КомпьюАрт

2 - 2006

Книгоиздание в России

Борис Ленский, профессор, зав. кафедрой книжного бизнеса МГУП

Прошло уже пять лет нового века, которые стали периодом успешного развития российского книгоиздания. В 90­е годы происходило становление издательской системы России — принципиально новой, какой не было ни при советской власти, ни в дореволюционной России. Отечественное книжное дело выросло количественно и изменилось качественно, потому что долгое время издательская система находилась целиком под контролем государства, а ныне стала почти полностью частной. Прежде книжное дело было включено не только в государственный сектор экономики, но и в идеологическое русло советской системы, а сейчас оно абсолютно свободно и стало весьма разнообразным по своему ассортименту. Сравните: в 70­80­е годы в стране издавалось 50 тыс. названий (и это было застоем, поскольку во всем мире наблюдалась тенденция к росту числа названий), а сегодня мы полагаем, что уровень выпуска книг в 2005 году превысит планку в 100 тыс. наименований — по этому показателю наша страна входит в «большую четверку» государств, уже преодолевших этот рубеж, наряду с США, Китаем и Великобританией. И это, безусловно, большая заслуга отечественных издателей.

Новая издательская система развивается на основе использования передовых информационных технологий в условиях рыночной экономики и глобализации всего издательского дела. Мировое издательское сообщество все больше и больше превращается в единый организм, в котором российское книгоиздание занимает довольно значительное место. В мире ежегодно издается около 1,5 млн. названий книг, а 100 тыс. из них выпускает Россия; следовательно, наша доля в мировом книгоиздании — 7% (для сравнения: доля российской экономики в мировой составляет 1,5%), причем ежегодно мы увеличиваем выпуск книг на 10 тыс. названий. При таких темпах к 2020 году Россия будет издавать свыше 200 тыс. наименований книг (кстати, Китай и США уже сейчас вплотную подошли к этому рубежу).

Интересная ситуация наблюдается в тематической структуре нашего книгоиздания, которая всегда была социально направленной, тяготея к обслуживанию приоритетных направлений общественного развития: большая часть рынка отводилась учебной, научной, справочной, детской литературе. Когда в России утверждалась рыночная экономика, многие думали, что, мол, сейчас, когда появился рынок, будут издаваться одни детективы. Однако принципиально ничего не изменилось: достаточно сказать, что по наименованиям выпущенных в 2004 году книг 43% составляют учебные и научные издания, а по тиражу — 37%. Если раньше книгоизданием занималось государство, определявшее, что издавать и каким тиражом, то сейчас ситуация складывается сама собой, все регулирует рынок, и издательское дело в России оказалось способным к самоуправляемости и самосовершенствованию.

Однако если выпуск книг по наименованиям растет, то по тиражу он значительно снизился по сравнению с прежними временами. В 1988 году было выпущено 2,3 млрд. книг (в том числе 1,8 млрд. в РСФСР), в 2003-году этот показатель не превысил 700 млн., и сейчас он остается на том же уровне, то есть за 20 лет тираж сократился почти в 2,5 раза. Это связано не только с локальными причинами (снижение платежеспособности населения), но и с общемировыми тенденциями. Ведь если раньше мир был литературоцентричным (то есть человек именно в книге искал ответы на интересующие его вопросы), то сейчас информационные технологии проникли почти во все сферы жизни общества. И хотя прогнозы канадского писателя и философа Маклюена о том, что книга вообще исчезнет с лица земли вследствие развития компьютерных технологий, видимо, не сбудутся, книге все­таки придется значительно потесниться. В общем­то, в некоторых сферах это оправданно. Например, в справочных и учебных целях гораздо удобнее пользоваться компакт­диском, поскольку так можно быстрее отыскать нужную информацию. Пожалуй, единственной областью, где книга надолго сохранит свои позиции, останется художественная литература, где общение с героями произведений должно быть камерным.

Выпуск книг и брошюр в Российской Федерации по некоторым категориям целевого назначения в 2000–2005 гг.

Выпуск книг и брошюр в Российской Федерации  по некоторым категориям целевого назначения в 2000–2005 гг.

КомпьюАрт 2'2006

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства