КомпьюАрт

10 - 2005

Лакирование по технологии Mitsubishi

Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, технический директор компании «Полиграфические системы»

Зачем лакируют печатную продукцию

Лаки, применяемые в полиграфии

Виды лакирования

Лакирование по технологии Mitsubishi

Эко диво! — все кричали, —

Мы и слыхом не слыхали,

Чтобы льзя похорошеть.

 

П.Ершов. Конек­горбунок

 

Кажущаяся простота лакирования отражена даже в терминах — так, часто говорят «нанести лак» или «покрыть лаком». е сли задуматься над сущностью полиграфических технологий печати и лакирования, то лакирование и печатание — процессы очень близкие, почти одинаковые, но никто никогда не говорит о процессе печатания в выражениях «нанести краску на бумагу» или «покрыть бумагу краской», а говорят «напечатать». Однако кажущаяся простота «покрытия лаком» порой подводит не только заказчиков печатной продукции, но и исполнителей заказов — профессиональных полиграфистов.

Для качественного проведения технологического процесса лакирования требуется соблюдение технологических инструкций по процессам лакирования, рекомендаций фирм — изготовителей материалов и оборудования, а также необходим немалый теоретический и практический опыт исполнителей. В этом смысле сюда как нельзя лучше подходят наставления великого китайского мудреца Лао­Цзы, который учил: «Новичок, твердо сознающий свои потребности, оказывается в конечном счете умнее рассеянного и эмоционального мастера. Даже если ты уже овладел искусством стрельбы из лука, все равно внимательно следи за тем, как ты накладываешь стрелу, как натягиваешь тетиву. Путь включает в себя уважение ко всему малому и хрупкому. Всегда стремись уловить тот момент, когда следует предпринять должные шаги».

Зачем лакируют печатную продукцию

Лакирование печатной продукции является эффективным технологическим процессом, улучшающим как ее внешний вид, так и потребительские свойства.

Слой лака придает печатному изображению высокий глянец или матовость, улучшает зрительное восприятие изображения на оттиске, повышая его контрастность и насыщенность цветов. Для получения декоративного эффекта используются окрашенные и даже кроющие лаки. Особую роль лакирование играет при изготовлении упаковки, которая, собственно, и служит для сохранения от порчи упакованного в нее изделия или продукта.

Лакирование решает следующие задачи:

• улучшает внешний вид и механическую прочность печатного издания, этикетки и упаковки;

• повышает прочность к истиранию;

• повышает глянец оттиска;

• усиливает контраст изображения и текста на оттиске;

• повышает устойчивость оттиска и материала упаковки к влаге и сырости, к химически агрессивным продуктам и средам, что особенно важно для упаковки некоторых товаров и их этикетирования;

• меняет оптические свойства поверхности запечатываемого материала упаковки, повышая ее матовость или глянцевость;

• изолирует красочный слой оттиска упаковки и этикетки от соприкасающихся с ним упакованных материалов, что особенно важно при раскрытии или порче упаковки во время транспортировки и хранения на складах;

• изолирует красочный слой оттиска от упакованных продуктов и защищает от прямого соприкосновения с другими поверхностями, решая проблему перетискивания;

• создает декоративный и кроющий эффект, при котором лаковый слой может быть окрашенным (перламутр, золото, серебро, сталь);

• создает шероховатость поверхности упаковки, предотвращая скольжение в тех случаях, когда упакованные товары лежат друг на друге.

И наконец, блестящее или матовое покрытие привлекает внимание покупателей, что особенно актуально при реализации печатных изданий (журналов, книг, брошюр, альбомов), упакованного и этикетированного товара.

В начало В начало

Лаки, применяемые в полиграфии

Лак представляет собой раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующий после своего отверждения твердую прозрачную однородную пленку.

Лакирование — облагораживание печатной продукции путем нанесения на нее слоя лака. В полиграфии используются разные по составу и назначению лаки:

• дисперсионные на водной основе, то есть водорастворимые;

• УФ­отверждаемые;

• на основе летучих растворителей (спиртовые лаки);

• специальные (ароматизированные, металлизированные, перламутровые, блистерные, интерферационные);

• на масляной основе — масляные, или оксиполимеризующиеся (офсетчики называют эти лаки печатными).

Необходимо отметить, что дисперсионные лаки могут быть и водоспиртовыми, а по оптическим свойствам лаковой пленки лаки делятся на глянцевые и матовые.

Как правило, лаки используются в полиграфии для создания на оттисках прозрачных покрытий разного назначения. Покрытие поверхности материалов кроющим лаком можно рассматривать и как разновидность каширования — с той лишь разницей, что к поверхности не припрессовывают непрозрачную пленку, а покрывают эту поверхность кроющим непрозрачным лаком.

Лакирование является более быстрым, дешевым и простым в плане технологии способом отделки оттисков, чем припрессовка пленки (ламинирование) или каширование. Долгое время считалось, что лакированные оттиски уступают оттискам с припрессованной пленкой по таким важнейшим показателям, как глянец, устойчивость к внешним воздействиям и декоративность. Однако после появления УФ­отверждаемых и специальных лаков (перламутровых, ароматизированных, металлизированных) качество лакированного покрытия уже не уступает оттискам с припрессованной пленкой (ламинированием) по указанным параметрам. В последнее время используется и технология ламинирования посредством жидкого ламината, по своей сути являющаяся разновидностью лакирования.

В начало В начало

Виды лакирования

В зависимости от площади лакируемой поверхности различают два вида лакирования:

• общее (полное, сплошное) — слоем лака покрывают всю поверхность оттиска;

• неполное (фрагментарное, выборочное, местное) — слоем лака покрывают только отдельные фрагменты изображения на оттиске или часть оттиска.

Лак может наноситься в печатной машине сразу после печати оттисков за один листопрогон (in line — в линию) или в специализированных лакировальных машинах (off line — раздельно) на заранее отпечатанные оттиски. В первом случае лаки наносят в специальных лакировальных или печатных секциях. В офсетных машинах некоторые лаки, например водорастворимые (дисперсионные), наносят на оттиски с помощью красочных или увлажняющих аппаратов.

В начало В начало

Лакирование по технологии Mitsubishi

Если лакирование проводится в листовых офсетных машинах с лаковой секцией, то обычно такая секция (или их пара) располагается в печатной машине после печатных секций. Поэтому автор сей публикации был сильно удивлен, когда на выставке drupa 2004 компания Mitsubishi Heavy Industries показала листовую офсетную машину линейного построения Mitsubishi Diamond 3000 ТР с двумя лаковыми секциями, причем одна из них была расположена в середине машины — между печатными секциями. В этой секции лакировали одну запечатанную сторону листа, а во второй, расположенной в конце машины, лак наносили на другую сторону оттиска.

Построение печатной машины тоже было очень необычным. Печатные секции располагались по линейной схеме, но первые секции (от самонаклада) были перевернуты по сравнению с линейной схемой, и пара «печатный — офсетный цилиндр» находилась наверху, а формный цилиндр с красочным и увлажняющим аппаратами — ближе к фундаменту; последние печатные секции были ориентированы так же, как в обычной машине. Между группами секций установлен трехцилиндровый передаточный механизм, который передает лист от секции с верхним печатным цилиндром в секцию с нижним расположением печатного цилиндра. Необходимости переворачивать лист нет: вначале он запечатывается с оборота, потом — с лица. Такая машина сочетает в себе сильные стороны линейной и ярусной схем: обеспечивает двустороннюю печать без переворачивающего устройства и имеет небольшую высоту. Печатные и передаточные цилиндры Mitsubishi Diamond 3000 ТР обладают вдвое большим диаметром, чем формные и офсетные, поэтому захват листа передаточным цилиндром происходит в момент, когда он уже вышел из зоны печати. Благодаря этому снижается вероятность скольжения и деформации листа при печати.

Понятно, что листовые офсетные машины компании Mitsubishi Heavy Industries, построенные по новой схеме, имеют высоту на 25 см больше, чем при линейной схеме построения (но ведь не в 2 раза, как при ярусной схеме!). К тому же эти 25 см использованы конструкторами компании Mitsubishi Heavy Industries весьма рационально — высота самонаклада увеличена до 1410 мм (у ярусных машин она составляет 1300 мм, а у линейных — 900­1200 мм). А все знают, что высокая емкость самонаклада особенно важна при работе с толстыми бумагами и картоном.

Благодаря своему необычному построению листовая офсетная печатная машина Mitsubishi Diamond 3000TР привлекла внимание всех, кто видел ее на выставке, но решение, связанное с нетрадиционным расположением первой лаковой секции, многими вообще не было замечено.

Вот уже прошел год после выставки, а в российской прессе не было ни одной публикации об этой новинке. Удивляет и другое: почему сами японцы так мало об этом говорят?

В начало В начало

КомпьюАрт 10'2005

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства