КомпьюАрт

10 - 2005

Игры в графические метафоры

Марго Григорян

Дизайн

Иллюстрация

Процесс работы

Жизнь и карьера

Хуан Трэн (Huan Tran), современный канадский художник-иллюстратор и графический дизайнер, создает работы, воздействующие на зрителя сразу на нескольких уровнях. Полные символики, яркие и нарочито хаотичные, они отличаются неповторимым стилем и надолго врезаются в память. Мэтр дизайна и иллюстрации любезно согласился рассказать о своем творчестве, карьере и жизненной философии читателям нашего журнала.

Дизайн

Даже в такой богатой талантливыми художниками сфере, как коммерческая иллюстрация, работы Трэна выделяются на фоне созданных другими авторами. Хуан работает с яркими, насыщенными красками, не всегда подобранными по академическому принципу «цветового колеса», но тем не менее создающими гармоничные созвучия оттенков. Основанные на контрастных цветовых сочетаниях, работы дизайнера в полной мере выполняют одну из главных задач современного графического дизайна и коммерческой иллюстрации — они притягивают к себе взгляд зрителей и, вызывая любопытство, словно призывают к более детальному рассмотрению своего содержания. А зацепив зрителя, причудливая игра графических элементов и текста делает свое дело — в понятном и легком для восприятия виде доставляет заложенную в работу информацию адресату. Иными словами, Трэну удалось разработать четкую схему воздействия на зрителя, которая работает безотказно: сначала зрителя притягивают яркие цветовые сочетания, затем, вглядевшись, он вступает в контакт с оригинальными композиционными решениями и, наконец, приходит к главному — к восприятию послания, которое несет в себе работа.

Работа, выполненная по заказу Sony Music Canada

Работа, выполненная по заказу Sony Music Canada

Еще одна отличительная черта, присущая работам Трэна, — это хаотичность, своеобразный творческий беспорядок в композициях. Художник специально разбивает элементы графики и текст, создавая своеобразный калейдоскоп образов и букв. Работы кажутся незавершенными, в них нет законченности, не оставляющей зрителю почвы для размышлений. Наоборот, работы дизайнера построены на постоянной интеракции со зрителем, который тоже выполняет роль художника, домысливая образы по своему усмотрению. А хаотично расположенные на первый взгляд графические элементы и текст способствуют вовлечению зрителя в эту игру. Тем не менее, несмотря на кажущуюся сумбурность, композиции созданы удивительно точно и, что самое важное, без труда передают заложенное в них послание.

Макет и обложка журнала Chowrangi Макет и обложка журнала Chowrangi

Макет и обложка журнала Chowrangi

Если же говорить о временных рамках, то стиль работ Трэна, безусловно, принадлежит к XXI столетию. Динамичные образы как нельзя лучше соответствуют жизни нынешних мегаполисов, которые всегда в движении. Именно поэтому большинство заказчиков дизайнера — современные компании, которым необходимо подчеркнуть свой стиль и выделиться среди конкурентов.

Естественно, что многие компании взывают к молодежной аудитории. Так, Трэн часто выполняет работы по заказам крупных звукозаписывающих компаний — Sony Music Canada, Universal Music Canada, Warner Music и др. Например, он создал обложки для компакт­дисков таких групп и исполнителей, как Smashing Pumpkins, Quarashi, Drowning Pool, Glen Phillips.

Хуан Трэн также нередко работает над проектами для производителей молодежной одежды и аксессуаров, среди которых Dirty Dog Eyewear, Etnies Shoes, Levis Strauss, Quiksilver, Vans Shoes и многие другие.

 Флайер для группы Rage Against the Machine

Флайер для группы Rage Against the Machine

Спортивная тема тоже не чужда дизайнеру. Особенно много заказов он выполнил для компаний — производителей сноубордов и скейтбордов: Atomic Snowboards, Burton Snowboards, Canadian Snowboard Federation, K 2 Snowboards, Ride Snowboards, Sims Snowboards и Premium Skateboards . Из работ по спортивной тематике хочется отметить фирменную символику, разработанную Трэном для компании Springers Gymnastic Center.

Однако есть в дизайнерском портфолио Хуана Трэна и более спокойные, уравновешенные работы, рассчитанные не только на молодежь. Это логотипы и фирменные стили для разного рода компаний. В подобных заказах Трэн использует менее яркие цветовые сочетания и делает акцент скорее на типографику. Примечательна его работа, выполненная по заказу Pittsburg Opera Diamond Horseshoe. Это приглашение на мероприятие по случаю пятидесятилетия Pittsburg Opera Association отличается шиком и элегантностью, не являясь в то же время скучным и ординарным. Даже в таких проектах, где нет места разрозненной, разбросанной типографике и кричащим цветовым сочетаниям, дизайнер добивается уникального синтеза цвета, текстуры и текста.

Еще один заказ от Sony Music Canada

Еще один заказ от Sony Music Canada

Кроме того, у дизайнера имеется опыт создания макета журнала и его верстки. Одну из таких работ хочется отметить особо — это разработка макета для журнала Chowrangi. В данном макете Трэну удалось добиться гармоничного сочетания четко структурированной, понятной и удобной для чтения информации и оригинальных художественных решений. Например, Трэн сделал существенными элементами верстки стилизованные узоры, появляющиеся то тут, то там на страницах издания. В отношении верстки текстовых блоков дизайнер прибегнул к таким нетривиальным решениям, как отсеченные по диагонали колонки текста.

В начало В начало

Иллюстрация

Помимо графического дизайна Хуан Трэн с успехом занимается коммерческой иллюстрацией. Он рисует плакаты и обложки для книг, иллюстрирует рекламные материалы и многое другое.

Трэну удается создавать иллюстрации, невероятно точно отражающие в графическом виде заложенную в них идею. Разглядывая ту или иную иллюстрацию Трэна, всегда понимаешь, каковы ее тема и назначение. Никаких загадок — все предельно просто и ясно. Но чтобы осознать это, зрителю, тем не менее, приходится присмотреться к изображению, втянуться в своеобразную игру.

Иллюстрации Трэна, как и работы в жанре графического дизайна, так и притягивают к себе зрителей. В этом немалую роль играют интенсивные цветовые сочетания. Особенно бросается в глаза буквальная передача реалистичных образов — наряду со стилизованной манерой рисования иллюстратора. Трэн часто дословно трактует некоторые метафорические образы, перенося их в свои работы. Например, на иллюстрации «Ранние пташки» (“Early Birds”) он изобразил типичного офисного сотрудника, вставшего ни свет ни заря, чтобы отправиться на работу: темный костюм, галстук, портфель в руке. Но вместо человеческой головы у этого персонажа птичья голова с широко распахнутым клювом. Фон — отрисованные простыми линиями силуэты зданий и фонарей, а также размытое пятно несущегося на всей скорости автобуса.

Подобный прием Трэн использует и в других работах. Так, на иллюстрации «Профессиональная мать» (“Professional Mother”) он изобразил молодую женщину в строгом костюме и с кейсом в руке. Однако кейс словно просвечивается рентгеновскими лучами, и, кроме папки с документами, в нем можно увидеть детскую погремушку и соску. Фон и костюм женщины выполнены в единой цветовой гамме, благодаря чему кейс моментально бросается в глаза.

Иллюстрация «Профессиональная мать» (“Professional Mother”)

Иллюстрация «Профессиональная мать» (“Professional Mother”)

Еще одна иллюстрация офисной тематики — «Сплетни на работе» (“Work Gossip”). Здесь образ также передан очень точно: девушка, прикрывая губы ладонью, говорит что­то на ухо, предположительно, своей коллеге. Только ухо это на самом деле — ручка от кофейной чашки. С другой стороны изображения мы видим звуковые волны, идущие к уху самой девушки.

Примечательна также работа «Выбрав путь большего воображения» (“Taking Route of Greater Imagination”). На иллюстрации изображена черепаха, которая словно парит в небесах. Со спины черепахи в небо поднимается лестница, увитая листьями, — сразу вспоминается сказка про мальчика, посеявшего бобовое зернышко и сумевшего добраться по побегам до небес. Трэн также добавил в композицию нарисованную пунктиром дорогу, которая переплетается с листьями, намекая на форму построения ДНК. Черепаху окружают различные греческие символы и буквы, а на фоне можно разглядеть полупрозрачную надпись «Approach» (подход) и надписи по сторонам от лестницы «Right Brain» и «Left Brain» (правое и левое полушария мозга).

В иллюстрациях, так же как в дизайнерских проектах, Трэн часто использует небольшие текстовые сообщения или буквы в качестве отдельных элементов композиции. Умело сплетая их с рисунками, он уточняет смысл визуального послания.

В начало В начало

Процесс работы

Трэн говорит, что самое главное для него — понять сюжет проекта, рассмотреть его со всех возможных сторон. Придерживаясь такого подхода к созданию работ, он часто делает множество набросков перед тем, как перейти непосредственно к разработке проекта в цифровом формате.

Трэн использует две программы — Adobe Illustrator, которую он называет не иначе как «всемогущей», и Adobe Photoshop. Кроме того, он часто применяет графический планшет. Также дизайнер не может работать без сканнера, принтера и… музыки. Свои иллюстрации Хуан создает исключительно в векторном режиме, хотя при взгляде на его работы в это сложно поверить — создается впечатление, будто иллюстрации созданы с помощью программы Adobe Photoshop. «Я часто использую программы нетрадиционным образом, и я не до конца уверен, что подобные методы работы предусматривались создателями этих программ», — говорит Трэн. Недавно ему нанесла визит сотрудница Adobe, продакт­менеджер Adobe Illustrator, специально для того, чтобы он показал ей, как использует программу для создания своих работ. При работе над дизайнерскими проектами Трэн все же применяет и Adobe Photoshop.

На нашу просьбу рассказать о стандартном процессе создания иллюстрации или проекта по графическому дизайну, Трэн отшучивается: «Рассказать об этом так же нереально, как и создать вечный двигатель». По его словам, он не один раз пытался детально рассказать о том, как он создает свои работы, а однажды даже попробовал написать статью, где хотел пошагово показать это процесс. Однако Трэн признается, что из этой затеи ничего не вышло.

Иллюстрация «Выбрав путь большего воображения»  (“Taking Route of Greater Imagination”)

Иллюстрация «Выбрав путь большего воображения» (“Taking Route of Greater Imagination”)

И все же он не отверг нашу просьбу и попытался описать принципы своей работы. Прежде всего он отмечает, что при работе над любым проектом для него важна не только картинка, которая хорошо смотрится, но и правильная передача идеи, стоящей за изображением. Приступив к работе, Трэн сначала делает несколько небольших карандашных набросков, стремясь лучше прочувствовать идею, проработать композицию и найти оптимальный вариант. Рисунков от руки, как правило, бывает несколько — от четырех­пяти и больше. Определившись с концепцией будущей иллюстрации, Трэн дорабатывает набросок, уделяя больше внимания деталям. «Эта стадия позволяет получить отзывы о проделанной работе, принять их во внимание и по мере необходимости подкорректировать работу», — говорит Хуан.

Отличительная особенность его принципа работы заключается в том, что всю базовую ее часть он проделывает от руки. На стадии наброска, то есть прежде чем перенести работу в цифровое пространство, он просчитывает буквально все. Прорабатывает композицию в целом, определяя расположение всех графических элементов относительно друг друга, и даже решает, где и как поместить текстовые блоки и прочие надписи. «Наброски нужны не только для иллюстраций, — говорит он. — Даже при создании таких работ, как макет издания или постер, я еще на стадии рисунка решаю, как будет построена композиция».

И наконец, когда рисунок­черновик полностью готов, Тэрн сканирует работу и переносит ее в программу Adobe Illustrator, где использует ее как основу и отрисовывает в векторном режиме. «Самое лучшее в работе на компьютере — это то, что всегда можно с легкостью поменять расположение элементов по своему усмотрению, — говорит Трэн. — Это же и наиболее существенный недостаток работы на компьютере, поэтому намного легче понять, когда нужно остановиться, если ты заранее хорошо себе представляешь, к какой цели стремишься».

Что касается поиска потенциальных клиентов, то Хуан, подобно многим известным современным дизайнерам, часть их находит сам. А некоторые клиенты сами обращаются к нему. Время от времени Трэн устраивает кампании саморекламы: рассылает письма по электронной почте, делает звонки нужным людям. Он считает, что главное для успешного поиска новых клиентов — это прекрасный Web­сайт и отличное портфолио работ. У него есть и то и другое — подробнее ознакомиться с его творчеством можно на Интернет­странице его студии Leaking Facet Studio, находящейся по адресу: http://www.boardpass.com/huan/. Бывает и так, что клиенты, по заказу которых Трэн выполнил ту или иную работу, рекомендуют его другим компаниям. «Есть просто клиенты, а есть очень хорошие клиенты — те, у которых множество полезных связей и даже иногда свои собственные клиенты, — говорит дизайнер. — Хорошие отношения с подобными клиентами часто приводят к тому, что через них делаю и другие заказы».

В начало В начало

Жизнь и карьера

Семья Трэна бежала из Вьетнама в Канаду, когда Хуану было всего два года. Он мало что помнит из того периода. С тех пор художник живет и работает в Канаде, а недавно обосновался в Торонто.

Впервые Хуан Трэн осознал, что дизайн и иллюстрация — его призвание в жизни, только после того, как получил высшее образование на факультете информационных технологий в престижном Университете Западного Онтарио. Обучаясь там, он занимался также философией и географией.

Как и многие другие современные художники, Трэн в детстве читал комиксы и смотрел мультфильмы и под впечатлением от увиденного пробовал рисовать. Детское увлечение переросло в профессию после того, как Трэн получил образование в совсем иной области. «Смешно, но именно тот факт, что я не занимался искусством, и помог мне осознать, чем я хочу заниматься в жизни», — говорит он сейчас.

Сначала Трэн начал работать в сфере программирования, но спустя некоторое время вдруг оставил программирование ради дизайна. Определившись с профессиональной целью в жизни, Трэн пошел учиться дальше, на этот раз решив получить диплом иллюстратора в Колледже искусства и дизайна Онтарио. А теперь, имея этот диплом, он всерьез задумывается о том, чтобы изучать морскую биологию. «Мое непрестанное стремление познавать новое рано или поздно сведет меня с ума!» — говорит дизайнер.

Иллюстрация «Сплетни на работе» (“Work Gossip”)

Иллюстрация «Сплетни на работе» (“Work Gossip”)

«По натуре своей я мыслитель, ремесленник, а еще мне нравится делать несколько дел сразу, — говорит Хуан. — Именно поэтому я занимаюсь и графическим дизайном, и иллюстрацией; если бы я делал что­то одно, то просто бы места себе не находил». Трэн признается, что время от времени, в перерывах между рисованием иллюстраций и созданием оригинал­макетов, он с удовольствием пишет программные коды. «Это позволяет мне включить другую часть мозга, которая остается невостребованной, когда я рисую», — считает Трэн. Подводя черту, он утверждает, что ему одинаково нравится заниматься как графическим дизайном, так и иллюстрацией.

Что касается финансовой стороны дела, то Трэн говорит, что работа и в сфере графического дизайна, и сфере иллюстрации гарантирует более стабильный заработок. «Всегда существуют периоды взлетов и падений в обеих сферах, — считает Трэн. — Работая одновременно и в дизайне, и в иллюстрации, я могу избежать простоя». В завершение Трэн указывает, что в его понимании самый лучший проект — это тот, где он может одновременно выполнять и иллюстративную, и дизайнерскую часть работы.

Рассказывая о том, каким он видит свое будущее, Трэн не упоминает о карьере: «Я вижу себя в маленькой деревушке где­нибудь на другом краю света с женой и сыном. Иными словами, я хочу продолжать познавать мир».

В начало В начало

КомпьюАрт 10'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства