Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

1 - 2001

Оформление научных и технических изданий

Николай Дубина, vedi@d-s.ru

Надо признать, что оформление художественной литературы день ото дня становится все лучше и лучше, а вот разнообразная научная и техническая книга пока еще далека от необходимого уровня.

А ведь выпуском научно-технической литературы занимаются много издательств. И если улучшилось качество внешнего оформления за счет широкого введения суперобложек и их различной обработки (например, лакировка), большого количества различных переплетов, использования полимеров и т.п., то во внутреннем оформлении книги явно еще не все в порядке.

Частенько приходится слышать, что заниматься всеми этими «мелочами» — не такая уж обязательная задача для дизайнера или верстальщика технической литературы.

Оно и понятно, ведь оформление научно-технической книги проводится довольно ограниченными средствами — формат издания, шрифт, отношение полос набора и полей, ритм рубрик, чертежи и документальные иллюстрации, незначительные декоративные элементы. У этого типа литературы нет того богатства возможностей, которые присущи художественной литературе. Однако не все так плохо.

Что характерно для оформления научно-технической книги?

Внутреннему строю такой книги свойственны общие черты современного оформления: простота, лаконизм, декоративность. Это выражается в четкой конструкции всех элементов оформления, в пропорциях массы набора и полей, в более контрастных соотношениях черного и белого, в композиции титулов, шмуцтитулов, спусковых полос, в более свободных принципах верстки.

Рассмотрим несколько интересных наборных титулов. В качестве композиционного приема довольно часто используется сильное смещение пятна набора к верхнему краю полосы. При зауженных форматах, применяемых, как правило, в наших научных изданиях, этот прием оправдан, так как при этом укрепляется верх полосы, увеличивается броскость заголовков, масса набора становится активнее, большое поле просвета уравнивает несколько асимметричное членение полосы и дает возможность свободно разместить дополнительные тексты.

Титулы часто оформляются в одной гарнитуре, но чередование светлых и жирных шрифтов курсивных и прямых начертаний делают композиции живыми и разнообразными. Удачно используются простые украшения — линейки и звездочки (рис. 1). Для повышения декоративности иногда вводится вторая краска.

Неплохой эффект получается когда курсивное начертание шрифта, выбранное для основной массы набора, и его асимметричное построение придают композиции впечатление активного движения и легкости (рис. 2). Все заголовки на спусковых полосах этого издания построены на крупном кегле строчного курсива. Таким образом, правильно примененный здесь шрифт обладает достаточной выразительностью.

В оформлении спусковых полос не стоит избегать наборных украшений. Декорирование рубрик простыми элементами (линейками, звездочками и т.п.) придает им некую торжественность и значимость. Выбор крупного кегля строчных шрифтов жирного начертания, линейки, выделение названия главы делают спуски довольно выразительными (рис. 3).

Довольно часто в современных изданиях акцентируется порядковый номер раздела или главы с пропуском слов «раздел», «глава». И действительно, читатель обычно ищет нужную ему часть книги лишь по номеру. Этот прием дает дизайнерам немало возможностей для создания новых композиций спусковых полос (рис. 4).

В построениях заголовков внутри текста широко используются выключки к краям полос. При сложных рубрикациях такой прием лучше использовать для самых нижних ступеней. В этом случае заголовки органически сливаются с текстом, лучше запоминаются и легче отыскиваются в книге.

Реже всего привлекают внимание таблицы, выводы, сноски и оглавления. Но интересные композиции могут быть и тут.

Почему-то при верстке научных изданий утвердилась традиция обязательного применения в таблицах вертикальных линеек (прографок). Они перегружают набор и контрастируют с основным текстом, для которого несвойственны вертикальные выделения. Практика показывает, что таблицы без вертикальных линеек смотрятся ничуть не хуже.

Немало интересного может быть и в оформлении содержания или оглавления.

В очень сложных рубрикациях следует активнее отделять основные части от второстепенных, не бояться больших втяжек и повышенного количества отбивок (рис. 5). При небольшом тексте содержания можно располагать номер страницы над текстом, с выключкой по центру. Удачно могут быть использованы отточия с увеличенной отбивкой (1,5-2 круглых); интересными могут быть варианты композиций отточий, располагаемых в шахматном порядке.

Названия глав можно вынести на шмуцтитулы (рис. 6). Обратите внимание на сильно увеличенный порядковый номер раздела, это дает возможность быстро находить нужную часть.

Чтобы излишне не уменьшать иллюстрации, которые имеют большое значение в любом издании, их можно вывести за формат полосы и даже под обрез. Тогда композиция разворотов становится динамичной и оригинальной. К сожалению, такой прием используется крайне редко.

Приведенные примеры не охватывают всех элементов внутреннего оформления научно-технических изданий. Они лишь говорят о том, что возможностей для различных находок, принципиально новых приемов оформления — множество.

Пришла пора начать активные творческие поиски в области оформления научно-технической литературы.

КомпьюАрт 1'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства