КомпьюАрт

11 - 2005

«Бутики» и «дискаунтеры», или Что такое ориентация типографии и почему это важно для заказчика?

Александр Шнайдер (http://www.alexschneider.ru) — генеральный директор «Типографии Арес»

Тип 1 — дискаунтер

Тип 2 — бутик

Выработка или качество?

Третий путь

Резюме

Как известно, в розничной торговле существует понятие «формат», то есть магазины подразделяются на гипермаркеты, универсамы, дискаунтеры, мини-маркеты, бутики, «кэш-анд-кэрри» и т.д. Каждый формат предполагает особый, вполне определенный подход к коммерческой деятельности, в том числе в плане номенклатуры товаров, организации логистики и способов размещения товаров на полках.

Сегодня на полиграфическом рынке происходит аналогичное расслоение. В настоящей статье будут проанализированы основные типы (ориентации) существующих типографий, а затем последует объяснение, какое это может иметь значение для потенциальных клиентов.

Тип 1   — дискаунтер

В первые годы после дефолта одной из основных проблем нашего рынка был безудержный демпинг целого ряда полиграфических фирм. В то время серьезные полиграфисты относились к типографиям, предлагавшим низкие цены на свои услуги, как бы это сказать помягче… без особого уважения. Существовало понятие «подвальная типография», иначе говоря — типография без сколько­нибудь серьезной организации производственного процесса, не умеющая и не желающая заниматься вопросами управления производством, экономящая везде и на всем (в том числе, как следует из самого понятия, и на аренде производственного помещения), а потому способная привлечь клиента исключительно своей готовностью снижать цены до полнейшего минимума.

Времена изменились, и ситуация на рынке — тоже. Это не значит, что «подвальные типографии» исчезли. Просто сегодня типография с низкими ценами — вовсе не обязательно «подвальная».

В настоящий момент это вполне современная типография, с нормальным оборудованием и с отлаженными процессами. Отличает ее от других типографий одно — ориентация на максимизацию выработки любыми доступными средствами, ибо только так она может функционировать и зарабатывать в условиях низких цен.

Нацеленность на максимизацию выработки означает, что вся структура такой типографии, от организации прохождения заказа до условий оплаты работников, направлена на то, чтобы обеспечить максимально высокую скорость выполнения любого заказа. Качество, конечно, важно, но выработка — еще важнее. Уровень сервиса у такой типографии, как правило, не слишком высок, да это и понятно — дискаунтер, что вы хотите.

В начало В начало

Тип 2   — бутик

В отличие от дискаунтеров, прибыль которых зависит исключительно от вала, типографии­бутики зарабатывают прежде всего за счет качества и сервиса. Цены высоки, и при таком их уровне можно позволить себе повозиться со сложными и трудоемкими заказами. Подобные типографии ориентированы на крупных и богатых корпоративных клиентов, а потому предоставляют массу дополнительных (и весьма дорогостоящих) услуг. Многие из таких типографий тратят массу средств на поддержание надлежащего имиджа за счет рекламы, PR­мероприятий, участия в выставках и т.д., демонстрируя наличие оборудования от известных производителей, офисов в центре Москвы и других атрибутов престижа.

Некоторые из таких типографий действительно выпускают продукцию самого высокого качества, порой даже эксклюзивную. О других этого сказать, к сожалению, нельзя.

В начало В начало

Выработка или качество?

Выработка и качество продукции не слишком хорошо сочетаются — попробуем обосновать это утверждение.

Вся проблема заключается в том, что работа на рынке полиграфических услуг существенно отличается от выпуска унифицированной продукции, например втулок, с определенными стандартными характеристиками. Полиграфическая продукция, как правило, не сводится к нескольким типовым вариантам. При этом особенности и нюансы конкретного заказа зачастую не определяются так называемыми входными характеристиками: форматом издания, цветностью печати, бумагой, тиражами. Очень многое зависит от оригинал­макета печатной продукции, и порой из двух изданий с практически одинаковыми входными параметрами одно в несколько раз более трудоемко, чем другое. И чем более серьезен и объемен заказ, тем эти различия существеннее.

Типография, ориентирующаяся на выработку, в идеале должна жестко ограничивать диапазон и номенклатуру принимаемых заказов и браться лишь за те работы, где достижима максимальная производительность. В реальности это невозможно: во­первых, из­за практической сложности оценки всех нюансов, влияющих на трудоемкость, а во­вторых, ввиду нежелания отказаться от подвернувшегося заказа.

Вот и приходится типографии­дискаунтеру добиваться максимальной производительности даже в тех случаях, когда это технологически недопустимо. Результатом почти всегда является снижение качества. Вы сами наверняка неоднократно встречали такую продукцию: бледная печать (иначе на высокой скорости печати возникнут проблемы), пятнышки «перетискивания» от плашки на обороте следующего листа (слишком высокая скорость печати для такого оригинал­макета), посредственное совмещение (экономия времени при приладке), разнооттеночность на тираже (на высокой скорости печатник не успевал следить за качеством печати)…

Естественно, типография — если ее руководители добросовестные и ответственные люди — старается бороться с явным браком. Надлежащая работа ОТК вместе с материальным наказанием виновников брака может принести плоды, но не разрешит вопрос окончательно. Очень большое значение здесь имеет тот фактор, что сама нацеленность на максимальную выработку содержит в себе неразрешимую проблему. Приоритет количества над качеством неизбежно приводит к снижению качества, что многократно проверено на опыте многих типографий.

Оно и понятно: разве качественный продукт может стоить очень дешево? В принципе, дискаунтер, обеспечивающий средний (чуть выше или чуть ниже) уровень качества при минимальном сервисе, вполне справляется со своей задачей. И предъявлять ему претензии, сравнивая его продукцию с результатами работы типографий­бутиков, и бессмысленно, и несправедливо.

В начало В начало

Третий путь

Казалось бы, ситуация не слишком обнадеживающая. Перед потенциальным заказчиком стоит дилемма: либо хорошие качество и сервис, но по высоким ценам, либо низкие цены, но для продукции весьма среднего качества и только на стандартных работах.

К счастью, на деле всё не так грустно — третий путь существует. Большинство типографий, идущих таким путем, делает это скорее интуитивно, и лишь немногие пока ясно представляют себе свои цели.

Суть работы такой типографии в следующем. Создается работоспособная методика оценки сложности заказа, например через систему категорий. Каждая работа на этапе приема оценивается с точки зрения трудоемкости, и стоимость заказа напрямую зависит от этого.

Но, во­первых, обеспечить безошибочную оценку каждого заказа практически невозможно, а во­вторых, этот подход изначально предполагает объявление окончательной стоимости заказа только после оценки всех его нюансов (главным образом, после просмотра оригинал­макета), а это означает усложнение схемы взаимодействия с клиентом.

Зато и преимущества неоспоримы: стандартный заказ со средней трудоемкостью у такой типографии, как правило, стоит не намного выше, чем у дискаунтера, а цена сложной работы несколько ниже, чем в бутике. Налицо — полная маркетинговая универсальность.

В начало В начало

Резюме

Какое все это имеет значение для клиента? Самое непосредственное. Для заказчика очень важно четко представлять себе, типография какой ориентации ему необходима. Так он сможет сэкономить силы и деньги, а в результате получит именно тот товар и по той цене, которые его устраивают.

Если клиент согласен на «умеренный» уровень качества, не боится жестких технологических ограничений, а его основным приоритетом является цена — ему прямой путь в типографию­дискаунтер. А коль важны качество и первосортный сервис вкупе с престижностью — обращайся в типографию­«бутик». Ну а всем остальным клиентам лучше поискать типографию «третьего пути».

Кроме того, самим типографиям хочется порекомендовать четко и ясно позиционироваться на рынке, чтобы клиенты могли узнать их с первого взгляда.

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2005

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства