Токен: 2SDnjemsM7f

Рекламодатель: АО «ВИП-СИСТЕМЫ»

ИНН/ОГРН: 7720215108/1037739054980

Сайт: https://pulisirussia.ru

КомпьюАрт

10 - 2005

Томас Теодор Гейне

Художники книги ХХ века

Евгений Немировский

Имя мастера, обозначенное в названии этой статьи, у нас практически неизвестно. Да и на родине художника — в Германии — его мало кто вспоминает. Между тем в первые десятилетия ХХ века он был одним из ведущих мастеров искусства книги. Ему была отпущена долгая, но не всегда благополучная жизнь. В эпоху процветания всевозможных «измов» Т.Т.Гейне всегда был как бы сам по себе и ни в какие объединения и группы не входил. Работал он много и плодотворно. Был живописцем, рисовал карикатуры, но более всего прославился как оформитель книги и иллюстратор.

Томас Теодор Гейне (Thomas Theodor Heine) родился в Лейпциге (Германия) 28 февраля 1867 года. Художественное образование получил в Дюссельдорфе. Учителями его были известные в свое время в художественных кругах П.Янссен и Э.Гебхардт. Начинал Гейне с импрессионистских ландшафтов, которые выставлял в берлинском салоне «Гурлит». Но уже в молодые годы, живя в Мюнхене, он пробовал силы в прикладной графике и в карикатуре. Работы эти выполнены под сильным воздействием стиля «югенд», который у нас называли «модерном».

Т.Т.Гейне. Обложка к роману «Скорпион» М.Прево

Т.Т.Гейне. Обложка к роману «Скорпион» М.Прево

Т.Т.Гейне. Обложка к роману «Заветный сад» М.Прево М.Прево

Т.Т.Гейне. Обложка к роману «Заветный сад» М.Прево М.Прево

Первым своим опытам в книжной графике Гейне обязан заказу издательства Альберта Лангена (Albert Langen, 1869—1909), основанного в 1893 году в Париже, с 1894­го работавшего в Лейпциге, а затем переехавшего в Мюнхен. Издательство это во многом способствовало возрождению искусства книги в Германии. Выпускавшиеся им иллюстрированные издания художественной литературы имели колоссальный успех. С именем Альберта Лангена связано еще одно начинание — выпуск альбомов избранных произведений сотрудничавших с ним художников.

В 1895 году Томас Теодор Гейне выполнил для издательства Альберта Лангена обложку для романа «Полудевы» (“Demi­Vierge”)французского писателя Эжена Марселя Прево (Marcel Prevost, 1862—1941). Историк искусства Отто Граутоф писал в 1901 году, что эта первая оформительская работа молодого художника «еще сегодня принадлежит к числу самых лучших, сделанных до сих пор в Германии». Обложка эта была особенной, двусторонней. Такие обложки с рисунками не только на лицевой, но и на оборотной стороне были в те годы весьма популярны во Франции. Изображены на ней были девушка и молодой человек, поливающие из леек клумбы цветущих лилий. Незамысловатый рисунок, исполненный штрихом без полутонов, казалось, был предназначен для ручной раскраски.

 Т.Т.Гейне. Виньетка к роману «Кузина Лора» М.Прево

Т.Т.Гейне. Виньетка к роману «Кузина Лора» М.Прево

Т.Т.Гейне. Обложка к роману «Голод» К.Гамсуна

Т.Т.Гейне. Обложка к роману «Голод» К.Гамсуна

Сотрудничая с Альбертом Лангеном, Т.Т.Гейне делал плакаты, но больше — обложки, преимущественно к произведениям современных писателей. Прежде всего это был тот же Марсель Прево с немецкими изданиями его романов «Скорпион» (“Der Skorpion”), «Заветный сад» (“Der verschlossene Garten“) и «Кузина Лoра» (“Cousine Laura”). В оформлении «Скорпиона» — романа, повествующего о нравах иезуитского колледжа и о трагической судьбе молодого священника, — был найден новый прием. Обложка для этой книги была исполнена в двух цветах — черном и желтом. В дальнейшем, однако, Гейне редко использовал цвет, предпочитая работать в черно­белой гамме. Рисунок для обложки «Скорпиона» представлял собой комбинацию закрашенных плашек, лишенную какой­либо выявляющей объемы штриховки. Черным изображен молитвенно сложивший руки молодой священник с ангельскими — в знак его мученичества — крыльями и желтыми окружностями нимба, а желтым — скорпион, помещенный в сердцеобразной рамке.

Т.Т.Гейне. Обложка к книге «Сверхчеловек в современной  литературе» Лео Берга

Т.Т.Гейне. Обложка к книге «Сверхчеловек в современной литературе» Лео Берга

Т.Гейне. Рисунок из книги «Барбизонцы» Пьера д’Обека. 1897

Т.Гейне. Рисунок из книги «Барбизонцы» Пьера д’Обека. 1897

К книгам Марселя Прево вскоре добавились книги норвежского писателя Кнута Гамсуна (Knut Hamsun, 1859—1952), популярность которого росла в Европе год от года. Этому во многом способствовало активно выпускавшее его книги издательство Альберта Лангена. Обложку к роману Гамсуна «Голод», повествующему о судьбе полунищего литератора, Т.Т.Гейне, как и к «Скорпиону» М.Прево, исполнил в двух контрастирующих цветах — черном и желтом. о т штриха художник и на этот раз отказался — на рисунке господствует сплошная закраска. На ступеньках ведущей в никуда лестницы сидит изможденная фигура Голода, а кругом рыщут алчущие волки.

По просьбе А.Лангена Гейне в эти годы оформлял не только произведения художественной литературы, но и научные книги. Так, например, он сделал обложку к работе «Сверхчеловек в современной литературе. Глава из истории духовной культуры XIX столетия» Лео Берга. Выполнил он ее, надо сказать, нестандартно, с выдумкой. Рисунок на обложке изображает какое­то убогое хвостатое чудище, примеряющее маску льва. Обложка черно­белая, причем рисунок и текст выполнены в металлографской манере — белым по сплошному черному фону.

В работе над обложкой к книге «Непрошенный гость» М.Метерлинка Т.Т.Гейне впервые обращается к полутонам. Нельзя сказать, что этот опыт оказался удачным, и в дальнейшем в практике художника он не встречается.

Т.Т.Гейне. Рисунок из книги «Барбизонцы» Пьера д’Обека. 1897

Т.Т.Гейне. Рисунок из книги «Барбизонцы» Пьера д’Обека. 1897

Томас Теодор Гейне также активно работал в еженедельном сатирическом журнале «Симплициссимус» (в буквальном переводе — «Простодушнейший»), который он основал совместно с Альбертом Лангеном и Людвигом Тома в 1896 году. Для переплета первого годового комплекта он рисует черта, состязающегося в беге с миловидной барышней. Барышня изображена штрихом, а фигура черта полностью залита черной краской. Сотрудничество с «Симплициссимусом» было долговременным и продолжалось вплоть до 1933 года, когда после прихода к власти фашистов художник вынужден был покинуть Германию.

Т.Т.Гейне. Рисунок для альманаха «Инзель»

Т.Т.Гейне. Рисунок для альманаха «Инзель»

Т.Т.Гейне. Обложка для альбома «Сумасбродства»

Т.Т.Гейне. Обложка для альбома «Сумасбродства»

Первые оформительские работы Томаса Теодора Гейне имели успех, что позволило ему расширить свои связи в книгоиздательском мире. Его рисунки появляются на страницах журналов «Пан» и «Югенд». Он начинает сотрудничать с берлинским издательством «Шустер унд Лёфлер». В 1897 году здесь выходят оформленные им сатиры «Барбизонцы» Пьера д'Обека (он же Артур Линднер). Теперь перед нами совсем другой, ни на кого не похожий Томас Гейне. Рисованные им будто бы одной линией картинки — динамичные, увлекаемые танцем женские фигурки — так и летают по страницам книги. Со штрихом соседствует заливка — причудливо изогнутые тонкие ножки, которые иногда становятся кульминационным моментом изображения, заменяя собой все прочее. Во всем этом чувствуется влияние Обри Бердслея, но нельзя сказать, что чересчур большое.

Ранние работы Томаса Теодора Гейне собраны в альбоме «Сумасбродства», выпущенном Альбертом Лангеном в 1901 году.

В 1908 году мюнхенское издательство Ганса фон Вебера выпускает в свет пятиактную трагедию Фридриха Геббеля (Friedrich Hebbel) «Юдифь», в основу которой была положена известная библейская история о героине, спасшей от иноземных завоевателей свой народ. Т.Т.Гейне проиллюстрировал эту небольшую 72­страничную книгу десятком цельностраничных иллюстраций и десятью виньетками, а также сделал для нее рисунок переплета. Эта работа считается одним из шедевров художника.

Т.Т.Гейне. Рисунок для трагедии «Юдифь» Ф.Геббеля.1908

Т.Т.Гейне. Рисунок для трагедии «Юдифь» Ф.Геббеля.1908

Т.Т.Гейне. Рисунок для трагедии «Юдифь» Ф.Геббеля.1908

Т.Т.Гейне. Рисунок для трагедии «Юдифь» Ф.Геббеля.1908

В 1910 году Т.Т.Гейне выпустил в свет альбом рисунков, имевших немалое политическое звучание. Назывался он «По темной Германии». В те дни много говорили об одном из рисунков — «После уличной демонстрации». Человеческих фигур на этом рисунке нет — только стены домов, выложенные плитками тротуары, булыжная мостовая... И всюду пятна крови. Марксистская критика утверждала, что Т.Т.Гейне в этих работах «был близок к нуждам и борьбе рабочего класса, хотя никогда не понимал его исторической миссии».

«Симплициссимус», в котором Томас Теодор Гейне активно сотрудничал, изобличал милитаристские и националистические настроения кайзеровской Германии, бичевал пороки крупной буржуазии и юнкерства. С началом Первой мировой войны этот курс заметно изменился, что не могло не сказаться на творчестве художника. 106 рисунков Т.Т.Гейне, исполненных им в военные годы, собраны в выпущенном в 1917 году в Мюнхене альбоме «Маленькие изображения большого времени».

Т.Т.Гейне. Обложка к книге «Сказки». 1935

Т.Т.Гейне. Обложка к книге «Сказки». 1935

Т.Т.Гейне. Рисунок из книги «Сказки». 1935

Т.Т.Гейне. Рисунок из книги «Сказки». 1935

Из работ Т.Т.Гейне, выполненных в послевоенные годы, назовем 12 иллюстраций к изданному в 1922 году роману Томаса Манна «Wаlsungenblut» и рисунки к изданным год спустя «Стихам бесчувствия» (“Die Gedichte eines Gef u hllosen”) Якоба Шнельпфеффера ( Jakobus Schnellpfeffer ). Эти работы выполнены в технике литографии. В те же годы Гейне исполнил множество эскизов для обложек и переплетов.

С приходом к власти фашистов началась кочевая жизнь Томаса Теодора Гейне. В 1933 году он эмигрировал в Прагу. Вынужденный отъезд из Германии он переживал тяжело и долгое время не мог работать. Лишь в 1936­м Гейне начал публиковать политические карикатуры в газете «Lidove noviny» (Брно). Но вскоре, в 1938­м, ему пришлось бежать и из Чехословакии. Художник нашел приют в Осло, а после оккупации Норвегии в 1942 году — в Стокгольме. Нельзя сказать, что он был там невостребован. Известное во многих странах имя и многочисленные таланты обеспечивали ему вполне благополучный образ жизни. Гейне писал и иллюстрировал книги, работал в газетах «Svenska Morgenbladet», «Svenska Dagbladet», писал для них статьи, делал антигитлеровские карикатуры. В эмиграции с новой силой проявилось его литературное дарование. В 1935 году в Амстердаме, в известном эмигрантском издательстве «Querido­Verlag» были изданы написанные им «Сказки». Эта книга была адресована не детям, а взрослым. Гейне нарисовал для нее обложку, на которой была изображена русалка, героиня одной из сказок — «Люси». 51 черно­белая штриховая иллюстрация книги лишена полутонов. Мы репродуцируем здесь одну из них — к сказке «Черт в магазине». Герои иллюстраций карикатуризированы и напоминают персонажи рисунков, которые Т.Т.Гейне делал в молодые годы для «Симплициссимуса» (вспомним о черте с переплета первого годового комплекта «Симплициссимуса»).

В Стокгольме в 1944 году на шведском языке и в 1945 году на немецком вышел в свет автобиографический роман Т.Т.Гейне, который он назвал «Я жду чуда». Он собственноручно проиллюстрировал эту книгу. Гейне дожил до победы над нацизмом, но в горячо любимую Германию так и не вернулся. Умер Томас Теодор Гейне 26 января 1948 года в Стокгольме.

КомпьюАрт 10'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства