Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

1 - 2006

Основы оформления газеты

Продолжение. Начало в № 12’2005

Николай Дубина info@prodtp.ru

Шрифтовое оформление текста газеты

Газетные заголовки, их виды и оформление

Шрифтовое оформление текста газеты

Шрифты используются в газете для набора текста, для выделения части текста или целых материалов, для набора и оформления газетных заголовков. В соответствии с этим шрифты можно разделить на текстовые, выделительные и заголовочные. Правда, часто бывает, что все эти функции выполняет один и тот же шрифт, но об этом пойдет речь ниже.

Текстовые шрифты

Газетные тексты набирают, как правило, шрифтами прямого светлого начертания. Если прежде основными текстовыми шрифтами были шрифты таких гарнитур, как Литературная или Times New Roman, то в последнее время ими пользуются все реже.

Крупные издания все чаще применяют для набора текстов так называемые фирменные (монопольные) шрифты. Для этого их заказывают у одного из российских производителей шрифтов: ParaType, LetterHead, DoubleAlex, InterType Studio и т.д. Использование фирменных шрифтов поднимает престижность изданий и вызывает доверие к подаваемой ими информации.

Широкое распространение в газетах получают шрифты с широким четким очком, удобочитаемые даже в мелких кеглях. Обычно для набора газетных текстов применяют шрифты кеглей 6­10 пт. Величина междустрочного пробела существенно влияет на удобочитаемость текста: при увеличении этого пробела облегчается восприятие текста читателем, а когда он меньше высоты строки, то восприятие текста ухудшается. Опыт показывает, что для обеспечения удобочитаемости величина междустрочных пробелов должна равняться по крайней мере величине пробелов между словами. По мнению некоторых, она должна составлять 110% от высоты строки.

Использование текстовых шрифтов

В первые годы после Октябрьской революции газеты в нашей стране набирались шрифтами относительно крупных кеглей — 12­14 пт. В то время это было оправданно, так как большинство читателей еще не имели навыков чтения периодической печати, да и вообще в стране было очень много малограмотных.

В настоящее время большинство газет набирают шрифтами 9 и 8 пт., причем наблюдается тенденция к их уменьшению. Нередко можно встретить тексты, набранные шрифтами 6­7 пт. Это, с одной стороны, соответствует навыкам читателей по восприятию газетных текстов, а с другой — отвечает стремлению редакций дать на ограниченной газетной площади максимальное количество текстового материала. Однако, уменьшая кегль, надо помнить о возможностях типографий и характеристиках бумаги, на которой печатаются газеты.

Можно применять несколько вариантов шрифтового оформления. Один из них — набор всей газеты шрифтом одной гарнитуры с использованием различных ее начертаний, другой — применение нескольких гарнитур. В подавляющем большинстве газет используются шрифты нескольких гарнитур, благодаря чему разнообразится оформление издания и облегчается выделение различных материалов. Обычно одна шрифтовая гарнитура является основной — ею набирают большую часть материалов номера, а шрифты других гарнитур играют роль дополнительных. Использование для набора газетного текста нескольких шрифтовых гарнитур требует вкуса и чувства меры. Стремление набирать каждую статью шрифтом другой гарнитуры или начертания приводит к шрифтовой пестроте, неразберихе, рассеивает внимание читателя, мешает ему сосредоточиться.

Вкус и чувство меры необходимы и при выборе размера текстовых шрифтов. Этот размер прежде всего определяется характером газетного материала, его значением. Чем важнее статья или заметка, тем более крупным кеглем ее набирают.

Для выделения важнейших смысловых частей крупной статьи используется изменение кегля текстового шрифта, но гарнитура при этом остается без изменений. Так, чтобы обратить внимание читателей на важное сообщение, нередко первый его абзац набирают шрифтом более крупного кегля, а остальную часть заметки — более мелким. Первый вводный абзац иногда набирают и на более широкий формат, например на двухколонный. Конечно, такое шрифтовое оформление требует особого построения заметки: вводный абзац должен сообщать все основные сведения о событии, остальная же часть статьи дополняет или комментирует их. Этот прием шрифтового оформления помогает читателю быстрее ориентироваться в содержании материала.

Размер текстового шрифта зависит и от числа и формата колонок на газетной полосе. В узкую строку входит меньше знаков шрифта крупного кегля или шрифта с широким очком. Набор на узкий формат часто приводит к многочисленным переносам в соседних строках, к неоправданной разбивке слов в середине строки или к увеличению пробелов между словами, к появлению в тексте так называемых коридоров и т.п. Чтобы избежать этих недостатков, приходится набирать заметку шрифтом более мелкого кегля. Поэтому увеличение количества текстовых колонок на газетной полосе и уменьшение формата колонки обусловливают переход к использованию шрифтов мелких кеглей.

При шрифтовом оформлении текста газеты следует обращать внимание на набор абзацных строк. Одна из самых распространенных ошибок — разная величина абзацных отступов в материалах, набранных на неодинаковые форматы, приичем даже в одном и том же материале.

Выделения в тексте

Для выделений в тексте какого­либо слова, предложения, абзаца или раздела статьи обычно применяются шрифты тех же кеглей и гарнитур, что и для набора самих текстов, но не прямого светлого начертания, а полужирные прямые или курсивные светлые. Полужирные шрифты дают более интенсивное выделение, чем курсив. Курсив выглядит красиво, но воспринимается хуже, чем шрифт прямого начертания. Иногда для выделений в тексте применяют шрифт другой гарнитуры.

Существует еще одно средство выделения в тексте — разрядка, то есть увеличение промежутков между буквами выделяемого слова. Нежелательно применять разрядку для выделения относительно большого по размеру участка текста, так как в этом случае затрудняется процесс чтения. При наборе текста вразрядку должен пропорционально увеличиваться промежуток между выделяемыми словами.

В газетах нередко применяют и различные нешрифтовые средства выделения в тексте, одним из которых является боковой отступ (втяжка). Он используется для выделения какого­либо абзаца или раздела статьи, который набирают на меньший формат, чем остальной текст. Отступ бывает как односторонним, так и двусторонним.

К средствам выделения относится и боковая линейка — тонкая или полужирная, одинарная или двойная, установленная вертикально рядом со строками, к которым хотят привлечь внимание читателя. Чаще боковую линейку используют в газетах, где текстовые колонки разделяются межколонными пробелами.

В некоторых изданиях боковую линейку объединяют с боковым отступом, и тогда линейку устанавливают в просвете, образованном отступом.

Реже используется подчеркивание отдельных слов и предложений тонкой или полужирной линейкой. Это связано с тем, что для установки линейки требуется увеличить междустрочный пробел, что не всегда желательно и не всегда красиво.

Чтобы усилить выделение, можно сочетать шрифтовые средства с нешрифтовыми. Так, в некоторых газетах выделяемый абзац набирают полужирным шрифтом или курсивом с боковым отступом, иногда даже соединяя его с боковой линейкой.

Авторская подпись

Подавляющее большинство газетных материалов публикуется с авторской подписью, которую обычно помещают в конце статьи или заметки под последней строкой текста. Авторская подпись состоит из первого инициала автора и его фамилии (полностью). Иногда сюда добавляются должность, звание, страна, город и т.д., и в этом случае подпись разбивается на несколько строк: в первую строку входят инициал и фамилия, а под ними, на второй строке, ставят должность/звание.

Авторскую подпись выключают вправо, отбивая ее от межколонной линейки кегельной.

Важно установить единообразие в наборе авторской подписи. Распространенная ошибка — разнобой в шрифтовом оформлении. Нередко в одной и той же газете, даже в одном и том же номере подписи оформлены по­разному: строчным и прописным шрифтом, прямым и курсивным, светлым и полужирным. Часто шрифт авторской подписи ставят в зависимость от шрифта, которым набран газетный материал: если, например, заметку набирают светлым прямым, то фамилию автора делают полужирным прямым, а если заметка набирается светлым курсивом (что само по себе редкость), то и подпись оформляют курсивом, но полужирным.

Рекомендуется набирать фамилию автора полужирным прописным шрифтом. Звание (должность) набирают строчным полужирным того же кегля. В конце первой строки подписи во многих газетах ставят запятую, иногда точку. В зависимости от этого вторую строку, то есть указание должности (звания), набирают со строчной или прописной литеры. В конце подписи ставят точку (рис. 1). Если ширина колонки позволяет, то подпись можно набирать и в одну строку. Выбрав какой­либо вариант оформления авторской подписи, следует в дальнейшем придерживаться его, не допуская отклонений.

Рис. 1. Оформление авторской подписи

Рис. 1. Оформление авторской подписи

Если в конце заметки дается территориальная ссылка, ее набирают светлым прямым строчным или прописным шрифтом, помещают отдельной строкой ниже авторской подписи и выключают влево (рис. 2).

Рис. 2. Вариант оформления авторской подписи

Рис. 2. Вариант оформления авторской подписи

Групповую подпись, состоящую из нескольких фамилий, можно оформить столбцом, располагая фамилии одну под другой и каждую выключая вправо.

Если редакция хочет подчеркнуть значение какого­либо текста, она может перенести фамилию автора в начало материала. Это обычно относится к фамилиям крупных общественных деятелей, известных ученых, писателей и т.д. В таком случае фамилию автора можно поставить над заголовком материала, рядом с ним или под ним. Под заголовком авторскую подпись помещают целиком, в несколько строк, выключая их по центральной оси материала. Если заметка разверстана на три колонки, то авторскую подпись устанавливают на средней колонке; при двухколонной разверстке материала подпись размещают по центральной оси под серединой заголовка. Такую подпись целесообразно отбить от заголовка и от нижестоящего текста звездочками, ромбиками и тому подобными наборными украшениями или короткими линейками.

Помещая фамилию автора под заголовком, следует проверить, не возникает ли неудачное смысловое сочетание.

Подпись к иллюстрации

Большинство иллюстраций в газете сопровождается подписью; исключение составляют лишь те иллюстрации, на которые даются ссылки в тексте: «см. фотоснимок» и т.п. Подпись часто отбивают от текста заметки прямой тонкой линейкой на весь формат иллюстрации.

Если иллюстрация играет на полосе самостоятельную роль, то подпись к ней принимает вид развернутой текстовки. Обычно она состоит из двух частей: вступления, в котором даются общие сведения об иллюстрации, и собственно подписи — объяснения, что конкретно показано на фотоснимке или на рисунке. Вторая часть подписи ставится после указания «на снимке» или «на фото».

Обе части текстовки в большинстве случаев помещают под иллюстрацией. Но иногда их разъединяют: первую часть, набранную с абзаца, ставят над иллюстрацией, вторую — под ней. Возможны и другие варианты размещения подписи — полностью над иллюстрацией или сбоку от нее. В этом случае текстовку (иногда вместе с иллюстрацией) можно заключить в рамку, отделяющую ее от соседнего текста. Сейчас подписи часто стали помещать прямо на рисунок или на фотографию.

Подпись набирают светлым или полужирным шрифтом на формат иллюстрации. Обратите внимание на выделения в текстовке, поскольку при этом часто допускают ошибки. Например, чтобы выделить фамилии людей, показанных на снимке, их набирают прописными буквами. При наборе подписи светлым строчным шрифтом фамилии, как и указание «на снимке», лучше дать полужирным. Если подпись оформляют полужирным шрифтом, то выделения в ней производят светлым, иногда с применением разрядки.

В конце подписи отдельной строкой ставят фамилию фотографа или художника, набранную светлым или полужирным строчным шрифтом и с выключкой вправо.

Если иллюстрация заверстана в текст газетного материала, то подпись к ней часто ставят в конце заметки, после фамилии автора. Подпись отделяют от текста заметки прямой тонкой линейкой и набирают с абзаца. Указание «на снимке» и фамилии выделяют шрифтом.

Эпиграф

Иногда между заголовком и иллюстрацией или текстом заметки помещают эпиграф — цитату из какого­либо произведения или, например, выдержку из новости, давшей повод для написания материала в газету.

Эпиграф набирают на формат, не меньший и не превышающий двух третей половины формата текста основного материала. Для эпиграфа выбирают шрифт, отличающийся по гарнитуре или по начертанию от шрифта, которым набрана заметка. Размер шрифта для эпиграфа обычно на ступень меньше кегля шрифта, которым оформлена заметка. Если эпиграф ставят над статьей, разверстанной на три и более колонок, рекомендуется разместить его над первой или двумя первыми колонками.

Инициал (буквица)

Инициалом называют прописную литеру крупного кегля (16­24 пт.), которая врезается в начало первого слова или первых двух­пяти строк статьи либо заметки и применяется для обозначения начала газетного материала или его разделов (поэтому иногда инициал называют фонарем), а также для украшения текста. Во всех случаях, когда заголовок заметки сдвинут со своего обычного места и когда текст начинается не из­под заголовка, в начале материала ставится инициал. Это, в частности, относится к газетным «подвалам».

Чтобы инициал был хорошо заметен, для него чаще всего подбирают литеры полужирных прямых начертаний, но иногда красиво выглядят и инициалы, набранные светлым шрифтом. Если текст заметки набран курсивом, то для инициала выбирают курсивную литеру.

Высота инициала обычно равна двум, а иногда и трем текстовым строкам.

Продолжение первого слова, в которое врезан инициал, принято набирать прописными буквами шрифта того же начертания, которым оформлен начальный абзац текста, или капительным начертанием, если таковое имеется. Верх очка инициальной литеры должен соответствовать верху прописных литер, которыми набрано слово.

Цифры обычно инициалом не оформляют. Если в начале статьи стоит какое­либо число или дата, рекомендуется набрать его прописью, чтобы затем оформить первую букву как инициал, то есть вместо «33 богатыря» набрать «Тридцать три богатыря» и т.д. Так же поступают и с сокращенными обозначениями имен собственных, с которых начинается статья. Например, вместо «С. Иванов дал интервью» надо набрать «Сергей Иванов дал интервью».

Если в газете применяется второй цвет, его можно использовать и для оформления инициалов, поскольку такие инициалы хорошо выделяются на странице.

В начало В начало

Газетные заголовки, их виды и оформление

Заголовки и «лицо» газеты

Заголовки относятся к важнейшим элементам оформления газеты, ибо они управляют вниманием читателя. Заголовки помогают читателю быстро ознакомиться с номером, получить представление о содержании его материалов, выбрать самое главное и интересное. От характера и оформления заголовков в значительной степени зависит, будет ли прочитан тот или иной материал.

При неудачном выборе заголовка или при неправильном его оформлении воздействие сообщения на читателей резко снижается: статью с невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают и, следовательно, не читают. И наоборот, яркий и правильно оформленный заголовок повышает эффективность материала.

Мы уже привыкли к броским заголовкам, но как же тяжело жилось читателям газет, выходивших в России и других странах 200­250 лет назад! В то время в начале каждого сообщения в газете чаще всего указывались только географический пункт, то есть название города, откуда оно пришло, и дата его направления в редакцию. Лишь в первой половине XIX века появились заголовки, и на первой странице стали помещать своеобразный указатель публикуемых материалов, нечто вроде современного раздела «Сегодня в номере», где были сгруппированы заголовки важнейших статей — сообщения об их содержании. Постепенно заголовки начали появляться и на других газетных страницах: сначала над фельетонами, литературными материалами, а затем над важнейшими статьями и сообщениями.

Интересно отметить, что в зарубежных газетах заглавие статьям и заметкам прежде давали не авторы, а особые специалисты — «заголовочники». Заголовки, которые они подбирали для газетных материалов, как правило, носили сенсационный характер и были довольно слабо связаны с содержанием.

В редакциях часто говорят, что газетный заголовок должен «работать». Это означает, что он должен быть интересным настолько, чтобы привлечь внимание читателя, даже заинтриговать его и уж во всяком случае побудить прочитать или хотя бы просмотреть статью. Лучше всего «работает» короткий заголовок, сжато, энергично, а порой и афористично выражающий главную мысль материала. Длинный, растянутый заголовок утомителен для читателей, требует от них усилий, чтобы прочитать его до конца.

Оформление заголовка должно соответствовать его значению, важности статьи или заметки, к которой он относится. Содержание газетного материала, его место в номере, смысловая нагрузка заголовка — все это определяет приемы его технического оформления и те средства, которые будут для этого использованы. Привлекая внимание читателя, любой газетный заголовок должен легко восприниматься и читаться без затруднений.

Виды газетных заголовков

В газете используется несколько видов заголовков, различающихся по своему назначению, по роли, которую они играют на полосе.

Обыкновенный заголовок дает представление о стоящем под ним материале. Почти каждый материал, публикуемый в газете, имеет такой заголовок (об исключениях см. ниже).

Подзаголовок — чаще всего тематический — поясняет, уточняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Подзаголовок может быть и служебным — в этом случае он указывает на характер и направление газетного выступления, на его литературную форму или на источник получения (например, подзаголовок «От нашего специального корреспондента»). Бывают и внутренние подзаголовки — названия разделов материала, если, например, статья относительно большого объема делится на несколько частей.

Рубрика обычно ставится над основным заголовком и чаще всего указывает на раздел газеты, в котором помещается данный материал (например, «Новости спорта»). Рубрика может также характеризовать направление или жанр материала.

Шапка — это заголовок, объединяющий несколько газетных материалов, каждый из которых может иметь свой заголовок.

Заголовки применяются отдельно или в сочетании друг с другом. В последнем случае они взаимодействуют, давая читателю максимум первичной информации о публикации. Итак, рубрика определяет тематическое направление или характер публикуемого материала; заголовок сообщает о его теме, основной идее; подзаголовок конкретизирует содержание заголовка. Как правило, в газетах используют сочетание двух видов заголовка — рубрики и обыкновенного заголовка или заголовка и подзаголовка.

Большинство газетных заголовков — однострочные, но часто встречаются двухстрочные и значительно реже — трехстрочные и многострочные.

Чем больше строк в заголовке, тем сложнее его правильно набрать. Набранный крупным шрифтом многострочный заголовок занимает на полосе очень большую площадь и вследствие этого образует темное пятно, которое требуется чем­либо уравновесить. По этой причине многострочные заголовки рекомендуется набирать более мелкими шрифтами. Кроме того, использованию многострочных заголовков препятствует наличие дополнительных заголовков разных уровней (подзаголовка, рубрики и т.п.).

Одна из наиболее распространенных ошибок при оформлении заголовков — неправильное деление на строки. Стремясь сделать «пирамиду», верстальщики стараются поставить сначала длинную строку заголовка, а под ней — короткую или наоборот, но при этом они разрывают его на части, каждая из которых не представляет законченного целого. Если при наборе заголовка выбранным шрифтом строка не входит в формат, надо изменить размер, начертание или даже гарнитуру шрифта, поскольку обязательно нужно сохранить правильное смысловое деление на строки.

Ошибочно:

Коттеджи на берегу

Москвы­реки решено смыть

Правильно:

Коттеджи на берегу Москвы­реки

решено смыть

Ошибочно:

Москвичка убила

насильника в состоянии

аффекта

Правильно:

Москвичка убила насильника

в состоянии аффекта

 

При разбивке заголовка на строки не допускаются переносы слов, а также отделение имени или инициалов от фамилии. Следует внимательно следить и за расположением союзов, частиц «не» и «ни», предлогов, не допуская их отрыва от слов, к которым они относятся.

Размещение заголовков

Разбив заголовок на строки, надо правильно разместить его относительно текста, к которому он относится. Все приемы размещения можно свести к двум основным. Первый — постановка заголовка симметрично, по центральной оси газетного материала; при этом учитывается весь формат, на который разверстана статья или заметка. Второй — размещение заголовка асимметрично по отношению к тексту, с выключкой влево или вправо от центральной оси.

Газетная практика выработала несколько основных вариантов размещения заголовка, Первым и самым распространенным является установка его над текстом (рис. 3) — его можно расположить над всеми колонками текста или только над их частью, причем в последнем случае более предпочтительно разместить заголовок над первыми колонками. Если ширина заголовка превышает формат колонок, то его устанавливают или слева — с оборкой справа, или справа — с оборкой слева, или в центре — с оборкой с обеих сторон. Если текст разверстан более чем на две колонки, не рекомендуется использовать заголовок шириной в одну колонку, так как при этом нарушается его связь с другими колонками текста.

Рис. 3. Варианты размещения заголовка над текстом

Рис. 3. Варианты размещения заголовка над текстом

Второй вариант размещения заголовка — сверху между колонками текста (рис. 4). В зависимости от верстки материала заголовок может «опираться» на различное число колонок. В трехколонной статье — на одну центральную колонку (его ширина может быть больше ширины колонки), а в четырехколонной статье рекомендуется использовать заголовок шириной в два­три формата колонок.

Третий вариант — размещение заголовка сбоку, то есть слева от текста (рис. 5), но так поступают только при разверстке текста на несколько колонок. Высота заголовка должна соответствовать высоте текста.

Рис. 4. Варианты размещения заголовка между колонками текста

Рис. 4. Варианты размещения заголовка между колонками текста

Рис. 5. Варианты размещения заголовка внутри текста

Рис. 5. Варианты размещения заголовка внутри текста

Четвертый вариант — перенос заголовка вглубь текста (см. рис. 5). Он используется в тех случаях, когда стремятся избежать слияния соседних заголовков, стоящих на одном уровне над текстами, или желают «разрядить» таким образом крупный текстовой кусок. Не рекомендуется переносить в середину текста заголовок, формат которого равен общему формату статьи, так как он разобьет ее на две части. Заголовок не следует опускать ниже оптического центра заметки, иначе нарушатся ее пропорции. Установка заголовка внизу текста — прием из журнальной верстки, пользоваться которым в газете не рекомендуется. И наконец, при любом перемещении заголовка вглубь текста желательно обозначить начало заметки с помощью буквицы.

Нельзя размещать заголовок в газете вертикально — слева и тем более справа от текста, так как это противоречит правилам чтения русского текста слева направо.

Выбор того или иного варианта размещения заголовка во многом определяется его видом, а также его композиционным положением, то есть сочетанием с другими заголовками страницы.

Не рекомендуется без серьезных оснований передвигать заголовок с его обычного места над материалом. Особенно это относится к тексту, заверстанному наверху газетной полосы, поскольку такой перенос как бы «обезглавливает» статью. Статья без заголовка, «накрывающего» ее сверху, производит весьма странное впечатление.

Надо осторожно подходить и к применению такого приема оформления подобных заголовков, когда их заключают в полные или неполные рамки из тонких или толстых линеек, которые дополняют размер заголовка до формата одной или нескольких стандартных колонок.

Размещение однострочного заголовка обычно не вызывает особых затруднений, но разместить двухстрочные и многострочные заголовки несколько сложнее. Им придают в газетах самую различную форму, которая зависит как от количества строк в заголовке, так и от формата, в котором он должен разместиться, то есть от количества текстовых колонок, на которые разверстана статья или заметка.

Двухстрочный заголовок часто устанавливают по центральной оси текстового материала, с выравниванием строк по формату, однако двухстрочный заголовок со строками неравной величины выглядит лучше. Обычно наверху помещают длинную строку, а под ней короткую, с одинаковыми отступами с обеих сторон. Реже встречается обратный вариант размещения двухстрочного заголовка в виде прямой пирамиды: первая строка — короткая, вторая — длинная.

Часто заголовок из двух неравных по величине строк размещают таким образом, что длинная (верхняя или нижняя) строка устанавливается в середине формата, по центральной оси, с одинаковыми отступами с обеих сторон, а вторая (короткая) выравнивается по одному из краев длинной строки. Если наверху располагают короткую строку, то получают так называемый ступенчатый заголовок.

Варианты размещения двухстрочного заголовка с выключкой одной из строк в сторону могут применяться при разверстке газетного материала и в одну колонку, и в несколько, поскольку можно сэкономить газетную площадь, поместив рядом со сдвинутой в сторону короткой строкой название рубрики или подзаголовок.

При позиционировании двухстрочного заголовка над заметкой, разверстанной на две колонки, свободное пространство рядом с нижней короткой строкой, выключенной в сторону, можно использовать для текстовых строк.

Варианты размещения многострочных заголовков

Часто применяются многострочные заголовки, в которых каждая строка состоит из одного слова. Набранный шрифтом крупного кегля, установленный по центральной оси на одну колонку, а иногда и в середине статьи, такой заголовок выглядит довольно эффектно.

Возможны и другие варианты позиционирования строк многострочного заголовка. Например, все чаще в газетах встречаются заголовки с асимметричным расположением неравных по величине строк, с выключкой части их влево или вправо. Свободное место рядом с выключенными в сторону короткими строками можно использовать для указания рубрики или для размещения подзаголовка. В газетах применяются и ступенчатые многострочные заголовки с неравными по величине строками, выключенными в левый или правый край.

При многоколонной верстке заголовок необходимо расположить таким образом, чтобы была очевидна его связь со всем колонками. Проще всего этого достигнуть, поставив заголовок на весь формат заметки, над всеми ее колонками. Однако при выключении заголовка в сторону он может быть установлен и на неполный формат газетного материала. Но и в этом случае желательно, чтобы заголовок «скреплял» все текстовые колонки статьи — хотя бы несколько его букв должны стоять над крайней колонкой или «врезаться» в ее текст. Например, если статья разверстана на три колонки, то ставят заголовок на две с четвертью или две с половиной колонки; при четырехколонной верстке заголовок размещают на три с четвертью колонки и т.п. И тогда заголовок с одной стороны обтекается текстом.

Можно поставить над многоколонным материалом и короткий заголовок — таким образом, чтобы он частично заходил и на первую, и на последнюю колонки. Часто слева и справа такой заголовок симметрично обирают текстом. Если размер заголовка значительно меньше общего формата статьи, то статью отделяют от соседних материалов линейками или рамкой, иначе одна или несколько текстовых колонок, не скрепленные заголовком, потеряют связь с основным материалом, оторвутся от него.

Вышеприведенные замечания не относятся, конечно, к размещению заголовков в газетных «подвалах» и «чердаках» — здесь имеются свои особенности.

Подзаголовок, особенно тематический, чаще всего располагают непосредственно под обыкновенным заголовком — «красной строкой», по центральной оси текстового материала или асимметрично, с выключкой влево или вправо.

Иногда подзаголовок размещают под основным заголовком симметрично по отношению к центральной оси статьи, но на уменьшенный формат. Например, если заголовок занимает формат трех колонок, подзаголовок устанавливают под ним, но на формат лишь одной центральной колонки. В этом случае его можно отбить снизу от текста короткой тонкой линейкой, звездочкой, ромбиком или каким­либо иным декоративным элементом. Подобный подзаголовок хорошо смотрится и занимает немного места. При размещении подзаголовка по центральной оси текстового материала, разверстанного на две колонки, подзаголовок приходится обирать с обеих сторон текстом.

Нередко применяют экономичный вариант размещения подзаголовка — рядом с основным заголовком и на одном уровне с ним. При этом его часто подчеркивают линейкой или заключают в рамку. Если в основном заголовке несколько неравных по величине строк, то применяют другой экономичный вариант размещения подзаголовка — рядом с короткой строкой заголовка, выключенной влево. И в этом случае подзаголовок тоже подчеркивают линейкой, чтобы лучше отделить его от заголовка.

Подзаголовок можно отделить от основного заголовка и перенести в середину текстового материала. Это делают, когда нужно избежать концентрации различных заголовков в одном месте или в целях разреживания крупного текстового куска. Обычно подзаголовок помещают по центральной оси текстового материала и выделяют рамкой или линейками сверху и снизу.

Внутренний подзаголовок размещается над той частью газетного материала, к которой он относится: на одну колонку (при одноколонной верстке) или на большее число колонок. Он устанавливается с выравниванием посередине либо асимметрично, с выключкой влево или вправо. Внутренний подзаголовок часто подчеркивают прямой тонкой однопунктовой линейкой.

В газетах применяют и установку внутреннего подзаголовка так называемым боковиком — одной или несколькими строками, выключенными влево, к краю текстовой колонки, и обобранными справа текстом. Такой боковик экономичен, красиво выглядит, но применять его можно только при достаточно широком формате текстовой колонки.

Для ознакомления читателей с характером важнейших материалов, напечатанных на газетной полосе, широко используется особый прием оформления подзаголовков  — «афишкой». При этом тематические подзаголовки главных материалов страницы, дающие представление об их характере и содержании, группируют где­либо на видном месте полосы, например в верхней ее части или в центре. Они имеют ширину одной­двух колонок и заключаются в полную рамку из прямых или фигурных линеек. «Афишка» не должна занимать слишком много места на полосе, но если она умело оформлена, то хорошо выделяется на странице, помогая читателю быстро разобраться в содержании материалов газеты.

Размещение рубрики во многом зависит от количества строк в ней. Однострочную рубрику чаще всего устанавливают над основным заголовком и обычно ее подчеркивают (подсекают) прямой тонкой линейкой («подсечкой»). Если в рубрике не одна, а две короткие строки, ее удобно расположить на одном уровне с основным заголовком слева от него. Название рубрики подчеркивают прямой тонкой линейкой либо заключают в полную или неполную рамку. Для размещения названия рубрики можно использовать свободное пространство, образующееся рядом с выключенными в сторону короткими строками многострочного заголовка.

Как и подзаголовок, рубрику иногда переносят в середину материала, к которому она относится. Ее устанавливают по центральной оси, обирают текстом и выделяют рамкой или прямыми линейками сверху и снизу. Выделения такой рубрики можно добиться и с помощью «воздуха» — свободного пространства вокруг нее.

Нередко рубрика относится не к одному материалу, а к нескольким, например к тематической подборке. В этом случае ее устанавливают над «шапкой» подборки или рядом, на одном уровне с ней. При отсутствии «шапки» рубрику врезают в два соседних текста и заключают в рамку. Если вся подборка ограничена рамкой, то рубрику можно включить в рамку сверху. В некоторых газетах этот вариант размещения несколько изменяют, располагая рубрику в середине формата или асимметрично — между линейками, которыми отбивают подборку сверху.

Однострочная или двухстрочная «шапка» обычно размещается на весь формат подборки или полосы с одинаковыми отступами по 7­12 мм с обеих сторон, и тогда она как бы накрывает сверху все материалы. В двухстрочной «шапке» строки могут быть равными по величине — в таком случае они устанавливаются по центральной оси подборки или полосы. Если же строки в «шапке» неравны, то обычно первой ставят более длинную строку, а под ней по центральной оси — короткую. Возможно и асимметричное выравнивание короткой строки.

При необходимости дать на полосе «подшапку», то есть заголовок, уточняющий, разъясняющий «шапку», ее располагают как вторую или третью строку «шапки», но набирают обычно на меньший формат.

Нередко «шапку» устанавливают не на весь формат подборки или полосы. В этой ситуации рядом и на одном уровне с ней можно поместить рубрику. Иногда часть формата подборки или полосы занимают иллюстрацией — фотоснимком или рисунком, а «шапку» размещают на оставшейся части формата. Если подборка материалов заключена в рамку, «шапку» можно поставить так же, как рубрику, — сверху между линейками.

Вместо оформления подзаголовков «афишкой» на полосе можно использовать и оформление их своеобразной «шапкой». При этом подзаголовки устанавливают один за другим («цепочкой») — над подборкой или полосой. Такая цепочка подзаголовков, размещаемая на весь формат подборки или на его часть, очень красиво выглядит и выполняет роль «афишки».

Заголовок с оборкой

При необходимости установить заголовок меньшей величины, чем общий формат газетного материала, или при несоответствии длины заголовка ширине стандартных колонок полосы применяется текстовая оборка. Она может быть односторонней, когда заголовок обирают справа или слева; часто применяют и двустороннюю оборку. Заголовок с оборкой очень привлекателен, а особенно красиво выглядит заголовок с двусторонней оборкой, «утопленный» в тексте. При этом не обязательно перемещать заголовок вглубь текста — достаточно опустить его на несколько строк ниже верхнего края статьи и заверстать симметрично текстом с обеих сторон.

Текстовая оборка не только выделяет заголовок, но и дает возможность экономно использовать газетную площадь, в частности излишнее пустое пространство, образующееся у многих заголовков. Иногда текстовая оборка применяются для того, чтобы предотвратить слияние заголовка с набранными на полный формат соседними заголовками.

Статья, к которой относится заголовок с оборкой, должна быть отбита сверху линейкой — иначе строки оборки могут слиться со строками стоящего над нею материала.

Флаговый заголовок

Флаговым называют заголовок, который имеет существенно б о льшую ширину, чем газетный материал, к которому он относится. В частности, если заметка разверстана на две колонки, а заголовок имеет формат на три или четыре колонки, то вместе они образуют фигуру, похожую по форме на флаг.

Флаговый заголовок дает возможность четко выделить небольшой, но важный материал. Достаточно, например, поставить над одноколонной заметкой заголовок на три или четыре колонки, чтобы привлечь к ней внимание читателей. Флаговый заголовок можно с успехом использовать и для выделения иллюстраций — фотографии или рисунка. В некоторых газетах в последнее время стал часто применяться один из видов флагового заголовка — флаговая «шапка». Заголовок двухколонной передовой статьи с флаговой «шапкой» на весь формат первой полосы эффектно смотрится и ясно выделяет важнейший материал страницы.

Решая вопрос о целесообразности использования флагового заголовка, нельзя забывать и о его недостатках. Дело в том, что читатель может отнести неправильно оформленный флаговый заголовок к стоящему под ним соседнему материалу или к иллюстрации. Чтобы этого не произошло, часть флагового заголовка, выступающую за формат текста, к которому он относится, необходимо отбить снизу и сбоку сплошной прямой линейкой.

Набор заголовков с «воздухом»

Если набрать заголовок на полный формат статьи, он будет плохо виден: как говорится, ему будет «тесно». К тому же с таким заголовком могут слиться два соседних, стоящих на одном уровне и набранных таким же шрифтом заголовка. Чтобы избежать этого, заголовки обычно набирают с небольшими отступами­пробелами с обеих сторон. Так, если заголовок нужно поставить над двухколонной заметкой, общий формат которой 96 мм, то его набирают на 86 мм, и тогда слева и справа от заголовка образуется «воздух» — пробелы по 5 мм. Этого достаточно, чтобы выделить заголовок, придать ему привлекательный вид. Заголовок с «воздухом» читается значительно легче, но следует учитывать, что излишний «воздух» не украшает и не выделяет заголовка, а только безобразит его. Не рекомендуется использовать различные украшения, в том числе и линейки, которые забивают пустое пространство у заголовков, но положения не спасают — лучше выбрать другую гарнитуру или иное начертание шрифта заголовка.

Заголовок или «шапку» нужно четко отделить от стоящего под ними материала, для чего используют тонкие линейки или декоративные элементы.

 

Продолжение следует

В начало В начало

КомпьюАрт 1'2006

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства