

в начало

Хроматические и ахроматические цвета

Когда излучение раздражает все рецепторы одинаково, цвет такого излучения воспринимается как белый, серый или черный. Белый, серый и черный цвета называются ахроматическими. Эти цвета не различаются качественно. Разница в зрительных ощущениях при действии на глаз ахроматических излучений зависит только от уровня раздражения рецепторов. Поэтому ахроматические цвета могут быть заданы одной психологической величиной — светлотой.

Если рецепторы разных типов раздражены неодинаково, то возникает ощущение хроматического цвета. Для его описания нужны уже три величины — светлота, насыщенность и цветовой тон.

Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой.

Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом. Чем меньше насыщенность хроматического цвета, тем ближе он к ахроматическому, и тем легче найти соответствующий ему по светлоте ахроматический цвет. Начало и конец ахроматического ряда — это белое и черное.

в начало

в начало

Метамерные цвета

Излучения, которые имеют одинаковый цвет, но различный спектральный состав, называются метамерными.

Метамерия цветов — это способность нашего зрения видеть различные по спектральному составу излучения одинаковыми по цвету.

Мы постоянно видим метамерные цвета. Более того, получение любых цветных изображений, в частности и на оттиске, основано на метамерии. Например, оранжевый цвет можно получить на бумаге оранжевой краской или же наложением слоев двух красок: пурпурной и желтой (последней — в большем количестве).

Наибольшей метамерией, то есть наибольшим разнообразием по спектральному составу, обладают белые излучения источников света. С увеличением насыщенности метамерия цветов уменьшается. Спектральные цвета не имеют метамеров, так как каждый из них создается одним-единственным монохроматическим излучением. Среди красок наибольшей метамерией, то есть наибольшим разнообразием по спектральному составу, обладают темные, зачерненные цвета.

Уменьшение метамерии цвета с увеличением насыщенности имеет большое практическое значение в полиграфии, особенно при выборе печатных красок и цветоделительных светофильтров (установок цветоделения), а также при разработке алгоритмов цветоделения.

На метамерии цвета основаны все колориметрические методы, в которых для излучения сложного состава подбирается такая смесь некоторого монохроматического излучения с белым светом, которая зрительно неотличима от него по цвету.

Все репродукционные процессы в полиграфии основаны на том, что всевозможные цвета изображения на оттиске мы воспроизводим смешением нескольких вполне определенных печатных красок. Это возможно потому, что мы видим одинаковые по цвету излучения, различные по спектральному составу.

в начало

в начало

Мощность системы репродуцирования изображения в полиграфии

При создании цифровых изображений для репродуцирования полиграфическими средствами неизменно возникает вопрос: каковы критерии достаточной эффективности и мощности используемой вычислительной системы?

Если система недостаточно мощна с точки зрения аппаратных средств или программного обеспечения, то производительность и доходы могут уменьшаться даже при росте затрат на персонал и издержек производства.

Однако не делает чести и избыточная мощность системы, намного превышающая типичные потребности работ по подготовке и печатанию издания, особенно если эксплуатирующий систему персонал недостаточно обучен или квалифицирован, чтобы максимально использовать ее потенциал.

в начало

в начало

Критерии достаточной мощности системы обработки и печать изображения

Решать вопрос о том, какое оборудование и программное обеспечение будут адекватны технологическим требованиям, выдвигаемым процессом создания и обработки изображений, необходимо с учетом следующих факторов:

  • типа создаваемых и обрабатываемых изображений;
  • типов печатного оборудования и материалов (бумаги, краски и пр.), необходимых для подготовки и печати издания:
  • технологии растрирования и объемов цветоделения;
  • типичных объемов работ (текст, иллюстрации, тиражи);
  • типичных размеров иллюстраций, в которые превращаются изображения в издании.

Далее рассмотрим вкратце, как каждый из этих факторов влияет на структуру идеальной системы.

Тип создаваемых и обрабатываемых изображений и типы печатного оборудования и материалов, необходимых для подготовки и печати издания

Планируя тип издания, необходимо четко представлять, для какой аудитории оно предназначено, каковы ее финансовые возможности, какие издания будут представлять для нее интерес, а также в какой издательской среде вы собираетесь работать. Приступая к созданию высококачественной рекламы для журналов с глянцевыми обложками, вы привлечете внимание аудитории, только в случае использования наиболее совершенных барабанных сканеров, самых быстродействующих компьютерных систем с большим объемом оперативной памяти, средств хранения большого объема для обработки многомегабайтовых графических файлов и последних достижений в технологии обработки и корректирования цвета. Для печатания этих престижных изданий необходимо иметь высококлассное печатное оборудование, основные и вспомогательные материалы.

При выпуске ежедневных, еженедельных или ежемесячных газет, журналов или каталогов можно использовать сканеры более низкого класса, но необходимо иметь быстродействующую модемную связь и надежную резервную память для долгосрочного архивирования файлов. Для печатания необходимы скоростные рулонные машины и соответствующие материалы.

Но если ваша типичная продукция — случайные рекламные объявления или рассылаемые по почте рекламные листки для мелких местных бизнесменов, то не следует предъявлять столь серьезные требования к устройствам ввода-вывода, печатным машинам и материалам.

Мощностью применяемой системы и качеством используемых материалов во многом определяется точность воспроизведения изображений на оттисках.

Классифицируя по качеству печати и точности воспроизведения цвета на оттисках «сверху вниз», приведем семь различных конфигураций офсетных печатных машин и типов бумаги:

  • листовая офсетная печатная машина/мелованная бумага;
  • листовая офсетная печатная машина/немелованная бумага;
  • рулонная офсетная печатная машина/мелованная бумага;
  • рулонная офсетная печатная машина/немелованная бумага;
  • газетная офсетная печатная машина/мелованная бумага;
  • газетная офсетная печатная машина/немелованная бумага;
  • газетная офсетная печатная машина/газетная бумага.

Для печатания элитной продукции, как правило, выдвигаются более серьезные (и связанные с большими расходами) требования к системе и устройствам ввода и вывода изображений. Например, для каталога изделий высокой моды, который будет напечатан на мелованной бумаге на листовой многокрасочной офсетной печатной машине с лаковыми секциями, потребуются более совершенные устройства ввода изображения, обработки, хранения и корректировки, чем для однокрасочного каталога торговых услуг, напечатанного на газетной бумаге на газетной рулонной офсетной печатной машине.

в начало

в начало

Технология растрирования и объемы цветоделения

Технология, использованная для воспроизведения цвета цифровых изображений, влияет на объем данных, которые должно содержать каждое изображение, и, следовательно, на ресурсы, необходимые для их обработки.

Цветоделение — использование нескольких (обычно четырех) цветов на печатной машине для синтеза намного большего количества реальных цветов — это реалия жизни, потому что в процессе печати не могут непосредственно воспроизводиться миллионы цветов, содержащихся в цифровом изображении. Однако не во всех системах цветоделения используется одинаковая методика. При использовании стандартной системы СМYК, в которой производятся четыре цветоделенные печатные формы на изображение, размеры графических файлов могут и не быть столь велики. Однако в технологии, называемой Hi-Fi color (гексахром, цвет высокой верности), для улучшения насыщенности цвета используется шесть или семь цветоделенных печатных форм. Этот подход приобретает все большую популярность на рынке иллюстраций высокого качества и допечатной подготовки изображения к печати. При цветоделении в технологии Hi-Fi color генерируются, как правило, большие файлы изображений.

Другой фактор в цветоделении, влияющий на размеры файлов, — это технология растрирования, используемая для моделирования разнообразия цветов. Стандартное цифровое полутоновое растрирование связано с проблемой совмещения (приводки) одноцветных изображений на оттиске в печатной машине. Поэтому были разработаны различные варианты растрирования в зависимости от линиатуры растровой структуры и формы растровой точки, включая и стохастическое растрирование.

Однако есть принципы, которые нельзя обойти. Один из них гласит: независимо от метода растрирования неточное совмещение красок при печати всегда приводит к «мягкой», нечеткой печати и к нарушению цветовых оттенков на оттисках.

в начало

в начало

Типичные объемы работ

Если ежедневно приходится обрабатывать большое количество изображений для печати, то собственные устройства ввода и вывода — сканеры, цветные принтеры, системы печати пробных оттисков, имиджсеттеры — становятся более экономичным решением, чем использование услуг репроцентров и дизайн-бюро.

Но если объемы работ невелики и носят нерегулярный характер, то стоимость оборудования может и не окупиться. Незагруженность печатного оборудования, особенно если это оборудование высокого класса, всегда невыгодна.

в начало

в начало

Типичные размеры иллюстраций, в которые превращаются изображения в издании

Размеры отпечатанных изображений, разрешающая способность устройства вывода и используемая для вывода технология растрирования — все эти факторы в совокупности определяют соответствующий размер файла изображения и тем самым определяют мощность допечатной системы. Чем больше ожидаемые размеры иллюстраций, тем большие файлы приходится обрабатывать, что связано с необходимостью использования более мощных систем. Однако выбирать параметры системы ввода и обработки цифровых изображений следует, основываясь на размерах типичных иллюстраций, а не случайного монстра — плаката, заказанного единовременно.

Конечно, любая система требует калибровок соответствующего уровня. Более мощные системы требуют более точных и частых калибровок, причем не только ради работы отдельных звеньев системы, но и для введения системного управления цветом.

в начало

в начало

Калибровки звеньев системы репродуцирования изображения в полиграфии

Калибровка — это процесс обеспечения непротиворечивого представления цвета всеми звеньями системы в производственном цикле.

Калибровка может быть обеспечена программными или аппаратными средствами или их совокупностью.

Если во всех изданиях используются идентичные параметры печати (например, при сотрудничестве только с одним ежемесячным журналом), изображения всегда выводятся с помощью одной системы печати пробных оттисков и одного имиджсеттера, а печать всегда производится на одной печатной машине, то верность цвета можно обеспечить с помощью базовых программных утилит калибровки, периодически корректируя дрейф.

Для дорогостоящих цветных изданий, где согласование цвета критически важно для всех пользователей, с которыми приходится иметь дело, лучше использовать аппаратные и программные средства калибровки перед работой над каждым конкретным проектом.

в начало

в начало

Системы управления цветом

Если калибровка гарантирует цветовую совместимость между звеньями единой системы, то сфера использования управления цветом более широка — это проблема стандартизированного определения цветовых характеристик любого устройства, что позволяет согласованно переносить цвет с любого устройства произвольной системы на любое другое устройство.

Очень часто возникает вопрос о реальной потребности в программном обеспечении системы управления цветом? Оно не понадобится, если изображения получают всегда из одного источника, обрабатывают на одном мониторе и выводят на одно устройство, а также регулярно вручную калибруют каждое устройство ввода и вывода.

Система управления цветом необходима, когда:

  • исходные изображения получают на нескольких устройствах ввода изображения или от многих дизайнеров, клиентов или продавцов, которые вводят их, используя неподконтрольные методы и технологии;
  • изображения обрабатывают на нескольких мониторах разных изготовителей;
  • издания разнотипны, печатные формы изготавливаются по разным технологиям и на разном оборудовании, а печать тиража проводят на нескольких типах печатных машин или печатают на разных типах бумаги разными триадами красок.

Система управления цветом не является панацеей для решения проблем допечатной подготовки изображений. Прежде всего, при печати большинства изображений следует подчеркивать их информационное содержание, а не бездумно добиваться совпадения входного и выходного цветов. Но, когда в производственном процессе участвуют много людей и устройств, система управления цветом может оказаться полезной и экономически очень выгодной.

в начало

в начало

Как предугадать, как будет выглядеть цвет после печати?

Эта тема очень сложна и вряд ли разрешима, но все-таки имеет смысл обсудить ее. К сожалению, все усложняют практики, которые пытаются представить проблему проще, чем она есть на самом деле. Эти опасные люди говорят, что нужно калибровать все устройства и тогда проблемы исчезнут, как по мановению волшебной палочки.

Истина же такова: калибровка полезна, но это, как уже было отмечено, не панацея от всех бед.

Несовершенные средства калибровки не могут заменить профессиональных навыков и куда в большей степени вызывают проблемы, нежели устраняют их. Эти средства могут помочь людям, не знакомым с тонкостями цветопередачи в полиграфии. Для таких людей выигрыш от калибровки может перевесить неизбежную потерю производительности системы. Тем не менее калибровка зачастую приводит к снижению скорости работы, непредсказуемым фатальным сбоям в системе, к созданию условий для появления грубых ошибок и другим побочным эффектам.

Между понятиями «калибровка» и «повторяемость» существует колоссальное различие. Все по умолчанию принимают, что результат печати следующей неделе будет точно таким же, как сегодня, если печать будет произведена на одной и той же машине с использованием такой же бумаги и красок.

К сожалению, определенные этапы производственного процесса изначально непредсказуемы.

Хуже всего то, что даже одна и та же модель печатной машины ведет себя по-разному в зависимости от степени износа, используемых материалов, скорости печати и даже от погоды и времени года (особенно это характерно для офсетной печати с увлажнением), не говоря уже о множестве других факторов, которые даже трудно выделить.

Если типов печатных машин так много, а условия печати различаются для разных полиграфических предприятий и даже разных дней, то как же достичь желаемой повторяемости? Этот непростой вопрос!

Но в этой проблеме нет ничего нового. Процесс печати стал непредсказуемым задолго до появления цвета на экране компьютера, а полиграфия развивается и радует нас красивыми изданиями.

в начало

в начало

Основные проблемы печати

Печатные машины производятся в разном исполнении, различаясь по размерам, конфигурации и стоимости. Однако у всех печатных машин есть нечто общее, и именно это позволяет решать большинство проблем калибровки и повторяемости.

Общее для всех машин — возможность контроля воспроизведения цвета независимо от содержимого цифровых файлов. Понятно, у печатника нет такого многообразия средств цветокоррекции, как у оператора системы допечатной обработки изображения. Печатные машины требуют относительно небольшой настройки, и печатник имеет хороший набор инструментов для ее выполнения как на отдельных этапах, так и в течение всего процесса печатания тиража.

Когда готовые фотоформы сдают в печать одновременно на разные полиграфические предприятия, сопровождая словами: «Напечатайте это по стандартам вашей типографии», можно гарантировать, что печатник А на печатной машине X и печатник Б на машине Y получат разные результаты. Право, печатать что-либо подобным образом не стоит.

Однако если печатник А напечатает работу первым, а затем мы отнесем качественный оттиск и те же самые фотоформы печатнику Б, то ему ничего не стоит получить точно такой же результат, настроив соответствующим образом печатную машину. Можно пойти и дальше. Второй печатник может улучшить качество оттиска не по сравнению с оригиналом, а по визуальному восприятию, хотя условия эксплуатации в машине печатника Б отличаются от условий печатника А. Отсюда можно сделать лишь один, но существенный вывод: достаточно легко добиться того, чего хочет клиент, — все, что для этого нужно, — это предоставить печатнику образец в виде печатного оттиска.

Итак, наилучший способ достичь совпадения — иметь образец, уже отпечатанный где-либо с тех же фотоформ. Этот образец называется печатной пробой, или оттиском пробной печати. (Хотелось бы подчеркнуть — не цветопроба, а однокрасочные (шкальные) и многокрасочные пробные оттиски.) Было бы идеальным вариантом производить пробу для каждой работы, как когда-то делали в типографиях. Однако такая проба полиграфическими средствами стоит дорого.

Более дешевая проба — это разные виды цветопробы, которые изготавливаются не на пробопечатном станке и не на печатной машине. Представьте себе, что вы просите печатника воспроизвести цвета изображения, напечатанного на цветном сублимационном настольном принтере. Он бы никогда не стал этого делать, потому что принтер и печатная машина ведут себя неодинаково: цветные принтеры печатают цвета ярче (особенно синие и зеленые), чем печатная машина с красками СМYК. Печатник не может сделать невозможное. Однако печатные машины воспроизводят гораздо более тонкие цветовые оттенки, чем цветные принтеры. Печатные машины увеличивают размеры растровых элементов, а цветные принтеры — нет (по крайней мере не до такой степени).

в начало

в начало

Пробные оттиски

Естественно, иногда типографии отказываются принимать работу, если нет пробы или проба сделана формально. Работники типографии требуют, чтобы проба была сделана с максимальной имитацией печатной машины. Сегодня это в лучшем случае многослойная цветопроба, сделанная с готовых фотоформ с использованием процесса компенсации увеличения размера растровых элементов. Такие пробы часто и довольно-таки бесцеремонно называют «хромалин», что не совсем точно, но фирменное название в России стало термином этого типа цветопробы.

Многие типографии принимают и цифровые пробы, хотя это далеко не оттиск пробной печати.

Таков процесс, изложенный достаточно упрощенно. Теперь рассмотрим его, обращая особое внимание именно на те моменты, когда может быть полезна калибровка или какая-либо из систем управления цветом.

в начало

в начало

Печатная бумага и увеличение размера растровых элементов на оттиске

Наряду с настроением печатника, переменной величиной печатного процесса является печатная бумага, на которой будет отпечатано изображение. Чтобы понять, насколько этот вопрос важен, сравните качество газетной печати, где обычно используется самая плохая бумага, с качеством печати на мелованной бумаге, взяв для примера хотя бы эту статью.

При печати на газетной бумаге воспроизводимый на оттиске диапазон цветов значительно меньше. Эта бумага желтовато-серого цвета, так что белый цвет не может быть таким белым, как хотелось бы. Как ни странно, но и черный цвет не получается достаточно черным: у газетной бумаги пористая структура и краска впитывается, тонет и насыщенность черного цвета падает. В пористой бумаге краска не только тонет, но и растекается по порам бумаги. Покрытие бумаги, на которой напечатана статья, препятствует этому. Мы видим больше черной краски и, следовательно, более насыщенный черный цвет. Однако увеличение размеров печатающих элементов на оттиске зависит не только от степени растекания краски, которое определяется покровным слоем бумаги и качеством краски, но и от давления при печати, которое необходимо для нормального проведения процесса офсетного способа печати.

Это явление — увеличение размеров печатающих элементов — происходит на любой печатной машине и на любой бумаге, правда, в разной степени. Очевидно, что это более свойственно низкокачественной бумаге. Увеличение печатающих элементов также зависит от скорости печатной машины, от марки и цвета печатной краски, от того, насколько хорошо офсетное полотно закреплено на цилиндре, от подачи краски, от влажности воздуха и еще от многих факторов.

Вы не ошибетесь, если решите, что увеличение размера печатающего элемента на оттиске невозможно точно предсказать. Вообще говоря, изображения, подготовленные для печати на мелованной бумаге, не годятся для печати на газетной бумаге.

в начало

в начало

Цветная печать

Использование цвета в полиграфии возрастает. Естественно, добавление цвета увеличивает момент непредсказуемости.

В цветной печати нет никакой специальной технологии, позволяющей волшебным образом получить любой оттенок. Изображения воспроизводятся четырьмя красками в четырех отдельных секциях печатной машины. В полиграфии этими красками при триадной печати являются голубая, пурпурная, желтая и черная. Нет никакого строго регламентированного соглашения о порядке очередности печати разными красками, но порядок имеет значение. Некоторые печатники считают, что черная краска должна быть первой, так как ее меньше, чем других, и лист не будет таким влажным и липким при печати во второй секции. Другие печатники уверены, что первая, вторая и третья краски при прохождении через последующие секции обязательно загрязняют цвет, поэтому предпочитают печатать сначала желтой краской, а черной — в последнюю очередь. Эту ситуацию, как бы это грустно ни звучало, образно можно передать одной фразой: у каждой пташки свои замашки.

И последняя, но немаловажная причина невозможности глобальной калибровки на стадии печати — различные секции одной и той же печатной машины дают разное увеличение печатающих элементов, если быть точным и не витать в облаках.

Как правило, максимальное увеличение печатающих элементов дает черная краска, а желтая — минимальное, но условия печати могут нарушить эту закономерность.

Наверное, необходимо сделать и еще один грустный вывод: процесс печати во многом является процессом вероятностным, и конечный результат имеет определенную долю неопределенности.

Тогда возникает вопрос, как дать печатнику нечто такое, на что он мог бы ориентироваться. Это не означает точного задания условий печати — их воспроизвести невозможно. Скорее всего, это пробный оттиск, но и он — всего лишь приближение к тому, что может напечатать печатная машина.

в начало

в начало

Пороговая чувствительность глаза при восприятии цвета

Передача светлотного (светового) и цветового контраста во многом зависит от чувствительности глаза, которая непостоянна и способна изменяться под действием внешних и внутренних стимулов. Глаз реагирует не на всякое раздражение, а только на такое, которое достигло определенной величины. Эту минимальную разницу между двумя степенями яркости, которую способен замечать глаз, психологи называют порогом чувствительности. Для того чтобы заметить на практике и затем выразить тончайшие изменения света и цвета, глаз наблюдателя должен обладать высокой чувствительностью, которая дается от природы и развивается в процессе обучения.

Пороговая чувствительность восприятия цвета и положена в основу определения цвета, предложенного известным физиком Э.Шрёдингером (1920 г.). По Шредингеру, цвет есть свойство спектральных составов излучений определенного интервала видимого спектра, не различаемых человеком визуально.

в начало

в начало

Глаз в качестве арбитра

Во многих вопросах наука о восприятии и измерении цвета относится к разряду точных дисциплин. Спектрофотометры и другие приборы количественной оценки цвета очень точны. Кроме того, существует несколько математически обоснованных моделей, которые могут точно описать и передать почти любой цвет.

Наверное, читателю, как и мне, стало грустно: потратить так много энергии на изучение предмета, а потом обнаружить, что в реальной жизни и, в частности, в полиграфии присутствует столь значительная доля неопределенности.

Процесс печати непредсказуем, но радетелей учета и программирования больше раздражает мысль о том, что индивидуальный подход и профессиональная интуиция является наилучшим способом сканирования и преобразования RGB в CMYK при обработке цветных изображений, изготовления печатных форм и процесса печати.

Давайте попытаемся вспомнить: был ли в нашей с вами практике случай, чтобы кто-то не воспринимал и отвергал цвет, основываясь на числовых измерениях? Конечно, такого случая не было ни у меня, ни у вас! Числа — это только способ представить цвет. При правильном использовании прибор может расширить возможности глаза. Глаз же — арбитр; инструмент, цель. И никто не может отрицать, что цвет — это визуальное представление того, что в некоторых случаях записывается числами.

Итак, все, что мы должны сделать, — это максимально приблизить изображение к тому, что мог бы увидеть именно человек, а не фотокамера.

Основные аспекты, которые нужно учитывать, если мы принимаем изложенные в статье проблемы, таковы:

  • при низкой освещенности зрительная система человека адаптируется, и человек видит все более светлым, но фотокамера на это не способна;
  • если во внешнем освещении преобладает какой-то цвет, то фотокамера это непременно зафиксирует, а человек — нет;
  • если похожие цвета незначительно отличаются друг от друга, то человек увидит больше различий, чем есть на самом деле, а камера смешает их в общий фон;
  • зрительный аппарат человека резко снижает интенсивность отраженных вспышек света, но камера зафиксирует все блики там, где их увидит;
  • при сосредоточении внимания на каком-то одном объекте его контрастность увеличивается, а контраст всех остальных объектов уменьшается, но для камеры все объекты равнозначны.

Конечно, можно изменить изображение, чтобы привести его в соответствие с человеческим восприятием, но калибровка в этом случае не поможет.

Все мы, люди, работающие в полиграфии, должны смотреть на каждое изображение оригинала как на знакомого человека — с его характером и особенностями. И калибровка, и система управления цветом, и пробные оттиски — все это необходимые, но вспомогательные атрибуты. Правда одна: визуальное восприятие изображения на оттиске является высшей формой оценки качества преобразования изображения оригинала и синтеза его цвета на оттиске.

Всем людям предоставлены равные возможности творить, только возможности свои люди используют по-разному.

КомпьюАрт 11'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства