КомпьюАрт

2 - 2006

«Проф-МедиаПринт»: песня варяжского гостя…

Виктор Лови

Недавно автору довелось посетить новую, открытую лишь полтора года назад в подмосковном городе Долгопрудном офсетную газетную типографию «Проф-Медиа Принт» и ознакомиться с ее работой. Сразу нужно сказать, что и само предприятие, и его работники автору понравились. Да и кому не нравятся молодые, богатые и здоровые? Разве что старым, бедным и больным… Новое здание, современное оборудование, молодой, полный энергии коллектив, компетентное доброжелательное руководство — все производит прекрасное впечатление. Итоги знакомства с производством и ряд вопросов и соображений, возникших у автора после бесед с руководителями и специалистами типографии, возможно, будут небезынтересны и читателям нашего журнала.

Вы когда­нибудь задумывались над тем, как происходит во времени формирование того или иного полиграфического предприятия? В силу каких причин и под действием каких факторов определяются стратегические цели и тактические задачи производства, складывается парк оборудования, выбираются технологии, создается организационная структура и пр.? Насколько оптимальны принимаемые сегодня решения и смогут ли они обеспечить успех деятельности предприятия в будущем? Вопросы эти более чем серьезные, но заслоняют их дела насущные, которые ставятся потребностями сегодняшнего дня: выполнение текущих заказов, сроки, финансовое положение, состояние оборудования, кадры, бумага, материалы, транспорт, платежи, отношения с городскими властями и т.д. и т.п.

Но давайте отстранимся от текучки и подумаем: как предприятие становится тем, чем оно является на сегодняшний момент? Конечно, есть стандартный набор фраз (проект, технический прогресс, техническая политика, обновление и расширение производства, внедрение новых технологий и т.п.), но фразы эти хорошо звучат в отчетах и мало что говорят о существе вопроса. А суть его вот в чем: насколько задачи, решаемые производством, соответствуют потребностям рынка и насколько средства, имеющиеся в распоряжении производства, оптимальны для решения поставленных задач? А если еще короче — насколько эффективен ваш бизнес?

Рассматривая ситуацию в этом плане, сразу можно увидеть сложное положение старых, давно работающих предприятий. В более выгодных условиях оказались предприятия, создававшиеся в последнее десятилетие. Сдерживающий фактор для них был фактически один — сумма средств, которые могли быть вложены в строительство и оснащение новой типографии. А поскольку неизмеримо выросли технический уровень проектируемых предприятий, их оснащенность и комплексность, то значительно усилилась роль проектировщика (насколько удачно и продуманно сделан выбор оборудования и технологий, предусмотрена ли возможность дальнейшего развития и совершенствования производства). Все вышесказанное объясняет тот интерес, который вызвала у автора новая типография в Долгопрудном — как пример современного, рационального и взвешенного подхода к созданию нового полиграфического предприятия.

Эта специализированная типография цветной офсетной газетной печати — совместный проект российского ЗАО «Издательский дом “Проф­Медиа” и норвежской медиагруппы


А­pressen”», которая является основным держателем акций еще четырех российских полиграфических фирм (офсетных газетных фабрик в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Воронеже). Проект подмосковной типографии создан на основе большого опыта, накопленного в этой области норвежским партнером. Весь производственный цикл — от допечатной подготовки до экспедиции готовой продукции — рассчитан на изготовление каждого заказа с наименьшими затратами труда и средств, на обеспечение высокого качества печати и на соблюдение жесткого, согласованного с заказчиками графика выпуска газетных изданий.

Здание типографии построено по индивидуальному проекту под определенный комплект оборудования. Учтены экологические требования европейских стандартов. Так, фундамент для печатной машины включает антивибрационные и шумопоглощающие элементы. В комплекс технологического оборудования типографии входит группа оборудования допечатной подготовки (изготовления офсетных печатных форм), рулонная офсетная многокрасочная газетная машина и три линии цеха экспедиции готовой газетной продукции.

При изготовлении печатных форм используется технология CtP — метод прямой лазерной записи изображения на формный материал с помощью двух аппаратов Polaris 100E компании Agfa. Полностью автоматизированное оборудование дает возможность изготовить за час более 80 форм размером 360 x 570 мм. Технология CtP значительно сокращает время технологического цикла изготовления печатных форм, так как исключаются операции обработки фотоматериала, копирования фотоформ на формные пластины. А отсутствие операции монтажа пленок снимает все проблемы, связанные с неточностью монтажа или с ошибками в нем.

Терминал службы поддержки Odissey Agfa предоставляет квалифицированному персоналу удаленный доступ для диагностирования CtP­системы, подключенной к сети ТСР/IP. Экспонированные пластины обрабатываются в проявочных устройствах HD­85 Polimer компании Glunz&Jensen и проходят термообработку в печи для обжига Haase Topline OG 15. Обжиг форм необходим для повышения тиражеустойчивости, так как, например, тираж телевизионных программ достигает 600 тыс. экземпляров.

Следует отметить, что высокая степень автоматизации технологического процесса допечатной подготовки форм гарантирует их стабильно высокое качество, практически исключая влияние человеческого фактора.

Известно, что печатная машина — это не типография, но и без печатной машины типографии не бывает. Сердцем технологического комплекса новой типографии является многокрасочная рулонная офсетная машина KBA Comet, конфигурация которой включает пять печатных башен красочностью 4+4 каждая с раздельным приводом и два трехсгибных фальц­аппарата, способных производить газетную продукцию с форматом полосы А2 или А3. Формные и офсетные цилиндры имеют одинарную ширину и двойной диаметр. При скорости работы машины 30 тыс. об./ч производительность ее в одинарном режиме работы (с подбором) составляет 30 тыс. экз./ч, а в двойном режиме (без подбора) — 60  тыс. экз./ч. Две из пяти печатных башен имеют возможность работать одновременно с двух рулонов, печатая газеты красочностью 2+2. Таким образом, конфигурация машины позволяет выпускать издания объемом до 80 полос формата А3 красочностью 4+4 или до 112 полос формата А3 совмещенной красочности 4+4 и 2+2. Наличие двух фальц­аппаратов позволяет в случае необходимости печатать на машине одновременно два разных издания.

По уровню технической оснащенности и степени автоматизации эта машина отвечает самым высоким современным требованиям. Используются терморегулируемые красочные аппараты с деленным красочным ножом и с дистанционной регулировкой зональной подачи краски на печатную форму; реализованы централизованная подача краски в кипсейки из красочной станции и система автоматизированной смывки краски. Возможна предварительная настройка красочных аппаратов с использованием цифровых данных допечатных процессов либо данных, считываемых сканером с печатных форм. Система увлажнения SprayMatic подает увлажняющий раствор путем распыления через форсунки на передаточные красочные валики.

Машина оснащена семью рольными зарядками, замена рулона в которых выполняется автоматически, без снижения скорости печати. Как и в печатном аппарате, переналадка и регулировка графеечных фальцаппаратов автоматизированы.

Основные функции управления осуществляются печатником с центрального пульта. Ряд функций управления (рольными зарядками, печатными секциями, фальцаппаратами) выполняются с отдельных пультов, расположенных на соответствующих агрегатах машины. Все пульты управления связаны между собой помехозащищенной системой передачи данных, обеспечивая эффективность, удобство и безопасность обслуживания. В систему управления встроена программа самодиагностики и протокола с аудиовизуальным выводом информации на дисплей.

Печатная машина оборудована специализированным компьютером и модемом для прямой связи со специалистами сервисной службы компании­производителя. Дистанционная диагностика дает им возможность быстро и точно реагировать на возникновение нештатных ситуаций.

Как в любом газетном производстве, в технологическом комплексе типографии особую роль играет цех экспедирования готовой продукции. Все оборудование, используемое в цехе, произведено шведской компанией IDAB WAMAC. Сегодня в цехе установлено три упаковочных линии для отгрузки стандартной продукции в режиме on­line, а также линией off­line для тиражей, требующих дополнительной обработки, например вкладки добавочных полос. Передачу тиража с двух фальцаппаратов выполняют в режиме on­line две грейферные линии, которые оснащены системой, обеспечивающей цифровой программируемый контроль за газетами на пути от фальцаппарата до стеккера. Эта же система с помощью гибкого интерфейса синхронизирует работу транспортера и печатной машины. Кроме того, система дает возможность индивидуализации производства и выполнения таких функций, как сброс отдельных газет, адресация от одной газеты, накопительное складирование, вкладка на максимальной скорости потока, формирование малообъемных пачек. Линии могут работать с газетами объемом от 4 до 160 полос формата А2 при скорости до 90 тыс. экз./ч.

Для формирования газетных пачек используются три стеккера с полуавтоматической установкой величины формируемой пачки от 14 до 250 экземпляров; производительность каждого из стеккеров до 70 тыс. экз./ч.

Сформированные пачки заворачиваются в полиэтиленовую пленку при помощи трех оберточных станций с производительностью до 30 пачек в минуту. Обернутые пачки перевязываются полимерными стретч­лентами шириной 5 мм . Эту операцию выполняют шесть обвязочных машин, производительность которых составляет от 18 до 40 пачек в минуту. Сформированные, обернутые и перевязанные пачки с помощью трех конвейеров подаются в окна выдачи для загрузки в машины. Под конец остается только упомянуть о макулатурном прессе, который прессует отходы бумаги в кипы и обвязывает их.

В стенах типографии «Проф­Медиа Принт» автор увидел высокотехнологичное, компактное, мощное, отлично сбалансированное производство, уже сегодня выпускающее около двух десятков наименований газет. Еженедельно 2,5­3 млн. экземпляров газет отправляются типографией автотранспортом по 37 маршрутам. Все это — несомненный успех для предприятия, работающего немногим более года и насчитывающего в своем коллективе лишь около 100 человек.

А что думают о своей работе руководители и специалисты типографии? У них нет никакой эйфории, а думают они в основном о стоящих перед предприятием задачах и путях их скорейшего решения. Об этом говорила и Людмила Пименова, генеральный директор типографии. Стратегическими задачами определены: безупречное качество продукции, высокое качество работы с заказчиками, привлекательные цены. Ясны и пути решения — это оптимизация всех стадий технологического процесса, внимательное отношение и индивидуальный подход к каждому клиенту, максимально возможное сокращение полиграфических и материально­сырьевых издержек, минимальный срок между подписанием очередного номера газеты и ее доставкой в оптово­розничные и подписные сети.

Мы говорили и об оптимизация технологии. Ведь технологический процесс газетного производства в данном случае достаточно прост и предопределен имеющимся комплексом оборудования, и разные объемы, красочность и тиражи изданий принципиально технологию не меняют. Но в этом и заключены главные преимущества, поскольку сужается круг проблем и сокращается время поиска их решений. Здесь главное решение специалисты видят в жесткой стандартизации всего процесса производства — от приема и оценки качества электронного оригинала до отправки готового тиража автомашиной. Резервы на предприятии есть, их надо лишь найти: например, при обслуживании печатной машины — в организации тщательного посменного и побригадного контроля и анализа выполнения персоналом каждой технологической операции: замены рулонов, печатных форм и т.п. На их основе будет создан оптимальный алгоритм действий каждого члена бригады, чтобы довести время, необходимое для смены тиража, до 20  минут.

Решаются и другие задачи. Так, в экспедиции завершается монтаж вкладочной линии с накопительной системой. Пока рекламные материалы в каждый экземпляр печатаемого издания вкладываются вручную, а заработает линия — сократятся и трудозатраты, и время изготовления продукции, и себестоимость.

Думают в типографии о расширении конфигурации печатной машины для увеличения объема изданий, об установке сушильного устройства для печати на мелованных бумагах, аппаратов для сшивания газет проволочными скобами, устройств дополнительного четвертого фальца и др. Стоит лишь добавить, что все эти возможности были предусмотрены еще при проектировании производства.

Конечно, у предприятия немало проблем, типичных для отрасли в целом. Что может поделать коллектив, если только за год поставщики несколько раз поднимали цены на бумагу? Но и здесь можно найти свой путь. Российскими предприятиями медиа­группы А­pressen создан закупочный комитет, который работает с поставщиками бумаги и материалов в поисках взаимовыгодных решений.

Кратко подведем итоги. С помощью норвежского капитала в России создано высокоэффективное прибыльное производство. Платятся налоги. Добавляются рабочие места. Расширяется рынок печати газет. Возрастает конкуренция — снижаются цены, улучшается качество. На Руси уже был весьма позитивный опыт прихода варягов…

КомпьюАрт 2'2006

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства